Курсовая работа|Право социального обеспечения

Курсовая Защита детства в России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2014 | Страниц: 60

Введение

1. Социально-правовая защита детства в России

1.1. Понятие и исторические темпы развития социального

обеспечения детей

1.2.Аспекты социально-правовой защиты несовершеннолетних

в современной России

1.3.Механизмы социально-правовой защиты несовершеннолетних

в современной России

2. Социальная защита отдельных категорий несовершеннолетних

2.1 Социальное обеспечение детей, воспитываемых в

родительской семье

2.2 Социальная защита несовершеннолетних из многодетных

семей

2.3 Социальная защита детей-инвалидов

3. Проблемные аспекты и совершенствование законодательства в сфере социальной защиты несовершеннолетних

3.1 Проблемы развития законодательства в сфере социальной

защиты несовершеннолетних

3.2 Совершенствование мер социальной защиты несовершеннолетних

в современной России

Заключение

Библиографический список

Актуальность исследования обусловлена тем, что современное состояние и перспективы развития социального обеспечения детей достаточно широко обсуждаются. Однако ответы на многие вопросы, такие как, например, от каких обстоятельств должно зависеть право ребенка на социальное обеспечение и на отдельные его блага; каковыми должны быть источники финансирования социального обеспечения детей, так и не найдены.

Дело в том, что зачатие, вынашивание и рождение детей - биологические процессы, не зависящие напрямую от законодателя. Поэтому деторождение, материнство, отцовство, хотя и именуются социальными функциями, до сих пор традиционно расцениваются и обществом, и государством как частное дело семьи. Основную ответственность за содержание и воспитание детей законодатель возлагает на родителей. В таких условиях включение ребенка в сферу социального обеспечения определяется, с одной стороны, тем, могут ли родители обойтись без социальной поддержки, а с другой - есть ли у общества необходимые для этого средства. Однако без усиления вклада социального обеспечения в благосостояние семьи, без увеличения его роли в охране материнства и детства трудно рассчитывать на позитивное социально-экономическое развитие России.

В настоящее время вызывает беспокойство, в том числе и на государственном уровне, низкая рождаемость; предлагаются и принимаются меры, направленные на ее повышение. Однако представляется, что нельзя ставить вопрос об увеличении численности детей, о поощрении рождаемости, закрывая глаза на качество их жизни, прежде всего на состояние здоровья и жизнеспособность.

Представляется, что в таких условиях не следует призывать к повышению рождаемости. Необходимо сосредоточить внимание на сохранении здоровья и качестве жизни уже рожденных детей, в том числе и средствами социального обеспечения семьи, материнства и детства.

Особенностью социального обеспечения детей является то, что многие предоставляемые им социальные блага удовлетворяют не одну, а несколько их различных потребностей и регулируются разными отраслями законодательства.

Изложенное предопределяет актуальность темы настоящего исследования

Целью настоящего исследования является анализ социальной защиты несовершеннолетних.

Для достижения указанной цели автор ставит перед собой следующие задачи:

- рассмотреть понятие социального обеспечения и защиты детей;

- проанализировать социальную защиту отдельных категорий несовершеннолетних, а именно: детей, воспитываемых в родительской семье; несовершеннолетних из многодетных семей; детей-инвалидов;

- выявить проблемы развития законодательства в сфере социальной защиты несовершеннолетних;

- рассмотреть совершенствование мер социальной защиты несовершеннолетних в современной России.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере социального обеспечения граждан Российской Федерации

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы социальной защиты несовершеннолетних.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания правовых явлений. Социальная защита несовершеннолетних рассматривается в дипломной работе как составная часть социальной защиты в целом. В работе также использовались исторический, логический, сравнительно-правовой и другие методы исследования. Сделанные в работе выводы и предложения основываются на требованиях формальной логики, относительной определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности суждений и умозаключений.

1. Социально-правовая защита детства России

1.1. Понятие и исторические темпы развития социального обеспечения детей

По смыслу Конституции РФ социальная политика, основанная на принципе социального государства, - это не произвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально незащищенным слоям. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых на основе правовой справедливости (так называемой распределяющей, или пропорциональной, справедливости), предполагающей правовую всеобщность и формальное равенство.

Конституционные права граждан в социальной сфере - это права на получение от государства и общества необходимых материальных условий существования. В социально-правовой статус личности в соответствии с положениями Конституцией РФ он включает: права и законные интересы, связанные с государственной защитой семьи, материнства, отцовства и детства право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39); право каждого на жилище, которое малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 1 и 3 ст. 40); право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41); право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Имеющиеся у человека социальные права важны для него в той мере, в которой они служат удовлетворению его реально существующих потребностей, отвечают его интересам. Субъективные права выступают средством, при помощи которого индивид получает доступ к определенным благам. Чем более настоятельно, жизненно необходимо удовлетворение той или иной потребности, тем большее значение имеет адекватное отражение в праве возможностей ее удовлетворения.

Уже в первый год своего существования Советское государство предприняло попытку законодательно закрепить систему социального обеспечения, элементом которого было, в частности, обеспечение в форме содержания в инвалидных домах, домах матери и ребенка, детских домах. Детские приюты и воспитательные дома, действовавшие за счет средств благотворительных организаций, после упразднения этих организаций были реорганизованы в дома матери и ребенка, детские ясли, детские дома для сирот, что свидетельствовало о внимании государства к проблемам социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей.

В 1919 г. вводится бесплатное детское питание (бесплатный отпуск пайков на детей до 14-летнего возраста) независимо от социального положения родителей. В период нэпа было сформировано соответствующее ему законодательство, в частности, был решен вопрос о пенсионном обеспечении при потери кормильца. Были установлены пособия по временной нетрудоспособности и материнству в размере фактического заработка; дополнительные пособия роженицам: единовременное пособие на предметы ухода, пособие на кормление ребенка.

Постановлением СНК РСФСР от 30 августа 1923 г. все учреждения социального воспитания, обслуживания детей рабочих и служащих, школы, детские дома, учреждения дошкольного воспитания и т.п. были переданы органам Наркомпроса и содержались в основном за счет средств, отпускаемых государством. Поскольку финансирование было недостаточным и в основном должно было осуществляться за счет средств местных бюджетов, произошло сокращение стационарных дошкольных и внешкольных учреждений с одновременным развитием сети так называемых площадок для детей дошкольного возраста с одноразовым или двухразовым питанием. Дети с первых дней жизни до двухлетнего возраста берутся на учет соответствующими консультациями, которые организуют выдачу для них детского питания. Дома матери и ребенка принимают по направлению специальных комиссий на бесплатное содержание беременных женщин, матерей с детьми (на срок не более двух месяцев) детей - сирот грудного возраста.

Постепенно расширяется сеть детских яслей и садов. 16 июня 1926 г. было принято Положение о детском доме. Оно предусматривало такие типы детских домов, как дошкольный, для детей школьного возраста, трудовая коммуна для детей 13 - 16 лет. Затем появляются санаторно-лесные школы, функционирующие круглый год (в основном для детей, больных туберкулезом). Со временем зарождается институт профессиональной подготовки инвалидов, включая детей. За ними закрепляется право на поступление в профтехшколы и техникумы системы Наркомата социального обеспечения.

В период сплошной коллективизации колхозные кассы взаимопомощи становятся правопреемниками крестьянских касс общественной взаимопомощи. Согласно Положению о кассах общественной взаимопомощи, принятому ВЦИК и СНК РСФСР 13 марта 1931 г., они создают и содержат детские ясли, детские площадки, оказывают помощь нетрудоспособным колхозникам. В 1937 г. государство полностью взяло на себя финансирование здравоохранения, а также расходы на содержание детских яслей и садов. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение приобрели все граждане независимо от их правового положения. Таким образом, как в первые годы советской власти, так и в последующие десятилетия социальное обеспечение детей развивалось в соответствии с теоретическими положениями, содержащимися в многочисленных трудах классиков марксизма.

Смена общественного строя, переход к рынку сказались и на социальном обеспечении. Как отмечал А.Е. Козлов, общественный строй оказывает существенное влияние на государственную политику в области социального обеспечения, на его содержание и задачи. Согласно капиталистической идеологии каждый гражданин должен обеспечивать себя средствами существования и поддерживать свое бытие с помощью собственной предприимчивости. Основным двигателем развития экономики считается частная инициатива. Соответственно этому проводится социальная политика, организован институт социального обеспечения, призванный укреплять ту основу, на которой держится капиталистический общественный строй. Применительно к детям это означает, что в капиталистическом обществе ответственность за их благосостояние несет и должна нести семья. Соответственно, рождение детей должно предполагать наличие у родителей возможностей для их содержания.

Коль скоро мы отказались от социалистической системы хозяйствования и обратились к капиталистическому способу производства, массовое распространение и одобрение получила идеология индивидуального благополучия, рационализма, выгоды, предприимчивости, жизни для себя. В таких условиях закономерно снижение интереса к браку, семье и детям, их рождению и воспитанию. Еще до возможного рождения детей взвешиваются все связанные с этим плюсы и минусы, делается вывод о нецелесообразности брать на себя немалые, а зачастую и непосильные заботы по их воспитанию и содержанию, тем более что эти заботы трудно сочетать с профессиональной активностью, успешной карьерой, особенно женской. Кроме того, в российских условиях сознательное отцовство и материнство, при которых могут быть обеспечены потребности всей семьи, являются уделом незначительного меньшинства людей. Большинство же рожает и воспитывает детей главным образом в силу биологической, психологической, духовной потребностей в продолжении рода либо в силу религиозных убеждений, заведомо идя на связанные с этим трудности. В любом случае россияне оказываются в условиях жесткой конкуренции потребности в детях с потребностями в приобретении источника средств к существованию и в личном благосостоянии. Отсюда и отказ от рождения детей, и малодетность, и распространенность абортов, и оставление детей в родильных домах, и внебрачное материнство, и социальное сиротство, равно как и беспризорность детей. Отсюда распространенные высказывания в адрес родителей: "Зачем плодить нищету?", "Нечего было рожать", "Мы вас рожать не просили". И убеждения будущих и молодых родителей в том, что либо они еще материально не готовы к рождению детей, либо никому до их детей нет дела. Общеизвестно и то, что, как уже отмечалось, работодателю невыгодны не только работники с семейными обязанностями, но и бездетные женщины фертильного возраста.

При этом во многих официальных документах говорится о необходимости государственной заботы о материнстве и детстве, повышении благосостояния семей с детьми. Эти проблемы оцениваются и с позиции национальной безопасности и национальных интересов, а также с позиции развития образования, здравоохранения, социального обеспечения. Низкая рождаемость и сокращение численности населения в России признаются также и острыми демографическими проблемами, требующими незамедлительного решения. Однако все посвященные этому концепции, нормативные правовые акты, программы предусматривают в перспективе (как правило, отдаленной) "расширить охват", "повысить (или понизить) процент", "принять дополнительные меры", "увеличить размеры", переломить неблагоприятную статистику и т.п. Они не нацеливают на 100%-ное решение проблем каждого ребенка и каждой семьи, причем не когда-либо в будущем, а именно сегодня. Изучение этих документов приводит к выводу, что любой ребенок может оказаться в положении, когда останется без необходимой ему помощи или даже вообще без средств к существованию. Отсюда - пессимистические прогнозы многих исследователей и отношение ко многим нормативным актам и официальным установкам как к популистским, декларативным.

Теоретически изменение ситуации возможно, если отвлечься от того, что ребенок прежде всего не член семьи, отпрыск родителей, пребывающий в том или ином "домохозяйстве", которое организует его жизнь. Он, как уже говорилось, является и должен восприниматься (в частности, в сфере социального обеспечения) в первую очередь как человек и гражданин, хотя бы по аналогии с лицами пенсионного возраста, социальное обеспечение которых не зависит от наличия у них семьи и трудоспособных детей. При таком подходе каждому ребенку должны быть гарантированы права, установленные Конвенцией о правах ребенка и Конституцией РФ, включая право на социальное обеспечение. Понятно, что уровень социального обеспечения детей может и должен зависеть от возможностей семьи, однако в совокупности с этими возможностями блага социального обеспечения должны быть достаточными для полного удовлетворения его потребностей в необходимых средствах существования.

