Реферат|Педагогика

Становление системы ранней помощи в России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2012 | Страниц: 14

Введение

1. Предпосылки создания системы ранней помощи в России

2. Основные принципы и специфика системы ранней помощи в России

3. Современное состояние и перспективы системы ранней помощи в России в сравнении с зарубежными странами

Заключение

Список литературы

В настоящее время сложились условия для целенаправленного решения конкретных проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям. Одна из таких конкретных и очень существенных проблем - создание системы служб ранней помощи.

Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап развития – к системе специального образования, включающей:

• максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

• максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

• снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);

• построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;

• обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала [8].

В связи с этим одной из первостепенных задач на современном этапе развития российского общества является достраивание отсутствующей структуры – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка.

1. Предпосылки создания системы ранней помощи в России

Огромным вкладом в понимание значительной роли ранней помощи детям с проблемами в развитии выступили научные исследования зарубежных стран по проблеме: влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие, социально-эмоционального развития младенцев (М. Айнсворт, Д. Винникотт, Р. Болби и др.); оценке взаимодействий матери с младенцем и их социального поведения (Д.Н. Штерн, Ф. Фогель и др.); воздействия личностных особенностей матери на ребенка; особенностей взаимодействия и формирования взаимообусловленной привязанности у детей в группах риска (включая детей с нарушением зрения и недоношенных детей) с их матерями (Т.М. Филд и др.); развития детей у мам с психическими нарушениями и групп социального риска – алкоголе зависимых, страдающих наркоманией, а также несовершеннолетние матери, одинокие женщины с низким прожиточным уровнем (Л. Беквит, Т.М. Филд и др.) [1].

Важную роль в поиске оптимального решения проблем раннего (от нескольких дней жизни младенца до трехлетнего возраста) выявления и специальной помощи послужило переосмысление на новом уровне положений отечественного психолога Л.С. Выготского о социальной роли в развитии младенцев и их отношениях с окружающими взрослыми, а также исследований в психологии младенчества и генезиса общения М.И. Лисиной и ее учеников; использование сензитивных для предотвращения социально обусловленных отставаний и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Это, прежде всего, помогло в проектировании и проведении научных экспериментов в области коррекционной педагогики и убедительно доказало эффективность комплексной реабилитации и коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей [2].

Научные эксперименты доказали, что грамотно организовав раннюю коррекцию можно предупредить проявления вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, и для большей части детей дать возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития, исключая таким образом необходимость дорогостоящего специального образования.

Главным условием оптимальной коррекционной работы с детьми раннего возраста выступает разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения. Имеется ряд подходов к коррекции семейной ситуации развития аномальных детей. Сегодня выявлены наиболее важные условия профилактической работы с родителями проблемного ребенка, которые позволяют предотвратить вторичные отклонения в его развитии. Разработаны направления и организационные формы работы специалистов с семьей, которые способствуют формированию у родителей положительного отношения к ребенку и обеспечивают освоение ими эффективных форм взаимодействия с малышом в бытовых, эмоциональных и игровых ситуациях [6]

2. Основные принципы и специфика системы ранней помощи в России

В основе работы системы ранней помощи лежат следующие принципы:

1. Семейно-ориентированная деятельность – профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.

2. Междисциплинарный подход – совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду.

3. Партнерство – установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.

4. Добровольность – решение об обращении в СРП и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей.

5. Открытость – СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

6. Конфиденциальность – информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

7. Уважение к личности – сотрудники СРП уважительно относятся к ребенку и родителям или заменяющим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения [1].

В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 4 лет с проблемами здоровья и развития:

- дети с выявленными отставаниями в развитии;

-дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии:

- снижение слуха 2-4 степени;

- слепота, слабовидение;

- церебральный и спинальный параличи любой этиологии;

- генетические синдромы и хромосомные аберрации (например, синдром Дауна);

- наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (например, туберозный склероз);

- врожденные аномалии развития (аномалии ЦНС и других органов и систем);

- тяжелые органические поражения ЦНС;

- различные формы эпилепсии;

-дети с нарушениями общения;

-дети биологической группы риска:

- недоношенные и маловесные дети;

- дети, перенесшие асфиксию в родах;

- дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии;

- дети социальной группы риска [7].

Служба ранней помощи, как правило, имеет следующую схему сопровождения ребенка.

Диагностический этап:

• психолого-педагогический блок;

• социальный блок;

• медицинский блок.

Коррекционный этап:

составление индивидуальной программы развития (ИПР);

реализация ИПР в ходе групповых и индивидуальных занятий.

Этап перехода в другое учреждение:

• мониторинг;

• консультативная поддержка.

• ИПР, разрабатываемая в СРП, имеет следующее содержание.

1. Кожевникова Е.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Чистович Л.А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» - первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. – 2005. - № 4. – с. 16-18

2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 2006. – 375 с.

3. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка // Проблемы младенчества: нейропсихолого-педа- гогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практической конференции. – М., 2008. – 87 с.

4. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб., 2009. – 215 с.

5. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.

6. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод, рекомендации. Ч. I // Дефектология. - 2009. - №1. – с. 17-21.

7. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод, рекомендации. Ч. II // Дефектология. – 2011. - № 3. – с. 17-18.

8. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации //Дефектология. – 2008. - № 5. – с. 16-19.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Педагогика
2012 год 15 стр.
Реферат Активные методы обучения
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское