Введение
Глава 1. Теоретические особенности проведения реструктуризации предприятий
1.1. Сущность реструктуризации и её роль в развитии предприятия
1.2. Классификация стратегий реструктуризации
1.3. Опыт реструктуризации на российских предприятиях
Глава 2. Анализ эффективности деятельности ООО «МВ-Стил»
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «МВ-Стил»
2.2. Анализ эффективности существующей стратегии ООО «МВ-Стил»
2.3. Анализ внутренней и внешней среды предприятия
Глава 3. Разработка проекта реструктуризации ООО «Спектр»
3.1. Сущность проекта реструктуризации ООО «Спектр»
3.2. Эффективность проекта реструктуризации ООО «МВ-Стил»
Заключение
Список литературы
Приложения
Современный период развития российской экономики характеризуется активным поиском мер по наращиванию и обновлению промышленного потенциала. Однако, отсутствие комплексности в проведении стратегической экономической политики не позволяет обеспечить ускоренный рост отечественных предприятий и повышение эффективности их деятельности. Малоэффективное использование передовых инновационных технологий приводит к стагнации промышленного сектора экономики, где структурные преобразования носят преимущественно формальный характер.
Данная ситуация обусловлена отсутствием единства интересов государства и бизнеса, инвестиционной и финансово-кредитной политики, производственных и рыночных факторов в достижении целей. В сложившихся условиях реструктуризация может сильно воздействовать на позитивное изменение экономики, её организационно-техническую, управленческую и правовую направленность.
Эффективное использование промышленного потенциала российской экономики является на сегодняшний день важнейшим условием непрерывного экономического роста. Таким образом, реструктуризация предприятий при эффективном формировании ее механизмов должна содействовать повышению конкурентоспособности отечественного производства и проведению на новом уровне структурных преобразований в промышленности.
В стратегическом плане целевые установки реструктуризации должны быть направлены на поиск приоритетов развития отечественной экономики, развитие адаптационных механизмов рынка, концентрацию средств и сохранение регулирующей роли государства. Необходимость такого подхода к реструктуризации обусловлена неэффективностью проводимой политики разгосударствления и приватизации, поиском внутренних источников технологического роста, которые, в последнее время, исчерпали свои возможности или сильно трансформированы.
Обобщение сложившегося отечественного опыта реструктуризации позволяет выделить следующие основные проблемы, характерные для ее реализации: оценка потребностей и возможностей реструктуризации; степень понимания руководством и персоналом целей и задач реструктуризации; обоснование выбора эффективных вариантов стратегии реструктуризации; организационно-экономический механизм ее реализации и т.д.
Недостаточная теоретическая и методическая разработанность данных проблем, их возрастающая практическая значимость обусловили актуальность и выбор темы работы.
Так, цель работы – определить необходимость и направления реструктуризации на предприятии, оценить её эффективность.
Основными задачами работы есть:
- изучение теоретических основ реструктуризации предприятий;
- определение необходимых направлений реструктуризации;
- определение стратегии реструктуризации и оценка её эффективности.
Объектом исследования работы есть ООО «МВ-Стил».
Для написания работы были использованы данные отчетности анализируемого предприятия и информация относительно технических характеристик определенных объектов из вторичных источников.
Глава 1. Теоретические особенности проведения реструктуризации предприятий
1.1. Сущность реструктуризации и её роль в развитии предприятия
В настоящее время реструктуризация - одно из существенных направлений деятельности практически любой компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности. В данной статье рассмотрена сущность процесса реструктуризации и его основные этапы, которые детально проанализированы в системе бизнеса, методами факторного анализа, используемые для выявления внутренних резервов развития предприятия.
В настоящее время все больше возрастает интерес к реструктуризации фирмы и отдельных ее направлений развития предприятий. Тем не менее процесс реструктуризации предприятия до сих пор остается недостаточно изученным. Большинство работ в данной области сводится к комбинированию различных вариантов использования методик анализа для реструктуризации предприятия. И, тем не менее, главной особенностью реструктуризации в отличий от текущих изменении в производстве состоит в том, что она не является частью повседневного делового цикла компаний. Именно необходимость комплексного преобразования, затрагивает практически все стороны функционирования компании, обуславливает реструктуризация.
