В настоящее время сложились условия для целенаправленного решения конкретных проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям. Одна из таких конкретных и очень существенных проблем - создание системы служб ранней помощи.
Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап развития – к системе специального образования, включающей:
• максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
• максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
• снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);
• построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;
• обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала [8].
В связи с этим одной из первостепенных задач на современном этапе развития российского общества является достраивание отсутствующей структуры – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка.
1. Предпосылки создания системы ранней помощи в России
Огромным вкладом в понимание значительной роли ранней помощи детям с проблемами в развитии выступили научные исследования зарубежных стран по проблеме: влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие, социально-эмоционального развития младенцев (М. Айнсворт, Д. Винникотт, Р. Болби и др.); оценке взаимодействий матери с младенцем и их социального поведения (Д.Н. Штерн, Ф. Фогель и др.); воздействия личностных особенностей матери на ребенка; особенностей взаимодействия и формирования взаимообусловленной привязанности у детей в группах риска (включая детей с нарушением зрения и недоношенных детей) с их матерями (Т.М. Филд и др.); развития детей у мам с психическими нарушениями и групп социального риска – алкоголе зависимых, страдающих наркоманией, а также несовершеннолетние матери, одинокие женщины с низким прожиточным уровнем (Л. Беквит, Т.М. Филд и др.) [1].
Важную роль в поиске оптимального решения проблем раннего (от нескольких дней жизни младенца до трехлетнего возраста) выявления и специальной помощи послужило переосмысление на новом уровне положений отечественного психолога Л.С. Выготского о социальной роли в развитии младенцев и их отношениях с окружающими взрослыми, а также исследований в психологии младенчества и генезиса общения М.И. Лисиной и ее учеников; использование сензитивных для предотвращения социально обусловленных отставаний и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Это, прежде всего, помогло в проектировании и проведении научных экспериментов в области коррекционной педагогики и убедительно доказало эффективность комплексной реабилитации и коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей [2].
Научные эксперименты доказали, что грамотно организовав раннюю коррекцию можно предупредить проявления вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, и для большей части детей дать возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития, исключая таким образом необходимость дорогостоящего специального образования.
Главным условием оптимальной коррекционной работы с детьми раннего возраста выступает разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения. Имеется ряд подходов к коррекции семейной ситуации развития аномальных детей. Сегодня выявлены наиболее важные условия профилактической работы с родителями проблемного ребенка, которые позволяют предотвратить вторичные отклонения в его развитии. Разработаны направления и организационные формы работы специалистов с семьей, которые способствуют формированию у родителей положительного отношения к ребенку и обеспечивают освоение ими эффективных форм взаимодействия с малышом в бытовых, эмоциональных и игровых ситуациях [6]
2. Основные принципы и специфика системы ранней помощи в России
В основе работы системы ранней помощи лежат следующие принципы:
1. Семейно-ориентированная деятельность – профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.
2. Междисциплинарный подход – совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду.
3. Партнерство – установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.
4. Добровольность – решение об обращении в СРП и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей.
5. Открытость – СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.
6. Конфиденциальность – информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.
7. Уважение к личности – сотрудники СРП уважительно относятся к ребенку и родителям или заменяющим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения [1].
В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 4 лет с проблемами здоровья и развития:
- дети с выявленными отставаниями в развитии;
-дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии:
- снижение слуха 2-4 степени;
- слепота, слабовидение;
- церебральный и спинальный параличи любой этиологии;
- генетические синдромы и хромосомные аберрации (например, синдром Дауна);
- наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (например, туберозный склероз);
- врожденные аномалии развития (аномалии ЦНС и других органов и систем);
- тяжелые органические поражения ЦНС;
- различные формы эпилепсии;
-дети с нарушениями общения;
-дети биологической группы риска:
- недоношенные и маловесные дети;
- дети, перенесшие асфиксию в родах;
- дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии;
- дети социальной группы риска [7].
Служба ранней помощи, как правило, имеет следующую схему сопровождения ребенка.
Диагностический этап:
• психолого-педагогический блок;
• социальный блок;
• медицинский блок.
Коррекционный этап:
составление индивидуальной программы развития (ИПР);
реализация ИПР в ходе групповых и индивидуальных занятий.
Этап перехода в другое учреждение:
• мониторинг;
• консультативная поддержка.
• ИПР, разрабатываемая в СРП, имеет следующее содержание.
1. Кожевникова Е.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Чистович Л.А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» - первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. – 2005. - № 4. – с. 16-18
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 2006. – 375 с.
3. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка // Проблемы младенчества: нейропсихолого-педа- гогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практической конференции. – М., 2008. – 87 с.
4. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб., 2009. – 215 с.
5. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
6. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод, рекомендации. Ч. I // Дефектология. - 2009. - №1. – с. 17-21.
7. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод, рекомендации. Ч. II // Дефектология. – 2011. - № 3. – с. 17-18.
8. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации //Дефектология. – 2008. - № 5. – с. 16-19.