Теория организации занимает важное место в семье управленческих наук. Она исследует организацию, как структуру, определяя принципы ее функционирования и развития, изучает пути повышения ее эффективности.
Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Поскольку объектами управления являются люди и техника, то и успехи в области управления были связаны с успехами в других областях, таких как психология, социология и инженерных науках. По мере того, как развивались эти науки, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.
В то же самое время, научно-технический прогресс и стремительные изменения в бизнес-среде, заставили представителей управленческой мысли глубже осознать значение внешних по отношению к организации сил. Были разработаны новые подходы, учитывающие адаптацию методов управления к изменяющейся внешней среде.
Цель работы - выявить основные особенности современных школ теории организации.
Задачи работы:
1. выявить специфические особенности различных современных школ и подходов теории организации;
2. определить и охарактеризовать основные тенденции развития теории организации;
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
1. Школы управления
1.1 Управленческие концепции в менеджменте
Подходы на основе выделения различных школ. В первой половине XX века получили развитие 4 школы, существенно повлиявшие на развитие управленческой мысли. Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений (школа научного управления, классическая школа, школы человеческих отношений и поведенческих наук) полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические выводы школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции, принципы и приемы, разработанные в рамках этих школ.
Концепции и школы 1940—1960 гг. несколько расширили понимание проблем менеджмента (прагматическая школа и школа науки управления).
Процессный, системный и ситуационный подходы. Процессный подход в управлении возник уже в 20-е годы прошлого века (в рамках административной школы), но развитие получил только во второй половине 50х годов. Процессный подход рассматривает управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций (планирование, организацию, стимулирование и контроль).
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, действующую во взаимодействии с внешней средой. Системный подход ориентирует руководителей на рассмотрение организации как совокупности взаимозависимых элементов организации (внутренних переменных), таких как люди, структура, задачи и технология, управление которыми должно быть направлено на достижение целей организации в условиях изменения факторов внешней среды и воздействия этих изменений на организацию.
Ситуационный подход концентрирует внимание на том, что пригодность и эффективность использования различных методов управления определяется ситуацией. Сам процесс управления необходимо рассматривать как систему взаимосвязанных внутренних переменных организации, факторов внешней среды и конкретных методов управления. Так как существует множество факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует единого «лучшего» способа (метода) управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Развитие концепций современного менеджмента. Период 1960—1990 гг. ознаменовался серьезным развитием общественного производства, при котором большую роль сыграл именно эффективный менеджмент.
Развитие научной мысли и практического менеджмента с 60х годов по настоящее время принято называть современным менеджментом.
Условно этот период можно разделить на два этапа: 1960—1980е годы и 1980—1990е годы.
Менеджмент 1960—1980х годов характеризуется дальнейшим одновременным развитием различных подходов к управлению, включая процессный подход, системный и ситуационный подходы, а также использованием количественных методов в управлении (количественный подход), зародившихся в 50х годах.
Менеджмент 1980—1990х годов характеризуется развитием различных концепций, направленных на решение проблем адаптации организации к изменениям внешней среды и повышения эффективности современного менеджмента в высоко динамичных условиях развития современного общества. Важнейшее значение в теории организационного управления приобретают проблемы взаимодействия организации с внешней средой, учета изменений внешней среды в деятельности отдельных компаний, ориентации и адаптации организации в сложившихся условиях ее функционирования.
Наиболее известны следующие современные концепции менеджмента:
• концепция адаптации,
• концепция глобальной стратегии,
• концепция целевой ориентации.
Основные школы, которые принято выделять в теории менеджмента, представлены в табл.1.
Таблица 1 - Этапы развития науки управления
Вклад направления Представители
Эмпирическая школа (с 1885 г.)
Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция. П. Друкер
Саймонс
Форд
«Одномерные» учения об управлении
Школа научного управления (1885—1920 гг.)
1. Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы.
2. Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.
3. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи.
4. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
5. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки.
6. Рациональное управление предприятием «снизу».
7. Систематическое использование материального стимулирования.
8. Отбор работников и их обучение.
9. Отделение планирования, координации и контроля от самой работы. Ф. Тейлор
Ф. Гилберт
Г. Гантт
Вебер
Г. Эмерсон
Г. Форд
Г. Грант
О.А. Ерманский
Классическая (административная) школа управления (1920—1950гг.)
1. Развитие принципов управления.
2. Развитие функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организации. А. Файоль
Л. Урвик
Д. Муни
А. Слоун
А.Гинсбург
А.Гастев
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930г—1950 гг)
1. Использование приемов управления межличностными отношениями.
2. Применение наук о человеческом поведении. М. Фоллетт
Э. Мэйо
Мак Грегор
Ликерт
Количественный подход (с 1950 г. по настоящее время)
1. Разработка и применение математических моделей в управлении.
2. Развитие количественных методов в принятии решений. С. Форрестр
Э. Райф
С. Саймон
Синтетические учения об управлении
Процессный подход (с 1920 г. по настоящее время)
Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления) Ф. Тейлор
Р. Черчмен
В. Вудфорт
Системный подход (с 1950 г. по настоящее время)
Рассмотрение организаций как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматриватьорганизацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, цели, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. А. Слоан
П. Дюпон
Р. Скотт
Ситуационный подход (с 1960 г. по настоящее время)
Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организаций наиболее эффективными способами. Данный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. П. Друкер
У. Марч
Р. Томпсон
Глобализация процессов (с 1990 г. по настоящее время) Инновационные и международные процессы – синтез деятельности людей и высоких технологий (развитие телекоммуникаций и Internet технологий; появление сетевых организаций и другое), либерализация управления, участие работающих в прибыли на капитал; усиление международного характера управления.
В таблице 2 приведены вклады школ в теорию управления
Таблица 2 Вклад различных школ в систему управления
Наименование школы Характеристика
Школа научного управления 1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечения их обучения.3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Классическая школа управления 1. Развитие принципов управления.2. Описание функций управления.3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук 1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности. 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Математическая школа управления 1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
1.2 История школы научного управления, ее принципы, достоинств аи недостатки
Школа научного управления окончательно сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Она связана, прежде всего, с именами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.
Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Основные принципы школы научного управления:
1. Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
2. Разработка формальной структуры организации.
3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.
4. Основателями школы научного управления являются: Ф. У. Тейлор; Френк и Лилия Гилберт; Генри Гантт.
Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:
хронометраж;
инструктивные карточки;
методы переобучения рабочих;
плановое бюро;
сбор социальной информации.
Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:
Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;
Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.
Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.
Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.
Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется "управление кадрами". Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.
Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.
1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, - 3 –е изд. –
М.: Гардарики, 2011. – 528 с.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ. – М.: Дело, 2012. – 704 с.
3. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер с англ. - СПб.: Питер, 2013.-235с.
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 2013.-258 с.
5. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2014.-387с
6. Мильнер Б. 3 Теория организации: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. -М:.ИНФРА-М, 2014.-378 с.
7. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2011.-178 с.
7. Лафта Дж.К. Теория организации: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2014-216 с.
8. Туровец О.Г., Родионова В.Н., Теория организации: учеб. пособие. - М.:Инфра-М, 2014.- 256 с.
9.Басовский Л.Е. «Менеджмент» М.: ИНФРА-М. - 2013. - 352 с.
10 .Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» - М.: «Фирма Гардика», 2012. - 560 с.
11.Герчикова И.Н. «Менеджмент»: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 370 с.
12.Егоршин А.П. «Управление персоналом». - Н. Новгород: НИМБ, 2012. - 400 с.
13.Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента», Москва: ЗАО «Экономпресс», 2013 г. - 350 с.
14.Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента», Москва: ЗАО «Экономпресс», 2013 г. - 350 с.
15.Лукашевич В.В. «Управление персоналом» Москва 2011. - 420 с.
16.«Менеджмент 100 экзаменационных ответов», Экспресс - справочник для студентов вузов: Ростов н./Д, 2012. - 350 с.
17.Рифард Л. Дафт, «Менеджмент», Питер 2012. - 265 с.
18 .Румянцева З.П., Саламатин Н.А., Акбердин Р.З. «Менеджмент организации» - М.: ИНФРА-М. - 2014. - 362 с.
19.Семёнов А.К. «Основы менеджмента» М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 600 с.
20.Шейное В.Л. «Как управлять другими» - Мн., 2012. - 535 с.