Реферат|Философия

Русское народничество: философская доктрина и социальная практика

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: lenaprim

Год: 2020 | Страниц: 17

Введение

1. Народничество как социальное явление и течение социально-философской мысли.

2.Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского.

3.Социологические аспекты доктрины анархизма (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин).

Заключение

Список использованной литературы:

Русское народничество – специфический социокультурный феномен и мировоззрение, возникновение которого обусловлено противоречивыми процессами модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от традиционных феодальных к буржуазным экономическим и политическим отношениям.

Можно выделить в народничестве два основных направления: революционное и либерально-демократическое. Главными концепциями революционной демократии были теории крестьянского социализма, некапиталистического пути развития России и социальной революции, впервые разработанные Герценом.

Конечным итогом революционного "пересоздания" общества представлялась социалистическая республика, в которой достигнуто "гармоничное единство личности и государства, власти и общества, коммунизма и эгоизма".

Особенностью революционно-демократического мировоззрения были сакрализация революции, призванной радикально изменить к лучшему существующую действительность, и недооценка эволюционных факторов социального развития. Социальная революция стала символом веры значительной части разночинной интеллигенции пореформенной России. Обоснование законности насильственного уничтожения "прогнившего царского режима" сочеталось с прославлением революционного подвига. Теория "разумного эгоизма" Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева доказывала нравственную обязательность и разумность участия интеллигенции в революционной борьбе за исторический прогресс, а се освободительная миссия провозглашалась патриотическим долгом перед народом.

1. Народничество как социальное явление и течение социально-философской мысли.

Учение социализма в России в связи с поздним появлением пролетариата, как класса долго оставалось на уровне утопического мечтания о справедливом строе. Объективно оно выражало демократические требования трудящихся масс крестьянства. Так как борьба крестьян против крепостничества, а затем против его пережитков развертывалось на протяжении многих десятилетий XIX века, идеология крестьянской демократии, зародившись еще до отмены крепостного права, оставалась господствующей в течение всего второго этапа освободительного этапа освободительного движения в России.

Основоположниками утопического социализма — учения о крестьянской демократии в России были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

“Герцен — основоположник “русского” социализма, “народничества” — писал В. И. Ленин. [7]

В поле зрения русской интеллигенции (затем и теоретиков общественного развития) попадает совершенно новый предмет — народ. Многие передовые люди России в середине XIX столетия были охвачены утопическими представлениями о возможности перехода страны к социализму через преобразования общины с ее коллективистской сущностью. Теоретические основы народнической концепции социализма и путей его достижения в условиях России были разработаны А. И. Герценом, видевшим в русских крестьянах “истинных носителей социализма, прирожденных коммунистов, в противоположность рабочим стареющего, загнивающего европейского Запада, которым приходится лишь искусственно вымучивать из себя социализм”.

К 60-70м годам народничество стало массовой формой идеологии. Представители разных течений народнического движения без особого труда достигали взаимопонимания в оценке ключевых социальных проблем. Их представления совпадали в главном: стране необходимы революционные преобразования. Поэтому и идеалистически мыслящие Лавров и Михайловский и тяготевший к материализму Ткачев в своих теориях отстаивали право личности на социальную активность, а в понимании прогресса решающее значение придавали общественному идеалу. Движение всех народнических групп шло под общим лозунгом “Земля и воля”. Различия же проявлялись прежде всего в представлениях о средствах достижения цели: Лавров считал главным средством пропагандистскую работу интеллигенции в народе, Бакунин — крестьянские бунты, Ткачев — активные действия революционеров-профессионалов “революционного меньшинства”.

1. Алексеева Т.Д. Народничество в России в XX века. Идейная эволюция, -М.: Наука, 2015.

2. Аннинский Л. Серебро и чернь. Русское советское, славянское, всемирное в поэзии серебряного века. М.: Книжный сад, 2000.

3. Антология русской философии: В 3 т. / Вст. ст., сост., комм. А. Ф. За-Малеева, Ю. Н. Солонина. СПб.: Сенсор, 2015.

4. Бажов С.И. И.В. Киреевский и Н.Я. Данилевский о самобытных началах русской культуры // Философия в России XIX начала XX в.: Преемственность идей и поиски самобытности - М., 2017.

5. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 2018.

6. Бердяев Н. А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья: Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 2018

7. Евлампиев И. И. История русской философии: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2012.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 17 стр.
Философия Р.Декарта
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Границы человеческого познания
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское