Коммерческая деятельность в торговле представляет собой совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли.
Эту деятельность условно можно разделить на несколько общих этапов:
- изучение информации о конъюнктуре рынка;
- выявление поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;
- формирование ассортимента и управление товарными запасами;
- рекламно-информационная деятельность;
- коммерческая деятельность по продаже товаров;
оказание торговых услуг
Специфика коммерческой работы на розничных торговых предприятиях заключается в том, что потребителем товаров и услуг здесь является население. Поэтому возникает необходимость учитывать многообразие психологических типов и других индивидуальных особенностей покупателей и их постоянно меняющиеся потребности
В основе коммерческой работы предприятий розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов.
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента.
Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации
Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации
Цель формирования ассортимента состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров, которая бы как можно полнее удовлетворяла их потребности.
Формирование ассортимента - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с изъятием его из продажи. Основными задачами процесса формирования ассортимента являются: определение существующих и перспективных потребностей покупателей, исследование закономерностей.
Вышесказанное и определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования в курсовое работе является фармацевтическая фирма «ООО Доктор Столетов»
Предметом исследования – ассортимент магазинов ООО «Доктор Столетов».
Цель работы – определить теоретические и практические особенности планирования ассортимента торгового предприятия.
Структура работы – введение, две главы, заключение и список используемых источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения ассортимента предприятия
1.1 Понятие и структура ассортимента товаров и продукции предприятий
Различия между товарами разных видов и наименований является одной из важнейших характеристик ассортимента товаров.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей .
По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.
Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.
Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы. Так, в торговый ассортимент любого кондитерского магазина входят товары, изготавливаемые многими кондитерскими фабриками, а иногда и предприятиями общественного питания, хлебозаводами, которые выпускают мучные кондитерские изделия. Если кондитерские магазины не имеют холодильного оборудования, то из их ассортимента должны быть исключены кремовые торты и пирожные.
1.2 Факторы и этапы влияющие на процесс планирования ассортимента
Классификация ассортимента товаров проводится по общим и специфичным факторам формирования.
Общими факторами, влияющими на формирование торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, — определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей). Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения.
Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии имеют прямую связь. Т.е. изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.
При формировании ассортимента кофе в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на данный товар. Так, спрос на кофе обладает низкой степенью устойчивости по сравнению с другими продовольственными товарами.
Рентабельность реализации определяется издержками обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента кофе в значительной степени определяется мерами по государственному
1.3 Методы(механизмы) планирования ассортимента продукции предприятия
Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.
Деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации называется - формирование ассортимента.
Цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации - ассортиментная политика предприятия.
Цель организации в области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли .
Для этого должны быть решены следующие задачи:
- установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;
- определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
- выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
- оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;
- определены основные направления формирования ассортимента.
Процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, (количество видов и разновидностей товаров внутри каждой группы).
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент предлагаемых к Продаже товаров определяется самостоятельно предприятиями розничной торговли в соответствии с профилем и специализацией их деятельности.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товара, которые бы соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенной категории покупателей.
Группа товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей , маркетинговым способом продвижения на рынок или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен, называется товарным ассортиментом.
Формированию ассортимента предшествуют разработка предприятием ассортиментной стратегии. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения. При этом за основу принимается , с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Ассортиментная стратегия выражается в виде системы показателей, характеризующих возможность оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей), уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида.
Прогнозирование ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные характеристики, как эстетичность, точные размеры, конкретная цена, маловероятно. Важно не детализация ассортимента, а оптимальное его разнообразие с расчетом на конкретную группу потребителей.
Формирование ассортимента продукции- непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализа способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках
2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям
3. Критическая оценка выпускаемых изделий в том же ассортименте с позиции покупателя
4. Решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля
5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров
6. Разработка спецификаций новых или улученных продуктов в соответствии с требованиями покупателей
7. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности
8. Проведение испытаний продуктов с учетом потенциальных потребителей, в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.
9. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасовки, цены, наименования, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия.
10. Оценка и пересмотр всего ассортимента.
Основным критерием товарного ассортимента является количество входящих в него товаров, которые называют широтой товарного ассортимента. Соответствующая широта товарного ассортимента обеспечивает получение оптимальной прибыли. Глубина товарного ассортимента это количество вариантов предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)
2. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст)
3. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Финансы и статистика. - 2015.
4. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. – М.: Прогресс, 2012.
5. Бланк И.А. Торговый менеджмент. - К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2014.
6. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - К: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2014.
7. Богатырев Т.Г. Справочник товароведа. – М.: Экономика, 2016.
8. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. – М.: ИНФРА-М, 2015.
9. Весин В.Р. Основы менеджмента. Учебник. - М: Триада.Лтд, 2015.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник - М: Гардарики, 2015.
11. Германова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. Учебник. – Мн.: БЭГУ, 2000.
12. Гиркин В.А. О сущности торговли и природе кооперации. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
13. Дерябина Л.И. Товароведение тканей, одежды, обуви. – М.: Экономика, 2002.
14. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М: Международные отношения, 2001.
15. Котлер Ф.Основы маркетинга. - М: Прогресс, 2001.
16. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: перевод с франц.- Спб.: Наука, 2001.
17. Михайленко В.Е. Товароведение непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 2002.
18. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. – М.: Норма, 2002.
19. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг. /Под. ред. проф. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2002.
20. Показатели ассортимента товаров. //Маркетинг.2000 №10 - с 52.
21. Рацкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2000.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М: ИП Экоперспектива, 2001.
23. Теория потребительского поведения и спроса. /Под ред. В.М. Гальперина СПб., 2001.
24. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. /Под ред. В.В. Басконова - М: ИНФРА-М, 2002.
25. Экономика торгового предприятия. /Под ред. проф. А.И. Гребнева, 2002.
26. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. - Ставрополь, 2001.