Введение
1. Народничество как социальное явление и течение социально-философской мысли.
2.Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского.
3.Социологические аспекты доктрины анархизма (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин).
Заключение
Список использованной литературы:
Русское народничество – специфический социокультурный феномен и мировоззрение, возникновение которого обусловлено противоречивыми процессами модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от традиционных феодальных к буржуазным экономическим и политическим отношениям.
Можно выделить в народничестве два основных направления: революционное и либерально-демократическое. Главными концепциями революционной демократии были теории крестьянского социализма, некапиталистического пути развития России и социальной революции, впервые разработанные Герценом.
Конечным итогом революционного "пересоздания" общества представлялась социалистическая республика, в которой достигнуто "гармоничное единство личности и государства, власти и общества, коммунизма и эгоизма".
Особенностью революционно-демократического мировоззрения были сакрализация революции, призванной радикально изменить к лучшему существующую действительность, и недооценка эволюционных факторов социального развития. Социальная революция стала символом веры значительной части разночинной интеллигенции пореформенной России. Обоснование законности насильственного уничтожения "прогнившего царского режима" сочеталось с прославлением революционного подвига. Теория "разумного эгоизма" Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева доказывала нравственную обязательность и разумность участия интеллигенции в революционной борьбе за исторический прогресс, а се освободительная миссия провозглашалась патриотическим долгом перед народом.
1. Народничество как социальное явление и течение социально-философской мысли.
Учение социализма в России в связи с поздним появлением пролетариата, как класса долго оставалось на уровне утопического мечтания о справедливом строе. Объективно оно выражало демократические требования трудящихся масс крестьянства. Так как борьба крестьян против крепостничества, а затем против его пережитков развертывалось на протяжении многих десятилетий XIX века, идеология крестьянской демократии, зародившись еще до отмены крепостного права, оставалась господствующей в течение всего второго этапа освободительного этапа освободительного движения в России.
Основоположниками утопического социализма — учения о крестьянской демократии в России были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.
“Герцен — основоположник “русского” социализма, “народничества” — писал В. И. Ленин. [7]
В поле зрения русской интеллигенции (затем и теоретиков общественного развития) попадает совершенно новый предмет — народ. Многие передовые люди России в середине XIX столетия были охвачены утопическими представлениями о возможности перехода страны к социализму через преобразования общины с ее коллективистской сущностью. Теоретические основы народнической концепции социализма и путей его достижения в условиях России были разработаны А. И. Герценом, видевшим в русских крестьянах “истинных носителей социализма, прирожденных коммунистов, в противоположность рабочим стареющего, загнивающего европейского Запада, которым приходится лишь искусственно вымучивать из себя социализм”.
К 60-70м годам народничество стало массовой формой идеологии. Представители разных течений народнического движения без особого труда достигали взаимопонимания в оценке ключевых социальных проблем. Их представления совпадали в главном: стране необходимы революционные преобразования. Поэтому и идеалистически мыслящие Лавров и Михайловский и тяготевший к материализму Ткачев в своих теориях отстаивали право личности на социальную активность, а в понимании прогресса решающее значение придавали общественному идеалу. Движение всех народнических групп шло под общим лозунгом “Земля и воля”. Различия же проявлялись прежде всего в представлениях о средствах достижения цели: Лавров считал главным средством пропагандистскую работу интеллигенции в народе, Бакунин — крестьянские бунты, Ткачев — активные действия революционеров-профессионалов “революционного меньшинства”.
1. Алексеева Т.Д. Народничество в России в XX века. Идейная эволюция, -М.: Наука, 2015.
2. Аннинский Л. Серебро и чернь. Русское советское, славянское, всемирное в поэзии серебряного века. М.: Книжный сад, 2000.
3. Антология русской философии: В 3 т. / Вст. ст., сост., комм. А. Ф. За-Малеева, Ю. Н. Солонина. СПб.: Сенсор, 2015.
4. Бажов С.И. И.В. Киреевский и Н.Я. Данилевский о самобытных началах русской культуры // Философия в России XIX начала XX в.: Преемственность идей и поиски самобытности - М., 2017.
5. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 2018.
6. Бердяев Н. А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья: Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.: Наука, 2018
7. Евлампиев И. И. История русской философии: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2012.