На сегодняшний день практически любое предприятие, дойдя до определенной стадии развития, нуждается в реструктуризации. Это во многом обусловлено динамично меняющимися факторами внешней среды. Внешнее окружение подталкивает менеджмент компании и собственников пересматривать структуру, функции, взаимоотношения внутри предприятия с целью повышения его конкурентоспособности и обеспечения дальнейшего развития [2].
Под реструктуризацией чаще всего понимают переход к эффективным методам управления и хозяйствования на создании и внедрении оптимизированной системы управления. В теории и практике рассматривают следующие виды реструктуризации предприятия [2]:
Рис.1.1. Виды реструктуризации предприятия
Каждая из этих форм реструктуризации предполагает проведение целого комплекса мероприятий, направленных на усовершенствование и оптимизацию соответствующей сферы предприятия.
Для того, чтобы успешно осуществить вышеперечисленные формы, необходимо правильно сформулировать цели реструктуризации. Они определяются исходя из общей стратегии компании. В терминологии менеджмента, стратегия - это генеральное направление действий компании, следование которому в перспективе должно привести к запланированным целям [1, с. 81].
Выделяют следующие цели процесса реструктуризации:
- улучшение экономических и финансовых показателей деятельности компании привлечение долгосрочных обязательств;
- усиление конкурентоспособности продукции на рынке;
- расширение существующего или завоевание новых рыночных сегментов;
- избежание банкротства;
Реализация целей реструктуризация предприятия является длительным процессом последовательности этапов реструктуризации, осуществляемым при помощи специалистов самого разного профиля и направленным на повышение эффективности использования собственного внутреннего потенциала организации и адаптации к новым рыночным условиям.
Для наглядного примера основных этапов реструктуризации предприятия выделяют 5 этапов, которые указаны в рис.1.2.
Рис.1.2. Основные этапы реструктуризации
Выделяют множество этапов реструктуризации предприятия и компаний в зависимости от состояния компании, ее потенциала, позиций на рынке, поведения конкурентов, характеристик производимых ею товаров и услуг и многих других факторов.
Первым этапом реструктуризации предприятия и компаний - собственники или менеджеры компаний должны определить, что именно их не устраивает в текущей деятельности компании, и чего они хотят добиться в результате структурных изменений.
Вторым этапом реструктуризации предприятия и компаний – выявление проблем компании, определить ее слабые и сильные стороны, понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в этот бизнес.
Третьим этапом реструктуризации предприятии и компаний - получение результатов анализа и исходя из этого, составляется несколько альтернативных вариантов развития компании
Четвертый этапом реструктуризации предприятии и компаний - осуществление реструктуризации в соответствии с разработанной программой. Формируется команда специалистов, задействованных в работе и затем прорабатываются и реализуются все этапы программы.
Пятым этапом реструктуризации предприятия и компаний – контроль за исполнением программы реструктуризации и оценка ее результатов [3].
Неразрывность всех пяти этапов и их определенную очередность важна для реструктуризации компаний. Нельзя выбросить и одного этапа из этой цепочки, так как ее завершение является только началом новой фазы развития предприятия. Нельзя упускать момент, когда назреет необходимость проведения следующей реструктуризации. Поэтому мониторинг финансово-экономического состояния предприятия, положения его на конкурентном рынке, позволяет диагностировать необходимость реструктуризации.
Таким образом, в условиях кризиса руководитель должен уметь анализировать различные варианты развития производств, видеть перспективу своей компании на рынке, обладать волей и способностью вовлекать коллектив в активизация его внутренних возможностей, существенное изменение стратегии, реорганизация и создание эффективной системы управления, иначе говоря - его реформирование, одним из главных направлений которого и является реструктуризация.
1.2. Классификация стратегий реструктуризации
В зависимости от ситуации на предприятии осуществляются мероприятия оперативного (обеспечение выживания на короткий срок) и долгосрочного характера (восстановление конкурентоспособности на длительное время). В зависимости от стадии развития предприятия и его возможностей деятельность по реструктуризации можно разделить на два вида. Превентивные преобразования, целью которых является увеличение стоимости предприятия, сохранение собственности и другие задачи, связанные с поддержанием конкурентного статуса предприятия и повышением эффективности его функционирования. И преобразования предприятия, находящегося в условиях кризиса, сконцентрированные на решениях по возвращению дееспособности, преодолению кризиса и превращению предприятия в действующее. Изменения могут рассматриваться с очки зрения внутренних и внешних факторов. Внутренние основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования; внешние - на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия путем: расширения (слияния, присоединения), сокращения (разделения, выделения) и преобразования акционерного капитала. Реформирование предприятия можно представить как совокупность преобразований в следующих сферах: производственной (составляющие производственно-технической базы), организационной (экономико-правовые формы и принятое на предприятии распределение прав и обязанностей), кадровой (профессиональный и квалификационный состав работников), финансовой (активы и пассивы). Наиболее часто предприятия используют оборонительную стратегию, которая выражается в том, что предприятие, испытывая в течение определенного времени трудности с реализацией своей продукции, стремится сократить объемы производства, отказаться от убыточной продукции, соответственно сократив численность работников предприятия, распродать излишние производственные мощности и виды бизнеса, чтобы выправить свое финансовое положение. Наступательная стратегия заключается в том, что предприятие выходит на рынок с новыми видами продукции по более низким ценам, приобретает новые бизнес-единицы, предприятия.
Изменения в стратегии, производственных процессах, структуре и культуре могут осуществляться постепенно, в идее мелких шагов, или же радикально, в идее крупных скачков. В этой связи соответственно говорят об эволюционной и революционной моделях изменений. Для революционного метода управления изменениями характерны радикальное переосмысление, перепроектирование предприятий и производственно-хозяйственных процессов, глубокие и всеохватывающие перемены, мышление дискретными категориями, привлечение к участию убежденных сторонников перемен, использование для решительного устранения опасных тенденций. Эволюционные изменения осуществляются в рамках организационного развития, которое определяется как долгосрочный, тщательный, непрерывный, всеобъемлющий процесс изменения и развития организации и ее членов [11, с. 36].
Что же касается непосредственно видов реструктуризации, то можно выделить следующие взгляды. И.И. Мазур и В.Д. Шапиро выделяют два основных направления реструктуризации:
- корпоративная, стратегическая реструктуризация компании, направленная на повышение эффективности функционирования и связанная с развитием действующей компании, включая увеличение стоимости собственного капитала, повышение конкурентоспособности, завоевание новых или расширение имеющихся рынков, оптимизацию организационной структуры, диверсификацию деятельности и т.п.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание Законодательства РФ. – 09.03.2017. - № 10.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, часть вторая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ, от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание Законодательства РФ. – 09.03.2017. - № 10.
3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2014) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание Законодательства РФ. – 09.03.2017. - № 10.
4. Федеральный закон от 06.12.2014 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание Законодательства РФ. – 09.03.2017. - № 10.
5. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Савицкая Г.В., 3-е, Минск: ИП “Экоперспектива”, 2013. – 498с.
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. - М: Финансы и статистика, 2008. - с.266.
7. Ковалева В.Д. Учет, анализ и аудит операций с ценными бумагами: учебное пособие / В.Д. Ковалева, В.В. Хисамудинов. – М.: КНОРУС, 2013. – 206 с.
8. Козлов Н.В., Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ .-М.: Финансы и статистика, 2007.-256с.
9. Количественные методы финансового анализа.: Пер. с англ. /Под ред. С.Дж.Брауна и М.П.- М.: Инфра,2006.-336с.
10. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операпций.-М.:Финансы, 2008, с. 452.
11. Орлов Б.Л., Осипов В.В. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия. - Москва: УРАО, 2007, с.326.
12. Соловьева Д.В. Годовой отчет организаций на упрощенной системе налогообложения. – М.: «ГроссМедиа», «РОСБУХ». – 2014. – 166 с.
13. Соснаускене О.И.Как перевести российскую отчетность в международныйстандарт / О.И. Соснаускене. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. –272 с.
14. Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия. - М.: Перспектива, 2015.
15. Теория и практика анализа финансовой отчетности организаций: учебное пособие / Н.В. Парушина, И.В. Бутенко, В.Е. Губин, О.В. Губина, С.В. Деминова, Н.А. Сучкова, Т.А. Тимофеева; под ред. д. э. н. Н.В. Парушиной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 432 с.
16. Фатхудинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. -М.: ЗАО Бизнес- школа "Интел-Синтез", 2007. - 352с.
17. Холт Р. Планирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2006.
18. Шеремет А.Д., Старовойтова Е.В. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник / Под.общ. ред. проф. А.Д. Шеремета. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 618 с.
19. Экономика предприятия (организации). Учебник. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. - М.: ИНФРА-М, 2016. – 372 с.
20. Экономика предприятия. Учебное пособие. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2013. – 133 с.