Введение
Глава 1. Сущность, содержание режима чрезвычайного положения и основания его установления
1.1. Понятия режима чрезвычайного положения и основания установления
1.2. Виды временных мер и ограничений, применяемых при установлении режимов военного и чрезвычайного положения
Глава 2. Состояние и проблемы обеспечения режима чрезвычайного положения
2.1 Механизм административно-правового обеспечения правового режима чрезвычайного положения
2.2 Введение режима чрезвычайного положения в РФ
Заключение
Список литературы
Государству необходимо предоставить документы и нормативно-правовые акты, регулирующие действия силовых структур и аварийно-спасательных служб, а также их организацию для быстрого предотвращения ЧС.
Одним из таких документов является Постановление о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В нем четко прописана структура организаций, занимающихся предотвращением и ликвидацией ЧС на территории всей России, а также прописаны их полномочия при режиме ЧП.В данном пункте нашей работы мы подробно опишем основные законодательные документы, описывающие действия правительства при возникновении чрезвычайных ситуаций, подробно опишем силовые объединения, занимающиеся ликвидацией последствий ЧС, их структуру, полномочия и документы, регламентирующие их деятельность.
Итак, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – единая система) «объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Путем создания различных подсистем федерального, регионального, субъектного и даже объектного характера единая система охватывает всевозможные уровни организации власти, таким образом охватывая ЧС на всех уровнях их проявления. Так, например, после происшествия в ТРЦ «Зимняя Вишня» в каждом регионе были проведены проверки торгово-развлекательных центров с целью выявления недочетов в системе пожарной безопасности и эвакуации. Некоторые торговые центры Екатеринбурга и Первоуральска оказались на грани закрытия в связи с большим количеством нарушений техники пожарной безопасности.
Также на каждом уровне организации власти существуют разнообразные исполнительные образования, имеющие целью сообщать вышестоящим органам о возможности возникновения или непосредственно возникновении ЧС внутри подведомственной им территории. В данном случае нам важно, что на региональном уровне создаются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Глава 1. Сущность, содержание режима чрезвычайного положения и основания его установления
1.1. Понятия режима чрезвычайного положения и основания установления
Институт чрезвычайного положения является особым административно-правовым режимом жизнедеятельности всех субъектов административно-правовых отношений на территории, где реально возникла чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю .
Термин «чрезвычайный» или «особый» правовой режим может трактоваться в широком и в узком смысле. В широком смысле этим термином обозначаются все режимы, предусмотренные законодательство и носящие исключительный характер. В узком смысле под данной категорией понимается только исключительный режим, введенный в связи с внутренними факторами, в том числе и внутренними вооруженными конфликтами.
Чрезвычайное положение-это вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Целью введения чрезвычайного положения является устранение в кратчайшие сроки наступивших обстоятельств, добиться восстановления законности и таким образом обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе ФС РФ. При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации ФС РФ и ГД ФС РФ продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории России, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях -- 60 суток.
Под военным положением понимается особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающего ограничение прав и свобод, который вводится на всей территории страны или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации1 Об обороне: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ//Российская газета.- № 106.-1996.-6 июня.. Целью введения данного режима является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Режим военного положения призван обеспечить незыблемость конституционного строя, суверенитет и территориальную целостность России, права и интересы личности Срок действия военного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. По истечении срока военное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения военного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ.
1. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № 3-ФК3 // СПС «Консультант Плюс»
2. Рушайло Б.В. Специальные административно-правовые режимы деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 97.
3. Административное право Российской Федерации: Курс лекций / Бочаров С.Н., Власенков В.В, Зырянов С.М. и др. М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2013. С. 47.
4. Алексеев А.А. Административное право: учебник/ И.А. Алексеев и др. - М.: Проспект, 2016. - 96с.
5. Вешкельский А.С. Административное право. Общая часть. Субъекты административно-правовых отношений: учеб. пособие / А.С. Вешкельский, В.Н. Снетков. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2015. - 107 с.
6. Вешкельский А.С. Административное право. Административно-правовая организация управления административно-политической сферой: учеб. пособие / А.С. Вешкельский, В.Н. Снетков, Ю.В. Нечаева. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2013. - 80с.
7. Зиборов О.В. Административно-правовая концепция военного положения: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. С. 96.
8. Корж Л.С. Конституционно-правовой статус граждан в условиях чрезвычайного положения и механизм его реализации. Дис, М., 2006.
9. Пчелинцев С.В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. — М.: Норма, 2006.
10. Правовые и институциональные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: монография / В.А. Пучков, Т.Я. Хабриева, В. С. Артамонов и др. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИД «Юриспрудения», 2016
11. Колибаба Г.Н. Современное административное право России: пути его познания. Учебное пособие. М., 2014. - 209с.
12. Кролис Л.Ю., Бахрах Д.Н. Административная ответственность и финансовые санкции // Журнал российского права. - М.; Норма, 2017. - № 8. - 356c.