Курсовая работа|Право

Проблемы развития федеративных отношений в РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2020 | Страниц: 40

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

1 Теоретические основы развития федеративных отношений в РФ

1.1 Понятие и сущность федерализма

1.2 Природа российского федерализма: принципы и особенности

2 Анализ проблем развития федеративных отношений в РФ

2.1 Состояние и проблемы развития федеративных отношений в России

2.2 Предлагаемые решения существующих проблем

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы. На старте нового столетия в жизни находящегося в состоянии кризиса российского государства обострилась проблема сохранения его единства и целостности.

Суммируя накопившиеся к этому времени проблемы развития российского федерализма, А. П. Сычев отмечает: «Найдется ли специалист, который ответит на ряд ключевых вопросов? Например, как совместить принцип равноправия субъектов Российской Федерации с дифференцированным подходом к определению их статуса в договорных отношениях? На какой основе делится экономическая власть, а это собственность, финансы, природные ресурсы, на основе федерального закона, бюджета и федеральных программ или на основе индивидуальных соглашений. Для одних действует бюджет, для других соглашения, для третьих специальное постановление российского правительства.

Отсутствие однозначных ответов на эти вопросы свидетельствует о том, что сложившаяся практика разграничения предметов ведения и полномочий во многом фактически подменяет Федеральную Конституцию и федеральные законы договорным правом. Является подтверждением противоречие регионального законодательства федеральному, в значительной мере не отвечает требованиям полнокровного развития России как правового государства» [28, c. 228-229].

В этой сложной ситуации некоторые политические деятели прямо ставят вопрос о необходимости проведения административной реформы в России. Так, кемеровский губернатор Аман Тулеев выступил со своим видением подобной реформы. Он, в частности предложил втрое сократить число субъектов федерации: вместо ныне существующих 89 образовать 30-35 новых. В результате реформ Центр должен дать главам новых регионов те же полномочия, что имеют руководители национальных республик. Объединение регионов должно быть осуществлено на основе принципа экономической взаимодостаточности [34, c. 12-15]. Предложения А.Тулеева не получили единодушной поддержки его коллег и научной общественности, но вызвали новую волну дискуссий по данному вопросу.

Нельзя не согласиться с точкой зрения якутского ученого, доктора экономических наук Ф. С. Тумусова о том, что «новый российский федерализм может утвердиться, только опираясь на систему целей, понятных и привлекательных – как для широких масс населения, так и для различных региональных элитных групп» [30, c.10].

Степень научной разработанности проблемы. Возникшая в 90-е годы сложная ситуация в сфере федеративных отношений не могла не привлечь к себе внимания не только политиков, но и исследователей, ученых, представляющих разные направления общественной науки - в появившихся в это время научных трудах были предприняты попытки проанализировать истоки российского федерализма, исторические предпосылки его появления, этапы развития, его нынешнее состояние, сложности, противоречия и проблемы последних лет, а отсюда определить и его вероятные перспективы. В этой связи в первую очередь следует назвать труды А.В. Автономова, Ю.В. Бурбина, М.В. Глигич-Золотарева, Н.М. Добрынина, В. Т. Кабышева, Т. В. Заметиной материалы научных конференций, проведенных в Москве, Новосибирске, Уфе и других городах России. В этих работах отражен не только сегодняшний день российского федерализма, трудности его становления и развития, но показаны некоторые исторические предпосылки его возникновения и последующей эволюции.

Объект курсовой работы – федеративные отношения в РФ.

Предмет настоящего исследования составляют вопросы состояния и тенденций развития современного российского федерализма, проблемы становления и совершенствования.

Цель курсовой работы ¬– изучение основные особенностей и проблем развития федеративных отношений в РФ.

Исходя из выше поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- определить понятие и сущность федерализма;

- описать природу российского федерализма: принципы и особенности;

- провести сравнение российской и американской моделей федерализма;

- обозначить состояние и проблемы развития федеративных отношений в России;

- раскрыть предлагаемые решения существующих проблем;

- проанализировать перспективы развития федеративных отношений в РФ.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды, посвященные развитию федеративных отношений.

Диалектический, исторический, социологический, системно-структурный методы позволили не только проанализировать и обобщить основные концепции федерализма, но и на их основе провести анализ современного развития субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений.

Практическая значимость курсовой работы. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования особенностей развития федеративных отношений. Выводы, сделанные в работе, имеют теоретическое и практическое значение, могут быть учтены в практической деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, деятельности органов местного самоуправления, а также в подготовке и повышении квалификации работников органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе и руководящих кадров в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

1 Теоретические основы развития федеративных отношений в РФ

1.1 Понятие и сущность федерализма

Государственная власть в юридическом аспекте предстает в виде определенной системы государственных органов, которые организованы как по отраслевому, так и по территориальному принципу. Территориальная организация публичной власти получила название формы государственного устройства, которая определяет модель, при которой отдельные территориально обособленные единицы государства составляют единую систему.

В науке и практике внутригосударственных отношений выделяют две основные модели территориальной организации государственной власти или формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Та или иная форма устанавливается в зависимости от ряда факторов, в том числе размера территории государства, национального состава населения, географических особенностей и т.п. При этом нужно отметить, что определенное политико-территориальное деление складывается как в ходе естественного исторического процесса, так и искусственно исходя из интересов развития единого государства.

Унитаризм является классической формой организации государства, и, говоря о государстве как политико-правовом институте, мы прежде всего имеем в виду унитарное государство, т.к. оно наиболее полно отражает характеристики государства. Здесь, как правило, территориальные единицы не наделены какой-либо степенью самостоятельности, и иерархически выстроенная система государственных органов выражает верховную власть на всех уровнях управления.

Федерализм по своей сути является альтернативой унитаризму и, с одной стороны, не разрушает институт государства, а с другой – удовлетворяет интересы стремящихся к самостоятельности субъектов. Это и обусловило широкое распространение идей федерализма и реализацию их на практике.

Федеративная модель организации власти имеет ряд преимуществ по сравнению с унитарной формой. Федерация способствует снятию противоречий и предотвращению конфликтов, сглаживанию сепаратистских процессов, а также ведет к большей политической, экономической, правовой активности ее субъектов. Федеративная модель позволяет учитывать особенности населения отдельных территорий, их культурные традиции, особенности хозяйствования и образа жизни.

Государственное управление в современном мире представляет собой сложный и бюрократизированный процесс. Большой объем информационных потоков, связанных с принятием и исполнением решений по различным вопросам государственной жизни, в федеративной системе распределяется между различными уровнями власти, и это позволяет оптимизировать процесс реализации властных предписаний. Власти на местах быстрее федерального центра реагируют на интересы и потребности населения данной территории и принимают более приемлемые для населения региона решения. Федерация, таким образом, является более рациональной и гибкой системой.

Родоначальником теории федерализма традиционно считается Иоханнес Альтузиус (1562 – 1638), разработавший федеральную теорию народного суверенитета на основе принципа союза или согласия. Он считал, что федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размерам союзами – начиная с семьи вплоть до государства [38, c. 247].

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. 2020 года). М., 2020. С. 32-36.

2. Конституция США [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_США (Дата обращения: 18.10.2020).

3. Автономов А.В. Принципы федерализма в России и США: сравнительный аспект // Казанский федералист. Казань, 2016. № 3. С. 48.

4. Большой юридический словарь / Додонов В.Н., Ермаков В. Д., Крылова М.А. и др. М., 2001. С. 584.

5. Бурбина Ю.В. Истоки федеративной государственности России // История государства и права, 2019, N 4. Справочно-правовая система Консультант+

6. Веретенникова О. Б., Воликовская И. О. Анализ научных концепций становления и развития федерализма в России // Финансы и кредит. 2018. № 13 (301). С. 42-47.

7. Глигич-Золотарева М.В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Тюмень, 2019. С. 12 – 13

8. Глигич-Золотарева М.В., Добрынин Н.М. Синергетика федерализма(часть 1) // Право и политика. 2016. N 11. С. 5 – 16.

9. Гуляков А. Д., Саломатин А. Ю. Сравнительное государствоведение и проблемы федерализма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 3. С. 91–101.

10. Добрынин Н.М. Насущные задачи развития российской модели федерализма: онтологический дискурс о системных свойствах федерации // Государство и право. - 2017. - № 9. - С. 34-44.

11. Добрынин Н.М. Новый федерализм: Концептуальная модель государственного устройства Российской Федерации: Дис. . докт. юрид. наук. Тюмень, 2019. С. 137.

12. Елазар Д. Сравнительный федерализм // Политические исследования. 2015. № 5. С. 12.

13. Замахина Т. Стратегия единства // Российская газета. 2018. 29 окт.

14. Заметина Т. В. Российский федерализм на современном этапе : развитие или имитация? // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 6 (125). С. 22-33.

15. Заметина Т.В Принципы российского федерализма и императивные нормы международного права: вопросы соотношения //Конституционное и муниципальное право, 2019, N 8 Справочно-правовая система Констультант+

16. Кабышев В. Т., Заметина Т. В. Россия — Крым — Севастополь : конституционно-правовое исследование. М. : Издательский дом «Городец», 2016.

17. Ким Ю.В. Федеративная государственность: сущность, генезис, проблемы развития (теоретико-методологические основы): Автореф. докт. дис. Тюмень, 2019. С. 4.

18. Конев Ф.Ф. Федерализм: целостность федеративного государства // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 4. С. 24.

19. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. 10-e изд., изм. и доп. М. : Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2018.

20. Лексин В. Н. Федеративная Россия и ее региональная политика. М. : ИНФРА-М., 2018.

21. Ли Д. П. Федерализм в России и США: сравнительный анализ // Вестник РУДН. 2004. №1. С.158-171

22. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование) ЮРКОМПАНИ, 2017. Справочно-правовая система Консультант+

23. Невинский В. В. Преобразование конституционных основ российского федерализма : избранные аспекты // Основы конституционного строя. Обеспечение достоинства личности. Конституционные принципы публичной власти : Избранные научные труды. М. : Формула права, 2018.

24. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. 2019 URL: http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=98170

25. Рабкин С. В. Развитие современной модели российского федерализма как основа реализации задач обеспечения экономической безопасности // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики : материалы X Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. СПб., 2018. С. 86-89.

26. Рудман М. Н. Институт федерализма как общечеловеческая ценность и его развитие в России // Государственно-правовые институты современного общества: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Республики Башкортостан / отв. ред. Ф. М. Раянов. 2018. С. 288-297.

27. Соколов Н. Н. Анализ российского варианта федерализма в контексте зарубежного опыта// Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. №4 (36). С.55-58

28. Сычев А.П. Актуальные вопросы развития российского федерализма. В кн.: Федерализм вла¬сти и власть федерализма М., 2017, с.228-229.

29. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 2020. С. 136

30. Тумусов Ф.. Новый российский федерализм XXI века. НГ-регноны. 2019, № 3, с.10.

31. Умнова И.А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности // Сравни-тельное конституционное обозрение. - 2017. - № 2. - С. 47-48.

32. Федерализм без популизма // Российская газета. - 2016. - 26 сентября. - № 216 (7084).

33. Хакимов Р. Федерализация через стабильность // Панорама-Форум. Казань, 2015. С. 34.

34. Хлебников А. Сколько надо губернаторов. «Аргументы и факты», 2017, №9.

35. Царегородцев М. Ю. Становление и развитие модели федерализма в России // Право и законность : вопросы теории и практики: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов / науч. ред. Д. Б. Сергеев. 2018. С. 240-243.

36. Черепанов В.А. О построении системной модели российского государства // Государство и право. - 2017. - №3. - С. 15-25.

37. Чиркин В.Е. Являются ли республики в составе Российской Федерации государствами, имеют ли субъекты федерации собственную государственную власть (полемические заметки по поводу диссертационных исследований) // Государство и право. - 2017. - № 9. - С. 45-48.

38. Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб., 2016. С. 247.

39. Шувалов А. А. Становление российского федерализма в контексте противодействия сепаратистским тенденциям // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 351-358.

40. Эбзеев Б. С. Актуальные проблемы реализации Конституции России 1993 года // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 1 (120). С. 20-27.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2016 год 23 стр.
Курсовая Принципы права
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 51 стр.
Курсовая на тему: «Коллизии права»
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 30 стр.
Курсовая Юридическая ответственность и ее виды
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 41 стр.
Курсовая Добровольный отказ от преступления
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 33 стр.
Курсовая работа на тему: «Состав преступления»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское