Введение
Глава 1. Российско-германские отношения в конце XX – начале XXI века
1.1 Предпосылки развития российско-германских отношений в конце XX века
1.2 Становление российско-германских отношений в конце XX – начале XXI века
Глава 2. Проблемы современных российско-германских отношений
2.1 Торгово-экономические отношения России и Германии на современном этапе
2.2 Энергетические взаимоотношения Германии и России
2.3 Инвестиционные отношения России и Германии в свете введения санкций
2.4 Перспективы российско-германских отношений
Заключение
Список литературы
Германия является одной из ведущих стран Еврозоны. Она на протяжении многих лет была одним из крупнейших партнеров России в Европейском союзе. Сегодня, когда отношения России и ЕС охладились, важно рассмотреть возможности для взаимодействия с Германией в дальнейшем.
Актуальность темы исследования обусловлена сложностью геополитической ситуации в современном мире и высокой значимостью России и Германии на мировой политической сцене.
Цель работы – изучить российско-германские отношения на современном этапе.
Задачи работы:
- Рассмотреть предпосылки развития российско-германских отношений в конце XX века;
- Описать становление российско-германских отношений в конце XX – начале XXI века;
- Провести анализ торгово-экономических отношений России и Германии на современном этапе;
- Раскрыть энергетические взаимоотношения Германии и России;
- Проанализировать инвестиционные отношения России и Германии в свете введения санкций;
- Представить перспективы российско-германских отношений.
Структура курсовой работы включает введение, основную часть и заключение. Основная часть содержит две главы. Первая глава раскрывает исторические предпосылки формирования российско-германских отношений. Вот второй главе проанализированы отдельные составляющие российско-германских отношений: торговля и экономика, энергетика и инвестиции, а также приведены сценарии развития отношений двух стран.
В основе работы материалы научных статей по вопросам международных отношений, а также литература по истории взаимодействия России и Германии.
Глава 1. Российско-германские отношения в конце XX – начале XXI века
1.1 Предпосылки развития российско-германских отношений в конце XX века
Ни для кого не секрет, что ситуация «холодной войны», возникшая после окончания II Мировой войны, усложнила взаимопонимание между СССР и странами Запада. Однако времена меняются, die Zeit bügelt alle Falten glatt (Время лечит, дословно – «Время разглаживает все морщины» (нем.)). И вот, спустя несколько десятилетий, Германия вновь заняла исторически сложившуюся позицию партнера, друга и соратника России.
Выдающийся военный деятель и российский учёный, генерал-лейтенант А.Е.Снесарев называл отношения между Россией и Германией «отношениями традиционной дружбы между обоими государствами, которых так желают с обеих сторон». Тесные связи между Россией и Германией, а также Пруссией были и в начале XIX в. Карл Клаузевиц (известный военный теоретик) в чине полковника русской армии участвовал в Отечественной войне 1812 г. Духовные контакты с Россией поддерживали немецкие мыслители и деятели культуры - Франц Байадер, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Рихард Вагнер, Фридрих Ницше, Райнер Мария Рильке, Герман Гессе. Они работали над синтезом русской и немецкой культур. Объединение Германии при Бисмарке проходило при прочной военно-политической поддержке России. [10, c. 63]
Канцлер Бисмарк отмечал: «На востоке врага нет». В продолжение этого А.Е. Снесарев в своих работах по германскому вопросу также отмечал «мы не заинтересованы в том, чтобы вырыть между Россией и Германией глубокую пропасть», пусть другие перекраивают динамику Европы, мы желаем остаться только вестниками и проводниками мира».
В конце ХХ века политологи отмечали, что именно Германия наиболее близка к России. В сотрудничестве с Россией она могла бы стать той самой сдерживающей силой, которая остановит растущую экспансию США.
С одной стороны, Германия с геополитической точки зрения напоминает Россию (как ранее СССР). Она находится в центре европейского континента, как нынешняя РФ - в центре Евразии.
С другой стороны, Германия в блоке с Россией могла оказаться не просто центром противодействия попыткам установления гегемонии США в Европе и в мире, а стать центром кристаллизации вообще нового мирового порядка, не в интересах США, а в интересах всей планеты.
Есть веские основания полагать, что такая объединённая политика двух стран действительно может когда-то иметь место, особенно если учесть, насколько схожи были в конце ХХ века взгляды обоих государств на многие спорные вопросы мировой политики. Именно в лице Германии Россия зачастую находила поддержку, в то время как многие страны Запада российскую позицию разделяют далеко не всегда. После столь долгожданного объединения Германии, восстановления её суверенитета в 1990 году и распада СССР в 1991 перед государствами встал вопрос выбора характера взаимоотношений и направлений политики.
1.2 Становление российско-германских отношений в конце XX – начале XXI века
Становление российско-германских отношений после долгого периода «холодной войны» и объединения Германии можно условно разделить на три этапа: [3, c. 79]
1 этап - период, в течение которого канцлером Германии был Гельмут Коль, период так называемых советско-германских отношений, объединения Германии и начальный период российско-германских отношений;
2 этап - период нахождения Г. Шрёдера на посту канцлера Германии, так называемый постсоветский период и развитее отношений, которые складывались уже в русле российско-германских отношений;
3 этап - приход к власти Ангелы Меркель, современный период российско-германских отношений.
Первый этап: 1 октября 1982 года федеральным Канцлером ФРГ стал Гельмут Коль, один из наиболее выдающихся политических деятелей Германии. Именно под его руководством был решён так называемый германский вопрос. Немаловажную роль в принятии судьбоносного решения сыграл не только политический гений экс-федерального канцлера, но и его дружеские взаимоотношения с первым президентом СССР. В своём интервью «Известиям» в апреле 2010 года М. Горбачёв назвал Г. Коля «человеком огромной жизнестойкости и крепкого характера» и пожелал ему «прежде всего <…> как можно быстрее поправить здоровье». Именно взаимопонимание двух ведущих политиков позволило им достичь согласия по германскому вопросу. В июле 1990 г. на встрече канцлера ФРГ Г. Коля с президентом СССР М. Горбачевым советская сторона дала согласие на объединение Германии, были обговорены соответствующие условия этого объединения, в том числе порядок и сроки вывода Западной группы войск с территории ГДР.
Сам канцлер Германии Г. Коль так оценивал результаты переговоров: «Генеральный секретарь Горбачёв и я единого мнения, что только немецкому народу предоставлено право решать, хочет ли он жить в едином государстве. Генеральный секретарь Горбачёв недвусмысленно пообещал мне, что Советский Союз будет уважать решение немцев жить в одном государстве, самим определить время и путь к единению». Впервые СССР признало наличие германского вопроса.
12 сентября 1990 г. Советский Союз, США, Великобритания и Франция, а также оба немецких государства подписали т. н. Договор «два плюс четыре» (Zwei-plus-Vier-Vertrag). Этим договором было подтверждено создание объединенной Германии. 31 августа ФРГ и ГДР подписали договор об объединении Германии (Einigungsvertrag).
А 3 октября произошло присоединение ГДР к Федеративной Республике Германии, конституция ФРГ стала действовать на присоединенной территории. Более того, СССР также признал право немецких государств непосредственно участвовать в определении будущего Германии. В июле 1990 г. Г.Коль сумел к тому же получить согласие М. Горбачева на то, чтобы объединённая Германия входила и в военную, и в политическую организацию НАТО. Советский Союз обещал вывести свои войска из Восточной Германии.
По это вопросу в сентябре 1990 года обе стороны подписали договор, регламентирующий пребывание и вывод войск. Договор предусматривал, что все советские войска, дислоцированные на территории Германии, должны были покинуть ее с конца 1990 по 1994 год. После распада СССР Указом президента РСФСР от 4 марта 1992 года ЗГВ перешла под юрисдикцию Российской Федерации, взявшую на себя обязательства по дальнейшему выводу войск, который был завершен 31 августа 1994 года уже в период Б. Ельцина. [3, c. 80]
Тем не менее, так называемый «Большой договор» (два плюс четыре) 1990 года выдержал испытание временем, а его основные положения способствовали становлению и развитию отношений новой России и Германии в конце XX- начале XXI веков. Уникален он и тем, что в нём были определены направления взаимодействия двух государств в противодействии международному терроризму, и очерчен практически универсальный круг взаимоотношений между нашими двумя государствами с элементами совместных действий по поддержанию мира на планете.
Первый и, возможно, самый сложный этап налаживания отношений между Россией и Германией во многом прошёл успешно благодаря дружественным отношениям, сложившимся между главами двух государств. Доброжелательный настрой лидеров помогал смягчить критику политики партнера и быстрее достичь компромисса.
В общем, после развития отношений между странами товарооборот между Россией и ФРГ в 1995-1998гг. составил 149 млрд. долл., экспорт 83,1 млрд. и импорт – 65,7 млрд. долл. Это составило 8% совокупного экспорта России и около 10% импорта. Начало второго этапа российско-германских отношений можно выделить с момента прихода на пост Генерального Канцлера Г. Шрёдера 27 октября 1998 года. Как и его предшественники, Шрёдер продолжил укрепление взаимоотношений между государствами. Однако российское направление политики ФРГ подверглось существенным корректировкам. Результатом начального этапа стало ухудшение политических отношений между странами. Характеризуя этот период, многие политологи имеют сегодня все основания говорить о возникшем так называемом «кризисе доверия» между странами.
Самые серьёзные последствия в этой области имело решение правительства Шрёдера – Фишера о полномасштабном участии ФРГ в военной операции НАТО против Югославии. Тем самым правительство ФРГ пошло на грубейшее нарушение принципиального положения германского урегулирования, зафиксированного в Большом германо-советском договоре и в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии, которое провозглашало, что с «германской земли будет исходить только мир». Явно недружественную позицию по России заняло правительство ФРГ и в связи с проведением контртеррористической операции в Чечне. Развязанная в немецких СМИ широкая пропагандистская кампания привела к всплеску антироссийских настроений в стране.
1. Германия и Россия в 2030 г. – сценарии для двухсторонних отношений Берлин: Фонд им. Фридриха Эберта, 2013 г.
2. Истягин Л. Г. Потенциал сближения // Российско-германские отношения в контексте европейской безопасности / под общ. ред. В. И. Да-шичева; отв. ред. Н. К. Меден. - М. : Институт экономики РАН, 2013. -С. 99-109.
3. Коновалова М. А. Перспективы развития отношений России и Германии в XXI веке // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2014. – №2(688). С. 79-85
4. Максимычев И. Ф. Германский фактор в европейской политике России 1914-2004 гг .- М. : Институт Европы РАН - ОГНИ, 2014. - 167 с.
5. Меден Н. К. Некоторые проблемы российско-германских отношений // Российско-германские отношения в контексте европейской безопасности / под общ. ред. В. И. Дашичева; отв. ред. Н. К. Меден. - М. : Институт экономики РАН, 2012. - С. 120- 130.
6. Минчичова В. С., Барышников П. Ю. Санкции 2014: уменьшатся ли инвестиционные потоки между Россией и лидерами Европейского союза — Францией и Германией // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 304-310.
7. Минчичова В. С., Барышников П. Ю. Эволюция и перспективы привлечения инвестиций ведущих европейских держав в российскую экономику. // Финансы. Деньги. Инвестиции. — М.: ООО «Фининформсервис НИКА», 2014. — № 1 (49). С. 29–38.
8. Михалёв Ю. А. Безопасность в современном мире // Безопасность Евразии. - 2014. - № 3(37). - С. 403-405.
9. Никитин А. К. Стратегия современной Германии на международной арене и интересы России. - М. : МНЭПУ, 2016. - 200 с.
10. Павлов Н. В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. - М. : Наука, 2015. - 401 с.
11. Скурихин С. В. Российско-германское сотрудничество в сфере европейской безопасности: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2015. - 24 с.
12. Европарламент предложил усилить санкции против России — Лента. ру, 17 апреля 2014 г. URL: http://lenta.ru/news/2014/04/17/sanction/
13. Европейский инвестиционный банк прекратил финансирование проектов в РФ — Комментарии, 18 июля 2014 г. URL: http://comments.ua/world/478603-evropeyskiy-investitsionniy-bank.html
14. ЕС приостановил визовые переговоры с Россией и пригрозил санкциями — VESTI.RU, 6 марта 2014 г. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1352540
15. Энергетические взаимоотношения Германии и России при Меркель URL: http://glav.su/blog/94-column/579-post/