В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4% - 6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.
Таким образом, актуальной является задача обеспечения открытости национальной экономики путем снижения средней ставки тарифа до 6–8% без существенной потери доходной части бюджета.
Объектом исследования является система мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Целью курсовой работы является проведение анализа современной таможенно-тарифной политики и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- показать роль таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли;
- выявить многообразие и эволюцию функций таможенного тарифа, охарактеризовать механизм влияния таможенного обложения импорта на отдельные социально-экономические сферы;
- уяснить связь между процессами глобализации, таможенно-тарифной либерализацией и упорядочением международной торговли на многостороннем и региональном уровнях;
- определить современные масштабы и направления тарифной либерализации торговли и совершенствования ее таможенного администрирования;
- раскрыть негативные аспекты либерализации, в том числе в связи с усилением криминализации международной торговли;
- выявить новые тенденции и формы таможенного сотрудничества на многостороннем уровне
1 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1 Государственное регулирование ВЭД
В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т.д.
В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере.
Артемов М.Н, выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
- таможенно-тарифное регулирование;
- нетарифное регулирование;
- запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
- меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
С помощью пошлин государство стремится рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны — одна из важных целей внешнеэкономической политики государства.
Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность.
Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.
Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активнее влиять как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.
В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, государственное регулирование ВЭД строится на принципах:
- реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики РФ;
- обеспечения национальной безопасности РФ, в том числе, в экономической сфере;
- единства таможенной территории РФ;
- приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
- обеспечения выполнения обязательств, принятых РФ по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров РФ;
- применения в отношении другого государства мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
- выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
- обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
- гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.
Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические и административные методы, протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Меры либерализации, в противоположность этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции - протекционизм и либерализация.
Во-вторых, все меры, в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности - установление квот, лицензий, эмбарго и др. К косвенным могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В целом в процессе государственного регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам. В целях регулирования операций по экспорту и импорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с федеральными законами и международными договорами устанавливаются импортные и экспортные пошлины.
1.2 Таможенно-тарифное регулирование В РФ
В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, таможенно-тарифное регулирование относится к методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В соответствии со ст.2 Закона таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ.
В законе прямо установлено, что основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка РФ, является таможенно-тарифное регулирование.
Согласно международной практике внешнеторгового регулирования, таможенный тариф является основой государственного воздействия на сферу внешнеторговой деятельности. Функция тарифного регулирования - защита внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия конкуренции со стороны иностранных товаров.
На мировом рынке участвует огромное количество субъектов хозяйствования - поставщиков аналогичных товаров. Многие товары по техническим, ценовым параметрам превосходят отечественные. Для нивелировки внутренних и мировых цен на аналогичную продукцию применяются в том числе и тарифные меры, использующие весь спектр таможенных пошлин, с помощью которых регулируется импорт товаров на внутренний рынок.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) РФ представляет собой определенным образом построенный перечень товаров с присвоенными им десятизначными цифровыми кодами.
Товарная номенклатура вводится в действие Советом Министров РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Важность тарифного регулирования внешнеторговой деятельности подчёркивает и факт закрепления данного инструмента регулирования в законодательстве многих государств. Так, в Федеральном законе Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в качестве важнейшего принципа государственного регулирования внешнеэкономической деятельности закреплён приоритет экономических мер, среди которых центральное место занимает Таможенный тариф.
На Украине также существует правовой акт о едином таможенном тарифе, закрепляющий основные положения о данном инструменте регулирования внешнеторговой деятельности.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в редакции от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // http://www.consultant.plus.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в редакции от 18.07.2009 г.) // http://www.consultant.plus.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (в редакции от 19.07.2011 г.) // http://www.consultant.plus.
4. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27.11.2009 г. (в редакции от 16.04.2010 г.) – М.: Проспект, 2010.
5. Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью - М.: Дашков и К, 2008 – 367 с.
6. Артов М. Внешнеэкономическая деятельности предприятия - М.: Д-ИНФОРМ, 2011 – 128 с.
7. Архипов А.Ю. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий - М.: ИНФРА-М, 2010 – 96 с.
8. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: ИНФРА-М, 2010 – 388 с.
9. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность – М.: Дело, 2010 – 348 с.
10. Жуковская В.И., Трофимова И.Н. Экспортно-импортные потоки РФ - М.: ИМЭМО РАН, 2010 – 173 с.
11. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения - СПб.: Питер, 2010 - 344 с.
12. Карамзин С.В. Система управления качеством таможенных процессов как элемент обеспечения экономической безопасности страны // Таможенный вестник - 2010, №7.
13. Козырин А.Н. Новые контуры таможенного законодательства // Бюджет - 2010, №10.
14. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе» - М.: Финансы и статистика, 2009 - 148 с.
15. Козырин А.Н. Субъекты таможенно-тарифного регулирования // Налоговый вестник – 2010, №4 - С.98 - 108.
16. Королева И.С., Дынкина А.А. Основные направления развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий – М.: Внешмаркет, 2011 – 214 с.
17. Корчажкина Н.П. Роль таможенно-тарифного регулирования в области внешнеторговой политики Российской Федерации // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. Вып. 8. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010 – 277 с.
18. Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами - М.: ИНФРА-М, 2009 – 392 с.
19. Новокшонов И. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право и экономика – 2010, №3 – С.57 – 61.
20. Носков И.Ю. Отдельные вопросы налогообложения экспортно-импортных операций // Финансовые и бзосгалтерские консультации. - 1997. - №11. - 15- 25.
21. Пансков В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России - М.: Финансы и статистика, 2010 - 347 с.
22. Петров Ю.М., Кудрявцева И.В. Практика таможенного регулирования - М.: Автор, 2007 – 448 с.
23. Пефтиев В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация? // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №7. - 39-47.
24. Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия – М.: Приор, 2010 – 246 с.
25. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения - М.: ЮНИТИ, 2011 – 429 с.
26. Тринич Ф.А. Некоторые особенности статистической информации по внешней торговле РФ // Внешнеэкономический бюллетень – 2011, №3.
27. Чалиев А.А., Овчаров А.О. Таможенная статистика. Учебно-методическое пособие – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008 – 148 с.
28. http://www.eer.ru/statistics.
29. http://www.gks.ru.