Введение
1. Теоретические основы организации системы управления таможенных органов
1.1. Процесс управления в системе таможенных органов
1.2. Принципы организации процессов управления в таможенных органах
2. Анализ организации системы управления в таможенной службе
2.1. Характеристика таможенных органов Российской Федерации
2.2. Анализ системы управления в Нижегородской таможне
2.3. Анализ организации системы управления в отделе по контролю за таможенным транзитом
3. Совершенствование организации управления в таможенных органах
3.1. Оптимизация процедур, регулирующих таможенную деятельность
3.2. Внедрение систем управления качеством в таможенных органах Таможенного союза
Заключение
Список литературы
Защита экономических интересов государств-членов Таможенного союза и экономическая безопасность государств в условиях сложной экономической ситуации, диктует создание такой системы организации контроля за перемещением и доставкой товаров, которая бы обеспечивала прозрачность таможенного контроля, определяла права и ответственность лиц участвующих в этом процессе и гарантировала доставку товаров в место назначения.
Вместе с этим таможенные органы осуществляют контроль соблюдения мер, как экономического, так и административного характера, под которыми понимаются запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров, установленные международными соглашениями и национальным законодательством.
На таможенные органы возложена задача контроля соблюдения порядка и правил, которые лежат в основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
С 1 января 2010 г решением Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭс) был создан Таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. С 1 января 2010 года вступили в силу Единые правила нетарифного регулирования на территории Таможенного союза. Единые правила таможенно-тарифного регулирования на территории государств-участников Таможенного союза и новая ТН ВЭД Таможенного союза.
Эффективная деятельность любого органа, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.
Процесс управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкая организация процесса управление внутри нее. Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, организация процесса управления и механизма совершенствования системы управления.
Данная курсовая работа направлена на определение системы управления в таможенных органах, а именно на организацию процесса управления. Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.
Объектом исследования выступает организация процесса управления. Предметом является определение организации процесса управления.
Целью данной курсовой работы является изучение организации процесса управления в таможенных органах и разработка способов его совершенствования. Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:
1) выявить основы организации процесса управления в таможенных органах;
2) определить принципы организации процесса управления в таможенных органах;
3) проанализировать организацию процесса управления в таможенных органах.
1. Теоретические основы организации системы управления таможенных органов
1.1. Процесс управления в системе таможенных органов
Важным компонентом системы управления является процесс управления. Процесс управления – это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управленческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных, функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.
Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.
Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.
Цель – это представление руководителя таможенного органа о том, какой должна быть управляемая система.
Управленческая ситуация – это совокупность всех условий (внутренних, и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя. Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.
Проблема – это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия автоматически ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.
Функциональный аспект – это реализация общих функций управления в определенной последовательности.
Выработка управленческого решения – это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.
Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности ресурсов управляемой системы и оценкой их использования.
Организационный аспект заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.
Социальный аспект процесса управления определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или иной степени автоматизации управления.
Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации).
Общая и конкретные цели управления таможенными органами определяются Таможенным кодексом Российской Федерации и другими законодательными и правовыми нормативными документами Президента РФ, Правительства РФ и ФТС России.
В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяется «управление по отклонениям», «программное управление» и «целевое управление».
Управление по отклонениям имеет место на всех уровнях иерархии управления таможенными органами, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.
Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы управления с указанием последовательности ее выполнения.
В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.
В практике управления его типы применяются нередко в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.
Таким образом, из двух рассматриваемых компонентов системы управления – структуры и процесса – более динамичным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не укладывается, когда структура создает существенные помехи, становится тормозом развития управления, а следовательно, и всей системы управления в целом.
Таким образом, совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно учитывать взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры. Поэтому в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов значительное внимание уделяется совершенствованию процесса управления.
Организация процесса управления в системе таможенных органов – это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления.
Организация процесса управления включает установление:
· Необходимой последовательности выполнения различных его циклов, этапов, стадий и управленческих работ (операций).
Временных границ выполнения управленческих работ (операций) определенного вида и их группировку.
· Четкого поступления достаточной и необходимой информации для нормального и своевременного осуществления каждого этапа процесса управления и всех его управленческих работ.
· Порядка участия различных звеньев системы управления по этапам процесса управления.
· Процедур процесса управления как обязательных управленческих работ (согласования, обсуждения, визирования, утверждения, информирования и др.)
Любой процесс управления по своему содержанию состоит из циклов, этапов, стадий и фаз. Под циклом управления понимается отрезок времени, необходимый для полной реализации всех общих функций управления (анализа и прогнозирования, планирования, организации, регулирования, учета и контроля). Для реализации циклов управления необходимо иметь нормативную базу, систему планирования, систему учетов, системы оценки и стимулирования деятельности сотрудников, информационное и кадровое обеспечение и др.
Цикл включает этапы, под которыми понимаются промежутки времени, в течение которых в одном случае создается система предстоящей деятельности, а в другом – осуществляется управление ходом ее функционирования.
Каждый этап содержит стадии. Под стадией следует понимать время, необходимое для полной реализации какой-либо одной общей функции управления. В соответствии с этим, стадии процесса управления называются стадией анализа и прогнозирования, стадией планирования, стадией организации, стадией регулирования, стадией учета и стадией контроля.
1. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июня, 11 июля 2011 г.)
2. Таможенное регулирование и платежи: Учебн. пособие / Коллектив авторов - М.: Вузовский учебник, 2011.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега, 2011.
4. Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах: Учебн. пособие / Под ред. Титоренко Г.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
5. Банковское дело: Учебн. пособие / Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика, 2010.
6. Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных операций: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
7. Вершинин А.П. Внешнеторговое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Издательство НОРМА, 2010.
8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. Жукова Е.Ф. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
9. Ларичев В.Д., Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
10. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Красавиной Л.Н. - М.: Финансы и статистика, 2011.
11. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Рыбалкина В.Е. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
12. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
13. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное оформление международных грузоперевозок: практическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
14. Особенности классификации товаров по ТН ВЭД России (серия «Таможня и право»). - СПб.: «ТИРЕКС», 2009.
15. Плотников А.Ю. Новый ИНКОТЕРМС-2000. Содержание, практика применения, комментарии. - М.: «Издательство ПРИОР», 2008.
16. Таможенное право: Учебн. пособие / Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
17. Таможенное право России (конспект лекций в схемах). - М.: «Издательство ПРИОР», 2008.
18. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. - М.: Бератор Пресс, 2007.