Таможенный союз России Белоруссии и Казахстана предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Основные принципы таможенно-тарифного регулирования на территории таможенного союза изложены в «Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании».
В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Единый таможенный тариф является инструментом торговой политики таможенного союза.
Основными целями Единого таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе; защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.
Государства-члены таможенного союза учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.
Комиссия наделена полномочиями по ведению Единого таможенного тарифа: осуществляет ведение единой ТН ВЭД; устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин (включая сезонные); вводит тарифные квоты и устанавливает порядок их распределения; определяет единую систему тарифных преференций, включая: a) перечень развивающихся стран-пользователей единой системы преференций таможенного союза; b) перечень наименее развитых стран-пользователей единой системы преференций таможенного союза; c) перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию таможенного союза предоставляются единые тарифные преференции; устанавливает порядок применения тарифных льгот.
Комиссия принимает решения по таможенно-тарифному регулированию большинством в две трети голосов. В отношении ставок таможенных пошлин при ввозе чувствительных товаров, перечень которых утверждает высший орган таможенного союза, Комиссия принимает решения консенсусом.
В отношении вывозных таможенных пошлин государства-члены таможенного союза подписали «Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран», в соответствии с которым стороны проводят независимую политику.
Целью курсовой работы является исследование направлений совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации на основе зарубежного опыта. Соответственно определены и задачи работы:
- изучить теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации на основе зарубежного опыта;
- изучить проблемы и пути решения таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие и цели таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.
В настоящее время вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, регулируются нормативными правовыми актами двух уровней: первый уровень – наднациональное законодательство; второй уровень – национальное законодательство.
В соответствии с п.2 ст.1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.
В настоящее время в связи с образованием Таможенного союза республики Белоруссия, республики Казахстан и Российской Федерации, в РФ в указанных государствах применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27. 11. 2009 №18.
Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза, если иное не предусмотрено соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании», Решением Комиссии Таможенного союза «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации», иными решениями Комиссии Таможенного союза.
Основными целями единого таможенного тарифа являются:
- рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;
- защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.
В соответствии с соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» для упорядочения деятельности в сфере регулирования внешней торговли закрепляются следующие понятия:
- базовый перечень единого таможенного тарифа – свод ставок ввозных таможенных пошлин, в отношении которых государствами-членами Таможенного союза достигнуто согласие об их размерах в едином таможенном тарифе;
- ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;
- внеквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты;
- внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты;
- ставка ввозной таможенной пошлины – размер (величина) ввозной таможенной пошлины;
- тарифная квота – мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.
Также в соглашении закрепляются правовые основы и такого института внешней торговли как тарифные льготы. Так, при ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Однако они не могут носить индивидуальный характер.
1.2. Сравнительный анализ таможенного законодательства Европейского Союза
В традиционном понимании таможенное законодательство многих стран, в том числе и Российской Федерации, представляет собой совокупность норм, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела:
а) связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (таможенное оформление и контроль, таможенные режимы и платежи, тарифное и нетарифное регулирование и т.д.);
б) связанные с институциональной организацией правового механизма в сфере таможенного дела;
в) связанные с ответственностью за правонарушения в таможенной сфере и порядком разрешения таможенных споров.
К таможенному законодательству ЕС данное определение применимо лишь частично. Правовое регулирование таможенного механизма является предметом конституционного и административного законодательства стран членов ЕС и не осуществляется на уровне Европейского сообщества. Также предметом национального уголовного и административного законодательства субъектов ЕС являются вопросы ответственности за таможенные правонарушения, хотя положения Маастрихтского договора 1992 г. открывает перспективы гармонизации и в этой сфере.
Тем не менее, вопросы таможенного регулирования в субъектах ЕС объединены в один свод законов, представляющих собой Таможенный кодекс ЕС и Единый таможенный тариф ЕС.
Для определения предмета таможенного законодательства ЕС необходимо уяснить природу Европейского Союза и степень таможенной интеграции ее членов.
Так, согласно ст.9 Договора об учреждении ЕЭС (Римский договор 1957 года) основой функционирования Сообщества является Таможенный союз, предполагающий, во-первых, определенные таможенные правила перемещения товаров внутри границ ЕЭС и, во-вторых, общие для всех стран-членов нормы таможенного регулирования товарооборота с третьими странами. Соответственно, таможенное законодательство ЕС можно определить как совокупность норм европейского права, регулирующих внешние и внутренние аспекты функционирования Таможенного союза стран-членов ЕС.
При разработке ТК ЕС законодатели исходили из следующего:
- основой ЕС является таможенный союз государств-участников;
- интересы участников ВЭД и таможенных органов совпадают в том, чтобы имелась компактная и унифицированная нормативная база таможенного дела, принимаемая на всей территории ЕС;
- повышение конкурентоспособности экономик субъектов ЕС объективно создает необходимость создания единообразного свода правовых норм, основанных на важнейших международных договоренностях государств-участников, в первую очередь, в рамках ГАТТ/ВТО и Всемирной таможенной организации;
- наличие общеобязательных правовых норм для всех участников ЕС;
- национальные интересы требуют учета концепции внутреннего рынка при формировании общей политики ЕС в торговле с третьими странами;
- обеспечение равновесия между частными интересами участниками ВЭД и интересами таможенных органов по обеспечению защиты экономического суверенитета порождает необходимость наделения этих органов широкими контрольными полномочиями притом, что эти полномочия компенсируются столь же широким правом обжалования участниками ВЭД;
- развитие внешней торговли имеет для ЕС большое значение, что обуславливает необходимость упрощения правил таможенного оформления. Основными целями принятия ТК ЕС являлись:Создание единого правового документа, заменяющего множество правовых актов, принятых органами Сообщества в области таможенного регулирования. В общей сложности более двух десятков только актов Европейского Совета, введенных в действие в течение 22 лет, было заменено Кодексом.
1. Достижение цельности, ясности и определенности содержания. Задача Кодекса - воспроизведение правовых норм в понятном, читаемом и логичном виде. Выполнению этой задачи во многом способствовало разделение правовых норм на две части: собственно Таможенный кодекс и Регламент, устанавливающий порядок вступления Кодекса в действие.
2. Консолидация таможенного законодательства ЕС. За исключением главы VII части IX (право на апелляцию), положения Кодекса практически повторяют нормы правовых актов, ранее принятых Европейским Советом.
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля как субъектов ЕС, так и России непосредственно связаны с перемещением через таможенные границы своих государств различных видов товаров. При этом все товары, перевозимые через внешнюю таможенную границу ЕС и таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Для понимания сущности и механизмов осуществления таможенных процедур, регулирующих перемещение товаров, важно учитывать правовые принципы некоторых положений, связанных с этими процессами, как: право на беспрепятственное перемещение товаров; ограничение ввоза или вывоза товаров; таможенно-тарифное регулирование таких товаров и т.д.
Как правило, административно-правовые принципы этих положений, как в Европейском Союзе, так и в Российской Федерации равнозначное и направлено, прежде всего, на защиту экономических и государственных интересов своих стран.
К примеру, таможенным законодательством ЕС установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в ЕС и вывоз из ЕС товаров, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Право на беспрепятственное перемещение товаров соответствует нормам Единого европейского акта (ЕЕА), подписанного субъектами ЕС и вступившего в силу 1 июля 1987 г. Данный правовой акт закрепил «таможенное пространство ЕС без внутренних границ, в котором обеспечено свободное обращения товаров, людей, услуг и капиталов»? а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Кроме того, право на свободное перемещение товаров через таможенную границу ЕС тесно связано с рядом общепризнанных норм международного права: ст.13, 17 Всеобщей декларации прав человека; ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах и др. Обеспечение этого права приобретает особое значение для развития международных контактов.
Но, тем не менее, таможенное законодательство ЕС устанавливает правовые основы запрещения ввоза и вывоза некоторых видов товаров, в связи с соображением государственной безопасности; защитой общественного порядка, жизни и здоровья граждан стран-членов ЕС; защитой животных, растений и окружающей природной среды ЕС; защитой художественного, исторического и археологического достоянии народов ЕС и зарубежных стран; защитой права собственности, в том числе интеллектуальной собственности граждан ЕС; защитой интересов производителей и потребителей товаров в ЕС и др. Немаловажным административно-правовым фактором является обеспечение в ЕС единого таможенно - тарифного регулирования при перемещении товаров с учетом международных соглашений и тесного взаимодействия таможенных служб всех государств-членов ЕС в этих целях.
Формирование оптимальных правовых условий для интеграции национальной экономики субъектов ЕС в мировое хозяйство является одним из основных направлений таможенного дела Европейского сообщества. Реализация этих направлений заключается в совершенствовании правовой базы по защите национальных интересов внутренних отраслей производства и потребителей товаров в ЕС, а также в проведении целенаправленной таможенной политики, нацеленной на укрепление позиций экспортеров ЕС на внешних рынках.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) // Собрание законодательства РФ - 5.12.1994, №32 - ст.3301.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ - 13.12.2010, №50 - ст.6615.
3. Федеральный закон от 13.03.1995 №31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» // Собрание законодательства РФ - 13.03.1995, №11 - ст. 942.
4. Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2011) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
5. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 29.11.2010, №48 - ст.6252.
6. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 06.12.2011) «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ - 10.06.1993, №23 - ст.821.
7. Постановление Правительства РФ от 19.05.1994 №497 (ред. от 13.10.1995) «О тарифных льготах в отношении вывозимых из Российской Федерации нефти и нефтепродуктов собственного производства предприятий с иностранными инвестициями» // Собрание законодательства РФ - 30.05.1994, № 5 - ст.489.
8. Постановление Правительства РФ от 08.09.1994 № 1041 (с изм. от 26.07.1996) «О порядке освобождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, от обложения таможенными пошлинами» // Собрание законодательства РФ - 19.09.1994, №21 - ст.2391.
9. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 №883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» // Собрание законодательства РФ - 29.07.1996, №31 - ст.3759.
10. Постановление Правительства РФ от 11.04.1996 №414 (ред. от 17.07.1998) «О порядке предоставления тарифных льгот на основании Федерального закона «О внесении дополнения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» // Собрание законодательства РФ - 15.04.1996, №16 - ст.1896.
11. Указ Президента РФ от 18.09.1996 №1363 «Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей» // Собрание законодательства РФ - 23.09.1996, №39 - ст.4529.
12. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» // Собрание законодательства РФ - 2010, №24, ст.2935.
13. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №18 (ред. от 19.12.2011) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
14. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 №130 (ред. от 20.06.2012) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/
15. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза – М.: Проспект, 2011 – 1143 с.
16. Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров – М.: Юрайт, 2011 – 395 с.
17. Невешкина Е.В. Таможенное дело: учебное пособие – М.: омега-Л, 2012 – 204 с.
18. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник для бакалавров – М.: Юрайт, 2011 – 731 с.
19. Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2012 – 352 с.
20. Толкушкин А.И. Таможенное дело: учебник – М.: Юрайт, 2011 – 551 с.
21. Удалова Н. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности // http://legalnn.ru/analytics/index.php?ID=998
22. Венгрия. Таможенный тариф // Портал внешнеэкономической информации // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/hu/about_hu/laws_ved_hu/
customs_tariff_hu/
23. Германия. Таможенный тариф // Портал внешнеэкономической информации // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/de/about_de/laws_ved_de
/customs_tariff_de/
24. США. Таможенный тариф // Портал внешнеэкономической информации // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/
customs_tariff_us/
25. Тарифное регулирование и таможенные льготы в Таможенном союзе // Таможенный брокер // http://www.brokert.ru/material/tamozhennyy-tarif-lgoty-soyuz.
26. Франция. Таможенный тариф // Портал внешнеэкономической информации // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/fr/about_fr/laws_ved_fr/
customs_tariff_fr/