Актуальность. В современных условиях многими исследователями рассматривается один из важнейших вопросов теории государства и права - повышение эффективности деятельности современных полицейских организаций. В настоящее время, когда основа сознания человека во многом закладывается средствами массовой информации при помощи ярких образов и представлений, продуктивным представляется использование данного механизма для поддержания правопорядка в социуме. Формирование позитивного имиджа полицейского, в том числе, путем построения его облика в соответствии с ожиданиями современных людей, выступает залогом его эффективной правоприменительной деятельности. Принятие нового закона о полиции потребовало не только внесения юридических корректив в имеющиеся законодательные акты, но и философского переосмысления самой концепции деятельности полиции.
Прежде всего, это касается изменения статуса полиции: из властного карательного органа (каким была милиция во времена Советского Союза) она должна превратиться в социальный институт защиты граждан от правонарушителей. Если МВД (и в целом руководство страны) хочет сформировать у населения положительное отношение к полиции, то кроме улучшения самой этой работы, обязательно следует озаботиться целенаправленной деятельностью по формированию положительного образа полицейского в глазах населения. Имидж - это сознательно сформированный образ объекта, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатления об объекте, отношения к нему и оценки его, которые необходимы самому создателю. Чтобы такой образ возник в сознании адресата, необходимо, в частности, целенаправленно разрабатывать и внедрять определенные понятийные, образные и ценностные характеристики, которые должны получать разнообразную коммуникативную реализацию. Особенно важным в этой триаде является ценностный компонент, поскольку именно он отвечает за формирование стойкого мировоззренческого отношения к объекту. Отмеченное выше свидетельствует в пользу актуальности темы курсовой работы.
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний момент наблюдается активный рост исследований, посвященных проблемам образа сотрудника полиции, в том числе, формированию имиджа организации. В данном направлении работают такие отечественные ученые как: Е.А. Петрова, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, В.М. Шепель и др. Но, несмотря, на достаточно большое количество исследований по вопросам формирования положительного образа сотрудника полиции, анализ степени изученности данной проблемы свидетельствует о том, что на современном этапе развития науки, вопросам формирования позитивного имиджа органов внутренних дел уделяется еще недостаточно внимания, в связи с чем, необходимы дальнейшие исследования в этой области.
Объектом работы является деятельность связей с общественностью.
Предметом - формирование имиджа в органах внутренних дел.
Целью научно-исследовательской работы является исследование формирование положительного образа сотрудника полиции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и принципы деятельности сотрудника полиции в современной России;
2. Охарактеризовать основные этапы становления образа сотрудника полиции в России;
3. Рассмотреть образ полицейского в странах мира;
4. Изучить меры принимаемые государственной властью по поднятию престижа и статуса полицейского в России;
5. Охарактеризовать социальный статус сотрудников полиции в странах Европы и ближнего Запада;
6. Провести анализ современное отношение населения России к деятельности полиции.
Методы исследования. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как, анализ и синтез, метода познания и др.
Теоретической базой для научно-исследовательской работы послужили учебные материалы в области связей с общественностью таких авторов как Алешина И. В., Панкратов Ф. Г. , Королько В. Г. и др.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения образа сотрудника полиции
1.1 Понятие и принципы деятельности сотрудника полиции в современной России
Полиция предназначена для выполнения следующих функций защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности; охраны общественного порядка, собственности; обеспечения общественной безопасности .
Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также иным муниципальным органам, должностным лицам этих органов, общественным объединениям и организациям независимо от форм собственности в защите их прав.
Важно отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.
Основные направления деятельности полиции:
1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4. розыск лиц;
5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6. обеспечение правопорядка в общественных местах;
7. обеспечение безопасности дорожного движения;
8. контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
9. контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10. охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Принятие Федерального закона «О полиции» стало огромным шагом на пути совершенствования нормативно-правовой базы деятельности сотрудников полиции. В своей деятельности сотрудники милиции ранее, ныне — полиции руководствовались определенными принципами. Принципами являются руководствующие, основополагающие начала, которые являются концептуальными основами той или иной деятельности. В действовавшем до недавнего времени Законе РФ «О милиции» таким принципам уделялось недостаточно внимания .
Несмотря на изменения в правовой основе деятельности полиции, принципы, которыми руководствовались до принятия Федерального закона «О полиции», актуальны и в настоящее время. Они базируются на основных положениях, закрепленными в Конституции РФ, которая согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О полиции» составляет правовую основу деятельности полиции. Тот факт, что законодатель закрепил принципы в нормативном порядке, не должно расцениваться как дань традиции такого закрепления в нормативных правовых актах. Включение основных принципов не должно носить декларативного характера или пропагандировать их признание и применение на практике правоохранительными органами, в частности полиции. Закрепление принципов деятельности полиции накладывает определенные рамки, ограничения. Наиболее выраженным действие принципов наблюдается тогда, когда полиция применяет управомочивающие нормы или нормы, содержащие оценочные понятия, либо когда имеют место правовые пробелы или противоречия.
В Законе РФ «О милиции» были закреплены следующие основные принципы: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, гласность . Эти принципы деятельности милиции носят широкий характер и применимы к любому виду деятельности, за исключением разве что преступной. Все эти принципы являются конституционными и своего рода дублерами конституционных положений .
В Федеральном законе «О полиции» принципам уделено более пристальное внимание, результатом чего стало отведение для них отдельной главы. По сравнению с предыдущим нормативным закреплением принципов деятельности полиции в ныне действующем нормативном правовом акте указаны основополагающие начала, которые применимы только к деятельности правоохранительных органов. К числу таковых можно отнести принципы общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, а также современных технологий и информационных систем. В гл. 2 Федерального закона «О полиции» на первое место выходятся следующие основополагающие принципы: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность.
Несмотря на значимую разницу в регламентации основополагающих начал деятельности полиции, тем не менее стоит отдать должное основному закону — Конституции РФ. Благодаря ее прямому действию принципы, заложенные в ней, применяются во всех видах деятельности внутри страны, в том числе в правоохранительной деятельности. Это утверждение действительно для принципов, носящих общий, основополагающий, характер.
Принцип общественного доверия и поддержки граждан является одним из принципов, носящих в некоторой степени декларативный характер. Такой вывод можно сделать при анализе ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О полиции», согласно которой полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан .
Спорной является норма ч. 6 ст. 9 Федерального закона «О полиции», указывающая, что общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Спорной потому, что общественное мнение лишь выражает степень доверия гражданина к правоохранительным органам, в частности к полиции, а оценкой деятельности является тенденция по уменьшению либо увеличению преступности и иных показателей, свидетельствующих о степени благополучия и спокойствия граждан в стране .
Одним из новшеств принципа взаимодействия и сотрудничества, закрепленного в ст. 10 Федерального закона «О полиции», является обязанность государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и должностных лиц оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. В чем конкретно должно выражаться содействие, закон не указывает. Предполагается организационная, информационная, в некоторых случаях материальная помощь в осуществлении возложенных на полицию обязанностей.
Заключительный принцип, закрепленный в главе, посвященной основополагающим правилам деятельности сотрудников полиции, является принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Полиция обязана при осуществлении своей деятельности использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру .
Полиция должна использовать технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
Эта норма является в значительной степени обобщающей. Так, до сих пор законодательно не урегулировано, а на практике нет единой сложившейся точки зрения о применении цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Предполагается, что нормы, указанные в ст. 11 Федерального закона «О полиции», несмотря на отсутствие исключений применяются тогда, когда это не противоречит нормам других нормативных правовых актов — федеральным законам, федеральным конституционным законам, Конституции РФ.
Несмотря на довольно длительное (с 1 марта 2011 г.) действие Федерального закона «О полиции», нормы, составляющие содержание этого принципа, на практике используются не повсеместно. Так, до сих пор не всегда производится фотосъемка не то, чтобы по административному производству, но даже по уголовным делам, в которых лица, производящие предварительное расследование, ограничиваются лишь приложением к протоколу осмотра места происшествия только схемы без фотографий, которые значительно полнее и нагляднее создавали картину последствий происшедшего правонарушения .
Осуществление этого принципа предполагает также обеспечение полиции возможности использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Таким образом, законодательство пошло по пути более развернутого и подробного регламентирования принципов деятельности полиции. Это является веским аргументом, что принципам уделяется все большее внимание, и они не должны носить декларативного характера.
Если раньше принципам уделялся всего один абзац в статье, то теперь им выделена отдельная глава. Несмотря на значительное увеличение количества принципов, стоит дать дань ранее действовавшему нормативному правовому акту — Закону РФ «О милиции», который хотя и не содержал некоторые из вновь названных принципов, тем не менее это не означало их отсутствия или неприменения на практике .
Положительным моментом является тот факт, что в Федеральном законе «О полиции» регламентированы принципы, являющиеся специфическими, применяющимися целенаправленно лишь в правоохранительной деятельности.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1997.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. - М.: Юрайт-М, 2002.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. - М.: Проспект, 2002.
4. Закон РФ от 21.07.1993г. «О государственной тайне» // СЗ РФ. - 1993. -№30. - Ст. 3124.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».
7. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 13 января 1995 года «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
9. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
10.Федеральный закон РФ от 18 октября 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - №48. - Ст.5128.
11. Федеральный закон РФ от 5 июня 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене» // СЗ РФ. - 1996. - №25. -Ст.2135.
12.Федеральный закон от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе».
13.Указ Президента РФ № 668 от 23 мая 2012 г. «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах».
14.Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» //Российская газета. - 2004. - 11 марта.
15.Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039 (в ред. от 17.04.2003 № 444) «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».
16.Указ Президента РФ от 14 мая 2004 г. № 613 «Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации».
17.Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
18.Приказ МВД России от 5 сентября 2005 г. №18 «Концепция совершенствования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы».
Монографические и научные издания:
19.Аверкомби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. - М.: Экономика, 2014. - 620 с.
20.Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR. - СПб.: Питер, 2014.-431 с.
21.Андреев Н.Д., Михайлов В.Я., Фаттахов С.Г. Управление в органах внутренних дел. - Уфа, 2017. -184 с.
22.Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2001.-326 с.
23.Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. - М.: Можайск-Терра, 2014. - 304 с.
24.Бабанов A.A. Силовые структуры в системе политической власти правового государства (на примере армии и правоохранительных органов): Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. - С.42.
25.Бернейз Э. Паблик рилейшнз. - М., 2014. - 431 с.
26.Букин В.П. Актуальные проблемы связей с общественностью в современном российском обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.П. Букина и др. -Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015. - 147 с.
27.Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. -М.: Аспект Пресс, 2015. - 175 с.
28. Бакунина Н. Пресс-служба в законодательных органах власти субъектов Российской федерации // Человек и закон. - 2008. - №5. -С39-42.
29.Белов A.A. Теория и практика связей с общественностью. - Ростов-на-Дону: Феникс, СПб.: Северо-Запад, 2005. - 204 с.
30.Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М.: РИП-холдинг: 2013. - С. 140-152.
31.Блэк К. Конкретный и конкурентный PR: прямое и эффективное руководство для специалистов по PR, имиджу и рекламе / Пер. с англ. Д. Воронина. - М.: Эксмо, 2014. - 270 с.
32.Блэк С. Паблик рилейшнз. - М.: Сирин, 2013. - 201 с.
33.Богданов Д. Социальные функции Интернета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2011. - №1. - С. 114-120.
34.Бондаренко Т.А. О формах связи органов внутренних дел с общественностью. - Хабаровск: Изд-во Дальневост. юр. ин-та МВД РФ, 2005.
35.Болл Т. Власть //Полис. - 2014. - №5. - С.67.
36.Бориснев C.B. Социология коммуникации. - М.: ЮНИПГИ-ДАНА: 2013. -270с.
37.Бородуля Е.В. Формирование общественного мнения о деятельности милиции средствами массовой информации // Вестник Вост.-Сиб. ин-та МВД России. - 2013. - № 2. - С.132-139.
38.Бурдье П. Социология политики. - M.: Socio-Logos, 1993. - 336с.
39.Вавилов C.B. «Народная дружина»: прошлое или будущее? //Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. -М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2002. - 226 с.
40.Вольтер. Философские сочинения. - М.: Прогресс, 1988. - 526 с.
41.Ворожцов А.М. Роль СМИ в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел // Роль СМИ в деятельности правоохранительных органов: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. - Иркутск: Восточ.-Сиб. ин-т МВД России, 2010. - С. 15-18.
42.В обход закона: Всероссийский опрос ВЦИОМ, 24-25 июня 2006 г. //Пресс-выпуск №484. - 2006. - 4 июля.
43.Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации / Под общ. ред. профессора В .Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
44.Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.1. - 1998. - Вып.4. - С.34.
45.Гегель Г. Сочинения. Т.7. - М.-Л.: Мысль, 1934,- С.336, 337.
Электронные ресурсы
46. http://base.garant.ru -Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: Законодательство: Версия Проф.;
47. http://www.consultant.ru -Консультант Плюс: [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф.;
48. Официальный сайт МВД РФ: [Электронный ресурс] // https://мвд.рф/;
49. Официальный сайт ОМВД по ЦАО России по г. Москве: [Электронный ресурс] // https://цао.мск.мвд.рф/.