Ведение
Глава 1. Правовое регулирование административного судопроизводства в России
1.1.Понятие и принципы административного судопроизводства
1.2. Актуальные вопросы подведомственности административных дел
Глава 2. Особенности рассмотрения административных дел
2.1.Особенности административного судопроизводства
2.2.Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях
Заключение
Список использованной литературы
Принятие КАС является важным шагом в развитии судебной власти в Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции России судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Выделение административного судопроизводства среди форм осуществления полномочий судебной власти обусловило и его отдельное правовое регулирование - в ГПК, АПК, а теперь и в КАС с сохранением специального регулирования в АПК. Обращение к сложившимся процессуальным принципам, понятиям и конструкциям также развивает данную сферу судебной деятельности. Можно говорить о становлении и совершенствовании наряду с гражданским и арбитражным процессом также судебного административного процесса, отражающего влияние концепции судебной власти на правила и порядок рассмотрения споров в сфере публичного права. Помимо следования традициям гражданского и арбитражного процесса, КАС содержит ряд интересных новелл, которые служат формированию административного судопроизводства и отражают специфику регулируемых КАС процессуальных отношений, что делает работу актуальной.
Предметом исследования являются особенности рассмотрения административных дел.
Объектом исследования выступают правоотношения, судебная практика, российское и зарубежное законодательство, взгляды ученых, исследующих отношения в данных сферах.
Цель курсовой работы – изучить особенности рассмотрения административных дел, рассмотреть проблемные вопросы и положения законодательства исследующих отношения в данной сфере и судебную практику.
В соответствии с целью курсового проекта основными задачами являются:
1. Изучить понятие административного судопроизводства;
2. Раскрыть содержание каждого принципа и показать их значение для осуществления правосудия по административным делам;
3. Исследовать актуальные вопросы подведомственности административных дел;
4. Изучить структуру производства по делам об административных правонарушениях;
5. Исследовать особенности административного судопроизводства как самостоятельной формы осуществления правосудия судом;
6. На основе полученных результатов формулируются предложения, направленные на дальнейшее развитие нормативной правовой основы процессуальной деятельности в сфере административно-деликтного права.
Методологическую базу исследуемой работы определяют
частно-научные и общенаучные методы понимания: нормативно логический, аналитический и другие.
Структура исследования была определена в соответствии с поставленными задачами и целью. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, которые разделены параграфами, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовое регулирование административного судопроизводства в России.
1.1.Понятие и принципы административного судопроизводства
Проведение судебной реформы в стране в 2015 г. было ознаменовано принятием важнейшего, фундаментального и основополагающего правового акта, устанавливающего основы защиты прав, свобод и интересов граждан от незаконных действий (бездействия) и решений органов публичной власти - Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Значение принятого нормативного акта сложно переоценить, поскольку был сделан важный шаг на пути становления российского законодательства в области административного судопроизводства на уровень общепризнанного в мире понимания данного вида правосудия. Как отмечает С.А. Старостин, "проблемы баланса публично-правовых и частноправовых интересов успешно решает проект КАС РФ, нарушенные органами государственной власти субъективные права гражданина им эффективно защищаются" .
Принятый Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) был подготовлен и внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ еще весной 2013 г., в июне 2013 г. проект был принят в первом чтении, и на этом работа над ним остановилась почти на два года. 20 февраля 2015 г. КАС РФ был принят Государственной Думой РФ, а 8 марта подписан Президентом РФ.
В соответствии с ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ" новый КАС РФ вступает в силу 15 сентября 2015 г. Одновременно с этим утрачивает силу Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", который длительное время считался рамочным законом, устанавливающим основы административного судопроизводства в России.
Принятие КАС является в целом важным шагом в развитии судебной власти в Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции России судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому выделение административного судопроизводства среди форм осуществления полномочий судебной власти обусловило и его отдельное правовое регулирование - в ГПК , АПК , а теперь и в КАС с сохранением специального правового регулирования в АПК. В этом плане развитие административного судопроизводства посредством использования сложившихся процессуальных принципов, понятий и конструкций может быть полезным для развития данной сферы судебной деятельности. Можно говорить о становлении и развитии наряду с гражданским и арбитражным процессом также судебного административного процесса, отражающего влияние концепции судебной власти на правила и порядок рассмотрения споров в сфере публичного права. Наряду с опорой на традиции гражданского и арбитражного процессов в КАС есть ряд интересных новелл, которые служат развитию административного судопроизводства и отражают специфику регулируемых КАС процессуальных отношений.
При характеристике административного судопроизводства также отметим особенность судебной организации в нашей стране. По общему правилу в странах системы континентального (гражданского) права деление права на частное и публичное является фундаментальным и определяющим в том числе организацию судебной системы. В России суды общей юрисдикции и арбитражные суды являются одновременно судами и частного, и публичного права. Хотя в ст. 118 Конституции РФ говорится о выделении гражданского и административного судопроизводства, это не проецируется непосредственно на судебную организацию, поскольку отдельной системы административных судов в нашей стране не образовано.
Компетенция в сфере административного судопроизводства. КАС распространяет свое действие на рассмотрение дел административного судопроизводства, которые отнесены к компетенции судов общей юрисдикции и Верховного Суда РФ, который после судебной реформы 2014 г. является высшим судебным органом для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Рассмотрение дел административного судопроизводства, отнесенных к компетенции арбитражных судов, будет проводиться по-прежнему по правилам АПК.
Вряд ли данное обстоятельство можно рассматривать как недостаток КАС, поскольку сравнение моделей административного судопроизводства КАС и АПК позволит выявить лучшее и более эффективное правовое регулирование и правоприменение. Вспомним, как в недавнем прошлом достаточно много было взято в начале для развития АПК из ГПК, а затем из АПК в ГПК.
При характеристике подведомственности обратим внимание на следующие правила. Подведомственность дел судам по КАС закреплена в ст. 1 и главе 2 КАС. В частности, в ст. 1 КАС определены ключевые категории дел, отнесенные к ведению судов в порядке административного судопроизводства. Критерием их подразделения на виды является возбуждение дела по инициативе гражданина или организации, обращающихся за защитой своих прав в сфере публично-правовых отношений (ч. 2 ст. 1), либо осуществление судебного контроля за законностью действий органов, наделенных публичной властью, когда дело возбуждается не по инициативе граждан и организаций, а других лиц, а именно органов и должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в сфере публичного права.
Отдельные категории дел выведены из сферы КАС. Согласно ч. 4 ст. 1 КАС не подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции. Например, в соответствии с главой 36 ГПК осуществляется рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, если органы записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи. Органы ЗАГС осуществляют полномочия публично-правового характера, но указанная категория дел прямо отнесена к делам особого производства, рассматриваемым по правилам ГПК.
КАС также не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, поскольку данные дела рассматриваются в соответствии с КоАП, и на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера регулируется Бюджетным кодексом.
Как известно, ключевые принципы осуществления правосудия сформулированы в главах 1, 2 и особенно в главе 7 Конституции РФ "Судебная власть и прокуратура", а также в целом ряде международно-правовых документов, например в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Указанные принципы правосудия (судоустройственные и судопроизводственные) едины, носят межотраслевой характер и находят в конечном счете одинаковое выражение в нормах процессуальных кодексов при всем разнообразии конкретных формулировок.
В ряде положений КАС несколько иначе закрепил круг принципов судебного административного процесса. Согласно ст. 6 КАС принципами административного судопроизводства являются независимость судей; равенство всех перед законом и судом; законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел; осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок; гласность и открытость судебного разбирательства; непосредственность судебного разбирательства; состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
Однако данный перечень не является исчерпывающим, поскольку целый ряд принципов не нашел отражения в данной статье, например доступность правосудия по административным делам. Кроме того, не нашли здесь закрепления все судоустройственные принципы правосудия по административным делам.
Важнейшим принципом, закрепленным в КАС, является принцип судейского руководства (активной роли суда), включающий в себя самые различные функциональные полномочия суда при рассмотрении административных дел и отражающий его активную роль. В частности, суд наделен рядом полномочий, позволяющих формировать ему предмет доказывания, истребовать самостоятельно доказательства, обеспечивать равенство правовых возможностей сторон и т.д. Такой вывод вытекает из формулировки п. 7 ст. 6 КАС, где подчеркнуто, что принципами административного судопроизводства являются "состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда".
Наряду с законностью КАС также выделил принцип справедливости, отражающий содержание судебной деятельности и ориентирующий суды не на сугубо формальное, а учитывающее все обстоятельства дела правоприменение. В сфере административного судопроизводства субъекты публичного права теряют свои властные полномочия и приобретают статус субъектов процессуальных правоотношений, основанный на равенстве их участников, кроме суда, поскольку только суд для целей осуществления правосудия наделяется властными полномочиями.
1. Конституция Российской Федерации .Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.(с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 130 и вступивших в силу с 4 апреля 2019 г.)
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1391.
3. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1392.
4. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1411.
5. Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению "Юриспруденция" (специалист, бакалавр, магистр) / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, С.К. Загайнова (и др.); под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. 560 с.
6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.
7. Брежнев О.В. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации о разграничении подведомственности и особенностях взаимодействия между судами общей юрисдикции и органами конституционного правосудия // Административное и муниципальное право. 2015. N 6. С. 626 - 633.
8. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
9. Вандраков С.Ю. Проблемы административного судопроизводства при рассмотрении мировыми судьями дел в области дорожного движения // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 66 - 69.
10. Женетль С.З. Унификация и оптимизация рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в свете процессуальных судебных реформ // Административное право и процесс. 2014. N 9. С. 45 - 49.
11. Загривко Д.С. Некоторые особенности осуществления административного судопроизводства в современной России // Российский судья. 2013. N 12. С. 36 - 42.
12. Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории: монография. 2-е изд. М.: РУДН, 2009. 692 с.
13.Зуева Л.Ю. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях. М.: Юрлитинформ, 2016.
15. Кононов П.И. Административный процесс и административное судопроизводство: дискуссионные вопросы понимания и соотношения // Административное право и процесс. 2014. N 3. С. 45 - 49.
16. Никитин С.В. Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. 304 с.
17. Носова Ю.Б. Подведомственность и подсудность административных дел судам // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 62 - 70.
18. Рожкова М.А., Глазкова М.Е., Савина М.А. Актуальные проблемы унификации гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства: Монография / Под общ. ред. М.А. Рожковой. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2015. 304 с.
19. Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях. М.: Статут, 2014.
20. Попугаев Ю.И. Содержание и оптимизация правового регулирования стадии возбуждения дела об административном правонарушении // Административное право и процесс. 2015. N 4. С. 15.
21. Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009.
22. Салищева Н.Г., Якимов А.Ю. О совершенствовании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (по материалам Верховного Суда Российской Федерации) // Государство и право. 2011. N 9. С. 39 - 40.
23. Самсонов Н.В. Подведомственность и подсудность при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 11: В 2 т. М.: Юрист, 2011. Т. 1. С. 1031 - 1035.
24. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2012.
25. Торопов А.В. Исковая форма в административном судопроизводстве: новое в законодательстве // Административное и муниципальное право. 2014. N 4. С. 360 - 366.
26. Туганов Ю.Н. Административное судопроизводство: краткий анализ нововведений с учетом прав военнослужащих (анализ некоторых положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 6. С. 51 - 56.
27. Уксусова Е.Е. Гражданское и административное судопроизводство: системные аспекты взаимосвязи // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 5. С. 69 - 82.
28. Щепалов С.В. К вопросу о совершенствовании процессуальной формы административного судопроизводства // Российская юстиция. 2014. N 8. С. 29 - 32.
29. Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. N 3.
30. Якимов А.Ю. Решения, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях, которые могут быть обжалованы и опротестованы // Административное право и процесс. 2012. N 6.