Курсовая работа|Менеджмент

Курсовая Самоорганизация деятельности сотрудников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 40

Цена: 1 000
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Содержание понятия «самоорганизация»

1.2 Механизмы самоорганизации

Вывод по первой главе

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС

2.1 Организация исследования

2.2 Количественный и качественный анализ результатов исследования

Выводы по 2 главе:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Актуальность. Современные тенденции развития общества ставят задачи, которые необходимо учитывать при управлении персоналом. Прежде всего, именно высокодинамичный характер изменений и непредсказуемость внешней среды требуют от руководства быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям, требованиям общества. Но самое главное, текущий дефицит не только финансовых, но и других видов ресурсов на предприятиях заставляет их отказаться от традиционных методов административного и командного управления, осознание того, что важнейшим ресурсом для развития организации является управление взаимодействием с людьми. В то же время очевидно, что мобилизация человеческих ресурсов возможна только на основе высвобождения творческого потенциала всего коллектива. Это привело к заинтересованности в синергетическом подходе и самоорганизующихся системах.

Самоорганизация - это формирование качественно новой пространственной, временной, информационной или функциональной организации, структуры за счет внутренних ресурсов системы в результате ее целенаправленного взаимодействия с внешней средой. Речь идет об организации (системе), строящей саму себя, ее внутренних процессах и механизмах за счет внутренних ресурсов, как материальных, так и нематериальных, и реагирующей на сигналы из внешней среды.

В системе управления персоналом проявление синергетических эффектов от взаимодействия сотрудников может проявляться в различных формах, в том числе появление у организации способности к самообучению и саморазвитию в формировании приверженности и лояльности сотрудников, повышение чувствительности и восприимчивости всей организации к требованиям внешней среды. Развитие любой самоорганизующейся системы может принимать две различные формы с точки зрения управления.

Первое, называемое спонтанным эволюционным развитием, не требует управления. Система изменяется (развивается) спонтанно под влиянием внешних условий и внутренних тенденций.

Вторая форма, которую можно назвать инициируемой разработкой, осуществляется в тех случаях, когда система должна существенно изменить свое состояние по воле внешнего субъекта, под влиянием значительных изменений внешней среды или в результате накопленных эволюционных изменений, которые также требуют значительных (качественных) изменений состояния системы. В связи с этим возникает вопрос об особенностях управления самоорганизующимися системами.

Целью настоящей работы является исследование процесса самоорганизации деятельности сотрудников МЧС.

Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:

1. Раскрыть содержание понятия «самоорганизация».

2. Изучить механизмы самоорганизации.

3. Провести исследование самоорганизации.

4. Проанализировать количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретической основой работы стали труды отечественных и зарубежных ученых, психологов, статьи в специальной и периодической печати, Интернет-ресурсы.

Методы исследования: изучение, анализ, обобщение.

В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Содержание понятия «самоорганизация»

В современном научном сообществе нет единого понимания самоорганизации. Так, Л.Б.Шнайдер дает следующее определение самоорганизации [27].

1) Самоорганизация системы - это процесс изменения ее состояния (или характеристик) без целеустремленного начала, независимо от источников цели. Из предложенной формулировки можно сделать вывод, что Моисей опирается на принципы синергического подхода к самоорганизации, т.е. утверждает, что механизм самоорганизации не требует конкретной цели, самоорганизация системы проявляется как эффект взаимодействия между подсистемами (элементами) системы.

Интересен подход к интерпретации самоорганизации, разработанный Г. Хакеном в 1980-х годах в контексте развития синергетического подхода [23]:

2) «Самоорганизация - это процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе через согласованное взаимодействие многих элементов ее составляющих». По определению Хакена, «синергетические исследования касаются систем, которые состоят из множества подсистем различного типа, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди».

3) Самоорганизация - это процесс формирования в системе все более сложных подсистем. Иными словами, самоорганизация в общем смысле - это присущая материи способность усложнять элементы и создавать все более упорядоченные структуры в процессе своего развития; в узком смысле - это прыжок, фазовый переход системы из менее упорядоченного состояния в более упорядоченное. В самоорганизации всегда есть что-то новое, чего никогда раньше не было. Другой стороной феномена самоорганизации является информативность, т.е. способность системы любого уровня генерировать, накапливать, хранить и использовать информацию, в том числе и по направлению ее развития [19].

4) Самоорганизация - это спонтанный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы [25].

5). самоорганизация - основной процесс эволюции сложных систем, состоящий из необратимых последовательных процессов (циклов) самоорганизации. Условиями любой самоорганизации и эволюции являются: а) прохождение энергии через динамическую систему; б) неоднородность, многообразие системы; в) выбор - устранение или разрушение отбракованных подсистем или элементов.

6) Самоорганизация - это понятие, выражающее способность сложных систем упорядочивать свою внутреннюю структуру. Самоорганизация в сложных и динамичных открытых системах возможна только при наличии достаточно большого количества взаимодействующих элементов. А поведение взаимодействующих элементов должно быть совместным и последовательным. Это относится к природе и обществу. Самоорганизация в открытых нелинейных системах не исключает развития системы, ее перехода к новому качеству [4].

Выделим общие характеристики для всех приведенных выше определений самоорганизации:

Характеристика изменений системы в процессе самоорганизации:

-Возникновение системы

- Воспроизводство системы.

- Совершенствование, самоусложнение, развитие системы.

- Упорядочивание системы.

- Формирование в системе новых более сложных систем.

Характеристика взаимодействия с внешней средой:

- Открытость системы внешней среде. НО!

- Не требует внешнего воздействия для целеполагания, цель формируется внутри системы, естественным образом.

Характеристика взаимодействия элементов системы:

-Согласованное.

- Кооперативное.

- Когерентное.

Характеристика системы:

- Множество элементов.

- Открытость.

- Динамичность.

- Неустойчивость.

- Нелинейность.

- Наличие точек бифуркации.

- Адаптивность - механизмом непрерывной приспособляемости к меняющимся внутренним и внешним условиям, непрерывного совершенствования поведения с учетом прошлого опыта, за счет открытости системы[5].

Способность системы создавать, хранить и накапливать информацию, служащую ресурсом для создания, совершенствования, воспроизводства системы.

Эффекты самоорганизации, проявляемые такими системами. Возникновение эффектов обусловлено сочетанием таких факторов, как кооперативность взаимодействия элементов, наличие внутренних ресурсов, нелинейность и неустойчивость системы, а также способность системы к изменениям. Е.П.Ильин разделил эти эффекты на[7]:

- комплиментарный (дополняющий), ориентированный на полное использование имеющихся ресурсов и мощностей;

- синергетический эффект, связанный с созданием стратегических преимуществ, образованием новых свойств и качеств системы.

Именно возникновение эффектов в процессе самоорганизации обуславливает интерес к ее изучению. Говоря об эффектах самоорганизации, мы имеем в виду ее потенциал. Потенциал – это возможности системы, которые могут быть реализованы при обеспечении определенных условий.

Таким образом, анализ изученной литературы показал, что существует два подхода к изучению самоорганизации:

1) Кибернетический подход – подразумевает под собой управление людьми по целям, спускаемым сверху. Заранее определяется алгоритм их достижения. Система организуется под действием управляющего органа.

2) Синергетический подход, объектом которого являются не люди, а их взаимодействие, организационные коммуникации. Поэтому содержание управленческого действия заключается в распознании и запуске внутренних механизмов самоорганизации и коммуникации.

1. Асмолов А.Г. XXI: Психология в век психологии // Вопросы психологии – №1. – 2015.- С. 3 – 13.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий/Э.Ф.Зеер. – Екатеринбург: Урал, 2017. -243 с.

3. Бодров, В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В.А. Бодров, Л.Д. Спиркин// Психологический журнал, 2014. - №1. – С.73-77.

4. Бондаренко Л.Ю. Подготовка пожарных и спасателей/Л.Ю.Бондаренко. - М.: Владос, 2015.- 218с.

5. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душков. - М.: Айрис, 2015.- 331с.

6. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Академия, 2016. - 224 с.

7. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/Е.П.Ильин. - С-Пб.: Питер, 2016.- 388с.

8. Исхакова А.М. О самоопределении личности в современном обществе/А.М.Исхакова. [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://psi.lib.ru/statyi.html

9. Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное //Вопросы психологии. – №2. – 2015. - С. 118 – 12

10. Климов Е. А. Психология профессионала/ Е.А. Климов. – М.: Гардарики, 1996.- 400 с.

11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения/Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 509 с.

12. Кондаков П.Г., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. – №-5. – 2014.- С. 158 – 164.

13. Клищевская М.В. К проблеме профессионального развития //Вестник Московского университета.– Серия 14.– Психология.– №4. – 2015.- С.24 – 34.

14. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 2016. - 312 с.

15. Марьин М.Н. и др. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России/М.Н.Марьин. - М.: ВНИИПО, 2018. - 114с.

16. Моргунов, Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организация / Е.Б. Моргунов. — М.: Тривола, 2014. — 112с.

17. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 688 с.

18. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека/Ю.П.Поваренков. – М.: УРАО, 2014.- 234 с.

19. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания./А.В.Поддубная. [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://psi.lib.ru/statyi.html

20. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. – М.: Академия, 1991.- 152 с.

21. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. - М.: ВНИИПО, 2013. - 148с.

22. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко. - М.: Прометей, Юрайт, 2017. - 511 с.

23. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах/ Г.Хакен.- М.: Наука, 1998.- 424 с.

24. Щевелев, А. И. Мотивация – успешный ключ к управлению персоналом / А.И. Щевелев // Управление персоналом. – 2018. – № 1. – С. 54-59.

25. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности/В.Д.Шадриков. – М.: Владос, 2014.- 250 с.

26. Шелепова Е.С. О проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности/Е.С.Шелепова. - Тверь: ТГУ, 2017.- 124с.

27. Шленков А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Дисс. На соиск. Ученой степени доктора псих. Наук/А.В.Шленков. - С-Пб.: 2009.- 78с.

28. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность/Л.Б.Шнейдер. – М.: Наука, 2012.- 154с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Менеджмент
2015 год 44 стр.
Курсовая Анализ коммуникационных процессов в организации
MrPowerPoint
Курсовая работа Менеджмент
2016 год 49 стр.
Курсовая Инструменты контроллинга в управлении организацией
Telesammit
Курсовая работа Менеджмент
2011 год 27 стр.
Курсовая Разработка инновационного проекта
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское