Уровень и качество пенсионного обеспечения -важная составляющая экономического и социального положения населения страны. Анализ современного состояния экономической и социальной сфер свидетельствует о том, что неотъемлемой чертой преобразований в России стала социальная незащищенность населения. Формирование системы пенсионного обеспечения, адекватной новым отношениям собственности, распределения, производства и потребления, представляется весьма актуальным с точки зрения поддержания существования нетрудоспособных граждан России.
Существовавшая в России при плановой экономике государственная система пенсионного обеспечения обладала определенными достоинствами. Переход к рынку неизбежно связан с либерализацией и ростом розничных цен и тарифов, образованием рынка труда и, соответственно, ослаблением государственного контроля за заработной платой и формированием общей массы денежных доходов населения, появлением безработицы. Все эти кризисные явления в экономике определенным образом отражаются на жизни людей, особенно это касается социальной сферы, и конечно не может не отразиться на качестве пенсионного обеспечения граждан. Эти процессы приобретают не эпизодический, а постоянно действующий характер. Именно это позволяет рассматривать пенсионное обеспечение в качестве неотъемлемого элемента вмешательства государства в рыночную экономику.
Роль государства в регулировании социальных процессов очевидна. Основное бремя ответственности по социальной защите граждан - законодательной, финансовой, управленческой, координационной, контролирующей - несет государство. Опыт стран с рыночной экономикой показывает целесообразность построения системы социальной защиты на основе многосторонней ответственности: на уровне государства, частных структур, общественных объединений. Формирование структуры негосударственных субъектов социальной политики: предприятий и объединений различных форм и видов собственности, общественных фондов и организаций, отечественных и иностранных спонсоров - в России только начинается.
Необходимо учитывать и российскую специфику этого процесса. Если страны Запада в своем развитии шли от господства рыночных структур к государственному регулированию тех или иных, в том числе и социальных процессов, то российский путь к рынку лежит через преодоление государственного монополизма. В течение десятилетий основные меры социальной политики разрабатывались исключительно государством и реализовывались через контролируемые им системы образования, здравоохранения, дошкольного воспитания, а также социального обеспечения.
С развитием рыночных отношений в России будет происходить и перераспределение участников функций социального партнерства в пользу негосударственных субъектов.
Увеличение социальной активности частного сектора, общественных организаций, а также ответственность каждого трудоспособного гражданина за самообеспечение имеет для России переходного периода особое значение. Это связано и с особенностями ломки командно-административной системы управления, с ограниченностью финансирования социальных нужд, и с необходимостью преодоления укоренившегося в течение семи десятилетий представления о государстве как о единственном гаранте всеобщего социального благополучия.
Объект исследования - система пенсионного обеспечения России. Предметом исследования явились отношения, возникающие по поводу формирования и распределения пенсионного фонда страны между различными группами пенсионеров.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Аракчеев В. С., Барщевский М.Ю., Белянинова Ю. В., Борисов А. Н., Гусаков Д. Б., Ерофеева О. В., Кутепова К. О., Лушникова М. В., Сивакова И. В., Сулейманова Г. В., Удалова Н. М., Хижный Э., Шестакова Е. В. и др., а так же был использован Интернет-ресурс.
Целью данной работы является изучение социальных последствий пенсионной реформы в РФ, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, признаки и сущность пенсий по законодательству РФ;
- Исследовать историю развития пенсионного обеспечения в России;
- Определить пенсионное обеспечение России на современном этапе;
- Охарактеризовать реформирование пенсионной системы России на современном этапе.;
- Выявить пенсионные реформы в зарубежных странах и использование их для России.
Методологической основой проводимого исследования является диалектический метод познания, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Сравнительный подход к объекту исследования реализован при помощи общенаучных методов: моделирования, анализа и синтеза, группировки и сравнения.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1 Теоретические основы пенсионной реформы в РФ
1.1 Понятие, признаки и сущность пенсий по законодательству РФ
В российском законодательстве трудовая пенсия трактуется как «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц» .
Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам :
1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.
Несмотря на несовершенство формулировок понятия «пенсия» ценно то, что данные определения получили свое закрепление в законе.
Пенсия– ежемесячные выплаты из фондов для нетрудоспособных, назначаемая гражданам в случае старости, инвалидности, потери кормильца и выслуги лет в связи с определенным видом общественно-полезной деятельности в прошлом в размерах, как правило, соизмеримых с прошлым заработком.
Пенсия по мнению А. Д. Зайкин – ежемесячная социально-алиментарная выплата, назначаемая лицам, потерявшим кормильца и иным категориям граждан в связи с прошлом общественно-положительной деятельностью в размере , как правило, соизмеримом с оплатой по труду и являвшейся основным источником средств к существованию.
Пенсия по мнению В. Ш. Шайхатдинов – ежемесячная выплата, производимая государством из пенсионного фонда при наступлении у гражданина пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством.
Пенсия с латинского означает «платеж». Для того, чтобы понять сущность пенсии, ее правовую природу, то ее нужно отграничить от 2-х платежей (от оплаты по трудовому договору и от социально-обеспечительных пособий).
Отличия пенсии от заработной платы. В современное время сложилось две школы по поводу сопоставления этих двух категорий.1-ая школа (Андреев) – пенсия и заработная плата – разные категории.2-ая школа (Забелин, Ачаркян) – одинаковые категории.
Черты сближающие эти понятия:
-Регулярность предоставления.
-В основании лежат затраты человеческого труда.
Черты, отличающие эти понятия:
-Способ установления. Заработная плата – договором (соглашением сторон); пенсия – законом.
-Возможность влияния на изменение размера. Заработная плата – может; пенсия – нет. При получении пенсии изменение ее размера не зависит от личных возможностей пенсионера .При получении заработной платы размер заработка зависит только от него.
-Основания получения. Заработная плата – полное участие в труде. Единственным основанием получения заработной платы являются результаты труда, для получения пенсии – этого недостаточно.
-Субъект-получатель. Получатель заработной платы – лицо, которое участвует своим трудов в общественном производстве, а получатель пенсии – он либо уже не работает, либо вообще не работал.
-Форма предоставления.
Отличия пенсии от пособия: Целевое назначение, по сути, единственное отличие. Пособие – дополнительно компенсирует утрачивание заработков; материальная поддержка. Пенсия – для полного обеспечения гражданина.
Признаки пенсий:
-Ежемесячность.
-Денежная форма предоставления.
-Юридически-обязательный характер.
-Адресация только нуждающимся гражданам.
-Удовлетворение не всех, а только алиментарных потребностей.
-Финансирование за счет централизованных финансовых источников.
-особые основания предоставления (достижение преклонного возраста, установление инвалидности, потеря кормильца, выслуга лет).
-Особая цель предоставления – содержание гражданина.
Таким образом, пенсия – это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая нуждающемуся гражданину с целью его содержания по основаниям, на условиях, в размерах и порядке, предусмотренных законом.
Разделяют три вида пенсий:
-социальную;
-трудовую;
-страховую.
Каждая из них имеет свои особенности, которые будут рассмотрены далее в статье. Размеры выплат, что получает человек, определяются высшими государственными институтами. Список лиц, которые могут рассчитывать на такой доход, формируется федеральными законами. Главным органом, который занимается делами пенсионеров, являет Пенсионный фонд РФ.
1. Аракчеев, В. С. Пенсионное право России / В.С. Аракчеев. - М.: Юридический центр Пресс, 2014. - 384 c.
2. Арчер, Джеффри Ни пенсом больше, ни пенсом меньше / Джеффри Арчер. - М.: Азбука-классика, 2017. - 384 c.
3. Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. - М.: Астрель, АСТ, 2017. - 441 c.
4. Белянинова, Ю. В. Ваша пенсия. Ответы на все вопросы / Ю.В. Белянинова. - М.: Эксмо, 2017. - 320 c.
5. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (постатейный) / А.Н. Борисов. - М.: Деловой двор, 2015. - 520 c.
6. Беликова, Т.Н. Все о пенсиях / Т.Н. Беликова, Л.Н. Минаева. - М.: СПб: Питер, 2016. - 224 c.
7. Ваша пенсия в ваших руках. Как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее. - М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2015. - 142 c.
8. Гусаков, Д. Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России / Д.Б. Гусаков. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2017. - 260 c.
9. Ерофеева, О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение: моногр. / О.В. Ерофеева. - М.: Проспект, 2016. - 172 c.
10. Кутепова, К. О. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер / К.О. Кутепова, А.Г. Степанов. - М.: Омега-Л, 2011. - 144 c.
11. Лушникова, М. В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2016. - 656 c.
12. Право социального обеспечения. - М.: А-Приор, 2011. - 128 c.
13. Сивакова, И. В. Пенсионное законодательство России в советский период (октябрь 1917 г. - 1928 г.): моногр. / И.В. Сивакова. - М.: Проспект, 2015. -204 c.
14. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2016. - 352 c.
15. Удалова, Н. М. Досрочные пенсии. Кто имеет право, как оформить. Ответы на все вопросы / Н.М. Удалова. - М.: Эксмо, 2018. - 160 c.
16. Хижный, Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы / Э. Хижный. - М.: ИНИОН РАН, 2017. - 272 c.
17. Шестакова, Е. В. Отчетность в Пенсионный фонд России / Е.В. Шестакова. - М.: Феникс, 2018. - 336 c.
18. Пенсионная реформа в России 2018. [Электронный источник]. http://pensiology.ru/news/pensionnaya-reforma-v-rossii-v-2018-godu/ (дата обращения: 02.03.2020)