Актуальность выбранной темы обусловлена следующими аспектами
В работе рассматривается правовая основа применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы и специальных средств, а также поднимается ряд проблемных вопросов, связанных с применением таких силы и средств
На сегодняшний день в органах внутренних дел на балансе состоит разноплановое вооружение, специальные средства и иные средства, обеспечивающие правоохранительную деятельность Применение имеющихся физической силы, а также специальных средств в совокупности с физической силой обеспечивает выполнение ряда важных задач оперативно-служебной деятельности современной полиции Применение специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции является жестокой и крайней мерой административного принуждения В виду того, что в России возрастает степень общественной опасности преступлений, усиливается их агрессивность и жестокость, применение рассматриваемых мер возрастает Не исключены случаи злоупотребления со стороны сотрудников полиции, неправильное в следствии халатности, небрежности отношение к обладаемой физической силе и возможности использовать специальные средства Отсюда возникает проблематика оснований для применения названной силы и средств и пределов их использования Решение данной проблемы определяет будущее российское общества, уровень его гуманизма и демократизма
Степень разработанности темы исследования Вопросы о применении физической силы, специальных средств сотрудниками полиции рассматривали такие российские ученые как: КВ Азаматова, ФП Васильев, МВ Галда, АВ Королёв и другие
Цели и задачи работы Целью настоящего исследования является анализ (изучение) вопросов об основаниях и видах специальных средств, состоящих на вооружении полиции, особенностях их применения, а также особенностях использования физической силы
Для эффективного достижения цели исследования необходимо решить ряд задач, а именно:
1) исследовать предоставленной сотрудникам полиции законодательное право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
2) установить порядок применения полицейскими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия ;
3) определить виды специальных средств;
4) проанализировать пределы применения специальных средств
Объектом исследования выступает совокупность отношений, обеспечивающих права полицейских применять физическую силу и специальные средства, состоящие на вооружении полиции
В качестве предмета используются нормы действующего уголовного и иного федерального законодательства о применении физической силы и специальных средств полицейскими в России и практика их применения
Методами исследования, используемыми в работе, являются формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический, метод дедукции, классификации и другие методы исследования
Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» и другие нормативно-правовые акты
Эмпирическую основу работы составляет опубликованные и официально неопубликованные материалы правоприменительной практики
Структурно данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, в котором подводятся итоги согласно поставленным целям и задачам, а также библиографического списка
ГЛАВА I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
11 Право полицейских на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
В соответствии с ч 1 ст 18 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) сотрудники полиции вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие как лично, так и в составе подразделения В последнем случае определенные изменения претерпевает порядок применения указанных мер принуждения (ст 19 Закона о полиции) Причем эти особенности распространяются и на случаи, когда в составе подразделения сотрудники полиции вынуждены применять не состоящие на вооружении полиции виды оружия, а также подручные средства
Как указывается в ч1 ст 18 Закона о полиции, основания и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия устанавливаются не только данным законом, но и иными федеральными конституционными и федеральными законами В связи с этим следует отметить, что согласно ст 30 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат Применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
На практике нередко возникают вопросы о соотношении Закона о полиции и Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) в части правового регулирования оснований и порядка применения полицией рассматриваемых мер принуждения
Поскольку УК РФ и Закон о полиции - равнозначные по своей юридической силе законодательные акты, нормы Закона о полиции, регламентирующие, в частности, основания применения полицией мер государственного принуждения, имеют самостоятельное значение В противном случае законодатель ограничился бы единственной бланкетной нормой, отсылающей правоприменителя к положениям УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, как это сделано, например, в ст 24 Федерального закона «Об оружии» Из частей 1,9 си 18 Закона о полиции следует, что положения УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, должны учитываться в комплексе с нормами Закона о полиции, регламентирующими применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Практическое значение данного вывода ярко проявляется в ситуациях, когда, например, сотрудник полиции, реализуя естественное право любого гражданина на необходимую оборону, нарушает прямой запрет, установленный ч 5 ст 23 Закона о полиции: женщина-полицейский стреляет в несовершеннолетнего (чей возраст ей известен), совершающего одиночное невооруженное нападение, угрожающее жизни сотрудника полиции И наоборот, нередко имеют место ситуации, когда действия сотрудника полиции, основанные на Законе о полиции, могут не соответствовать традиционному толкованию положений УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (например, в целях пресечения мелкого хулиганства и задержания правонарушителя сотрудники полиции применяют к нему боевые приемы борьбы и в силу оказываемого правонарушителем противодействия причиняют при этом вред его здоровью) Важно учитывать, что в отличие от иных граждан сотрудник полиции в предусмотренных законодательством случаях обязан вмешиваться в конфликты, заведомо связанные с необходимостью применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия
В соответствии с ч 2 ст 18 Закона о полиции перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации При этом не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска
Технические изделия, даже аналогичные по конструкции и принципам воздействия на человека и прочие объекты, не включенные в перечень стоящих на вооружении органов внутренних дел специальных средств, не могут рассматриваться в качестве последних Считаем, что это важно, поскольку отдельные из перечисленных в Законе о полиции специальных средств аналогичны устройствам, отнесенным Законом об оружии к разряду гражданского оружия самообороны Речь идет, в частности, о газовом оружии (газовых пистолетах и револьверах, в том числе патронах к ним, механических распылителях, аэрозольных и других устройствах, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами), электрошоковых устройствах и искровых разрядниках
В то же время сотрудник полиции, равно как и любой иной гражданин, вправе на законных основаниях иметь при себе оружие и применять его в случаях, порядке и с учетом ограничений и запретов, установленных Законом об оружии, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему»
Согласно ч 3 ст 18 Закона о полиции в состоянии необходимой обороны (в случае крайней необходимости) при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства Кроме того, сотрудник полиции вправе при наличии оснований для применения огнестрельного оружия применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие, в том числе изъятое в ходе борьбы у правонарушителя и тд
Не следует считать, что указанная норма предполагает вседозволенность полиции в выборе возможных средств и способов силового воздействия
Во-первых, Закон о полиции, как и прежде, не позволяет выдавать сотруднику полиции для несения службы специальные средства и огнестрельное оружие, не состоящие на вооружении органов внутренних дел Ч 3 ст 18 Закона о полиции предусматривает лишь право его применять при наличии весомых оснований
Во-вторых, ч 3 ст 18 Закона о полиции уточняет правовой режим применения сотрудниками полиции оружия, не состоящего на вооружении органов внутренних дел Так, на применение подобного оружия распространяются запреты, содержащиеся в частях 5, 6 ст 23 и порядок, закрепленный в ст 19 Закона о полиции
Нормативно-правовые акты
1 Федеральный конституционный закон от 30052001 N 3-ФКЗ (ред от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст 2277
2 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред от 07.04.2020) (с изм и доп, вступ в силу с 12.04.2020)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст 2954
3 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред от 06.0.22020) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14022011, N 7, ст 900
4 Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред от 16.12.2019) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм и доп, вступ в силу с 01.01.2020) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч 1), ст 7020
5 Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред от 02.08.2019) "Об оружии" // "Российская газета", N 241, 18.12.1996
6 Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред от 27.12.2019) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изм и доп, вступ в силу с 27.01.2020) // "Российская газета", N 139, 20.07.1995
7 Постановление Правительства РФ от 21071998 N 814 (ред от 29032019) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему") // "Собрание законодательства РФ", 10.08.1998, N 32, ст 3878
Научная и учебная литература
8 Азаматова КВ К вопросу об отстранении сотрудников органов внутренних дел, не прошедших проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Правопорядок 2016 № 1 С 97-111
9 Васильев ФП Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России // Российский следователь 2018 № 4 С 31-38
10 Галда МВ Методика подготовки сотрудников полиции к действиям по задержанию (захвату) преступников и обеспечению личной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2015 № 2 (66) С 102-107
11 Ковылов ИИ О правовой основе применения сотрудниками полиции специальных средств // Закон и право 2019 № 2 С 67-71
12 Королев АВ Особенности применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Юрист ВУЗа 2017 №1 С 17-24
13 Корякин ВМ Применение оружия, специальных средств и физической силы военнослужащими при выполнении служебных задач по обеспечению законности и правопорядка // Вестник Воронежского института МВД 2017 № 6 С 42-49
14 Логвинов КО Применение специальных средств сотрудниками полиции // Российский следователь 2018 № 1 С 34-39
Материалы правоприменительной практики
15 Постановление Европейского суда по правам человека от 22 февраля 2011 г по делу "Соаре и другие (Soare and others) против Румынии" (жалоба N 24329/02) // Бюллетень Европейского суда по правам человека 2011 N 8
16 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)" (утв Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 11, ноябрь, 2018