Объект исследования: социальная защиты населения.
Предмет исследования: совершенствование системы социальной поддержки и защиты населения в г.Москве.
Цель исследования: рассмотреть организацию системы социальной поддержки и защиты населения в г.Москве и разработать мероприятия по совершенствованию.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
1) проанализировать понятие социальной защиты населения и ее роль в обеспечении поддержки жителей;
2) выделить виды, принципы и правовая база социальной защиты населения;
3) изучить социальную службу как организационно – функциональное обеспечение социальной защиты населения;
4) рассмотреть динамику работы Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы;
5) выделить проблемы организации социальной защиты для отдельных категорий граждан в г. Москве;
6) определить предложения по созданию системы дистанционного обучения детей –инвалидов;
7) спроектировать организацию системы профориентации и трудоустройства инвалидов;
8) оценить социально-экономическую эффективность проекта.
Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого мы широко использовали метод структурно-функционального анализа, а также общенаучные методы – анализ и синтез, абстрагирование, описание, объяснение; общелогические методы – дедуктивный, индуктивный и традуктивный. Для получения эмпирических данных мы применяли интервьюирование граждан и муниципальных служащих, анализ документов, сравнительный анализ и др.
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
1.1 Понятие социальной защиты населения и ее роль в обеспечении поддержки жителей
1.2 Виды, принципы и правовая база социальной защиты населения
1.3 Социальная служба как организационно – функциональное обеспечение социальной защиты
Согласно законодательству в сфере предоставления социальных услуг в широком смысле слова под социальным обслуживанием понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Под социальной услугой понимается «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [].
К социальным относятся социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально- правовые, коммуникативные и срочные социальные услуги.
Мачульская Е.Е. определяет социальное обслуживание граждан как вид социального обеспечения, представляющий собой «деятельность по предоставлению нуждающимся гражданам социальных услуг, оказываемых уполномоченными юридическими и (или) индивидуальными предпринимателями» [].
Данное определение представляется недостаточным полным, поэтому в рамках исследования под социальным обслуживанием понимается «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, под которыми понимается действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [].
Форма социального обслуживания – это определенная система организации тех или иных социальных услуг.
Среди форм социального обслуживания выделяются три основные:
– социальное обслуживание на дому,
– социальное обслуживание в полустационарной форме,
– социальное обслуживание в стационарной форме [].
Социальное обслуживания на дому включает такие социальные услуги как социально-медицинское обслуживание, помощь в приобретении лекарств, продуктов и т.п., санитарно-гигиеническая помощь и другие надомные услуги.
Социальное обслуживание в полустационарной форме включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха и др. Основным отличием полустационарной формы от надомной является то, что данный вид социального обслуживания предоставляется гражданам, сохранившим навыки самообслуживания и находящихся в состоянии прибыть для оказания данной формы социальных услуг в соответствующие учреждения (комплексные центры социального обслуживания и др.).
Социальное обслуживание в стационарной форме предоставляется гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, невозможным в условиях надомного обслуживания. Данная форма социальных услуг предоставляется в специализированных социальных учреждениях в виде лечебно-реабилитационной, юридической, социальной-психологической и других форм помощи.
Одной из основных целей Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является внедрение в данную сферу негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций. В российском законодательстве закреплены следующие формы взаимодействия государственных, муниципальных и некоммерческих организаций (НКО): поддержка, взаимодействие, право на получение информации, изучение и учет мнений, привлечение к участию в подготовке решений, привлечение к работе в государственных органах, наделение НКО полномочиями общественного контролера и т.д.
Свою специфику имеет социальное обслуживание в сельской местности. Система социального обслуживания в сельской местности регулируется той же законодательной базой, что распространена на все наше государство, и является многокомпонентной структурой, в которую входят социальные учреждения и службы, предоставляющие комплекс услуг лицам пожилого возраста. Однако анализ статистических данных показал, что социальная инфраструктура в селе на современном этапе по-прежнему является слаборазвитой, о чем свидетельствует и отсутствие некоммерческих организаций в сельской местности. Вместе с тем, некоммерческие организации быстро реагирует на запросы различных групп населения, не боятся новых социальных вызовов, эффективно и качественно предоставляет услуги гражданам, смело разрабатывает новые методы помощи и технологии. Данные положения, безусловно, говорят о том, что НКО социального обслуживания пожилых людей значительно повысят качество предоставляемых услуг [].
Важной особенностью формирования и развития отраслей социальной инфраструктуры зарубежных стран являются направления и степень воздействия на них государства, когда эффективность этого воздействия определяется не объемами непосредственно вложенных инвестиций, а разнообразием форм, методов и способов поддержки наиболее социально значимых на данном этапе развития национальной экономики отраслей социальной инфраструктуры.
Стоит отметить, что зарубежные формы социального обслуживания значительно отличаются от отечественных. Например, в США данные функции возложены, в основном, на некоммерческие общественные организации. Так, социальное обслуживание может предоставляться членом семьи, местной службой поддержки в рамках программы ухода на дому и в общинах (HACC) или пакета услуг по уходу на дому. Для людей с более тяжелыми формами инвалидности интернатные дома престарелых могут предложить более широкую поддержку.
В рамках социального обслуживания в США предоставляются []:
‒ средства передвижения, такие как ходунки или инвалидные коляски
‒ смежные медицинские услуги, включая профессиональных терапевтов, диетологов и физиотерапевтов
‒ кратковременное пребывание в домах престарелых и другие виды временного ухода.
Независимые жилые центры и частные компании имеют ряд вспомогательных средств и оборудования для инвалидов:
‒ средства для уборки и стирки
‒ часы и таймеры
‒ оборудование для кухни и прачечной
‒ индивидуальные ножницы
‒ пульты дистанционного управления и выключатели
‒ домофоны и системы экстренного вызова и др.
Несомненно, что одним из определяющих факторов развития современной социальной инфраструктуры является рост численности крупных городов. В экономически развитых странах Европы и Америки максимальная доля городского населения в периоды стагнации достигала 70 %. Поэтому и состав и степень развития отраслей социальной инфраструктуры этих стран определялись исходя из складывающихся тенденций и чрезмерной их концентрации в городских агломерациях. Сегодня этот этап развития проходят страны Африки, Латинской Америки и Азии, где стремительными темпами растет численность городского населения, удельный вес которого достиг 68 %, что в свою очередь, сопровождающаяся вымираем деревень и поселков. Высокие темпы урбанизации ведут к необходимости опережающего развития основных, базовых отраслей социальной инфраструктуры крупных городов, когда большинство горожан не имеют элементарных городских удобств. Так, сегодня около 40 % жилого фонда городов Африки не имеет водопровода, более половины - электричества, канализаций обеспечено немногим более 25 % жилищ [].
В последние десятилетия в экономически развитых странах наблюдается обратный процесс, так называемой деурбанизации, когда население среднего класса, составляющее подавляющее большинство этих стран, стремиться обосновать свое проживание вне мегаполисов, а в их пригородах, что влечет за собой значительные переориентацию и существенные изменения в составе, количестве и мощности объектов социальной инфраструктуры в пригородных районах.
Таким образом, в основываясь на теории человеческого капитала, как базовой теории формирования и развития социальной инфраструктуры, западные экономисты и социологи, в том числе Т. Shultz в своем исследовании «HumanCapitalintheInternationalEncyclopediaofflieSocialSciences» утверждают, что «... любое общество сможет добиться как роста продукта, так и более равного распределения его, если будет больше инвестировать в воспроизводство рабочей силы».
Иначе говоря, по мнению ряда западных специалистов, исходя из анализа потребностей населения и его связи с системой социальной инфраструктуры, можно сделать вывод о том, что системной функцией социальной инфраструктуры является формирование человеческого капитала, развитие человеческого потенциала и удовлетворение потребностей населения, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Однако, далеко не все западные экономисты являются сторонниками теории развития человеческого капитала за счет участия государства и его политики в области поддержки социально значимых отраслей социальной инфраструктуры [].
Таким образом, социальное обслуживание представляет собой деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи.
Нормативно правовое регулирование социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан осуществляется на таких уровнях как:
– международные нормативно-правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией;
– федеральное законодательство, устанавливающее основы социального обслуживания как системы;
– региональное законодательство, регулирующее формы социального обслуживания населения;
– подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие те или иные вопросы осуществления социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан.
В течение последних лет в мире произошли серьезные изменения в отношении к инвалидам. Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, где к данной категории относятся «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [].
По данным Всемирной организации здравоохранения, «инвалиды составляют около 10 % населения земного шара, только официально их зарегистрировано свыше 500 миллионов. В России в настоящее время отмечается тенденция к превышению этого соотношения, зарегистрировано 10,8 миллиона инвалидов, около половины которых - в возрасте до 40 лет (более 45 %)» [].
В целях правового регулирования прав и свобод социально не защищенных слоев населения, имеющих стойкие функции расстройства организма, в Российской Федерации разработан и введен в действие Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, согласно которому инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [].
Реализация положений Конвенции ООН предполагает обеспечение инвалидов условиями для преодоления ограничений жизнедеятельности и создание для них возможности участия в жизни общества наравне с другими. В Российской Федерации приняты масштабные законодательные меры, позволяющие улучшить условия адаптации инвалидов при пользовании услугами транспорта, информации, связи, а также в сферах культуры, спорта, охраны здоровья, социальной защиты, занятости, доступа к правосудию.
Конституция Российской Федерации (от 12 декабря 1993 года) определяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составную часть ее правовой системы (ст. 15). В ст. 17 , признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права [].
Декларация прав инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 года, в п. 5 устанавливает право инвалидов на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» введен принцип недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и предусмотрено создание необходимых условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур.
С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ [], который кардинально изменил систему социального обслуживания.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.: ратифицирована Россией 5 мая 1998 г. // Рос. юстиция. –1998. – № 7.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17 (1831).
5. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. – М., 1978.
6. Конституция Российской Федерации (ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.
7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018)»О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – №48. – Ст. 4563.
8. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2011. – №48. – ст. 6724.
9. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2280.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 №N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // СЗ РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – ст. 7007.
11. Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 N 150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.1993 N 341) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. – 1993. – – №11.
12. Приказ Минтруда России от 19.11.2013 N 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 N 31801) // Российская газета. – 2014. – №83.
13. Приказ Минтруда России от 17.04.2014 № 258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2014 N 32363) // Российская газета. – № 124. – 04.06.2014.
14. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 N 35248) // Российская газета. – №297. – 29.12.2014.
15. Приказ Минтруда России от 06.11.2014 № 870н «Об утверждении Порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2014 N 35123) // Российская газета. – №287. – 17.12.2014.
16. Приказ Минтруда России № 861, Минздрава России № 1036 от 21.12.2017 «Об утверждении методических рекомендаций по организации социального обслуживания и социального сопровождения граждан, полностью или частично утративших способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, и оказания им медицинской помощи» // [Электронный ресурс]. – URL: https://bazanpa.ru/ (дата обращения: 08.04.2019).
17. ГОСТ Р 52884-2007. «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 562-ст) // [Электронный ресурс]. – URL: https://bazanpa.ru/ (дата обращения: 08.04.2019)
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 575 с.
Право социального обеспечения России. Учебник для бакалавров / Под ред. Э.Г. Тучковой. – М.: Проспект, 2018. – 480 с.
Право социального обеспечения: учебник и практикум ПСО / под ред. М.В. Филипповой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. — 382 с.
Баглаенко И.А. Проблемы платного и бесплатного социального обслуживания населения в РФ / И.А. Баглаенко // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – Т. 1. – № 3. – С. 72-74.
Башкова Н.С. Приоритетные направления развития социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов / Н.С. Башкова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2016. – № 1 (7). – С. 180-181.
Блинова М.Г. Новые подходы к социальному обслуживанию населения: проблемы и решения / М.Г. Блинова // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – № 3 (3). – С. 167-170.
Блинова М.Г. Социальное обслуживание населения по новым правилам: проблемы и решения / М.Г. Блинова // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 74-81.
Горбунова В.В. Повышение социально-экономической эффективности социального обслуживания граждан пожилого возраста в российской федерации / В.В. Горбунова, Н.П. Иванов, И.Н. Киселева // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 9-2. – С. 418-422.
Даниелян Е.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста: формы и услуги / Е.В. Даниелян // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 34-39.
Закиров Р.М. Социальное обслуживание отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья / Р.М. Закиров, Д.Р. Закирова // Инновационная наука. – 2016. – № 1-2 (13). – С. 163-165.
Зиннурова А.Ф. Развитие института семьи в Государственном автономном учреждении социального обслуживания "Верхнеуслонский дом-интернат для престарелых и инвалидов" / А.Ф. Зиннурова, М.Н. Максимова // В сборнике: Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России (посвящается 25-летию социальной работы как профессии в России): материалы VII заочной научно-практической конференции с международным участием. Моордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт; кафедра социальной работы; Под общей редакцией Л. И. Савинова. – Саранск, 2016. – С. 28.
Зиннурова А.Ф. Формирование доступной среды как инновационное направление деятельности ГАУСО "Верхнеуслонский дом-интернат для престарелых и инвалидов" / А.Ф, Зиннурова, М.Н. Максимова // В сборнике: Актуальные вопросы социальной работы с различными категориями населения сборник статей IV межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – М., 2017. – С. 133-137.
Золотова Ю.Е. Проблемы и перспективы социального обслуживания в Российской Федерации / Ю.Е. Золотова, Н.В. Булей // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 2-2 (13). – С. 82-88.
Зуева Н.Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества / Н.Л. Зуева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2016. – № 1 (24). – С. 16-22.
Карпова Е.Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации / Е.Ю. Карпова // Наука и современность. – 2015. – № 35. – С. 228-232.
Козловская С.Н. Организация и методы социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому / С.Н. Козловская, Я.В. Шимановская // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2017. – Т. 16. – № 1 (140). – С. 175-181.
Корнилова М.В. Социальное обслуживание как способ защиты пожилых москвичей от социальных рисков / М.В. Корнилова // Социальная политика и социология. – 2017. – Т. 16. – № 3 (122). – С. 112-119.
Корсаненкова Ю.Б. Единство публичных и частных начал в правовом регулировании отношений по социальному обслуживанию / Ю.Б. Корсаненкова // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2017. – № 2 (8). – С. 114-123.
Корсаненкова Ю.Б. К вопросу о модификации механизма правового регулирования отношений по социальному обслуживанию / Ю.Б. Корсаненкова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2016. – № 4 (24). – С. 44-53.
Лиджи-Горяева С.Э. Социальное обслуживание как фактор стабильности общества / С.Э. Лиджи-Горяева, И.С. Авджаева // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. – 2017. – № 2 (2). – С. 15-22.
Макарова Е.А. Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания инвалидов / Е.А. Макарова // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. – 2017. – Т. 6. – № 1-1 (7). – С. 192-198.
Мороз Н.И. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста как перспективное направление реализации социальной политики / Н.И. Мороз // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 6-2 (89). – С. 171-174.
Нефедьева Е.И. Социально-экономическая адаптация граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях социального обслуживания (на примере огбусо "ново-ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов") / Е.И. Нефедьева, С.И. Кудрявцев // Baikal Research Journal. – 2017. – Т. 8. – № 3. – С. 26.
Носова Н.А. Роль некоммерческих организаций в социальном обслуживании пожилых людей в сельской местности волгоградской области / Н.А. Носова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 109.
Павлюк С.В. Социальное обслуживание в россии: поиск оптимальных моделей / С.В. Павлюк, И.Н. Колесников, В.В. Мельников // Социальная политика и социология. – 2017. – Т. 16. – № 3 (122). – С. 154-162.
Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения / А.А. Панова // ScienceTime. – 2015. – № 2 (14). – С. 374-376.
Парфенова О.А. Гендерный аспект в социальном обслуживании пожилых граждан / О.А. Парфенова // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2017. – № 11. – С. 153-157.
Притуманов Д.М Всеобщее право на социальное обеспечение / Д.М. Притуманов, О.Е. Савельева // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2016. – № 30. – С. 21-24.
Сабанов З.М. Сущность социального обслуживания и его место в системе социальной защиты населения / З.М. Сабанов // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 5. – № 10. – С. 29-31.
Слиткова А.Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации / А.Н. Слиткова // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2016. – № 3. – С. 205-217.
Тюкин О.А. Социальное обслуживание как фактор повышения качества жизни пожилых людей (по материалам опроса экспертов) / О.А. Тюкин // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 2. – С. 320-328.
Тяпкина Е.Ю. Законодательные основы социального обслуживания пожилых людей / Е.Ю. Тишкина // Nauka-Rastudent.ru. – 2017. – № 1. – С. 32.
Чельцова М.Г. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения / М.Г. Чельцова // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2015. – Т. 6. – № 1. – С. 48-51.