В условиях жесткой конкуренции для предприятия весьма важно учитывать возможность объединения, что позволит более эффективно действовать на рынке и развивать новые отрасли деятельности.
Цели объединения состоят в обеспечении благоприятных условий функционирования путем координации совместной деятельности и могут иметь научно-технических задач, разработка новых видов продукции, методов экономических исследований, решение сложных социальных задач.
В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий.
Стремление найти баланс между преимуществами централизации и децентрализации управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые занимают как бы промежуточное место между полностью централизованной корпоративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде.
Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая, вдобавок ко всему, и возможность кооперации интегрированных структур.
Объектом курсовой работы являются формы объединений предприятий, их внутренние структуры.
Предмет - особенности и специфика объединений предприятий.
Цель курсовой работы: рассмотреть значение объединений предприятий, в частности отечественных с иностранным капиталом.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие и значение объединений предприятий;
- рассмотреть основные формы объединений предприятий;
- проанализировать характерные формы объединений предприятий с иностранным капиталом в России;
- рассмотреть значение государственного регулирования объединений предприятий.
Информационной базой написания курсовой работы послужили:
- нормативно-правовые акты;
- учебные пособия, работы и труды отечественных авторов по исследуемой проблематике.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, состоящего из 15 наименований.
1 Общая характеристика объединения предприятий
1.1 Понятие, характер и задачи объединения предприятий
Объединения предприятий создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Предприятия охраняют самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединения предприятий и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями. Решение о вхождении в объединение государственного или муниципального предприятия, а также смешанной формы собственности, в котором доля государственного или муниципального имущества составляет более 50%, принимается по согласованию с трудовым коллективом. Объединения предприятий создаются на основе добровольного вхождения и выхода субъектов на условиях, определяемых уставом объединения предприятий; соблюдение антимонопольного законодательства; свободы выбора организационной формы объединения предприятий; организация отношений между предприятиями, входящими в состав объединения предприятий, на основе хозяйственной самостоятельности и договоров. Объединения предприятий имеет собственное наименование указанием его организационно-правовой формы и действует на основании устава [13, с. 218].
Основой для создания союзов обычно становятся сходный характер технологических процессов, взаимосвязанное и взаимозависимое развитие производства, необходимость комплексного по вертикали производственного процесса использования сырья и других ресурсов, диверсификация. Для эффективного развития и управления производством часто необходимы концентрация ресурсов и объединение усилий предприятий и организаций различной отраслевой принадлежности, что предполагает наличие специальных организационных форм управления межотраслевого характера.
Конкретные цели формирования хозяйственных объединений различны. Из них можно выделить следующие основные задачи [5, с. 189]:
- развитие и укрепление кооперации производственных, научных, проектных, строительных и других организаций и на их основе создание единого хозяйственного комплекса;
- завоевание и удержание рынков сбыта за счет диверсификации и роста объема производства;
- закрепление поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и прочих ресурсов;
- ускорение технического развития производства и на этой основе повышение качества продукции и снижение издержек производства.
Объединение в одну вертикальную хозяйственную структуру кооперирующихся предприятий позволяет им оперативно решать многие важнейшие задачи. Так, например, объединение разнопрофильных, но взаимосвязанных фирм в единый комплекс «Группа СТО» позволило им наладить выпуск конкурентоспособного оборудования для машиностроения, получить на него заказы и загрузить собственные мощности. В свою очередь, заказчики оборудования смогли получить комплексное технологическое решение своих производственных задач. Хозяйственные объединения создаются на основе учета взаимных интересов. Главные принципы их образования:
- добровольность выбора формы объединения;
- имущественное удельное равноправие партнеров, вступивших в объединение;
- свобода выбора организационной структуры и форм управления;
- выбор степени самостоятельности участников;
- ответственность только по обязательствам, взятым каждым партнером при вступлении в объединение.
На практике сложились типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые группы.
1.2 Формы объединений и их характеристика
Выделяют объединения предприятий «мягкого» и «жесткого» типа.
Объединения предприятий
«Мягкого» типа «Жесткого» типа
- консорциум - концерн
- картель - конгломерат
- синдикат
- пул
- трест
-ассоциация
- стратегический альянс
Рисунок 1 – Формы объединений предприятий
К «мягким» относят: консорциум, картель, синдикат, трест, альянс, ассоциация, пул.
Консорциум - временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут входить и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иного предпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельными возможностями его осуществления. Консорциум представляет потенциально эффективный организационно-структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов. Предприятия могут объединяться в консорциум во имя осуществления заманчивого, сулящего высокую прибыль проекта, но требующего для своей реализации крупных капиталовложений, отвлекаемых на длительный срок при высокой степени риска [6, c.89-90].
В мировой практике наиболее часто встречаются следующие виды консорциумов, большинство из которых можно отнести к консорциумам финансового типа: банковский консорциум, консорциум-гарант, гарантийный консорциум, подписной консорциум, финансовый консорциум, экспортный консорциум.
Картель - объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании - соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.
Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений». Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность.
В мировой практике выделяются следующие виды картелей: денежный картель, закупочный картель, калькуляционный картель, кондиционный картель, контингентированный картель, кризисный картель, патентный картель, производственный картель, региональный картель, ценовой картель.
Синдикат - это такая форма объединения предприятий, при которой они сохраняют юридическую самостоятельность в отношении их производственной деятельности, но утрачивают ее в отношении сбыта своей продукции. С целью реализации продукции создается общая контора или предприятие, которое занимается сбытом продукции. Распределение доходов между предприятиями осуществляется в соответствии с долей (квотой) каждого из них в общем объеме произведенной и реализованной продукции. Как правило, в синдикаты объединяются предприятия, выпускающие однородную продукцию [10, с. 211].
Под пулом понимается временное объединение предприятий, при котором участники создают общий фонд, куда поступает общая прибыль, которая затем распределяется между ними согласно заранее установленным пропорциям [3, с. 54]. По сути является разновидностью картеля. В рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли.
Картель - форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объёмов производства, согласование условий сбыта продукции, наём рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. В ряде стран (где картели запрещены) попадает под действие антимонопольного законодательства; в других странах, напротив, создание картелей поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.
1. Гражданский кодекс кодекс РФ. Часть I, II. – М.: Проспект, 2017. – 576 с.
2. Болтенкова О.Н. Финансово-промышленные группы: их место и роль в мировой экономике. / О.Н. Болтенкова. - М.: Книжная редакция «Финансы», 2016. - 64 с.
3. Грузинов В.П. Экономика предприятия / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. М.: Финансы и статистика, 2014. 208 с.
4. Кейлер В. А. Экономика предприятия. / В.А. Кейлер. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2015. 132 с.
5. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М.: Владон, 2014. – 716 с.
6. Микроэкономика: практический подход: учебник / Под. ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. - М.: КноРус, 2014. – 442 с.
7. Раицкий К.А. Экономика предприятия. / К.А.Раицкий. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2017. 690 с.
8. Семенов В.М. Экономика предприятия. / В.М.Семенов, И.А. Баев, С.А.Терехов. – М.: Дело и сервис, 2014. – 314 с.
9. Скляренко В.К. Экономика предприятия. / В.К.Скляренко, В.М.Прудников. – М.: Инфра-М, 2006. – 528 с.
10. Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2012. – 792 с.
11. Экономика предприятия: учебное пособие / Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юристь, 2013. – 491 с.
12. Экономика: учебник. 3-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. - М.:Юристъ, 2012. - 896 с.
13. Экономика предприятия / В.П. Волков, А.И.Ильин, В.И. Станкевич – М.: Новое знание, 2014. – 677с.
14. Экономика фирмы: учебное пособие / Под ред. О.И. Волкова, В.Я. Познякова. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 342с.
15. Экономика фирмы: учебное пособие / Под ред. О.И. Волкова, В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 336с.