ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
1.1. Понятия и характеристика договора поставки товаров для
государственных и муниципальных нужд
1.2. Источники правового регулирования договора поставки товаров для
государственных и муниципальных нужд
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
2.1. Условия договора поставки товаров для государственных и
муниципальных нужд
2.2. Права и обязанности сторон по договору поставки товаров для
государственных и муниципальных нужд
ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
3.1. Заключение и изменение договора поставки товаров для
государственных и муниципальных нужд
3.2. Прекращение договора поставки товаров для государственных и
муниципальных нужд
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд играет важную роль в организации и осуществлении хозяйственной деятельности и предпринимательства. Договором поставки, согласно второй части Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. (в редакции от 1 июля 2015 г.) (далее - ГК РФ) называется договор, по которому поставщик (предприниматель) обязуется передать в обусловленный срок покупателю товары для использования в хозяйственных целях.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. (в редакции от 13 июля 2015 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Правовое регулирование отношений между государством и участниками предпринимательской деятельности довольно сложный вопрос, который регулируется посредством государственного контракта. Государственный или муниципальный контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) с государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.
Посредством осуществления закупок государство оказывает воздействие на сектора экономики, способствует их развитию. В Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Также в нашей стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Российским законодательством регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Государственные закупки сейчас оказывают влияние на уровень цен, доходы частных предпринимателей, которые становятся заинтересованными в увеличении объемов производства и количества продаж. Посредством осуществления государственных закупок к решению социальных и экономических задач привлекается и сектор частного предпринимательства. Одним из способов осуществления государственных нужд является договор поставки товаров. Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд является одной из разновидностей договора поставки.
Поскольку государство занимает все более активные позиции в российской экономике, проблема формирования эффективно функционирующей и конкурентоспособной системы государственных и муниципальных закупок становится весьма актуальной. Появилась необходимость способствовать развитию механизмов рынка государственных закупок для соответствия данных механизмов в развивающейся экономике России.
В том числе актуальность темы исследования обуславливается
следующим:
- во-первых, гражданско-правовое регулирование государственных закупок важно как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку государственный заказ обеспечивает не только государственные нужды, реализацию целевых программ, формирование резервного фонда, но и обеспечивает экономическое, социальное, правовое развитие всей страны;
- во-вторых, важность изучения данной темы обусловлена современным состоянием гражданско-правового регулирования размещения государственных закупок для государственных и муниципальных нужд.
В течение всего периода развития российского государства, институт государственных закупок подвергался изменениям и дополнениям, утрачивали силу и издавались нормативные акты, регулирующие данную сферу государственной деятельности. В настоящее время данная тенденция также присутствует, что свидетельствует о несовершенстве действующего законодательства и необходимости его совершенствования.
Таким образом, анализ механизмов гражданско-правового регулирования договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд позволит определить основные направления совершенствования данного института и максимально учесть государственные и частные интересы.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, а также научные и практические исследования.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании гражданско-правового регулирования договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, и разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. раскрыть понятие и характеристику договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
2. проанализировать источники правового регулирования договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
3. рассмотреть условия договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
4. изучить права и обязанности сторон по договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
5. провести анализ оснований и порядка заключения и изменения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
6. проанализировать основания и порядок прекращения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, три главы (6 параграфов), заключение и список использованных источников.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрывается общая характеристика договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Во второй главе дается определение содержания договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. В третьей главе настоящего исследования рассматривается порядок заключения, изменения и прекращения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Нормативно-правовой основой исследования являются: Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 21 июля 2014 г.) ; Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. (в редакции от 1 июля 2015 г.); Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. (в редакции от 13 июля 2015 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; а также иные нормативные правовые акты.
В данной выпускной квалификационной работе были использованы общенаучные методы познания. С учетом сложности объекта исследования были задействованы: сравнительно-правовой метод и системно-структурный метод научного исследования.
Теоретико-методологической базой данного исследования стали научные труды и статьи специалистов в области административного, финансового и бюджетного права, в том числе, в области регулирования договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Основой исследования выпускной квалификационной работы являются общенаучные методы познания. С учетом сложности объекта исследования автором использовался сравнительно-правовой метод и системно-структурный метод научного исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможном использовании материалов исследования в правоприменительной практике, а также при подготовке лекционных и семинарных занятий по дисциплине «Гражданское право».
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
1.1. Понятия и характеристика договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
Государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд - это гражданско-правовой договор, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику, либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ, договором поставки признается такой договор купли-продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Данное определение предполагает, что договор поставки:
- во-первых, является консенсуальным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям;
- во-вторых, является возмездным, где существуют обязательства оплаты поставленных товаров;
- в-третьих, является двусторонне обязывающим, где действуют обязательства двустороннего порядка поставщика (передача товара) и заказчика (оплата товара).
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров, который размещается в соответствии с Законом о
закупках.
Г осударственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Существенные отличия государственного или муниципального контракта от иных видов договора купли-продажи:
- покупателем является государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
- наименование договора - государственный или муниципальный контракт, заключающийся на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке;
- основной способ размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд - проведение открытых торгов (конкурсов);
- порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
- государственный или муниципальный Заказчик обеспечивает оплату товаров за счет средств бюджета, в том числе возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
- законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;
- споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются Арбитражным Судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.
Ниже приведен правовой анализ понятия «государственный (муниципальный) контракт».
Большинство дискуссий в вопросе определения сущности государственного контракта связаны со спецификой субъектного состава (государство-заказчик), с целевым содержанием государственного контракта (удовлетворение государственных нужд), с особенностями финансирования (выделение бюджетных ассигнований). Вместе с тем понимание правовой сущности государственного контракта является ключевым моментом в характеристике его режима (гражданско-правового либо административно-правового).
Исследования правовой сущности государственного контракта проводятся разными авторами по нескольким направлениям. Первая точка зрения, сформулирована представителями науки административного права и базирующаяся на разработках школы «хозяйственного права» . По мнению исследователей, поддерживающих эту теорию, гражданское законодательство не в полной мере справляется со своими задачами, так как, кроме предпринимательских отношений на условиях равенства, отношений «по горизонтали», регулируемых гражданским законодательством, существуют предпринимательские отношения «по вертикали», где активное участие принимает государство, приобретая продукцию для удовлетворения собственных нужд.
В советский период, рассматривая понятие административного договора, авторы отмечали такие его особенности, как отсутствие подлинной юридической равноценности воли участников отношений, наступление за неисполнение договорных условий административной, а не гражданско - правовой ответственности, применение ответственности органом, который является стороной по договору или вышестоящим органом; отсутствие, как правило, ответственности стороны, обладающей властными полномочиями.
Рассматривая понятие государственных контрактов, А.В. Демин обращает внимание на их наименование, которое подчеркивает, по его мнению, наличие в их правовом режиме публично-правовых элементов. Обосновывая наличие в государственных контрактах административно-правовых признаков, автор отмечает, что законодательные акты, регулирующие государственные контракты, по своему содержанию, структуре, предмету и методам регулирования являются комплексными и включают нормы гражданского и административного права. Причем административные нормы носят специальный характер, устанавливая изъятия и отраслевые особенности для данной категории договоров по отношению к общим положениям и принципам обязательственного (гражданского) права.
Этим и аргументируется вторая позиция относительно правовой сущности государственного контракта: его предлагается рассматривать, как указывает В.И. Новоселов , как гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы.
Аналогичной точки зрения придерживается и Ю.М. Козлов , отмечая такую особенность государственных контрактов, как сочетание в себе элементов административно-правовых и гражданско-правовых договоров.
Таким образом, несмотря на различные точки зрения на правовую сущность государственного контракта, почти всеми исследователями отмечается наличие в них публично-правовых и частноправовых элементов. При этом некоторыми авторами делается вывод о том, что государственные контракты относятся к комплексной сфере правового регулирования, в которой государственное вмешательство носит разноотраслевой характер.
Однако позволим себе не согласиться с позицией А.В. Демина и солидарных с ним исследователей, поскольку, по нашему мнению, более правильной является точка зрения П.С. Тарабаева , который указывает, что цель государственного контракта, обеспечение государственных нужд, не может служить основанием для признания наличия публичных элементов в данном договоре.
То есть, несмотря на публично-правовой характер целей государственного контракта, само их наличие или характер не может влиять на правовую сущность заключаемого государственного контракта. Цель, ради которой заключается государственный контракт, необходима для правильной юридической квалификации договора в рамках гражданско-правовой материи, которая, в свою очередь, определяет особенности его заключения и исполнения, а также особенности гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств.
ГК РФ регулирует, и то весьма неполно, заключительную стадию процесса размещения государственных заказов - заключение государственного контракта и отчасти его содержание. Вместе с тем государственные закупки представляют собой систему, все элементы которой взаимосвязаны и правовое регулирование которых должно быть взаимосогласованным.
На наш взгляд, для правильного определения правовой сущности государственного контракта необходимо провести различие между такими правовыми понятиями, как государственный контракт, государственный заказ и государственные закупки.
Как отмечалось ранее, нормативное определение государственного контракта содержится в Законе о закупках, в котором под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
1. Нормативно-правовые акты
1.1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 31, ст. 4398.
1.2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № (в редакции от 30 сентября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2015, № 40, ст. 5468.
1.3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. (в редакции от 1 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; 2015, № 27, ст. 4001.
1.4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. (в редакции от 13 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52 (часть 1), ст. 5496; 2015, № 29 (часть 1), ст. 4342.
1.5. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. (в редакции от 19 июля 2011 г.) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3303; 2011, № 30 (часть 1), ст. 4596.
1.6. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. (в редакции от 13 июля 2015 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; 2015, № 10, ст. 1393.
1.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 48, ст. 6266.
1.8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации» // Российская газета, 2012, № 287.
1.9. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2014 г. «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)» // http://www.sakha.gov.ru.
1.10. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2014 г. «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 г. «Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия)» // http://www.sakha.gov.ru.
1.11. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2014 г. «Об определении случаев осуществления банковского сопровождения государственных контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)» // http://www.sakha.gov.ru.
1.12. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2014 г. «О проведении мониторинга закупок для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)» // http://www.sakha.gov.ru.
1.13. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 июня 2014 г. «Об утверждении Порядка учета и использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), полученных в виде экономии по итогам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия)» // http://www.sakha.gov.ru.
1.14. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2014 г. «О признании утратившими силу правовых актов и отдельных положений актов Правительства Республики Саха (Якутия) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия)» // http://www.sakha.gov.ru.
1.15. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2014 г. «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов в новой редакции» // http://www.sakha.gov.ru.
1.16. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2014 г. «Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия) на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств» // http://www.sakha.gov.ru.
1.17. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2014 г. «Об организации работы по проведению анализа закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)» // http ://www. sakha. gov.ru.
1.18. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2014 г. «О приостановлении закупок автотранспортных средств для нужд исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия) за счет средств государственного бюджета, за исключением специализированного автотранспорта» // http://www.sakha.gov.ru.
1.19. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2014 г. «О внесении изменений в состав коллегии Государственного комитета
Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов, утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 августа 2011 года» // http://www.sakha.gov.ru.
2. Акты судебных органов
2.1. Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 октября 2011 г. «В удовлетворении исковых требований в части признания недействительной односторонней сделки по расторжению государственного контракта отказано правомерно, поскольку отказ государственного заказчика от исполнения государственного контракта мотивирован ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, а факт ненадлежащего исполнения установлен судами на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств» // Вестник ВАС РФ, 2012, № 2.
2.2. Решение Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2012 г. по делу № А58-5401/2012 «Об удовлетворении в исковом заявлении о расторжении договора и взыскании штрафа» // http://kad.arbitr.ru.
2.3. Решение Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2012 г. по делу № А58-5708/2012 «Об удовлетворении в исковом заявлении о расторжении договора и уплате штрафа» // http://kad.arbitr.ru.
2.4. Решение Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2015 г. по делу № А58-7547/2014 «Об отказе в исковом заявлении о понуждении заключить договор» // http://kad.arbitr.ru.
2.5. Решение Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2015 г. по делу А58-608/2015 «Об отказе в исковом заявлении о взыскании денежных средств» //http://kad.arbitr.ru.
2.6. Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2015 г. по делу № А58-8127/2014 «Об удовлетворении искового заявления полностью» // http://kad.arbitr.ru.
3. Литература
3.1. Акулич Е.И. Экономические предпосылки финансового обеспечения государственных нужд // Вестник финансового университета, 2014, № 6.
3.2. Алексеев С.С. Гражданское право. - М., 2014.
3.3. Блинов В.Г. Правовое регулирование частных и публичных отношений при поставке товаров для государственных нужд // Право, 2013, № 6.
3.4. Брагинский М.И. Договорное право. - М., 2013.
3.5. Волынкина М.В. Правовая природа государственного контракта // Вестник гражданского права, 2014, № 4.
3.6. Демин А.В. Публично-правовой аспект государственного контракта // Право, 2013, № 3.
3.7. Денисов С.Существенные условия договора // Корпоративный юрист, 2014, № 1.
3.8. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд // Право, 2014, № 2.
3.9. Иванов П.А. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. - М., 2014.
3.10. Иоффе О.С. Обязательственное право. - М., 2013.
3.11. Истомина Е.А. Институт государственных закупок в России // Экономика и право, 2013, № 4.
3.12. Клюева Е.Е. Правоотношения в сфере обеспечения государственных нужд путем приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг // Российское право, 2013, № 4.
3.13. Ковалева Е.А. Права и обязанности участников заключения договора поставки для государственных и муниципальных нужд // Экономика и право, 2014, № 3.
3.14. Козлов Ю.М. Административное право. - М., 2013.
3.15. Луц Д.А. Односторонний отказ от исполнения государственного контракта// Государство и право, 2015, № 7.
3.16. Никифорова С.В. Сроки исполнения государственного контракта // Вопросы современной юриспруденции, 2013, № 22.
3.17. Новоселов В.И. О государственных закупках // Вестник гражданского права, 2014, 2.
3.18. Обыденнов А.Н. . Предмет и объект как существенные условия гражданско-правового договора // Российское право, 2013, № 8.
3.19. Розенберг М.Г. Условия договора в силу ГК РФ // Гражданское право, 2013, № 2.
3.20. Сердюкова А.В. Реформирование ГК РФ о государственных контрактах // Государство и право, 2015, № 2.
3.21. Танчук И.А. Гражданское право. - М., 2014.
3.22. Тарабаев П.С.Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд // Госзакупки, 2013, № 1.
3.23. Тищенко Е.В. Исполнение обязательств сторонами государственного и муниципального контракта // Экономика и право, 2014, № 1.
3.24. Федченко Е.А. Правовой аспект прекращения договора поставки для государственных и муниципальных нужд // Вопросы современной юриспруденции, 2013, № 25.
4. Акты утратившие силу
4.1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. (в редакции от 2 июля 2013 г., утратил силу с 1 января 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (часть 1), ст. 3105; 2013, № 27, ст. 3463.