Введение
Глава 1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Виды и методы конкуренции
1.3 Функции конкуренции
1.4 Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности
Глава 2. Анализ конкурентоспособности организации на примере ООО «Тракресурс-регион»
2.1 Общие сведения о предприятии ООО «Тракресурс-регион»
2.2 Основные проблемы ООО «Тракресурс-регион»
2.3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Тракресурс-регион»
Заключение
Список литературы
Актуальность темы данной работы обусловлена следующим.
В России проблемам теме оценки конкурентоспособности субъекта (предприятия, организации, товара и т. д.) стали уделять внимание только недавно, поэтому рассмотрение данной темы в работе обладает своей новизной исследования. Цель любого государства может быть только одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих граждан. Для этого наше государство, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Все текущие задачи мы также должны решать за счет своей конкурентоспособности. Конкурентоспособная фирма способна выжить, «остаться на плаву», во времена становления рыночных отношений в нашей стране, сохранить свой товарооборот на постоянном уровне или постепенно наращивать его.
Исходя из этого, основным смыслом развития экономики в стране, главной идеей нашего вхождения в мировое сообщество должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики, предприятий, фирм. Нам важно осознать, что конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественных товаров может быть лишь краткосрочной. Поэтому поддержка производителей некачественных отечественных товаров отнюдь не повышает, а наоборот, подрывает конкурентоспособность экономики, позволяет оставаться на плаву неэффективным предприятиям и тем самым топит эффективные.
Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе. Конкурентоспособность производства – способность производства как сложной открытой организационно-экономической системы выпускать конкурентоспособную продукцию, иметь коммерческий успех в условиях конкуренции, необходимый для дальнейшего развития и функционирования. Требования к производству: использование технологий, современных методов менеджмента; своевременное обновление фондов; обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности процессов.
Конкурентоспособность предприятия – способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирмы, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары.
Объект работы – предприятие ООО «Тракресурс-регион» г. Казань.
Предмет работы - конкурентоспособность предприятия и ее оценка.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических вопросов оценки конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
- провести анализ конкурентоспособности организации
Проблемы конкурентоспособности нашли отражение в трудах таких авторов, как: Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия Коломийцев С.А, Долинская М.Г., Романов А.Н., Фатхутдинов Р.А., Яшин Н.С., и др.
Методологической основой исследования темы данной работы являются методы анализа, сопоставления, синтеза и др.
Глава 1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Конкуренция – это соперничество людей, прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни общества. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой – неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротства, увольнения работников [27, с. 56].
С позиции экономики, конкуренция – это борьба производителей за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях.
Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для содержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товара постоянно искать новые пути повышения качества, снижения цены, повышение качества сервиса [27, с. 57].
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественной продукции может быть лишь краткосрочной.
Конкурентоспособность объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или пробных продаж товара [24, с. 69].
Характерными чертами российских предприятий первого уровня конкурентоспособности являются:
• понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные;
• слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции;
• чуть ли не органическое неприятие исследование рынка;
• недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персонала;
• непонимание роли фактора управления в целом.
К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся:
• превращение маркетинга в главную функцию управления;
• стремление стать маркетингово ориентированными фирмами;
• более изощренные формы и методы конкуренции;
• изменение кадровой политики.
Среди отличительных черт компаний третьего уровня конкурентоспособности можно выделить следующие:
• в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя;
• такие компании действительно оказываются маркетингово ориентированными;
• в российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы;
• любые нововведения, изменения в области производства продукции осуществляется только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями.
Таким образом, Конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественной продукции может быть лишь краткосрочной.
Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой очень сложную работу, так как: в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов; в настоящее время отсутствуют международные документы по оценке конкурентоспособности различных объектов; в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентирована на обеспечение конкурентоспособности различных объектов.
Конкурентоспособность объектов целесообразно определять на основе экспертной оценки или пробных продаж товара.
1. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. – 260 с.
2. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева. - М.:Финансы и статистика, 2017. – 350 с.
3. Беленов, О. Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О. Н. Беленов, А. А. Анучин. – М.: КноРус - М., 2018. - 144 c.
4. Березин, А. Инновационно-инструментальный механизм повышения конкурентоспособности / А. Березин. - М.: Наука, 2017. - 156 c.
5. Бондаренко, С. И. Конкурентоспособность продукции металлургического комплекса России / С. И. Бондаренко. – М.: Научная книга, 2018. - 104 c.
6. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: МГУ, 2017. - 230 с.
7. Вершигора, Е.Е. Менеджмент, курс лекций / Е.Е Вершигора. – М.: Прогресс, 2015. 360 с.
8. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин: Учебник. М.: Омега-Л, 2011. – 450 с.
9. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. М.: Наука, 2011. – 480 с.
10. Гусев, Ю.В. Стратегия развития предприятия / Ю.В. Гусев. – СПб: СПбУЭФ, 2017. 480 с.
11. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика):учебное пособие, под редакцией В.М. Попова М: Финансы и статистика, 2009. – 420 с.
12. Дихтль и Хершген. Практический маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2016. – 410 с.
13. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений / Л.Г. Евланов. - М.: Экономика, 2017. – 590 с.
14. Ефремов, В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах / В.С. Ефремов.- М.: Финпресс, 2011. – 230 с.
15. Забелин, П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева: учебное пособие. - М: Информационно внедренческий центр Маркетинг, 2015. – 420 с.
16. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколов: Учебник. М.: Юрист, 2012. – 450 с.
17. Ибрагимова, Р.С. Стратегический маркетинг / Р.С. Ибрагимова: учебное пособие. Иваново: ИвГУ, 2016. – 120 с.
18. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А.Б. Идрисов. – М.: Наука, 2017. – 420 с.
19. Кабаков, В.С. Менеджмент / В.С. Кабаков, Ю.М .Порховник, И.П. Зубов. СПб.: Центр, 2014. – 320 с.
20. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин: Учеб.Минск: БГЭУ, 2016. – 310 с.
21. Карданская, П.Л. Основы принятия управленческих решений: учеб.пособие / П.Л. Карданская. М.: Русская деловая литература, 2010. – 240 с.
22. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций / В. В. Квасникова, О. Н. Жучкевич. Практикум; Инфра-М, Новое знание - М., 2016. - 192 c.
23. Кинг, У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / У. Кинг, Д. Маклеланд. - М.: Прогресс, 2014. – 360 с.
24. Константинов, Г.Н. Стратегический менеджмент / Г.Н. Константинов. М., 2011. – 450 с .
25. Ковалева, А. М. Финансы фирмы: учебник / А. М. Ковалева, М. Г. Лапуста.- М.: ИНФРА, 2017. - 358с.
26. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. СПб.: АОЗТ «Литера Плюс», 2016. – 420 с.
27. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. М.: ИНФРА-М, 2012. – 430 с.
28. Литвак, Б.Г. Управленческие решения / Б.Г. Литвак. М.: ЭКМОС,2011. – 680 с.
29. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц: моногр. ; Юрайт - М., 2015. - 145 c.
30. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури . - М.: Прогресс, 2016. – 780 с.
31. Менеджмент / Под ред. Л.Дафт. М.: ИНФРА-М, 2016. – 420 с.
32. Основы менеджмента: учеб.пособие / Под ред. А.А. Радугин. М.: Центр,2017. – 320 с.
33. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. М: Маркетинг, 2015. – 580 с.
Печатная периодика
34. Боровских Н. В., Паскевич Е. В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 299-302.
Электронные ресурсы
35. Баташева М. А., Баташева Э. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения / https://moluch.ru/archive/101/22986
36. Конкурентоспособность // https://economic-definition.com