Курсовая работа|Таможенное дело

Таможенно-тарифное регулирование и таможенная политика России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2012 | Страниц: 49

Введение

1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования

внешнеэкономической деятельности

1.1. Понятие и цели таможенно-тарифного регулирования

внешнеторговой деятельности

1.2. Таможенные пошлины: функции и классификация

2. Современная таможенная политика России

2.1. Таможенные органы в современных условиях

2.2. Тарифное регулирование и таможенные льготы в

Таможенном союзе

2.3. Статистика внешней торговли Приволжского федерального

округа

2.4. Внешняя торговля Нижегородской области

3. Проблемы и пути решения таможенно-тарифного регулирования

внешнеторговой деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Таможенно-тарифное регулирование – это возможность для государства повлиять на экономическое положение страны в мире, экономическое положение отдельных товаров и производителей на внутреннем рынке и заработать некоторое количество денег в казну. Кроме того, это ещё и метод влияния на политическую ситуацию в мире. Этот метод строится на таможенном тарифе – перечне таможенных пошлин, также могут называть и сами таможенные пошлины. Таможенный тариф может включать адвалорные пошлины – процент к таможенной стоимости, специфические – определённый размер за товарную единицу, комбинированные. Кроме того, таможенные пошлины могут быть сезонными – для быстрого реагирования – и особые. К особым относят специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Эти виды пошлин не входят в таможенный тариф.

Принципы таможенно-тарифного регулирования можно разделить на общеправовые, конституционные и отраслевые. К первой группе относятся такие принципы, как законность, справедливость, федерализм и т.д.; ко второй – единство таможенной территории, равенство участников внешнеэкономической деятельности и т.д.

Специфическим принципом таможенно-тарифного регулирования является протекционизм (или его антоним фритредерство). Несмотря на декларирование преимуществ свободного рынка, многие страны занимаются протекционизмом: развивающиеся страны чаще таможенно-тарифными мерами, развитые – нетарифными методами.

Фискальный принцип можно считать межотраслевым. Его смысл в том, что таможенно-тарифное регулирование направлено на увеличение государственного бюджета. Иначе говоря, из двух вариантов таможенных пошлин таможенные органы должны выбрать тот, от которого доход государства выше. Здесь различие между развивающимися и развитыми странами в том, что фискальные цели более выражены в развивающихся государствах.

Выделяют также такие принципы, свойственные таможенно-тарифному регулированию, как гласность, необходимость предварительного информирования и межгосударственное сотрудничество, взаимодействие с юристами по арбитражу. Последствием второго принципа является создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

В связи с созданием и развитием Таможенного союза таможенно-тарифное регулирование в России претерпело значительные изменения, поскольку таможенный тариф теперь единый и определяется на уровне союза. Меры таможенно-тарифного регулирования применяются после достаточно длительной процедуры согласования на всех уровнях Таможенного союза.

Целью курсовой работы является исследование особенностей таможенно-тарифного регулирования и таможенной политики России. Соответственно определены и задачи работы:

- изучить теоретические основы таможенно-тарифного регулирования

внешнеэкономической деятельности;

- проанализировать особенности таможеной политики современной России;

- изучить проблемы и пути решения таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования

внешнеэкономической деятельности

1.1. Понятие и цели таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.

В настоящее время вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, регулируются нормативными правовыми актами двух уровней: первый уровень – наднациональное законодательство; второй уровень – национальное законодательство.

В соответствии с п.2 ст.1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.

В настоящее время в связи с образованием Таможенного союза республики Белоруссия, республики Казахстан и Российской Федерации, в РФ в указанных государствах применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27. 11. 2009 №18.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза, если иное не предусмотрено соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании», Решением Комиссии Таможенного союза «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации», иными решениями Комиссии Таможенного союза.

Основными целями единого таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;

- защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.

В соответствии с соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» для упорядочения деятельности в сфере регулирования внешней торговли закрепляются следующие понятия:

- базовый перечень единого таможенного тарифа – свод ставок ввозных таможенных пошлин, в отношении которых государствами-членами Таможенного союза достигнуто согласие об их размерах в едином таможенном тарифе;

- ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;

- внеквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты;

- внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты;

- ставка ввозной таможенной пошлины – размер (величина) ввозной таможенной пошлины;

- тарифная квота – мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.

Также в соглашении закрепляются правовые основы и такого института внешней торговли как тарифные льготы. Так, при ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Однако они не могут носить индивидуальный характер.

1.2. Таможенные пошлины: функции и классификация

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют две основные функции:

- фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим основаниям:

1. По способу взимания:

- адвалорные -- начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. За 1 тонну);

- комбинированные -- сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл.

При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

2. По объекту обложения:

- импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

- экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

- транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

3. По характеру:

- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией cезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

- антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

- компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) // Собрание законодательства РФ - 5.12.1994, №32 - ст.3301.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ - 13.12.2010, №50 - ст.6615.

3. Федеральный закон от 13.03.1995 №31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» // Собрание законодательства РФ - 13.03.1995, №11 - ст. 942.

4. Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2011) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

5. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 29.11.2010, №48 - ст.6252.

6. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 06.12.2011) «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ - 10.06.1993, №23 - ст.821.

7. Постановление Правительства РФ от 19.05.1994 №497 (ред. от 13.10.1995) «О тарифных льготах в отношении вывозимых из Российской Федерации нефти и нефтепродуктов собственного производства предприятий с иностранными инвестициями» // Собрание законодательства РФ - 30.05.1994, № 5 - ст.489.

8. Постановление Правительства РФ от 08.09.1994 № 1041 (с изм. от 26.07.1996) «О порядке освобождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, от обложения таможенными пошлинами» // Собрание законодательства РФ - 19.09.1994, №21 - ст.2391.

9. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 №883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» // Собрание законодательства РФ - 29.07.1996, №31 - ст.3759.

10. Постановление Правительства РФ от 11.04.1996 №414 (ред. от 17.07.1998) «О порядке предоставления тарифных льгот на основании Федерального закона «О внесении дополнения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» // Собрание законодательства РФ - 15.04.1996, №16 - ст.1896.

11. Указ Президента РФ от 18.09.1996 №1363 «Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей» // Собрание законодательства РФ - 23.09.1996, №39 - ст.4529.

12. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» // Собрание законодательства РФ - 2010, №24, ст.2935.

13. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №18 (ред. от 19.12.2011) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Российская газета - 30.11.2009.

14. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №19 (ред. от 19.12.2012) «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Российская газета - 30.11.2009.

15. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 №130 (ред. от 20.06.2012) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/

16. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза – М.: Проспект, 2011 – 1143 с.

17. Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров – М.: Юрайт, 2011 – 395 с.

18. Невешкина Е.В. Таможенное дело: учебное пособие – М.: омега-Л, 2012 – 204 с.

19. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник для бакалавров – М.: Юрайт, 2011 – 731 с.

20. Проказин Е. Таможенный союз: сегодня и завтра // Экономика и жизнь - 2011, №30.

21. Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2012 – 352 с.

22. Толкушкин А.И. Таможенное дело: учебник – М.: Юрайт, 2011 – 551 с.

23. Удалова Н. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности // http://legalnn.ru/analytics/index.php?ID=998

24. Венгрия. Таможенный тариф // Портал внешнеэкономической информации // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/hu/about_hu/laws_ved_hu/

customs_tariff_hu/

25. Германия. Таможенный тариф // Портал внешнеэкономической информации // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/de/about_de/laws_ved_de

/customs_tariff_de/

26. США. Таможенный тариф // Портал внешнеэкономической информации // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/

customs_tariff_us/

27. Тарифное регулирование и таможенные льготы в Таможенном союзе // Таможенный брокер // http://www.brokert.ru/material/tamozhennyy-tarif-lgoty-soyuz.

28. Франция. Таможенный тариф // Портал внешнеэкономической информации // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/fr/about_fr/laws_ved_fr/

customs_tariff_fr/

29. http://www.pfo.ru/?id=45048

30. http://ptu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=

201&Itemid=74

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское