Введение
Глава 1. Предпосылки разработки Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации
1.1 Причины разработки Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации
1.2 Цели, задачи и принципы Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации
Глава 2. Основные направления развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации в соответствии со Стратегией
2.1 Основные мероприятия по модернизации и развитию железнодорожной инфраструктуры
2.2 Развитие железнодорожного движения
2.2.1 Развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения
2.2.2 Развитие тяжеловесного движения
2.3 Обновление железнодорожного подвижного состава
Заключение
Список литературы
Эффективное функционирование и последовательное развитие железнодорожного транспорта обладает принципиальным значением для развития регионов, отраслей и отдельных предприятий, так как наличие транспортных мощностей является необходимым условием развития производительных сил, особенно в периоды подъёма экономической конъюнктуры. Кроме того, именно железнодорожный транспорт является ключевым интеграционным элементом единой транспортной системы РФ в связи с возможностью круглогодичного удовлетворения спроса в транспортных услугах в сфере как грузовых, так и пассажирских перевозок, тем самым обеспечивая социально-экономическое единство страны. Также стоит отметить, что исключительная роль железнодорожного транспорта обусловлена сложившимися в РФ особенностями, к числу которых относятся большая протяжённость перевозок, недостаточный уровень развития других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, значительная удалённость между локализацией производства сырьевых ресурсов и пунктами непосредственного их потребления.
Следовательно, данные факты определяют актуальность стратегического управления железнодорожной отраслью в качестве механизма реализации долгосрочных целей и задач, что в свою очередь делает возможным достижение более высоких темпов развития по сравнению с общеэкономическими. Отметим, что на современном этапе в связи с задачей модернизации и обеспечения конкурентоспособного уровня экономики социально-экономическое развитие РФ в целом ориентируется на политику стратегического управления, в основе которого находится стратегическое планирование как процесс разработки стратегий развития, обсуждения вариантов и принятия комплексной стратегии (стратегии развития макрорегионов, отраслей, целевые программы, концепции и пр.).
Цель работы – изучить Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.
Задачи работы:
- Рассмотреть причины разработки Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации;
- Описать цели, задачи и принципы Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации;
- Изучить основные мероприятия по модернизации и развитию железнодорожной инфраструктуры;
- Проанализировать основные направления развития железнодорожного движения;
- Исследовать особенности обновления железнодорожного подвижного состава в соответствии с требованиями Стратегии.
Курсовая работа содержит введение, основную часть и заключение. Основная часть включает две главы. В основе курсовой работы лежит научная литературы по развитию железнодорожного транспорта, статьи периодических изданий, а также данные Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.
Глава 1. Предпосылки разработки Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации
1.1 Причины разработки Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.
От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов.
Кроме того, процессы глобализации, изменения традиционных мировых хозяйственных связей ставят перед Россией задачу рационального использования потенциала своего уникального экономико-географического положения. Эффективная реализация транзитного потенциала страны позволит не только получить экономический эффект от участия в международных перевозках, но и создаст новые инструменты влияния России на мировые экономические процессы (формирование новых зон экономического притяжения, установление долгосрочных экономических связей).
Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20 процентов грузооборота и 10 процентов пассажирооборота всех железных дорог мира.
По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.
Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40 процентов от всего транспорта страны.
Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.
Реализация мер по реформированию российских железных дорог была начата Правительством Российской Федерации в 1998 году.
Однако, несмотря на успехи структурной реформы железнодорожного транспорта в Российской Федерации, ее мероприятия и результаты оказались недостаточны для того, чтобы в короткие сроки создать эффективные источники развития, позволяющие обеспечить масштабное привлечение средств в развитие отрасли и ее модернизацию, сформировать условия для ее долговременного устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
Российские железные дороги не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды могут обращаться в источник проблем. В настоящее время протяженность "узких мест" по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30 процентов протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80 процентов всей грузовой работы железнодорожного транспорта.
Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:
необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта;
преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;
необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий;
необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок;
необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
недостаточность инвестиционных ресурсов.
Необходимо в период до 2030 года реализовать Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия).
Стратегия должна обеспечить решение задачи эффективной реализации уникального географического потенциала страны на базе комплексного развития всех видов транспорта и связи в части, касающейся российских железных дорог.
Необходимость такого долгосрочного планирования при определении путей решения задач развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации определяется:
необходимостью обеспечения опережающего развития сети железных дорог как основы долгосрочного развития отраслей экономики и регионов;
значительной продолжительностью (порядка 20 лет) периода проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выхода на проектную мощность и начала окупаемости объектов железнодорожной инфраструктуры;
масштабностью работ по коренной модернизации железнодорожного машиностроения, необходимостью выхода российских предприятий на соответствие мировому уровню железнодорожной техники, обеспечивающей эффективность и конкурентоспособность российского железнодорожного транспорта.
Стратегия должна стать основой и одновременно инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально значимых результатов.
Реализация Стратегии будет способствовать превращению железнодорожного транспорта Российской Федерации из фактора возможного риска ограничения роста российской экономики в источник ее устойчивого развития.
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»
2. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 2013. — 520 с.
3. Арошидзе А. А. Стратегический аспект управления железнодорожным транспортом РФ // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 275-279.
4. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. — М.: Гардарика, 2014. — 296 с.
5. Железные дороги. Общий курс: Учебник для вузов/М. М. Филиппов, М. М. Уздин, Ю. И. Ефименко и. др.; Под ред. М. М. Уздина.– 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Транспорт, 2013. — 295 с.
6. Карасёва А. А., Васильева М. А. Анализ мирового опыта развития высокоскоростного железнодорожного транспорта // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 114-117.
7. Кондрашов И. А. Возможные пути развития железнодорожного транспорта [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 51-56.
8. Лапидус Б. М. Экономические проблемы транспорта. — М.: Желдориздат, 2012. — 112 с.
9. Менеджмент на транспорте: учеб. пособие / Под общ. ред. Н. Н. Громова, В. А. Персианова. — М.: Академия, 2014. — 528 с.
10. Особенности организации скоростного движения с учетом использования имеющейся железнодорожной инфраструктуры / Карасев С. В., Зарубина Т. Д. В сборнике: Политранспортные системы. Материалы VIII Международной научно-технической конференции в рамках года науки Россия-ЕС. Новосибирск, 2015. С. 61–67.
11. Панин А.В. Транспортная стратегия РФ до 2030 года // Железнодорожное дело. – 2014. - №3. С. 17-22
12. Соломин, В. А. Основы инженерно-изобретательской деятельности: учебное пособие / В. А. Соломин; ФГБОУ ВПО РГУПС. — Ростов н/Д, 2013. — 74с.
13. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. — Спб.: Питер, 2014. — 496 с.
14. Якунин В. И. Железные дороги России и государство. Монография. — М.: Научный эксперт, 2013. — 432 с.
15. Клейнер Г. Б. Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России [Электронный ресурс] // Стратегическое планирование и управление. Сборник материалов круглого стола. — М.: Научный эксперт, 2014. Режим доступа: URL: http://www.kleiner.ru/arpab/sovros_2011.html