Относительно детей нельзя говорить, что они не обладают или должны обладать предприимчивостью для приобретения жизненных благ. И в этом смысле не имеет значения, какова экономическая формация, при которой они родились. Дети не должны страдать от того, что их родители (семья) не в состоянии предоставить им достаточные средства к жизни. Они не выбирают родителей. Их правовой статус должен определяться государством, гражданами которого они являются или в котором они появились на свет. Поэтому не имеет принципиального значения, есть или нет общенародная собственность в данном государстве, национализированы или приватизированы средства производства и т.п.

С учетом изложенного представляется, что каждый ребенок должен иметь все необходимые и достаточные для него блага социального обеспечения, которые сами по себе либо в совокупности со средствами родителей (семьи) удовлетворяют его жизненные потребности.

1.Азарова Е.Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 63 - 78.

2.Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 21 - 32.

3.Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. М.: КОНТРАКТ, 2012. 256 с.

4.Анализ социально-экономического положения многодетных семей: Доклад на II Всероссийской конференции "Многодетная семья в современной России" / Авт. кол.: Л.М. Прокофьева (руководитель), Л.Н. Овчарова (ответственный исполнитель), В.И. Гришанов и др. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://demographia.ru

5.Альбиков И.Р. Значение многодетной семьи в демографическом развитии общества // Семейное и жилищное право. 2013. № 1. С. 2 - 5.

6.Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. 2009. № 8 - 9.

7.Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале // Адвокат. 2007. № 5. С.68-71.

8.Бычков А.Н. История развития гарантий защиты прав несовершеннолетних в уголовно-процессуальном законодательстве России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://law-bychkov.ru

9.Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. 448 с.

10.Герасимов В.Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами // Социальное и пенсионное право. 2011. № 3. С. 27 - 30.

11.Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. 2011. № 2. С. 60 - 62.

12.Гусева Т.С. Достойное социальное обеспечение семей с детьми в России // Пути реализации в России достойного труда и достойного социального обеспечения: Матер. IX междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. Н.К. Гусова. М., 2013. С.87-98.

13.Демографическая доктрина России. Проект для обсуждения / Под общ. ред. Ю.В. Крупнова. М., 2005 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kroupnov.ru/5/288_l.shtml.

14.Емелина Л.А. Правовые основы защиты прав детей в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2007. № 3. С.22-25.

15.Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник / М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова. 3-е изд., перераб., доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. 608с.

16.Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 2. С.1-7.

17.Корсаненкова Ю.Б. Правовая защита семьи, материнства и детства в социальном обеспечении России // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 6. С.27-30.

18.Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В.Лушникова, А.М.Лушников. М.: Юстицинформ, 2008. 600с.

19.Медведев Г.П. Этика социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 208с.

20.Нечаева А.М. Защита интересов ребенка в многодетной семье // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 6. С.77-85.

21.Шерстнева Н.С. Семейно-правовая сущность принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних // Современное право. 2006. № 3. С.51-56.

22. Отделкина Н.Т. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Нижегородской области в 2015 году, 2016,с.12.

23. Гейц И. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в РФ.- М., 2005

24. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая ЖИЗНЬ. 2004. N 2.

25. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовые и семейно-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук (12.00.03). Белгород, 2004.

26. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы.- М., 2006

27.Татаринцева Е.А.Семейное законодательство РФ :опыт десятилетия и перспективы: Сборник научных статей. Тверь: Научная книга,2006.

28.Сайфутдинов Р.И. Вопросы обеспечения государственной защиты прав ребёнка.//Современное право.2007.№4.

29.Тригубович Н.В., Чаусова О.А., Пулявская Л.В.Правовые отношения детей и родителей. Саратов: Изд-во "Научная книга",2004.

30. Ильина О.Ю. Интересы ребёнка в семейном праве Российской Федерации . М.: "Издательский дом "Городец",2006.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 45 стр.
Курсовая Пенсионное страхование. Назначение, выплаты, доставка пенсий
Курсовая работа Право социального обеспечения
2012 год 40 стр.
Курсовая Пособия по временной нетрудоспособности
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2013 год 32 стр.
Курсовая Пособия гражданам, проходившим военную службу, и членам их семей
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2014 год 29 стр.
Курсовая Сравнительный анализ страхового и общего трудового стажа
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 31 стр.
Курсовая Пособие при рождении ребенка
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское