Курсовая работа|Экономика предприятия

Курсовая Предприятия здравоохранения и правовые аспекты управления собственностью

Работу можно скачать бесплатно
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Znanie

Год: 2003 | Страниц: 29

Введение

Глава 1. Предприятия здравоохранения

1.1 Предприятие как основное звено экономики

1.2 Предприятие здравоохранения как объект и субъект права

Глава 2. Регламентация деятельности предприятий здравоохранения и управление собственностью в Российской Федерации

2.1 Рыночные структуры в здравоохранении

2.2 Организационные формы предприятий здравоохранения. Правовая база регулирования управления собственностью на предприятиях здравоохранения

Заключение

Библиографический список

Введение

Тема данной курсовой работы: «Предприятия здравоохранения и правовые аспекты управления собственностью».

Среди множества задач, которые надлежит решить России при выходе с экономического кризиса, центральное место занимают стабилизация и увеличение производства, нормализация товарно-денежных отношений. Пути стабилизации и возрастания эффективности экономики нашей страны заключаются в ее переходе к новому состоянию – демократизации и рыночным отношениям, которые подтверждаются многолетним опытом развитых стран мира.

В связи с этим особую роль приобретают предприятия здравоохранения, как важнейший элемент рыночной системы и социальной жизни общества. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

В целом, степень научной разработанности проблем предприятий здравоохранения и правовых аспектов управления собственностью, следует признать недостаточной, однако, при написании данной курсовой работы мне помогли работы таких авторов, как Артемьев Ф. А., Громов А. П., Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В., Козлова Н.В., Лучкевич В.С., Мирский М. Б., Погорелая Е., Поляков И.В., Т.М. Зеленская, П.Г. Ромашов, Н.А. Пивоварова, Сергеев Ю. Д., Тихомиров А. В. и другие.

Специфика работы над представленной темой заключается в том, что помимо изучения и освещения экономических категорий, мною была проанализирована и нормативно-правовая база регулирования предприятий здравоохранения и аспекты управления собственностью на этих предприятиях.

Цель данной работы – обобщение и систематизация представленных в различных источниках норм и концепций.

В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:

1) охарактеризовать предприятие как основное звено экономики

2) проанализировать как объект и субъект права предприятия здравоохранения

3) определить правовую регламентацию деятельности предприятий здравоохранения и управление собственностью этих предприятий в Российской Федерации на современном этапе развития общественной мысли.

4) дать понятие рыночных структур в здравоохранении

5) определить организационные формы предприятий здравоохранения и правовую базу регулирования управления собственностью на предприятиях здравоохранения.

6) в заключении сделать собственные выводы и внести предложения

В соответствии со спецификой представленной темы построена структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Предприятия здравоохранения

1.1 Предприятие как основное звено экономики

Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Предприятие как самостоятельная хозяйственная единица владеет правами юридического лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит, входить в договорные отношения с другими предприятиями. Оно имеет свободный расчетный счет в банке, где находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями, на зарплату.

Принято считать, что оптимальными являются такие размеры, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для использования достижений науки и техники при минимальных издержках производства и при этом достигается эффективное производство высококачественной продукции.

Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что, как и для кого производить.

В системе предприятий предприятия здравоохранения занимают особую нишу.

В зависимости от объемов производства, количества рабочих предприятия здравоохранения могут быть малым, средним, крупным. Малые предприятия – до 25 человек (непроизводственная сфера).

Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:

1) ассоциация – договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности; ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную деятельность любого из ее участников;

2) корпорация – договорное объединение на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий, центральным регулированием деятельности каждого из участников;

3) консорциум – временное уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;

4) концерн – уставное объединение предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и др. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.

Переход от командно-административной системы управления к экономическим методам на всех уровнях требует широкой демократизации всей системы хозяйственной деятельности, осуществления управления через интересы, всестороннюю активизацию работников – членов трудового коллектива. Поэтому большое значение имеет внедрение на предприятии самоуправления.

1.2 Предприятие здравоохранения как объект и субъект права

В настоящее время термин «предприятие» часто используется наряду с термином «юридическое лицо». Однако каждому из них соответствует свое конкретное явление гражданского и экономического оборота. Несмотря на их взаимосвязь, между ними существует и принципиальное различие.

Термин «предприятие» используется в гражданском праве применительно как к субъектам, так и к объектам права. Субъектом гражданского права признается лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону гражданской правосубъектностью, т.е. способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя гражданские права и юридические обязанности. В качестве субъекта права предприятие определяется как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. Объект гражданского права – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения.

Как субъект права предприятие подлежит государственной регистрации в соответствии со ст.51 ГК РФ. В качестве такового оно рассматривается, например, в ст.ст.113-115 ГК, согласно которым государственные, муниципальные, а также казенные предприятия отнесены к одному из видов юридических лиц.

Хотя предприятие как имущественный комплекс признается в соответствии со ст.132 ГК недвижимостью, оно представляет собой совершенно особый объект гражданских прав. Такое отношение законодателя проявляется в том, что предприятие не упоминается в определении недвижимости, которое дано в ст.130 ГК, а вводится в ст.132 ГК, которая расположена после блока статей о недвижимости. Есть и другие особенности предприятия как объекта права.

Следует также отметить, что правовой режим предприятия как особого объекта гражданских прав рассматривается не только в нормах, регулирующих договор продажи предприятия. Специальные правила установлены гражданским законодательством и в отношении некоторых других видов договоров, объектом которых является предприятие как имущественный комплекс: аренды (ст.ст.656-664 ГК) и доверительного управления (ст.1013 ГК). Особые положения, регулирующие сделки с предприятием, содержатся также в федеральных законах – «О несостоятельности (банкротстве)», «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Статья 132 ГК, предусматривающая возможность заключения договоров купли-продажи, залога, аренды предприятий и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав, рассматривает предприятие именно как объект гражданских прав. В качестве такового предприятие определяется как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав этого комплекса согласно ст.132 ГК входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Надо сказать, что некоторые нормативные правовые акты рассматривают предприятие одновременно как субъект и как объект права. К таким актам относится, например, Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. «О продаже государственных предприятий-должников», устанавливающий возможность продажи государственных предприятий, признанных в установленном порядке неплатежеспособными. С одной стороны, должником, в соответствии с действующим законодательством, может быть лишь субъект права, так как должник, в соответствии со ст.307 ГК, это лицо, обязанное совершить в пользу другого лица определенное действие либо воздержаться от определенного действия. Таким образом, должник является стороной обязательства. С другой стороны, предприятие может подлежать продаже только в качестве объекта права, т.е. некоего имущественного комплекса. Разъяснения содержатся в Положении о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного тем же Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г., п.8 которого устанавливает, что объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства и финансовые активы (за исключением имущества предприятия, не подлежащего продаже), пассивы, его имущественные права, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, земельные участки и иные объекты, а также личные неимущественные права.

В юридической литературе совершенно справедливо подчеркивается, что по своей сути предприятие является не юридической, а производственной (или производственно-технологической) категорией. Традиционно предприятие представляет собой объект, а не субъект права, оно принадлежит на праве собственности какому-то юридическому лицу, и смешение этих двух аспектов практически очень опасно. Объектная суть предприятия, на каком-то этапе забытая, в настоящее время четко зафиксирована в ст.132 ГК. Ряд цивилистов, в частности В. Дозорцев, считают, что признание предприятия видом субъекта права лишь создает путаницу .

Продажа предприятия не только не означает прекращения соответствующей организации – юридического лица, но в большинстве случаев даже не представляет угрозы для существования субъекта права. Возмездный характер договора купли-продажи предприятия предполагает сохранение имущественной основы деятельности юридического лица. Таким образом, ситуация, когда допускается продажа субъектов гражданских прав и обязанностей, парадоксальна потому, что юридические лица являются такими же участниками имущественного оборота, как и физические лица. Тем не менее до сих пор в юридической литературе можно встретить такую точку зрения – предприятие может быть продано и в качестве субъекта гражданских прав и обязанностей.

Утверждается также, что предприятие может быть продано как объект гражданского права, оставаясь при этом субъектом права, как особенность российского законодательства, что объясняется существованием в нем понятий государственных или муниципальных унитарных предприятий. В связи с данной точкой зрения можно отметить следующее. Во-первых, когда законодатель упоминает в составе имущества предприятия как единого имущественного комплекса права требования и долги, имеются в виду права требования и долги по обязательствам собственника предприятия, связанным с деятельностью этого имущественного комплекса. Само по себе предприятие, не будучи юридическим лицом, в принципе не может иметь никаких прав и обязанностей. Во-вторых, и это отмечалось в юридической литературе, необходимо видеть различие между понятиями «предприятие» как имущественный комплекс и «предприятие» как организационно-правовая форма коммерческой организации.

Применительно к приватизации государственного (муниципального) имущества законодательство также не дает оснований отождествлять юридическое лицо и продаваемый имущественный комплекс. Несмотря на то, что состав предприятия действительно во многом образует субъективные права и обязанности юридического лица, правосубъектность юридического лица остается за рамками предмета договора купли-продажи и не включается в состав имущественного комплекса.

Решение о прекращении юридического лица путем его реорганизации означает полное (универсальное) преемство в правах и обязанностях организации в соответствии со ст.ст.58, 129 ГК. Ликвидация же юридического лица в соответствии со ст.61 ГК означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Вследствие заключения договора купли-продажи предприятия возникает лишь частичное преемство в правах и обязанностях юридического лица – продавца. Таким образом, действия относительно юридического лица и действия в отношении предприятия имеют различные правовые последствия. Однако это не всегда учитывалось в практике применения и толкования ряда нормативных правовых актов. Так, термин «государственное предприятие», использованный в тексте утратившего в настоящее время силу Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с позиций нового гражданского законодательства в большинстве случаев следовало бы рассматривать в качестве обозначения принадлежащего государству имущества, а не созданного им юридического лица.

Достаточно четкое по сравнению с Законом о приватизации от 3 июля 1991 г. нормативное разграничение понятий предприятия и юридического лица содержалось в уже упоминавшемся Положении о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденном Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г. Как отмечалось, разграничение рассматриваемых понятий не сопровождается четкой дифференциацией в используемой терминологии, но позволяет дать по совокупному толкованию правовых норм определенное решение проблемы прекращения государственного юридического лица в связи с продажей его имущества. В соответствии с п.12 указанного Положения одним из условий конкурса при продаже государственного предприятия-должника является принятие покупателем обязательства по реорганизации этого предприятия в месячный срок с момента заключения договора купли-продажи. С этого же момента предприятие-должник считается переданным покупателю и в отношении указанного предприятия покупатель приобретает все права собственника, а реорганизация предприятия-должника должна быть произведена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Каких-либо существенных особенностей проведения реорганизации законодательством не установлено. Таким образом, в Положении решается вопрос о судьбе предприятия как имущественного комплекса, а также вопрос о судьбе предприятия как юридического лица. Реорганизация не совпадает с моментом передачи предприятия покупателю, т.е. универсальному правопреемству, вызванному реорганизацией юридического лица, предшествует частичное правопреемство, вытекающее из договора купли-продажи предприятия.

В настоящее время имущество многих предприятий принадлежит на праве собственности государству, но владельцами этого имущества (имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении) в соответствии со ст.ст.113-115 ГК выступают созданные государством юридические лица, так называемые унитарные предприятия. В данном случае все еще имеет место частичное терминологическое сходство в обозначении объекта и субъекта права. На практике указанное сходство, вызванное традицией отечественного права в обозначении хозяйствующих субъектов, выступает существенным препятствием для понимания фундаментальной идеи законодателя. Данное обстоятельство постоянно требует уточнения, о чем идет речь – о государственном предприятии как юридическом лице либо о государственном предприятии как имущественном комплексе.

Подобное уточнение сделано, например, в ст.300 ГК, устанавливающей, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие, рассматриваемое в качестве имущественного комплекса, к другому собственнику такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. Естественно, что это право сохраняется за предприятием – юридическим лицом. Такое же уточнение сделано и в ст.16 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Таким образом, было бы целесообразно внести изменения в ст.ст.113-115 ГК, четко определив, что для целей указанных статей термин «государственное или муниципальное унитарное предприятие» обозначает юридическое лицо, созданное государством и обладающее правом хозяйственного ведения (или оперативного управления) на государственное имущество, т.е. термин «предприятие» является лишь одним из элементов наименования соответствующей организационно-правовой формы юридических лиц.

Глава 2. Регламентация деятельности предприятий здравоохранения и управление собственностью в Российской Федерации

2.1 Рыночные структуры в здравоохранении

Рыночные отношения выражают определенную экономическую обособленность производителей и потребителей продуктов и услуг, возмездность их взаимодействия. По своему содержанию они включат широкий набор различных элементов. Сфера охвата рыночными отношениями тех или иных сторон жизнедеятельности общества не является постоянной величиной. Рыночный механизм является процессом, посредством которого продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ, тем самым спрос, предложение и цена являются главными его элементами.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. В общем случае конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров и услуг, а также между потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. С позиции структурной организации рынка определяющее значение имеет число производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур: рынок совершенной конкуренции, олигополия, монополия, монопсония, монополистическая конкуренция. Каждая из структур имеет свои особенности формирования цены, спроса и предложения.

Так, рынок совершенной конкуренции предполагает наличие большого числа самостоятельных производителей некоторого однородного товара с одной стороны, и массы обособленных потребителей данного товара – с другой. Структура связи такова, что каждый потребитель в принципе может приобрести товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара и его ценой. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную часть от общего объема предложения и ни один из производителей не может удовлетворить сколько-нибудь существенную долю от общего спроса. Рынок совершенной конкуренции – наиболее эффективная структура, позволяющая наилучшим образом распределить ресурсы.

Если же возникают какие-либо объективные ограничения для продавцов и покупателей, то тогда мы имеем дело со структурами несовершенной конкуренции, требующими дополнительной корректировки со стороны государства.

Анализируя с этих позиций сферу здравоохранения во многих развитых странах, следует отметить наличие таких ограничений, выступающих в самых различных формах. Так, например, важную роль в искусственном сдерживании предложения медицинских услуг в США играет Американская медицинская ассоциация, объединяющая около половины всех частнопрактикующих врачей. Ею ограничиваются набор на медицинские факультеты, увеличивается плата за обучение, контролируется приток врачей-эмигрантов и их доступ к занятиям медицинской практикой. Без ведома ассоциации не могут быть одобрены сколько-нибудь значительные инициативы, касающиеся медицинского обслуживания.

Необходимо отметить наличие дополнительных искусственных барьеров для производителей медицинских услуг при их выходе на рынок: частые аттестации, необходимость получения новой лицензии при переезде врача из штата в штат и т.п. это связано с тем, что в чисто экономическом плане для уже сформировавшегося специалиста существует относительная легкость выхода на рынок медицинских услуг и ухода с него, так как оказание многих видов медицинской помощи не связано с крупными первоначальными затратами, значительными стартовым капиталом (в отличие от деятельности в промышленности, торговле. И большинстве других сфер). С другой стороны, динамический спрос, появление новых потребностей и «ниш» на рынке медицинских услуг и сопутствующих товаров активно привлекают в эту сферу новых специалистов и пседоспециалистов. Поэтому вполне понятно стремление уже устоявшегося контингента производителей всеми возможными, и не только экономическими, средствами минимизировать вероятность появления на рынке потенциальных конкурентов, ограничить предложение, максимизировать цены и доходы.

Отмеченные выше ограничения конкуренции и информации означают, что рынок медицинских услуг будет существенно отличаться от рынка совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции, в случаях, если фирма открывает лучший способ производства какого-либо товара, она просто снижает цены и таким образом отбирает покупателей у других производителей. Производство всегда эффективно, а цены отражают издержки производства наиболее умелых производителей. Если эти условия не выполняются, то могут выжить и те производители, у которых цены значительно превысят издержки производства.

Рынок медицинских услуг, с точки зрения организационной структуры, является рынком несовершенной конкуренции. При этом по своим основным характеристикам он в большей мере приближается к структурам, которые в экономической теории классифицируются как рынок монополистической конкуренции и монополия. Эти обстоятельства неизбежно накладывают свой отпечаток на поведение производителей, изменение их первоочередных целей, систему ценообразования, что также требует специфического регулирования происходящих процессов в этих рыночных структурах со стороны государства.

В связи с этим чрезвычайно важно обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг. Ключевую роль здесь играет цена, которая, с одной стороны, определяет спрос и предложение, а с другой стороны, в условиях свободного ее изменения балансирует их. Для того чтобы строить прогнозы относительного изменения величины спроса или предложения при изменении цены, необходимо знать количественные параметры этих изменений. Наиболее распространенной количественной характеристикой спроса является так называемая эластичность спроса. Различают три вида характеристик эластичности спроса. Это ценовая эластичность, эластичность по доходу, перекрестная эластичность по различным товарам.

Ценовая эластичность измеряется как отношение процентного приращения объема спроса на товар к процентному уменьшению цены данного товара при прочих равных условиях. Она показывает, на сколько процентов увеличится объем спроса при уменьшении цены товара на один процент. Спрос на большинство медицинских услуг обладает низкой эластичностью, это и означает, что коэффициент эластичности меньше единицы. Так, по оценкам ряда специалистов США коэффициент ценовой эластичности спроса на стационарную медицинскую помощь в среднем равен 0.7 (исключение – косметическая хирургия), а во многих случаях он колеблется от 0.2 до 0.7. Это означает, что при повышении цен на медицинские услуги спрос уменьшается в меньшей степени, чем растет цена (при повышении цены, скажем, на 10% спрос сократится на 2-7%).

Количественное выражение эластичности спроса отражает особенности потребительского поведения именно данной страны, так как она определяется совокупностью потребительских предпочтений, уровней дохода населения, свойствами национального характера, общим развитием экономики. Поэтому переносить характеристику эластичности, полученную по данным одной страны, на условия другой страны обычно неправомерно. Однако общее правило заключается в том, что чем настоятельней потребность, которую удовлетворяет данная услуга, и чем меньше заменителей у нее, тем ниже будет эластичность по цене.

В нашей стране пока отсутствуют расчеты этого коэффициента, что связано с меняющимися условиями жизни населения, однако можно предположить следующее. Во-первых, низкий средний уровень жизни подавляющей части населения не позволяет ему отвлекать заметные средства на оплату медицинских услуг, во-вторых, отсутствие имиджа здорового образа жизни не ведет к увеличению удельного веса в доходах населения затрат на поддержание и сохранение своего здоровья. Таким образом, определяя стратегию развития здравоохранения, трудно использовать изменение цен на медицинские услуги как метод сбалансированности спроса и предложения.

Кроме цены, на спрос и предложение оказывают воздействие и неценовые факторы. Спрос определяется количеством покупателей (населения), средним доходом отдельного человека, семьи, ценой заменяемой медицинской услуги. Само количество пациентов будет определяться уровнем заболеваемости населения, качеством его здоровья.

Количественная зависимость изменения доходов и спроса на те или иные медицинские услуги также может быть охарактеризована коэффициентом эластичности. Так, в США эластичность спроса по доходу на услуги врачей составляет 0.75%. В России этот коэффициент для большей части населения будет ниже. Надо отметить, что, хотя указанные коэффициенты эластичности трудно рассчитать, все они отражают основные закономерности, характерные для того или иного этапа развития. В частности, в развитых странах информация об эластичности спроса по доходу широко используется фирмами при выборе стратегических направлений деловой активности. В составе бизнес-плана многих солидных фирм независимо от того, в какой среде они работают, обязательно присутствуют раздел, содержащий анализ тенденций роста валового национального продукта, демографический прогноз и данные об эластичности спроса. Эта информация используется для планирования роста объемов производства, и для привлечения соответствующих ресурсов.

Предложение медицинских услуг также будет зависеть не только от цены, но и от других факторов: цена используемых ресурсов, налоги и дотации, количество производителей данных услуг. Последнее обстоятельство имеет особое значение. Не случайно американские экономисты, учитывая асимметричность информации, присущей здравоохранению, говорят о своеобразном законе. Суть этого закона: чем больше хирургов, тем больше производится операций, то есть медицинские работники уже самим своим присутствием порождают дополнительный спрос.

Формирование спроса и предложения на медицинские услуг, а также ценообразование находятся в определенной зависимости от многих факторов. При этом охрана здоровья населения зависит не только от эффективного функционирования рынка медицинских услуг, но и от целого ряда других рынков, тесно связанных между собой. Если рассматривать только функционирование медицинских учреждений, то они, прежде всего, выступают на двух основных рынках: рынке ресурсов и рынке медицинских услуг.

Рынок ресурсов включает в себя рынок трудовых ресурсов и рынок материальных ресурсов. Этот рынок снабжает медицинские учреждения медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, инструментами. Действуя на этом рынке, медицинские учреждения покупают необходимые ресурсы и совершают платежи, которые выступают в виде заработной платы и доходов владельцев ресурсов. На рынке ресурсов медицинские учреждения выступают в роли покупателей, на рынке медицинских услуг – продавцами.

В условиях широкого использования медицинского страхования рынок услуг может быть представлен следующими видами: страховым рынком, рынком медицинских услуг по системе страхования и свободным рынком медицинских услуг. Что же касается рынка ресурсов, то он также может быть определенным образом классифицирован. Это рынок медицинского оборудования, рынок лекарственных препаратов, рынок труда.

Рынок медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения. Господствовавший долгие годы в этих сферах государственный монополизм, незначительная сумма средства, выделяемая из государственного бюджета, преобладание экстенсивных методов развития являются основными причинами возникших затруднений.

2.2 Организационные формы предприятий здравоохранения. Правовая база регулирования управления собственностью на предприятиях здравоохранения

Появившиеся в условиях развития рыночной экономики первые медицинские кооперативы, малые предприятия во многом имели успех благодаря доступу к современному оборудованию, дефицитным лекарствам, привлечению наиболее квалифицированных специалистов. Это привело к еще большей дифференциации качества медицинского обслуживания, усилило социальную напряженность в обществе. Поэтому государство было вынуждено пойти на усиление государственного контроля в производстве лекарств и медицинской техники. В частности, это выразилось в реорганизации Министерства здравоохранения России, которое превратилось в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, а также в издании летом 1994 года постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В настоящее время предприятия здравоохранения в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации могут находится как в государственной, так и в частной собственности. В зависимости от формы собственности на предприятиях здравоохранения осуществляется управление собственностью данного предприятия. Рассмотрим эти формы.

В соответствии со ст.34 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Гражданское законодательство определяет предпринимательство как самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую им на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 ГК РФ).

Ученые-правоведы справедливо отмечают, что определение, данное законодателем, не вполне раскрывает понятие предпринимательской деятельности и не позволяет отграничить предпринимательство от других видов деятельности. По логике этого определения к предпринимательской могут быть отнесены просветительская, научная, культурная деятельность (систематическое чтение платных лекций, публикация статей, написание для продажи картин и т.д.) и многие другие виды социальной активности, которые традиционно не считаются предпринимательством. Не случайно служащим государственного аппарата, судьям народных и арбитражных судов предпринимательство запрещено, однако им разрешается заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Вместе с тем согласно ст.48 Закона РФ «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность с получением доходов признается предпринимательской и подлежит государственной регистрации.

На наш взгляд, предпринимательством является любая деятельность, которая признана таковой законом и осуществляется определенным кругом лиц в соответствии с установленными правилами.

В соответствии с законодательством предпринимательской деятельностью могут заниматься: отдельные граждане без образования юридического лица; коммерческие и некоммерческие юридические лица; государство через свои органы.

Согласно п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность должна осуществляться только лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности определен ст.34, 35 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» и другими правовыми актами. Некоторые виды деятельности (банковская, медицинская, страховая, строительная, юридическая и др.) требуют также получения специального разрешения (лицензии) .

Государственная регистрация предпринимателей и коммерческих юридических лиц возложена на местные администрации либо на специально созданные органы. Например, в Москве регистрация предпринимателей осуществляется Московской регистрационной палатой и ее филиалами, в Московской области – Московской областной регистрационной палатой и ее территориальными агентствами. Предприятия с иностранными инвестициями регистрируются Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ и т.д.

Согласно ст.34 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности предпринимательство без регистрации запрещается, и полученные от него доходы в судебном порядке по иску налоговой инспекции взыскиваются в бюджет. Кроме того, на основании ст.171 УК РФ, вступившего в силу с 1 января 1997 г., лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода, полученного за период от трех до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же действия, совершенные группой лиц, либо сопряженные с извлечением дохода в сумме свыше пятисот минимальных размеров оплаты труда, либо лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или банковскую деятельность, могут повлечь наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с уплатой штрафа.

Рассмотрим некоторые актуальные вопросы, связанные с деятельностью предприятий здравоохранения.

Хозяйственные общества и товарищества. Наиболее распространенными формами предпринимательства являются коммерческие общества и товарищества. Хозяйственное товарищество или общество – это такая конструкция коммерческого юридического лица, которая предназначена для длительного осуществления несколькими лицами совместной предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, подлежащей разделу между ними. Создание товарищества или общества одним лицом допускается законодательством скорее как исключение, нежели правило.

Отличительным признаком товарищества или общества является то, что его участники передают часть своего имущества в собственность юридического лица, уставный капитал которого таким образом оказывается разделенным на доли или вклады участников. При этом собственником вкладов участников, а также всего приобретенного либо произведенного впоследствии имущества является само общество или товарищество, а его участники сохраняют в отношении этого имущества обязательственные права: на получение доли дохода от деятельности юридического лица; принимать участие в управлении этой деятельностью (присутствовать и голосовать на общем собрании по всем вопросам деятельности организации, избирать и быть избранным в органы управления); право получать информацию о состоянии дел и финансов организации; право на ликвидационную квоту, а также другие права, предусмотренные законодательством и учредительными документами.

Общества и товарищества разделены на виды, но имеют много общих черт. Об особенностях их правового положения уже неоднократно говорили и писали многие ученые-правоведы.

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Конструкция полного товарищества в практике российского бизнеса почти не встречается. Она непопулярна среди коммерсантов, т.к. не устанавливает пределов их ответственности по долгам товарищества. Однако она не пользуется успехом и у рядовых граждан, как это имеет место во всем мире, где полные товарищества создаются преимущественно в сфере мелкого и среднего бизнеса (их организуют врачи, адвокаты и другие лица, оказывающие платные услуги), ибо в соответствии с нашим законом полными товарищами могут являться только коммерческие юридические лица и граждане-предприниматели. Очевидно, что индивидуальным предпринимателям невыгодно создавать юридическое лицо, которое не ограничивает их ответственности по обязательствам товарищества, а никаких привилегий для полных товариществ законодатель не устанавливает.

Между тем до революции полные товарищества были широко распространены в России, а в настоящее время они успешно функционируют во всех развитых странах. Полные товарищества и сами товарищи обычно имеют хорошую деловую репутацию и пользуются доверием своих партнеров. Во всем мире товарищества поддерживаются государством, им предоставляются налоговые льготы, кредиты без дорогостоящего обеспечения, поскольку гарантией возврата денег служит неограниченная солидарная ответственность товарищей по долгам компании.

В целях развития и пропаганды этой перспективной формы, использование которой недобросовестными лицами мало вероятно и крайне затруднительно, необходимо, чтобы законодатель предоставил право участвовать в товариществах этого вида обычным гражданам, не имеющим статуса предпринимателя, а также установил специально для таких товариществ льготный режим налогообложения и кредитования.

Коммандитное товарищество (на вере) – товарищество, в котором наряду с «полными товарищами» – участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и при недостаточности имущества товарищества солидарно отвечающими по его обязательствам всем своим имуществом, имеется один или несколько участников («вкладчиков» или «коммандитистов»), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

По тем же причинам, что и полные товарищества, товарищества на вере не получили широкого распространения в России, хотя эта форма вполне могла бы использоваться при создании совместных предприятий с иностранным участием .

Следует обратить внимание на процедуру создания коммандитного товарищества. По общему правилу товарищество на вере создается посредством заключения его участниками учредительного договора, подписанного всеми полными товарищами и всеми вкладчиками. Между тем согласно ст.83 и 85 ГК РФ учредительный договор о создании коммандитного товарищества подписывается только полными товарищами. Внесение вкладчиком имущественного взноса в уставный капитал товарищества удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товариществом.

Участникам товарищества на вере следует помнить, что по выбытии всех вкладчиков товарищество ликвидируется либо преобразуется в полное товарищество. Однако коммандитное товарищество сохраняется, если в товариществе остались один полный товарищ и один вкладчик. Единственный вопрос, который в этой ситуации остается открытым – с кем будет заключен учредительный договор товарищества на вере, если полный товарищ остался в единственном числе, а вкладчик стороной по договору не является?

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) называется учрежденное одним или несколькими лицами коммерческое юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на доли. Их размеры определены в учредительных документах. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В то же время количество голосов участников на общем собрании определяется по принципу «один участник – один голос», если иное не было установлено учредительными документами.

В настоящее время деятельность ООО регулируется ст.66-68, 87-94 ГК РФ, а также Положением об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590, которое в соответствии со ст.4 Федерального закона «О введении в действие Части первой ГК РФ» подлежит применению до принятия соответствующего закона Российской Федерации.

По сравнению с товариществами общество с ограниченной ответственностью имеет целый ряд преимуществ.

Во-первых, в его деятельности могут участвовать от одного до пятидесяти физических или юридических лиц, причем как коммерческих, так и некоммерческих. С разрешения собственника членами ООО могут быть даже государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения. Вместе с тем государственные органы и органы местного самоуправления могут принимать участие в деятельности общества лишь в случаях, предусмотренных законом, а общество, состоящее из одного участника, вообще не вправе создавать другое хозяйственное общество.

Во-вторых, конструкция ООО весьма привлекательна для предпринимателей как раз отсутствием ответственности участников по долгам общества.

В-третьих, она удобна тем, что обществу с ограниченной ответственностью хотя и запрещено выпускать акции, но разрешено выпускать облигации для привлечения дополнительных средств. Согласно ст.31 проекта закона об обществах с ограниченной ответственностью облигации могут быть выпущены на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу для этих целей третьими лицами.

С точки зрения защиты интересов участника ООО это хорошо, поскольку он всегда может потребовать выплаты стоимости внесенного им вклада и приращений. С согласия общества наследник (правопреемник) участника также становится участником ООО. В противном случае ему выплачивается денежная компенсация в размере выплат, причитающихся умершему (реорганизованному) участнику, как если бы он выходил из состава общества.

С точки зрения ООО это плохо, т.к. каждый выходящий участник забирает с собой стоимость части имущества общества в денежном выражении. Таким образом, если все участники ООО одновременно его покидают, ни денег, ни имущества у общества вообще не остается.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на равные доли, каждая из которых представлена ценной бумагой – акцией.

Размер прав акционера (дивиденды, количество голосов на общем собрании и величина ликвидационной квоты) определяется строго пропорционально числу акций. Одна обыкновенная именная акция дает право одного голоса. По общему правилу привилегированные акции не дают права голоса, но размер дивиденда по ним фиксированный и обычно он больше, чем по обыкновенным акциям. Согласно ст.32 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных обществах» владельцы привилегированных акций имеют право голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества, внесении в устав изменений, ограничивающих их права, а также в случаях невыплаты в полном размере дивиденда по привилегированным акциям.

Акции как ценные бумаги могут существовать не только в виде бумажных документов, но и в так называемой бездокументарной форме, когда права акционеров фиксируются с помощью программных средств ЭВМ. В случае необходимости доказательством наличия прав акционера может являться выписка из реестра акционеров или сертификат акций.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. В открытом акционерном обществе (ОАО) допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50, в противном случае оно преобразуется в ОАО либо подлежит ликвидации в судебном порядке.

Участниками акционерного общества, как и общества с ограниченной ответственностью, являются физические и юридические лица. Держатели акций – акционеры не отвечают по обязательствам АО, общество не отвечает по долгам акционеров.

Таким образом, каждая из названных организационно-правовых форм коммерческой деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Мы отметили некоторые моменты, на которые следует обратить внимание при выборе наиболее оптимальной конструкции.

Очевидно, что самой перспективной формой крупного предпринимательства является открытое акционерное общество, позволяющее с легкостью привлекать дополнительные капиталы путем эмиссии акций, дающее его участникам возможность свободно распоряжаться своими акциями, сочетающее интересы владельцев больших пакетов акций и мелких акционеров. Конструкции общества с ограниченной ответственностью и производственного кооператива могут успешно использоваться в сфере индивидуального или семейного бизнеса.

Заключение

Большинство проблем, очерченных и рассмотренных в данной курсовой работе, могут быть успешно решены только с расширением финансовой базы всей системы охраны здоровья в стране. Развитие рыночных отношений сегодня делает эту возможность реальной. Наряду с традиционным источником финансовых средства, каким является государственный бюджет, возникают новые. Как определено в законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», ими могут быть средства государственных и общественных организаций, предприятий, доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов.

Для того чтобы эти перечисленные источники реально функционировали, необходимы условия, делающие финансовые инвестиции в охрану здоровья населения достаточно привлекательным направлением. С этой целью, на наш взгляд, необходимо дифференцировать инструменты финансового рынка и обеспечить им соответствующую государственную поддержку. И хотя основную роль в этих процессах будут играть государственные и частные страховые организации, все же медицинские учреждения и соответствующие органы управления здравоохранением могут привлекать к себе дополнительные свободные денежные средства. Это может достигаться различными путями:

1. Выпуск собственных долговых обязательств;

2. Участие в капитале и прибыли медицинского учреждения, путем выпуска акций;

3. Получение займов в коммерческом банке. Например, Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга мог бы выступить инициатором инвестиционного проекта, связанного со строительством крупного многоотраслевого комплекса. Не рассчитывая на бюджетные средства, мэрия города выпускает среднесрочные (3-4 года) долговые обязательства, которые размещаются среди населения и предприятий, прежде всего близлежащий районов. Возвратность этих средств и выплаты соответствующих дивидендов могут быть реализованы благодаря как будущей эффективной работе данного комплекса, так и будущим доходам городского бюджета (экономия средств). Что же касается медицинских учреждений акционерного типа, то здесь существенное значение могут иметь дополнительная эмиссия акций и получение займов у коммерческих банков.

4. Как известно, привлекательность ценных бумаг определяется соотношением их трех параметров: ликвидности, доходности и риска. Учитывая формирование системы обязательного медицинского страхования, а также значительное участие государственного бюджета в сфере здравоохранения, можно предположить укрепление в ближайшие 2-3 года финансовой базы медицинских учреждений, а это позволит, на наш взгляд, придать ценным бумагам привлекательность, прежде всего в аспекте безопасности и ликвидности, уступая в доходности. Кроме того, при соответствующей пропаганде в обществе можно сформировать доброжелательное отношение к столь важной социальной сфере, какой является здравоохранение, и тем самым придать этим ценным бумагам дополнительную привлекательность.

5. В настоящее время, когда идет процесс формирования многоукладности в здравоохранении и существует острая нехватка финансовых средств, создание лизинговых фирм, на наш взгляд, могло бы заметно улучшить материально-техническую базу медицинских учреждений. На первом этапе это могут быть государственные лизинговые фирмы, которые могли бы выполнять своеобразную роль распределителя скудных объемов современного медицинского оборудования, добиваясь, чтобы оно попало в хорошие руки. К тому же, как показывает мировой опыт, применять лизинг предпочтительно там, где имеется особенно сложное и редко оборудование, которое обслуживается лизингодателями лучше, чем это может сделать использующее его медицинского учреждение.

6. Таким образом, конкретная структура рынка формируется под влиянием многообразных факторов, отражающих состояние экономики страны в целом, региональные особенности, уровень развития соответствующей инфраструктуры. И чем точнее законодательная и исполнительная власти будут эти факторы, тем эффективнее и цивилизованнее будут использоваться рыночные механизмы в охране здоровья населения.

1. Собрание Законодательства РФ. – 1994. – N 11. – Ст.1194.

2. Собрание Законодательства РФ. – 1996. – N 1. – Ст.1; N 25. Ст.2956.

3. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. N 1. Ст.69; N 24. Ст.2280; N 30. Ст.3394; N 43. Ст.4062.

4. Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Юридический мир. 1997. N 9. С.33.

5. Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. – М., 1994. – С.48.

6. Козлова Н.В. Организационные формы предпринимательства: достоинства и недостатки. // «Законодательство». – 1997. – N 2. – С.57.

7. Лучкевич В.С.. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. – Санкт-Петербург. – 1997. – с.57.

8. Мирский М. Б. Государственная медицина России как оптимальная модель развития здравоохранения // Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения: Материалы VI научно-практической конференции 24-25 апреля 2001 года. М., 2001. С.154.

9. Поляков И.В., Т.М. Зеленская, П.Г. Ромашов, Н.А. Пивоварова. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 1997. – с.28.

10. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период // «Журнал российского права». – 2002. – N 1. – С.46.

11. Сальников В. П., Стеценко С. Г. Регламентация медицинской деятельности России: историко-правовые вопросы (X-XVII вв.)// Журнал российского права. 2001. N 4.

12. Тихомиров А. В. Медицинское право: Практическое пособие. М., 1998. С.25.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономика предприятия
2016 год 33 стр.
Курсовая по анализу себестоимости промышленной продукции
Telesammit
Курсовая работа Экономика предприятия
2015 год 43 стр.
Курсовая Формирование трудовых ресурсов предприятия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское