Актуальность данной темы связана с тем, что в настоящее время проблемные кредиты становятся распостраненным явлением. Это связано с популяризацией стратегии выдачи кредитов населению, юридическим лицам.
К сожалению, до сих пор не выработан оптимальный механизм решения проблемы просроченной задолженности перед банками, нет ответа на многие вопросы, связанные с управлением проблемными активами. Каждый банк выбирает для себя пути работы с проблемными долгами самостоятельно в соответствии с его структурой, практикой взаимодействия служб банка, объемом и спецификой кредитного портфеля, степенью его «проблемности».
Уровень просрочки – основной показатель качества кредитного портфеля и показатель надежности кредитной организации. Размер просроченной задолженности влияет на прибыль, резервы и капитал. В целом по банковской системе этот показатель свидетельствует о состоянии заемщиков и экономики в целом.
Успешное решение проблемы оптимизации соотношения «прибыльность – риск» при осуществлении кредитных операций банка во многом определяется применением эффективного кредитного механизма. Однако любое кредитование связано с определенным риском, тем более в условиях развивающейся рыночной экономики. Когда, на любом этапе может возникнуть риск.
Таким образом, процесс управления проблемными кредитами в работе коммерческого банка, весьма актуален.
Целью выпускной квалификационной работы провести анализ работы с проблемными кредитами и выработать пути ее совершенствованию.
Указанная цель выпускной квалификационной работы обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- изложить теоретические основы работы банка с проблемными кредитами;
- провести анализ работы банка с проблемными кредитами в «ПАО Сбербанк»;
- разработать мероприятия по улучшению работ банка с проблемными кредитами ПАО «Сбербанк»
Объект исследования - ПАО «Сбербанк».
Предмет исследования - организация управления проблемными кредитами в банке.
Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых-аналитиков, работающих в области банковского кредитования и управления кредитными рисками, таких как: Лаврушина О.И., Валенцевой Н.И., Жукова Е.Ф., Львова Ю.И., Селищева А.С. и др., а также материалы из периодических изданий, справочная и нормативная литература по рассматриваемой проблематике, отчетность объекта исследования
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ БАНКА С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ
1.1. Понятие и сущность работы банка с проблемными кредитами
Изучение существующих в науке и практике подходов, используемых при определении проблемной задолженности, показало отсутствие единых общепризнанных критериев отнесения кредитов к числу проблемных.
Традиционно считается, что проблемные кредиты являются следствием ухудшения финансового состояния заемщиков. При этом к проблемным кредитам банки обычно относят займы, по которым уже просрочены платежи [11, с. 145].
Проблемные кредиты - это так называемые нестандартные, сомнительные и безнадежные ссуды, т.е. все, кроме текущих ссуд, определяемых как ссуды непросроченные (независимо от обеспечения), а также ссуды, имеющие весьма кратковременную просроченную задолженность (до 5 дней включительно) по основному долгу и выплате ссудных процентов, а также лишь однажды переоформленные без изменений условий кредитного соглашения.
Между тем просроченный кредит нельзя назвать проблемным в подлинном его значении, ибо кратковременный невозврат в целом ряде случаев не может свидетельствовать о подлинной опасности невозвращения ссуды. Верно, однако, и то, что отсутствие просроченного платежа по погашению ссуды не является гарантией ее надежности, непросроченная в данный момент ссуда может в будущем перейти в разряд безнадежных долгов [11, с. 147].
Тем не менее, нарушение принципов кредитования - это серьезный сигнал для банка, определенная загадка, которую ему следует решить в ходе организации процесса кредитования.
Проблемный кредит - это такой кредит, по которому у банка возникли сомнения в отношении его субъекта, объекта и обеспечения.
Потери от проблемных кредитов выражаются не только в прямых убытках от невозврата ссуд и неуплаты ссудных процентов. Ущерб, связанный с проблемными кредитами, может быть более ощутим, если учесть, что их возникновение:
- «замораживает» средства банка в непродуктивных активах;
- приводит к подрыву репутации кредитного учреждения, доверия вкладчиков и инвесторов;
- увеличивает административные расходы банка, ибо на практике требует особого внимания и дополнительного контроля со стороны кредитных подразделений;
- повышает угрозу оттока из банка квалифицированных кадров вследствие снижения их материального стимулирования из-за падения прибыльности кредитных операций [8, с. 47].
Факторы образования проблемных кредитов. Разумеется, о проблемных кредитах следует говорить лишь в отношении уже выданных ссуд. Причины их образования могут быть самыми разнообразными. Некоторые из них могут быть связаны с работой клиента, другие - с деятельностью банка; часть факторов может носить объективный характер, часть - зависеть от субъекта.
Факторы образования проблемных кредитов, зависящие от заемщика, чаще всего связаны с плохим руководством предприятием. Неэффективность работы заемщика может быть также вызвана ухудшением качества его продукции, вытеснением ее с рынка, слабым контролем предприятия за финансами и, как следствие, рост дебиторской задолженности, накладных расходов и т.п. [7, с. 247].
К факторам образования проблемных кредитов, не зависящих от заемщика, чаще всего относятся непредвиденные политические и экономические события, изменение законодательства, общее ухудшение экономической ситуации, невозможность быстрой перестройки производства продукции в связи с определенным технологическим прорывом, стихийные бедствия и т.д.
Отразим признаки проблемности кредитов заемщика на рис.1
Рис.1. Признаки проблемности кредитов заемщика
Причины, связанные с деятельностью банка, также разнообразны. К не зависящим от банка причинам следует также отнести резкое ухудшение экономической ситуации, когда невозврат банковских ссуд стал общим явлением. Разумеется, неблагоприятное воздействие на банк могут оказать стихийные бедствия и т.д. [5, с. 157].
Причины, зависящие от банка, связаны с различными нарушениями кредитного процесса. Это может быть:
- предоставление кредита не на основе экономического обоснования, а исходя из дружеских расположений к заемщику;
- непрофессиональный анализ кредитной заявки;
- слабое структурирование кредита с позиции риска как следствие поверхностного представления о специфических отраслевых особенностях предприятия, его подлинных потребностях;
- недостаток обеспечения кредита, например, вследствие завышенной оценки залога;
- неправильное документальное оформление кредита, например отсутствие в кредитном договоре оговорок (условий), защищающих интересы банка-кредитора;
- слабый контроль за работой заемщика в период пользования ссудой и др. [7, с. 147].
Все эти и другие причины, так или иначе, приводят к нарушению процесса кредитования, подрывают устойчивость, как заемщика, так и банка-кредитора. Разумеется, последствия возникают не сразу. «Вызревая», они подают сигналы своего отрицательного воздействия на кругооборот капитала. Это могут быть сигналы, отражающие финансовое состояние заемщика, его производственную деятельность, организацию кредитования, свидетельствующие о:
- наличии просроченной задолженности по платежам в бюджет; неустойчивом спросе на готовую продукцию предприятия-заемщика;
- нарушении сроков представления в банк финансовых и первичных документов;
- серьезных недостатках в бухгалтерском учете;
- отклонении фактических показателей хозяйственно-финансовой деятельности заемщика от плановых;
- невыполнении более чем на 5% плана по реализации продукции;
- низком качестве обеспечения кредита;
- использовании выручки от продажи основных фондов производственного характера в качестве разового источника возврата кредита;
- недостатке оборотного капитала заемщика;
- кратковременных задержках погашения кредита и платы за его использование;
- частых просьбах о пролонгации кредита.
Банк также должен обратить внимание на такие явления в финансово-хозяйственной деятельности заемщика, как:
- резкое увеличение дебиторской задолженности;
- замедление оборачиваемости товарно-материальных ценностей;
- снижение удельного веса краткосрочных активов;
- возникновение убытков от операционной деятельности;
- систематическое превышение кредитной линии;
- слабая диверсификация круга поставщиков и покупателей.
В зарубежной практике выделяют ряд показателей, которые используются для оценки возможного банкротства заемщика. Применительно к российской специфике предпринимательства можно использовать следующую двухуровневую систему показателей [5, с. 241].
В первую группу входят показатели, которые свидетельствуют о возможных в обозримом будущем серьезных финансовых затруднениях заемщика, приближающих его к банкротству. Среди них:
- повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;
- превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;
- чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;
- устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;
- хроническая нехватка оборотных средств;
- устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;
- ухудшение отношений с учреждениями банковской системы;
- использование (вынужденное) новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;
- применение в производственном процессе оборудования с истекшими сроками эксплуатации;
- потенциальные потери долгосрочных контрактов;
- неблагоприятные изменения в портфеле заказов [6, с. 217].
Ко второй группе показателей относят такие, неблагоприятные значения которых можно рассматривать как критические. Вместе с тем эти показатели указывают, что при определенных условиях или при непринятии действенных мер положение заемщика может резко ухудшиться. K числу таких показателей можно отнести:
- потерю ключевых сотрудников аппарата управления;
- вынужденную остановку, а также нарушения производственно технологического процесса;
- недостаточную диверсификацию деятельности предприятия, т.е. чрезмерную зависимость финансовых результатов от какого-то одного конкретного проекта, типа оборудования, вида активов и др.;
- излишнюю ставку на прогнозируемую успешность и прибыльность нового проекта;
- участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом;
- потерю ключевых контрагентов;
- недооценку технического и технологического обновления предприятия;
- неэффективные долгосрочные соглашения;
- политический риск, связанный с предприятием в целом или его ключевыми подразделениями;
- ухудшение структуры активов.
Превентивные меры банков. Своевременное реагирование на сигналы раннего проявления зарождающихся финансовых трудностей позволяет банку принять превентивные меры к улучшению ситуации и защите интересов банка. Эти меры необходимо принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут неизбежными [17, с. 87].
Что же должен предпринять банк, заметив сигналы раннего проявления кризисной ситуации?
Прежде всего, работники банка должны произвести более глубокий анализ заемщика, выявить конкретные причины, которые привели к ухудшению положения. Важно при этом выяснить позицию ссудополучателя: хочет ли он возвращать долги, можно ли ему доверять, способен ли он восстановить статус-кво, добившись желаемой прибыли?
Вне зависимости от того, решил ли банк сохранить свои отношения с заемщиком или в дальнейшем отказаться от них, банку целесообразно разработать корректирующий план дальнейших действий. При этом необходимо:
- выяснить, насколько глубоки причины, которые привели к ухудшению ситуации;
- занести данный кредит в лист особого наблюдения;
- встретиться с руководством предприятия, наметив план дальнейших мероприятий;
- при необходимости снизить кредитный рейтинг заемщика, прекратить отражение платы за кредит в доходах банка, увеличить отчисления в резервные фонды;
- с учетом результатов анализа в случае необходимости изменить условия кредитной сделки (пересмотреть размеры кредитной линии вплоть до ее закрытия, использовать дополнительный залог, повысить ссудный процент и т.д.);
1. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации. Ч. 1, 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Закон«О банкахи банковской деятельности» № 395 - 1 от 02 декабря 1990 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Федеральныйзакон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О потребительском кредите(займе)" (21 декабря2013 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Инструкция БанкаРоссии от 16.01.2004г. №110-И «Об обязательныхнормативах банков» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
5. ПоложениеЦБ РФ от 31 августа 1998 года №54-П «О порядкепредоставления (размещения) кредитнымиорганизациями денежных средстви их возврата(погашения)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6. АлександроваН.Г., АлександровН.А. Банки и банковская деятельностьдля клиентов[Текст]. СПб: Питер, 2015. 224 с.
7. Банковское дело [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. В.И. Соловьева. М.: Финансы и статистика, 2015. 364 с.
8. Банковское дело [Текст]: Учебник/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой- 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2017. 592 с.
9. Банковское дело [Текст]: Учебник/ Под ред. д-ра экон. наук, проф.Г. Г. Коробовой- М.: Юристь, 2015. 751 с.
10. Банковское дело [Текст]: Учебник- 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2014. 672 с.
11. БизинС. С. Методы управленияпроблемными кредитами в коммерческом банке// Молодойученый. 2017. №20. С. 272-275.
12. Дементьева К., Сбербанк спустит долгиколлекторам // Коммерсантъ. 2014. № 4. С. 15-18.
13. ЖарковскаяЕ., АрендсИ. Банковское дело [Текст]: Курс лекций. М: ИКФ Омега- Л, 2014. 399 с.
14. КиселевВ.В. Управление банковскимкапиталом (теория и практика) [Текст]. М.: ОАО Издательство«Экономика», 2017. 256 с.
15. КлючниковМ.В. Анализпоказателей, характеризующих финансовуюдеятельность коммерческих банков// Финансыи кредит. 2017. № 20. С. 40-47
16. КузнецовС.В. Повышение эффективности работыв банке по урегулированию проблемной ссуднойзадолженности // Микроэкономика. 2014. №1. С. 54-55.
17. КурочкинА.В. Особенности формированияресурсной базы коммерческих банков в современных условиях// Финансыи кредит. 2015, № 4, С. 32 – 34.
18. КурочкинА.В. Основы управления ресурсамикоммерческого банка в современных условиях// Финансыи кредит. 2017. № 5. С. 6-9.
19. КурочкинА.В. Критерии оптимальности структурыисточников ресурсной базы коммерческого банка// Финансыи кредит. 2015. № 9. С. 7-11.
20. МаксютовА.А. Основыбанковского дела [Текст]. М.: Бератор- Пресс, 2013. 384 с.
21. МаренковН.Л. Основы управления инвестициями[Текст]: Учебник. М.: ЕдиториалУРСС, 2015. 480 с.
22. Методы оптимизации в теории управления[Текст]: Учебное пособие/ И.Г. Черноруцкий. СПб.: Питер, 2014. 256 с.
23. МехряковВ. Российскиебанки: решение назревшихпроблем // Аналитический банковскийжурнал. 2015. № 8. С. 56-59.
24. Проблемы и перспективы экономикии управления: материалы III междунар. науч. конф. СПб.: Заневскаяплощадь, 2014. С. 133-135.
25. РомановаТ.К. Кредитныйрынок как фактор регионального развития// Деньгии кредит. 2015. №1. С. 60-64.
26. СвиридовО.Ю. Банковское дело. Серия«Экономика и управление». Ростовн/д: Издательский центр«МарТ», 2015. 416 с.
27. СмирновА.В. Управление ресурсамии финансово- аналитическаяработа коммерческого банка[Текст]. М.: Издательская группа«БДЦ - Пресс», 2014. 176 с.
28. Финансы, денежное обращениеи кредит[Текст] / В.К. Сенчагов, А.И. М.: ТК Велби, издательствоПроспект, 2014. 720 с.
29. Финансы, деньги, кредит[Текст]: Учеб. Пособие/ Е.Г. Чернова, В.В. М.: ТК Велби, 2014. 208 с.
30. ШапкинА.С. Управление кредитным риском// Управлениериском. 2017. № 2. С. 59 – 63.
31. ШтыроваИ.А. Управление кредитным риском// Банковскиеуслуги. 2013. № 6/7. С.42 – 48.