Актуальность исследования обусловлена тем, что современное состояние и перспективы развития социального обеспечения детей достаточно широко обсуждаются. Однако ответы на многие вопросы, такие как, например, от каких обстоятельств должно зависеть право ребенка на социальное обеспечение и на отдельные его блага; каковыми должны быть источники финансирования социального обеспечения детей, так и не найдены.
Дело в том, что зачатие, вынашивание и рождение детей - биологические процессы, не зависящие напрямую от законодателя. Поэтому деторождение, материнство, отцовство, хотя и именуются социальными функциями, до сих пор традиционно расцениваются и обществом, и государством как частное дело семьи. Основную ответственность за содержание и воспитание детей законодатель возлагает на родителей. В таких условиях включение ребенка в сферу социального обеспечения определяется, с одной стороны, тем, могут ли родители обойтись без социальной поддержки, а с другой - есть ли у общества необходимые для этого средства. Однако без усиления вклада социального обеспечения в благосостояние семьи, без увеличения его роли в охране материнства и детства трудно рассчитывать на позитивное социально-экономическое развитие России.
В настоящее время вызывает беспокойство, в том числе и на государственном уровне, низкая рождаемость; предлагаются и принимаются меры, направленные на ее повышение. Однако представляется, что нельзя ставить вопрос об увеличении численности детей, о поощрении рождаемости, закрывая глаза на качество их жизни, прежде всего на состояние здоровья и жизнеспособность.
Представляется, что в таких условиях не следует призывать к повышению рождаемости. Необходимо сосредоточить внимание на сохранении здоровья и качестве жизни уже рожденных детей, в том числе и средствами социального обеспечения семьи, материнства и детства.
Особенностью социального обеспечения детей является то, что многие предоставляемые им социальные блага удовлетворяют не одну, а несколько их различных потребностей и регулируются разными отраслями законодательства.
Изложенное предопределяет актуальность темы настоящего исследования
Целью настоящего исследования является анализ социальной защиты несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие социального обеспечения и защиты детей;
- проанализировать социальную защиту отдельных категорий несовершеннолетних, а именно: детей, воспитываемых в родительской семье; несовершеннолетних из многодетных семей; детей-инвалидов;
- выявить проблемы развития законодательства в сфере социальной защиты несовершеннолетних;
- рассмотреть совершенствование мер социальной защиты несовершеннолетних в современной России.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере социального обеспечения граждан Российской Федерации
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы социальной защиты несовершеннолетних.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания правовых явлений. Социальная защита несовершеннолетних рассматривается в дипломной работе как составная часть социальной защиты в целом. В работе также использовались исторический, логический, сравнительно-правовой и другие методы исследования. Сделанные в работе выводы и предложения основываются на требованиях формальной логики, относительной определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности суждений и умозаключений.
1. Социально-правовая защита детства России
1.1. Понятие и исторические темпы развития социального обеспечения детей
По смыслу Конституции РФ социальная политика, основанная на принципе социального государства, - это не произвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально незащищенным слоям. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых на основе правовой справедливости (так называемой распределяющей, или пропорциональной, справедливости), предполагающей правовую всеобщность и формальное равенство.
Конституционные права граждан в социальной сфере - это права на получение от государства и общества необходимых материальных условий существования. В социально-правовой статус личности в соответствии с положениями Конституцией РФ он включает: права и законные интересы, связанные с государственной защитой семьи, материнства, отцовства и детства право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39); право каждого на жилище, которое малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 1 и 3 ст. 40); право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41); право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Имеющиеся у человека социальные права важны для него в той мере, в которой они служат удовлетворению его реально существующих потребностей, отвечают его интересам. Субъективные права выступают средством, при помощи которого индивид получает доступ к определенным благам. Чем более настоятельно, жизненно необходимо удовлетворение той или иной потребности, тем большее значение имеет адекватное отражение в праве возможностей ее удовлетворения.
Уже в первый год своего существования Советское государство предприняло попытку законодательно закрепить систему социального обеспечения, элементом которого было, в частности, обеспечение в форме содержания в инвалидных домах, домах матери и ребенка, детских домах. Детские приюты и воспитательные дома, действовавшие за счет средств благотворительных организаций, после упразднения этих организаций были реорганизованы в дома матери и ребенка, детские ясли, детские дома для сирот, что свидетельствовало о внимании государства к проблемам социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей.
В 1919 г. вводится бесплатное детское питание (бесплатный отпуск пайков на детей до 14-летнего возраста) независимо от социального положения родителей. В период нэпа было сформировано соответствующее ему законодательство, в частности, был решен вопрос о пенсионном обеспечении при потери кормильца. Были установлены пособия по временной нетрудоспособности и материнству в размере фактического заработка; дополнительные пособия роженицам: единовременное пособие на предметы ухода, пособие на кормление ребенка.
Постановлением СНК РСФСР от 30 августа 1923 г. все учреждения социального воспитания, обслуживания детей рабочих и служащих, школы, детские дома, учреждения дошкольного воспитания и т.п. были переданы органам Наркомпроса и содержались в основном за счет средств, отпускаемых государством. Поскольку финансирование было недостаточным и в основном должно было осуществляться за счет средств местных бюджетов, произошло сокращение стационарных дошкольных и внешкольных учреждений с одновременным развитием сети так называемых площадок для детей дошкольного возраста с одноразовым или двухразовым питанием. Дети с первых дней жизни до двухлетнего возраста берутся на учет соответствующими консультациями, которые организуют выдачу для них детского питания. Дома матери и ребенка принимают по направлению специальных комиссий на бесплатное содержание беременных женщин, матерей с детьми (на срок не более двух месяцев) детей - сирот грудного возраста.
Постепенно расширяется сеть детских яслей и садов. 16 июня 1926 г. было принято Положение о детском доме. Оно предусматривало такие типы детских домов, как дошкольный, для детей школьного возраста, трудовая коммуна для детей 13 - 16 лет. Затем появляются санаторно-лесные школы, функционирующие круглый год (в основном для детей, больных туберкулезом). Со временем зарождается институт профессиональной подготовки инвалидов, включая детей. За ними закрепляется право на поступление в профтехшколы и техникумы системы Наркомата социального обеспечения.
В период сплошной коллективизации колхозные кассы взаимопомощи становятся правопреемниками крестьянских касс общественной взаимопомощи. Согласно Положению о кассах общественной взаимопомощи, принятому ВЦИК и СНК РСФСР 13 марта 1931 г., они создают и содержат детские ясли, детские площадки, оказывают помощь нетрудоспособным колхозникам. В 1937 г. государство полностью взяло на себя финансирование здравоохранения, а также расходы на содержание детских яслей и садов. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение приобрели все граждане независимо от их правового положения. Таким образом, как в первые годы советской власти, так и в последующие десятилетия социальное обеспечение детей развивалось в соответствии с теоретическими положениями, содержащимися в многочисленных трудах классиков марксизма.
Смена общественного строя, переход к рынку сказались и на социальном обеспечении. Как отмечал А.Е. Козлов, общественный строй оказывает существенное влияние на государственную политику в области социального обеспечения, на его содержание и задачи. Согласно капиталистической идеологии каждый гражданин должен обеспечивать себя средствами существования и поддерживать свое бытие с помощью собственной предприимчивости. Основным двигателем развития экономики считается частная инициатива. Соответственно этому проводится социальная политика, организован институт социального обеспечения, призванный укреплять ту основу, на которой держится капиталистический общественный строй. Применительно к детям это означает, что в капиталистическом обществе ответственность за их благосостояние несет и должна нести семья. Соответственно, рождение детей должно предполагать наличие у родителей возможностей для их содержания.
Коль скоро мы отказались от социалистической системы хозяйствования и обратились к капиталистическому способу производства, массовое распространение и одобрение получила идеология индивидуального благополучия, рационализма, выгоды, предприимчивости, жизни для себя. В таких условиях закономерно снижение интереса к браку, семье и детям, их рождению и воспитанию. Еще до возможного рождения детей взвешиваются все связанные с этим плюсы и минусы, делается вывод о нецелесообразности брать на себя немалые, а зачастую и непосильные заботы по их воспитанию и содержанию, тем более что эти заботы трудно сочетать с профессиональной активностью, успешной карьерой, особенно женской. Кроме того, в российских условиях сознательное отцовство и материнство, при которых могут быть обеспечены потребности всей семьи, являются уделом незначительного меньшинства людей. Большинство же рожает и воспитывает детей главным образом в силу биологической, психологической, духовной потребностей в продолжении рода либо в силу религиозных убеждений, заведомо идя на связанные с этим трудности. В любом случае россияне оказываются в условиях жесткой конкуренции потребности в детях с потребностями в приобретении источника средств к существованию и в личном благосостоянии. Отсюда и отказ от рождения детей, и малодетность, и распространенность абортов, и оставление детей в родильных домах, и внебрачное материнство, и социальное сиротство, равно как и беспризорность детей. Отсюда распространенные высказывания в адрес родителей: "Зачем плодить нищету?", "Нечего было рожать", "Мы вас рожать не просили". И убеждения будущих и молодых родителей в том, что либо они еще материально не готовы к рождению детей, либо никому до их детей нет дела. Общеизвестно и то, что, как уже отмечалось, работодателю невыгодны не только работники с семейными обязанностями, но и бездетные женщины фертильного возраста.
При этом во многих официальных документах говорится о необходимости государственной заботы о материнстве и детстве, повышении благосостояния семей с детьми. Эти проблемы оцениваются и с позиции национальной безопасности и национальных интересов, а также с позиции развития образования, здравоохранения, социального обеспечения. Низкая рождаемость и сокращение численности населения в России признаются также и острыми демографическими проблемами, требующими незамедлительного решения. Однако все посвященные этому концепции, нормативные правовые акты, программы предусматривают в перспективе (как правило, отдаленной) "расширить охват", "повысить (или понизить) процент", "принять дополнительные меры", "увеличить размеры", переломить неблагоприятную статистику и т.п. Они не нацеливают на 100%-ное решение проблем каждого ребенка и каждой семьи, причем не когда-либо в будущем, а именно сегодня. Изучение этих документов приводит к выводу, что любой ребенок может оказаться в положении, когда останется без необходимой ему помощи или даже вообще без средств к существованию. Отсюда - пессимистические прогнозы многих исследователей и отношение ко многим нормативным актам и официальным установкам как к популистским, декларативным.
Теоретически изменение ситуации возможно, если отвлечься от того, что ребенок прежде всего не член семьи, отпрыск родителей, пребывающий в том или ином "домохозяйстве", которое организует его жизнь. Он, как уже говорилось, является и должен восприниматься (в частности, в сфере социального обеспечения) в первую очередь как человек и гражданин, хотя бы по аналогии с лицами пенсионного возраста, социальное обеспечение которых не зависит от наличия у них семьи и трудоспособных детей. При таком подходе каждому ребенку должны быть гарантированы права, установленные Конвенцией о правах ребенка и Конституцией РФ, включая право на социальное обеспечение. Понятно, что уровень социального обеспечения детей может и должен зависеть от возможностей семьи, однако в совокупности с этими возможностями блага социального обеспечения должны быть достаточными для полного удовлетворения его потребностей в необходимых средствах существования.
Относительно детей нельзя говорить, что они не обладают или должны обладать предприимчивостью для приобретения жизненных благ. И в этом смысле не имеет значения, какова экономическая формация, при которой они родились. Дети не должны страдать от того, что их родители (семья) не в состоянии предоставить им достаточные средства к жизни. Они не выбирают родителей. Их правовой статус должен определяться государством, гражданами которого они являются или в котором они появились на свет. Поэтому не имеет принципиального значения, есть или нет общенародная собственность в данном государстве, национализированы или приватизированы средства производства и т.п.
С учетом изложенного представляется, что каждый ребенок должен иметь все необходимые и достаточные для него блага социального обеспечения, которые сами по себе либо в совокупности со средствами родителей (семьи) удовлетворяют его жизненные потребности.
1.Азарова Е.Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 63 - 78.
2.Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 21 - 32.
3.Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. М.: КОНТРАКТ, 2012. 256 с.
4.Анализ социально-экономического положения многодетных семей: Доклад на II Всероссийской конференции "Многодетная семья в современной России" / Авт. кол.: Л.М. Прокофьева (руководитель), Л.Н. Овчарова (ответственный исполнитель), В.И. Гришанов и др. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://demographia.ru
5.Альбиков И.Р. Значение многодетной семьи в демографическом развитии общества // Семейное и жилищное право. 2013. № 1. С. 2 - 5.
6.Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. 2009. № 8 - 9.
7.Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале // Адвокат. 2007. № 5. С.68-71.
8.Бычков А.Н. История развития гарантий защиты прав несовершеннолетних в уголовно-процессуальном законодательстве России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://law-bychkov.ru
9.Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. 448 с.
10.Герасимов В.Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами // Социальное и пенсионное право. 2011. № 3. С. 27 - 30.
11.Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. 2011. № 2. С. 60 - 62.
12.Гусева Т.С. Достойное социальное обеспечение семей с детьми в России // Пути реализации в России достойного труда и достойного социального обеспечения: Матер. IX междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. Н.К. Гусова. М., 2013. С.87-98.
13.Демографическая доктрина России. Проект для обсуждения / Под общ. ред. Ю.В. Крупнова. М., 2005 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kroupnov.ru/5/288_l.shtml.
14.Емелина Л.А. Правовые основы защиты прав детей в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2007. № 3. С.22-25.
15.Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник / М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова. 3-е изд., перераб., доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. 608с.
16.Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 2. С.1-7.
17.Корсаненкова Ю.Б. Правовая защита семьи, материнства и детства в социальном обеспечении России // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 6. С.27-30.
18.Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В.Лушникова, А.М.Лушников. М.: Юстицинформ, 2008. 600с.
19.Медведев Г.П. Этика социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 208с.
20.Нечаева А.М. Защита интересов ребенка в многодетной семье // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 6. С.77-85.
21.Шерстнева Н.С. Семейно-правовая сущность принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних // Современное право. 2006. № 3. С.51-56.
22. Отделкина Н.Т. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Нижегородской области в 2015 году, 2016,с.12.
23. Гейц И. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в РФ.- М., 2005
24. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая ЖИЗНЬ. 2004. N 2.
25. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовые и семейно-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук (12.00.03). Белгород, 2004.
26. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы.- М., 2006
27.Татаринцева Е.А.Семейное законодательство РФ :опыт десятилетия и перспективы: Сборник научных статей. Тверь: Научная книга,2006.
28.Сайфутдинов Р.И. Вопросы обеспечения государственной защиты прав ребёнка.//Современное право.2007.№4.
29.Тригубович Н.В., Чаусова О.А., Пулявская Л.В.Правовые отношения детей и родителей. Саратов: Изд-во "Научная книга",2004.
30. Ильина О.Ю. Интересы ребёнка в семейном праве Российской Федерации . М.: "Издательский дом "Городец",2006.