Введение
1. Теоретические вопросы выхода предприятия на внешний рынок
1.1 Понятия и значения стратегического планирования по выходу предприятия на внешние рынки
1.2 Принцип исследования и выбора внешнего рынка, выбор стратегии
1.3 Этапы разработки стратегии выхода предприятия на международный рынок
2.Разработка стратегии выхода предприятия на внешний рынок
2.1 Характеристика деятельности предприятия ПАО «Акрон»
2.2 Исследование основных факторов выхода предприятия на внешний рынок
2.3 Формирование стратегических мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Современный мир характеризуется тем, что с середины 20-го века начинают активно развиваться международные экономические взаимодействия между странами. Усиливается процесс глобализации, многие государства перешли к активным процессам интеграции – созданию объединений, обществ и союзов, единых рынков и свободных зон торговли. Сейчас процесс выхода на внешний рынок все чаще становится вынужденным, в свете жесточайшей конкурентной борьбы, переполненных национальных рынков, в свете возможностей и перспектив внешних рынков.
Процессы интернационализации и глобализации подчеркивают то, что для предприятий современности очень важным фактором является внешнеэкономическая деятельность. При этом, внешние рынки уже также наполнены различными поставщиками продукции и услуг – как национальными, так и зарубежными. Во всех основных сферах также наблюдается режим высокой конкуренции. Даже для больших компаний и корпораций наблюдается сложность в процессе выхода на международную арену. Предприятия, впервые выходящие на новый зарубежный рынок, сталкиваются с массой проблем – прибыльность выхода, исследование и выбор рынка, логистика, международные договоренности. В связи с этим, необходимостью становится некий план, пошаговая разработка – стратегический план действий. Все вышесказанное определяет актуальность представленной работы.
Предмет исследования – формирование стратегии предприятия по выходу на внешний рынок.
Объект исследования – ПАО Акрон, как один из крупных российских производителей минеральных удобрений.
Цель работы – на основе исследования теоретических аспектов стратегического планирования, разработать стратегию выхода предприятия ПАО Акрон на внешние рынки.
Задачи работы:
— Рассмотрение понятий и значений стратегического планирования по выходу предприятий на внешние рынки;
— Рассмотрение принципов исследования и выбора внешнего рынка, выбора стратегии;
— Изучение теоретических этапов формирования стратегии выхода предприятия на внешний рынок;
— Практический анализ внешних рынков, исследование внешних рынков;
— Формирование стратегических мероприятий.
Данная работа основана на теоретических, информационных и аналитических источниках.
В работе присутствуют методы стратегического анализа - SWOT-анализ.
Структура работы состоит из введения, трех глав – теоретической, исследовательской и прикладной, заключения, списка использованных источников и приложения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
1.1 Понятие и значения стратегического планирования по выходу предприятия на внешние рынки
Стратегия — это разносторонняя сборная разработка действий, созданная для обеспечения реализации миссии организации и достижения ее целей. Содержанием стратегии являются разработанные правила принятия решений для отражения основных направлений деятельности [16].
Иногда стратегию воспринимают как общий концепт будущего предприятия – в данном случае, фиксируются все способы достижения цели предприятия, то, как распределяются ресурсы и все решения вероятных проблем [13].
Стратегии разрабатываются на несколько лет вперед, фиксируются в документах, применяются в практических ситуациях. Стратегия зафиксирована в документах в общих чертах.
Стратегия разрабатывается, принимается и выполняется на всех уровнях стратегического управления.
Стратегическое планирование (СП) – одна из важнейших функций процесса управления, представляющая собой процесс разработки индивидуальных стратегий организации, способных привести к достижению целей [6].
СП организовывает основу для большинства управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на разработку стратегических планов. Не пользуясь преимуществами планирования, предприятия лишаются метода оценки целей и направления предприятия.
Благодаря стратегическому планированию, у акционеров и менеджмента есть возможность определиться с направлением и темпами развития бизнеса, видеть глобальные тенденции рынка, понимать возможные организационные и структурные изменения для поддержания конкурентоспособности предприятия.
Стратегическое планирование может быть представлено, как сборник функций менеджера [14]:
— Распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний);
— Адаптация к внешней среде;
— Внутренняя координация;
— Осознание организаторской стратегии (руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее).
Основными моментами стратегического планирования являются следующие негласные правила [6]:
— Стратегия разрабатывается и принимается управлением предприятия;
— План стратегии должен быть объяснен исследовательской информацией, подкреплен аналитикой и обоснованием «почему именно так», на основе проведенных исследований, стратегического портфеля;
— Стратегические планы должны обладать гибкостью и динамичностью для возможности их корректировки в будущем, при практическом применении;
— Планирование нацелено на успех компании при реализации стратегии, при этом, затраты на достижение целей при помощи разработанной стратегии, не должны превышать величину выгоды от реализации.
Довольно долгое время стратегическое планирование было принято только в крупных международных концернах, но в последнее время, тенденция планирования распространилась на средний и малые бизнес.
Подводя итоги, можно сказать, что стратегия – масштабная концепция пути предприятия, где отражается следование общей миссии предприятия, путем достижения поставленных целей.
Стратегия – это общее понятие процесса планирования, отражающее суть. На предприятиях разрабатываются стратегические планы – управленческая функция, в ходе выполнения которой, руководство формирует индивидуальный для предприятия план стратегических действий.
Стратегическое планирование по выходу на внешние рынки заключает в себя исследовательскую, аналитическую и математическую функцию и заключается в определении внешнего рынка, путем исследования зарубежных рынков, процессе выбора стратегии, поэтапном формировании выбранной стратегии, её реализации, и дальнейшем контроле.
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ. – Режим доступа : КонсультантПлюс.
2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ. – Режим доступа : КонсультантПлюс.
3. Андрейчиков А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений [Текст] : учеб. / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. – Москва : Вузовский учебник : НИЦ ИНФРА, 2017. – 396 c.
4. Мировая экономика [Текст] : учеб. / под ред. А. С. Булатова. – Москва : Экономистъ, 2015. – 734 с.
5. Вечканов Г. С. Микроэкономика [Текст] : учеб. / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – 4-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 464 c.
6. Виханский О. С. Стратегическое управление [Текст] : учеб. / О. С. Виханский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Гардарика, 2018. – 296 с.
7. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России [Текст] / под ред. И. П. Фаминского. – Москва : Республика, 2015. – 445 с.
8. Гоголева Т. Н. Методика оценки эффективности внешнеэкономической политики государства: институциональный подход [Текст] / Т. Н. Гоголева, Л. А. Мажорова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2017. – № 7 (64). – С. 81–86.
9. Голубев А. В. Тенденции международной экономической интеграции в глобальном мире [Текст] / А. В. Голубев // Науч. труды СЗИУ РАНХиГС. – 2017. – Т. 4, вып. 1 (8). – С. 120–124.
10. Евсеев, С. В. Эффективность транспортных услуг в современных условиях [Текст] / С. В. Евсеев // Экономические науки. – 2018. – № 3 (16). – С. 46–53.
11. Ефремова Н. А. Международная экономическая интеграция государств в эпоху глобализации [Текст] / Н. А. Ефремова // Юриспруденция. – 2016. – № 3 – С. 31–38.
12. Игнатьев Н. М. О понятии экономической интеграции хозяйствующих субъектов [Текст] / Н. М. Игнатьев // Экономический журнал. – 2015. – № 3 (27). – С. 99–104.
13. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия [Текст] / Г. Б. Клейнер. – Москва : Дело, 2018. – 568 с.
14. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. [Текст] / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф. – 3-е изд. – Москва : Альпина Паблишер, 2016. – 143 c.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер, Г. Армстронг. – 9-е изд. – Москва : Вильямс, 2015. – 1200 с.
16. Круглова Н. Ю. Стратегический менеджмент [Текст] / Н. Ю. Круглова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшее образование, 2018. – 496 с.
17. Лесников Г. П. Международная экономическая интеграция как объективная закономерность развития современной мировой экономики [Текст] / Г. П. Лесников // Вестн. МГЛУ. Обществ. науки. – 2018. – № 8 (641). – С. 111–131.
18. Лыжин Д. Н. Современные тенденции мирового рынка минеральных удобрений и средств защиты растений: конкурентные позиции России [Текст] / Д. Н. Лыжин // Проблемы нац. стратегии. – 2016. – № 3 (36). – С. 123–142.
19. Макаренко М. В. Модернизация промышленности минеральных удобрений [Текст] / М. В. Макаренко, С. Ю. Чмель // Экономический журнал. – 2016. – № 1 (33). – С. 92–103.
20. Маховикова Г. А. Микроэкономика [Текст] : учеб. и практикум / Г. А. Маховикова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 281 c.
21. Методы государственного регулирования экономики [Текст] : учеб. пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова ; [А. М. Бабашкина и др.]. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 298 с.
22. Мировая экономика [Текст] : учеб. / под ред. Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьяновича. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 583 с.
23. Мичурина О. Ю. Место и роль интеграционных процессов в мировой экономике [Текст] / О. Ю. Мичурина // Вестн. АГТУ. Сер. Экономика. – 2017. – № 2. – С. 7–17.
24. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] : учеб. / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под. ред. Е. Ф. Прокушева. – 9-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2015. – 537 с.
25. Розанова Н. М. Макроэкономика [Текст]: учеб. : в 2 т. / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 665 c.
26. Сергеев И. Б. Развитие стратегических конкурентных преимуществ компаний: институционально-теоретический аспект [Текст] / И. Б. Сергеев, Т. В. Пономаренко // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 2. – С. 104–108.
27. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации [Текст] / Ю. Г. Учитель, М. Ю. Учитель. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Либроком, 2018. – 328 c.
28. Фалина Н. В. Мировой рынок минеральных удобрений [Текст] / Н. В. Фалина, Д. О. Дюкарев // Economics. – 2016. – №. 1 (10). – С. 83–86.
29. Хасбулатов Р. И. Международные экономические отношения [Текст] : учеб. / Р. И. Хасбулатов. – Москва : Юрайт, 2016. – 910 c.
30. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. / М. Б. Шифрин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 321 c.
31. Ягодин, Б. А. Агрохимия [Текст] / Б. А. Ягодин // учебное пособие. – 2-е изд.– Астана : Лань, 2016. – 584 с.
32. ПАО «Акрон» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.acron.ru, свободный.