ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие таможенных органов Российской Федерации, их правовой статус и компетенции
1.2 Единая система таможенных органов
1.3 Основные функции таможенных органов
ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Внедрение системы управления рисками в деятельности таможенных органов Российской Федерации
2.2 Функционирование системы управления рисками в деятельности таможенных органов Российской Федерации
ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ, КАК ЧАСТЬ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
3.1 Система управления рисками в аспекте таможенного контроля
3.2 Проблемы в сфере применения СУР таможенными органами Российской Федерации и предложения для их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы. В современных условиях управление рисками представляет собой общую систему организационных мер в любой сфере хозяйственной деятельности, в том числе и в сфере международной торговли. Глобализационные процессы и современные рыночные отношения связаны с возникновением большого количества рисков, с которыми сталкивается каждый из хозяйствующих субъектов. Большое влияние на развитие национальной экономики оказывают риски, связанные с таможенным администрированием внешней торговли. С активизацией внешней торговли для таможенных служб различных государств стали актуальны вопросы эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности и максимального содействия торговли. Данная задача решается посредством выстраивания системы контроля тех товаров и участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), которые представляют наибольший риск нарушения таможенного законодательства, то есть решение такой задачи возможно при применении таможенными органами системы управления рисками.
Применение системы управления рисками (далее - СУР) в области таможенного дела предусмотрено базовыми международными документами в области мировой торговли и таможенного дела, на положениях которых основываются таможенные службы мира.
Цель работы заключается в изучении нормативно-правовых и организационных основ функционирования СУР в таможенных органах.
Исходя из поставленной цели, задачи исследования определены следующим образом:
1. Проанализировать понятие «риск» в таможенном законодательстве;
2. Охарактеризовать нормативно - правовую базу, регламентирующую СУР в таможенной деятельности;
3. Изучить этапы процесса управления рисками в таможенной деятельности;
4. Рассмотреть методы управления рисками в таможенной деятельности.
Объектом работы является система управления рисками как неотъемлемая часть современного таможенного администрирования.
Предметом работы являются особенности функционирования СУР таможенных органов Российской Федерации.
Степень изученности темы. Анализ исследований в области теории и практики управления рисками показал, что вопросы функционирования, организации и регулирования СУР как в России, так и в зарубежных странах находятся в центре внимания многих научных и практических деятелей, а именно: А. П. Бойко, М. М. Бреева, В. Ю. Дианова и О. Н. Морозова, И. В. Соловьева, В. А. Некрасов, Б. И. Пак.
Основными методами исследования являются методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), а так же методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, мысленное моделирование).
Стуктура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие таможенных органов Российской Федерации, их правовой статус и компетенции
Таможенные органы РФ - это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.
Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты .
Таможенные органы имеют флаг и эмблему. Морские суда, суда внутреннего плавания и суда смешанного (река - море) плавания таможенных органов имеют вымпел. На автотранспортных средствах и воздушных судах таможенных органов размещается эмблема. Описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов, а также вымпела водных судов таможенных органов утверждаются Президентом Российской Федерации.
В Российской Федерации запрещается использование на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках таможенной символики, а также обозначений, схожих с наименованиями таможенных органов, при осуществлении коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, за исключением лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
Таможенные органы находятся в помещениях, находящихся в федеральной собственности. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам.
Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации (см. рис.1.1)
Рис.1.1. Таможенные органы РФ в системе федеральных органов исполнительной власти.
Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.
Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела. Компетенция таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела .
Компетенции таможенных органов - это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов.
Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах - путем правоустановления, правоприменения и правоохраны.
Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и решения, поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления, обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права . Правоприменение в деятельности таможенных органов - это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающих процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов этой деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности.
Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия .
1.2 Единая система таможенных органов
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему . Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.
Система таможенных органов включает следующие звенья, каждое из которых является подсистемой правоохранительных органов:
1. Федеральная таможенная служба Российской Федерации
2. региональные таможенные управления
3. таможни
4. таможенные посты .
Четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление.
Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций. Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики. Деятельность таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможенной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ, если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого нарушены. А непосредственно виновные в этом таможенные служащие несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативные документы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010);
2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015);
3. Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 N 7 (ред. от 03.03.2009) "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.03.2005 N 6442);
4. Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 N 7 (ред. от 19.03.2010) "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.03.2005 N 6442);
5. Приказ ФТС РФ от 13.08.2007 N 965 "Об утверждении Общего положения о таможенном посте" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.09.2007 N 10121);
6. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 11.11.2015) "О Федеральной таможенной службе" (вместе с "Положением о Федеральной таможенной службе");
Учебники и учебные пособия
7. Чермянинов Д. В. Таможенный контроль в Таможенном Союзе: учебник
Д. В. Чермянинов. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2012. – 447 с. - ISBN 978-5-238-01058-8;
8. Агамагомедова С.А. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие / С.А. Агамагомедова, – СПб.: «Троицкий мост», 2014. – 224 с. - ISBN 618-5-238-12358-6;
Интернет – источники
9. "Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) – [Электронный ресурс] – Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/ (дата обращения 22.12.2016);
10. Международный стандарт ISO 31000. – [Электронный ресурс] - URL: http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/std/iso_31000-2009(r).pdf (дата обращения 08.12.2016);
11. Руководство Всемирной таможенной организации по управлению рисками [Электронный ресурс] – URL: http://www.carecprogram.org/uploads/events/2004/Risk-Management-Workshop/009_101_213_WCO-Risk-Management-Guide-ru.pdf (дата обращения
08.12.2016);
12. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору
о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (ред. от 10.12.2014) - [Электронный ресурс] – «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения
08.12.2016);
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. «Об утверждении стратегии развития таможенных органов РФ до 2020 года» – [Электронный ресурс] – Официальный сайт ФТС России –
URL: http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_c ontent&view=article (дата обращения 08.12.2016);
14. Таможенный кодекс Российской Федерации (в ред. от 18 июня 1993 г.) № 5221-I, - [Электронный ресурс] – Система ГАРАНТ - URL: http://base.garant.ru/10100146/#ixzz48jHh42IQ (дата обращения 09.12.2016);
15. Федеральный закон от 03.11.2010 N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" –
[Электронный ресурс] – «КонсультантПлюс» - URL: http://www.consultant.ru
(дата обращения 08.12.2016).