ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Понятие и сущность экономических показателей деятельности предприятия
1.2. Классификация основных экономических показателей
1.3. Методика анализа основных экономических показателей деятельности предприятия
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Переход к рыночной экономике требует от предприятия торговли повышения внимания к оценке эффективности торговой деятельности, анализу экономических показателей и выявлению резервов улучшения их состояния.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности торговых предприятий. С его помощью вырабатываются отражения и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговой деятельности, осуществляются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
В современных экономических условиях деятельность каждого экономического субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основные решения.
Целью написания курсовой работы является анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие вопросы:
- раскрыть понятие и сущность экономических показателей деятельности предприятия;
- изучить классификацию основных экономических показателей деятельности предприятия;
- рассмотреть методику анализа основных экономических показателей деятельности предприятия.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов, научно-методические разработки и рекомендации, а также законодательные и нормативные правовые акты.
Методологической основой исследования стали общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия), а также специальные методы (моделирование, стратегический анализ, группировки, экспертных оценок).
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Понятие и сущность экономических показателей деятельности предприятия
Экономические показатели характеризуют состояние экономики, а также различных ее объектов и протекающих внутри нее процессов в трех временах. Сами по себе они представляют собой один из наиболее популярных на сегодняшний день и - что еще более важно – эффективных инструментов, позволяющих определить состояние экономики определенной компании или же страны.
Состав и структура, на которую подразделяются экономические показатели, является одним из наиболее важных объектов изучения науки, и в то же время представляют собой ее содержательный элемент. Данная система включает в себя совокупность систематизированных характеристик, которые взаимосвязаны между собой и определяют состояние экономики в целом.
Экономические показатели по своей структуре имеют достаточно разветвленный характер и распределяются на группы в соответствии с целым рядом признаков.
В соответствии с делением соответствующей науки на микро- и макроэкономику в основном выделяются обобщенные макроэкономические показатели, по которым определяется экономика в целом, а также различные ее крупные части и сферы. Также существуют и микроэкономические показатели, которые в основном относятся к экономике различных предприятий, фирм, корпораций и всевозможных компаний.
По своей структуре экономические показатели различаются на:
- абсолютные (которые довольно часто принято называть количественными);
- объемные;
- относительные (которые также называются качественными).
Абсолютные и объемные показатели выражаются в денежных или же натуральных единицах, то есть вес, штуки, длина, объем или, к примеру, определенная валюта.
В то же время относительные экономические показатели деятельности предприятия представляют собой соотношение двух показателей, имеющих одинаковую или же разную размерность.
В первом случае рассматриваются безразмерные характеристики, которые указывают в основном на темп изменения определенной экономической величины или же соотношения, а также пропорции экономических однородных величин, которые получаются впоследствии их сравнения и измеряются в процентах или долевом исчислении.
Во втором же случае речь идет о размерных показателях, в соответствии с которыми характеризуется общая скорость изменения данной величины во времени, а также эффективность использования различных ресурсов и чувствительность рассматриваемой величины по отношению к конкретному фактору, обуславливающему ее изменения. К примеру, показатель эффективности работы автомобильных двигателей может измеряться в соответствии с массой расходуемого бензина на километр пути, в то время как показатель отдачи вложенного капитала – общим количеством выпущенной продукции, которая приходится на каждый вложенный рубль.
В совокупности относительных экономических показателей, по которым определяется динамика различных процессов, различаются показатели скорости роста и прироста. Каждый из этих видов отличается своими особенностями.
Экономические показатели деятельности предприятия, которые определяют скорость роста, представляют собой отношение установленного количества экономического продукта, который был изготовлен или же потреблен в данном временном периоде, к тому количеству, которое было изготовлено или употреблено в предыдущем периоде. В преимущественном большинстве случаев принято рассматривать квартальный, месячный, годовой период или же просто определенные даты. Если на протяжении изучаемого временного отрезка не происходит никаких изменений в объеме продукта, то это говорит о том, что показатель роста составляет 1 или 100%, а любые отклонения уже указывают на положительное или отрицательное изменение данного значения.
Показатели экономического роста определяют то, каким образом изменяется состояние экономики, вследствие чего их можно называть также показателями состояния или изменения экономики. Достаточно часто группа таких относительных характеристик, которая используется в составляемой статистике, образовывается за счет индексов. Сам по себе индекс представляет собой отношение определенного параметра на данный момент к его базисному значению, зафиксированному в определенном времени, принятом в качестве базиса. Другими словами, показатели экономического роста учитывают индекс для того, чтобы характеризовать относительное значение определенного параметра в сравнении с базисным (отправным), что позволяет понять, каким образом изменилась данная величина за указанный временной промежуток.
Приростные показатели экономической эффективности указывают на прирост количества проданного, произведенного или же употребленного продукта на протяжении определенного промежутка времени к тому количеству, которое характерно для базисного периода. Если на протяжении данного отрезка времени (к примеру, в течение года) никаких изменений в объеме продукции не наблюдается, то это говорит о том, что показатель прироста является нулевым, а любые отклонения уже говорят о положительности или отрицательности этой характеристики.
По аналогии с тем, как измеряются скоростные показатели экономической эффективности, в данном случае измерение осуществляется в процентном соотношении или же в долях. Если исходить из физических аналогий, то их можно назвать «показателями экономического ускорения».
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Александров О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 c.
4. Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. М.: ИНФРА-М, 2012. - 366 c.
5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. Л., 2015. - 224 c.
6. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочкарев. СПб: Питер, 2013. - 432 c.
7. Войтоловский Н. В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Н.В. Войтоловский. М: Юрайт, 2013. - 548 с.
8. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 c.
9. Гарнова В.Ю. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Акуленко, В.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов; Под ред. Н.Б. Акуленко. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 157 c.
10. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие / Н.Л. Зайцев. М.: ИНФРА-М, 2012. - 218 c.
11. Иванов И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / И.Н. Иванов. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 348 c.
12. Иванова И.Ю., Аксенов А.П., Берзинь И.Э. Экономика предприятия: учебник / И.Ю. Иванова, А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь. М.: Кнорус, 2013. - 352 с.
13. Казакова Н.А. Экономический анализ: Учебник / Н.А. Казакова. М.: ИНФРА-М, 2013. - 343 c.
14. Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 293 c.
15. Когденко В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие для студентов вузов / В.Г. Когденко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 392 c.
16. Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. М.: Дашков и К, 2012. - 248 c.
17. Любушин Н.П. Экономический анализ: Учебник для студентов вузов / Н.П. Любушин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 575 c.
18. Парушина Н.В. Экономический анализ: учеб. пособие / Н.В. Парушина. М.: КноРус, 2013. - 304 с.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 284 c.
20. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник / Г.В. Савицкая. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 649 c.
21. Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. М.: Юрайт, 2013. - 672 c.
22. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 2012. - 716с.
23. Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Л.А. Чалдаева. М.: Юрайт, 2013. - 410 c.