1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Основные цели и задачи организационного развития
1.2. Основные принципы и методы организационного развития
1.3 Основные методы принятия управленческих решений организационной структуры
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ООО «ВПЕРЕД» БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Организационная характеристика ООО «Вперед»
2.2 Анализ ресурсного потенциала ООО «Вперед»
2.3 Оценка финансового состояния предприятия
2.4 Анализ системы управления ООО «Вперед» Бутурлинского района Нижегородской области
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ВПЕРЕД» БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современная экономическая ситуация характеризуется частыми и быстрыми переменами и усложнением условий эффективной деятельности промышленных предприятий. Как результат, большинство предприятий сталкивается с одним и теми же проблемами: замедление развития, снижение рентабельности, утрата доли на рынке в борьбе с новыми конкурентами. Необходимость восстановления утраченной или поддержание конкурентоспособности в условиях нестабильности стала предметом растущей озабоченности высшего менеджмента российских промышленных предприятий.
Отсюда, актуальной проблемой экономической науки и практики хозяйствования становится формирование управленческих и методических основ определения стратегии организационного развития, с учетом уровня потенциала предприятий к организационному развитию, возможности и необходимости его совершенствования в контексте определенной стратегии, позволяющих им быть восприимчивыми к нововведениям, ориентированными на потребителя, обладающих возможностью предвосхищать необходимость изменений и готовиться к ним заблаговременно и целеустремленно, с целью получения конкурентных преимуществ [6, с. 134].
Организационное развитие это процесс плановых изменений организационной культуры на основе методик, теорий и результатов исследований наук о поведении; выявлена позитивная роль рутинизации предприятия, которая выражается в формировании и регистрации ключевых компетенций; обозначена роль системы сбалансированных показателей как инструмента реализации стратегий развития предприятия. Изменение внешних условий, конкуренция, инновации, запросы потребителей и политика государства, требует от организации новых стратегий, методов и технологий бизнес-процессов и изготовления продукции, т.е. реакции на изменения. При организационном развитии старое постепенно вытесняется новым [7, с. 124]. Этот процесс может быть либо управляемым, либо спонтанным. Управляемый процесс в силу его целевой ориентации носит прогрессивный характер, в то время как спонтанное развитие не исключает регрессных явлений, в том числе и деградации. Следовательно, организационным развитием необходимо управлять, выбирая соответствующую модель менеджмента.
Актуальность данной тематики курсовой работы обусловлена тем, что организационные преобразования являются необходимым и обязательным условием развития предприятия, его органической составляющей, обеспечивающей успех и высокую конкурентоспособность на рынке.
Цель курсовой работы – совершенствование организационно-экономических аспектов развития в ООО «Вперед» Бутурлинского района Нижегородской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты определяющие организационное развитие предприятия;
2. Проанализировать организационно-экономическую характеристику ООО «Вперед»;
3. Дать рекомендации по совершенствованию системы управления в ООО «Вперед».
В данной работе использовались экспертные и графические методы.
Объект исследования – ООО «Вперед» Бутурлинского района Нижегородской области.
Предмет исследования данной курсовой является совершенствование организационно-экономических аспектов организации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Основные цели и задачи организационного развития
Проблема совершенствования существующей модели управления производством в российской промышленности обусловлена, как считает Г. Клейнер, «снижением качества, системности и целенаправленности управления; преобладание краткосрочных целей в ущерб продолжению развития и, как следствие, торможение воспроизводственных процессов на предприятиях. В этом контексте наиболее влиятельной является «системная институциональная проблема» потери целостности предприятий. Игнорирование целостности ведет к потере инновационно-инвестиционного потенциала, определяющего процессы развития предприятия» [2, с. 110]. Разработке теоретических и прикладных моделей управления промышленными предприятиями посвящены многочисленные исследования.
Однако в большей степени они рассматривают проблемы стратегического управления и планирования, проблемы конкурентоспособности, проблемы учета изменений на основе классической теории менеджмента. Данная публикация посвящена в основном вопросам построения производственного управления, ориентированного на организационное развитие, в рамках которого стратегические конкурентные преимущества обеспечиваются в процессе развития фирмы на основе формирования и замены рутин, формирования уникальных ресурсов и ключевых компетенций. Реализация стратегии развития должна осуществляться в системе сбалансированных показателей. Основные бизнес-процессы желательно встроить в интегрированный маркетинг, при этом организационное развитие должно обеспечиваться тотальной инновационной деятельностью во всех областях деятельности компании.
Вопросы организационного развития предприятий находятся в центре внимания многих специалистов по вопросам управления.
Организационным развитием называют современный подход к управлению изменениями и развитию человеческих ресурсов. Общепринятого определения пока не существует. В работе Ф. Лютенса «Организационное поведение» предлагаются такие определения:
1. «Организационное развитие представляет собой долгосрочные программы по совершенствованию процессов организационного обновления и принятию решений»;
2. «Организационное развитие это процесс плановых изменений организационной культуры, основанной на применении методик, теорий и результатов исследований наук о поведении» [1, с. 107].
Организационное развитие это всеобъемлющая, последовательная и многоуровневая стратегия, нацеленная на средне и долгосрочные перспективы.
Предприятия, имеющие длительную рыночную историю, обладают определенным количеством устойчивых бизнес-процессов, индивидуальными и групповыми стереотипами поведения и запрограммированными процедурами выполнения рабочих процессов. Эти компоненты внутренней организации составляют наиболее рациональный способ достижения целей и обеспечения эффективности стратегий. «Многократно повторяемые действия, приводящие к искомому результату, постепенно закрепляются в сознании и становятся рутиной». Знание о наиболее рациональном способе реализации производственных или управленческих процессов надежно закрепляется в сознании персонала и превращается в ключевые компетенции. Это позволяет на уровне навыков и умений программировать выполнение повторяющихся и сходных операций, закрепляется такой организационный элемент как специализация. Повышается управляемость предприятием, поскольку взаимодействие работников и внутренних подразделений легче координировать на основе более предсказуемого и менее неопределенного поведения его структур. Это касается важного момента, играющего фундаментальную роль в управлении изменениями. Длительное время работающие люди начинают в своем общении все более ориентироваться на повторяемость событий и их предсказуемость. В этом случае выполнение заказа или проекта не должно всякий раз изобретаться заново, тем более что хозяйственные процессы должны протекать быстро и без препятствий. Обычно сбои и помехи возникают тогда, когда желания непосредственных участников и групп интересов оказываются несовместимыми.
При разработке принципов и методики проектирования структур управления важно отойти от представления структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Организационная структура управления понятие многостороннее. Оно прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся состав подразделений, которые связаны определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура — это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов — либо формальных, либо неформальных. Именно поэтому необходимо исходить из сочетания научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, программно-целевого управления, организационного моделирования) с экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта, тесным взаимодействием разработчиков и тех, кто практически будет внедрять и использовать проектируемый организационный механизм. В основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала формулируются цели, а затем — механизм их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики [5, с. 130].
Особое значение имеют характер влияния внешней среды на построение организации и система связей элементов структуры с элементами внешней среды.
Системность подхода к формированию организационной структуры проявляется в следующем:
1) не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной;
2) выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления от генерального директора предприятия до руководителя секции;
3) исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, т. е. по координации деятельности разных звеньев и органов управления при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных меж функциональных программ;
4) обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении. Все это требует тщательно разработанной поэтапной процедуры проектирования структур, детального анализа и определения системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации [7, с. 164165].
1. Абчук, В.А. Менеджмент: учебное пособие/ под ред. В.А. Аб-чук. - 2-е изд., перераб. и доп. – 2014. – 463 с.;
2. Акимова, Т.А. Теория организации: Уч. пособие для вузов. / под ред. Т. А. Акимова. – М.: ЮНИТИ ДАНА. – 2013. –367 с.
3. Андреев, В.Ф., Гришина, Н.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие/ В.Ф. Андреев, Н.Г. Гришина – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт. – 2013. – 265 с.;
4. Веснин, В.Р. Менеджмент для всех. / под ред. В. Р. Веснин. – М.: Юрист. – 2010. – 241 с.
5. Виханский, О.С., Наумова А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд./ О. С. Виханский, А. И. Наумова– М.: Экономистъ. – 2011. – 432 с.
6. Волкогонова, О. В., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учеб. / О. В. Волкогонова, А. Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М. – 2015. – 256 с.
7. Жолобов, Ю.В.. Формула управления: Практические рекомен-дации/ под ред. Ю.В. Жолобов – М.: «Либерия – Бибиформ». –2005. – 168 с.;
8. Зайцев, Н.Л. Экономика организации: Учеб. – М.: «Экзамен» / под ред. Н. Л. Зайцева. – 2014. – 624 с.
9. Коренченко, Р.А. Общая теория организации: Учебник для ву-зов / под ред. Р. А. Кориченко. – М.: ЮНИТИ ДАНА. – 2013. –286 с.
10. Лукичева, Л.И. Управление организацией: Учебное пособие / под ред. Л. И. Лукичева. – М.: Отела – Л. – 2015. – 360 с.
11. Лысов, И. А. Понятие, сущность и значение финансовых ре-зультатов предприятия / под ред. И. А. Лысов. – Вестник НГИЭИ. – 2015. – 64 с.
12. Мескон, М. Основы менеджмента / под ред. М. Мескоин. – изд. «Дело». – 2012. –800 с.
13. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной орга-низации / под ред. Г. Минцберг. – СПб: Питер. – 2012. –512 с.
14. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник/ под ред. Б.З. Мильнер. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2003. – 558 с.
15. Исследование систем управления [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15368.html
16. Мишина, З. А. Эффективность использования земельных ре-сурсов в хозяйствах всех категорий Нижегородской области / под ред. З. А. Мишина. – Вестник НГИЭИ. – 2011. – 77 с.
17. Мухин, В.И. Основы теории управления: Учебник для вузов / под ред. В. И. Мухина. – М.: Изд-во «Экзамен». – 2014. –256 с.
18. Вачугова, Д. Д. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/ под ред. Д. Д. Вачугова. – М.: Высш. Школа. –2011. –367 с.
19. Петрова, Н.П. Творческие решения в бизнесе / под ред. Н. П. Петрова. – СПб.: Речь. – 2014. – 336 с.
20. Пригожин, А.И. Методы развития организаций / под ред. А. И. Пригожин. – М.: МЦФЭР. – 2010. – 864 с.
21. Румянцева, З.П. Менеджмент организации: Учебное пособие / под ред. З.П. Румянцева. – М. – 2010. – 432 с.
22. Соловьев, В.С. Теория организации: Учебно-методический комплекс/ под ред. В.С. Соловьев. – Новосибирск: СибАГС. – 2013. – 168с.
23. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при мини-мальных финансовых затратах / под ред. Н. В. Самоукина. – М.: Вершина. – 2007. – 224 с.
24. Сергеев, И.В. Экономика предприятия / под ред. И. В. Серге-ев. – М.: Финансы и статистика. – 2009. – 156 с.
25. Гудзин, А. Г. Теория организации: Учебник для вузов / под ред. А. Г. Гузин. – М.: изд-во «Экономика». – 2012. –431 с.
26. Гапоненко, А. Л. Теория управления. Учебник / под ред. А.Л. Гапоненко. – М.: Изд-во РАГС. – 2015. –558 с.
27. Алиева, В. Г. Теория организации: Учебник/ под ред. В.Г. Алиева. – М.: Луч. – 2009. – 416 с.
28. Гапоненко, А. В., Панкрутина, А. П. Теория управления: Учеб-ник/ А.В. Гапоненко, А.П. Панкрутина. –Изд-во РАГС. – 2014. – 558 с.
29. Уколов, В.Ф. Теория управления: Учебник для вузов/ под ред. В.Ф. Уколов, – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО Издательство «Экономика». – 2015. – 656 с.
30. Шепеленко, Г.И. Экономика, организация и планирование про-изводства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономического факультета. 2-е изд. – РнД. / под ред. Г. И. Шепеленко. – изд. центр «Март». – 2015. – 356 с.
31. Берзинь, И. Э. Экономика предприятия: Учеб./ под. ред. И.Э. Берзинь. – М.: Дрофа. – 2014 – 368 с.