Введение
1.Теоретические основы управления инновациями в организации
1.1. Понятие и общая характеристика инноваций
1.2. Организация управления инновациями
2. Анализ деятельности компании АО «Белгородский молочный комбинат»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ рынков сбыта и конкурентных преимуществ АО «БМК»
3. Управление инновационной деятельностью АО «БМК»
3.1. Характеристика инновационной деятельности организации
3.2.Комплексная характеристика нововведения
3.3 Организация реализации проекта и обоснование его экономической эффективности
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Актуальность темы исследования. В современных условиях, когда, пожалуй, единственным путём роста и укрепления рыночных позиций для фирмы является непрерывное развитие, компании выбирают один из двух путей: либо внедрение инноваций приобретает хаотический характер, либо оно производится в соответствии с корпоративной стратегией и логикой развития бизнеса. Второй путь более эффективен и перспективен, но даже в рамках верной стратегии может возникнуть вопрос о реализации инноваций. Инновацию можно определить как любое нововведение, создание чего-то нового в широком смысле: начиная с нового продукта и заканчивая изменением системы взаимоотношений между людьми. Главный залог конкурентоспособности фирмы - инновационность, то есть способность создавать новые продукты и осваивать новые технологии. В дополнение к этому важно также соблюдение дополнительных условий: воспроизводимость конкурентных преимуществ, соответствующая конкурентоспособность партнеров и поставщиков, наличие взыскательных клиентов. Проблема управления проектами, с которой сталкиваются все предприятия, весьма серьезна. Привлечение методологии управления проектами в качестве инструмента планирования контроля и координации осуществления инновационных проектов позволяет экономить значительные средства, реализовывать цели проекта в меньшие сроки и, самое главное, реализовывать успешное управление.
Объект исследования: АО «Белгородский молочный комбинат».
Предмет исследования – подходы к управлению инновациями в организации и их рыночному обоснованию.
Цель работы – исследовать особенности управления инновациями в организации и провести их рыночное обоснование.
- закрепить теоретические знания, полученные при изучении данной дисциплины;
- приобрести практические навыки организации инновационной деятельности на конкретном предприятии.
Задачи работы:
1) исследовать теоретические основы управления инновациями в организациями
2) дать характеристику предприятию;
3) проанализировать инновационную деятельность данного предприятия;
4) сформировать портфель инновационных проектов на предприятии, провести оценку каждого проекта и выбрать приоритетный;
5) обосновать эффективность выбранного инновационного проекта.
Методы исследования: сравнительный, сопоставительный, аналитический.
Теоретическую основу работы составили труды и монографии ряда авторов, таких, как Акмаева Р. И., Базилевич А. И., Балдин К. В., Бараненко С. П., Барышева А., Васильев В. П., Кожухар В. М., Кравченко С., Кладченко И., Попова В. Л. И пр.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
1.Теоретические основы управления инновациями в организации
1.1. Понятие и общая характеристика инноваций
Инновация - введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений».
Первая же проблема, с которой неминуемо сталкивается любой исследователь инновационной сферы, заключается в отсутствии на сегодня единства в понимании самого термина «инновация». Подробное изучение существующих определений понятия инноваций показывает, насколько различный смысл вкладывают в этот термин авторы монографий, научных статей и учебных изданий. На отсутствие однозначности в определении инноваций указывали в разное время Р.А. Фатхутдинов [21], В.Г. Медынский [15], В.И. Винокуров [7] и другие авторы. В частности, существование такой проблемы отмечается во многих диссертационных исследованиях последних лет.
Прежде всего различия в определениях инноваций связаны с различиями в понимании авторами предмета и объекта исследования. Так, В.Г. Медынский и др. указывают на то, что «в зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:
- как процесс (Б. Твисс, А. Койре, И.П. Пинигс, В. Раппопорт, Б. Санто, В.С. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);
- как систему (Н.И. Лапин, Й. Шумпетер);
- как изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);
- как результат (А. Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич)» [15, с. 6].
Такая классификация определений представляется избыточной, поскольку, с одной стороны, как процесс, направленный на достижение некоторого результата, так и результат некоторой деятельности, могут обладать признаками системности, с другой же стороны, «изменение» можно рассматривать и как результат, и как процесс изменений. Н.И. Лапин, указывая на то, что «нововведение есть целостная, внутренне противоречивая и динамичная система», в то же время определяет инновации как «конструирование новых способов и продуктов» [14], т. е. как деятельность или процесс.
Чешский экономист Ф. Валента определяет инновацию как переход внутренней структуры производственного механизма к новому состоянию, т.е. как действие или процесс; Ю.В. Яковец пишет о качественных изменениях в производстве [24]; словацкий экономист Л. Водачек, понимая под инновацией «целевое изменение в функционировании предприятия» [8], указывает на системность последнего. Наконец, следует еще добавить, что, говоря о деятельности, или о результате какой-либо деятельности в экономической, хозяйственной сфере, излишне добавлять, что эта деятельность должна представлять собой какие-либо изменения, а результат ее должен отличаться от исходного состояния, ибо деятельность, не приводящая к изменениям во внутренней или внешней среде экономической системы, будь то отдельное предприятие, отрасль или экономика страны в целом, бессмысленна с экономической точки зрения.
Учитывая вышесказанное, можно разделить все существующие понятия инноваций на определения, понимающие под инновацией конечный результат некоторой деятельности, и определения, понимающие под инновацией некоторую деятельность,направленную на достижение определенного конечного результата, и такое разделение будет вполне исчерпывающим. Таким образом, если в понимании терминов «инновационная деятельность» как деятельность и «инновационный продукт» как результат деятельности существует однозначность, то термин инновация или инновации означает объект или процесс, по мнению одних исследователей, близкий к процессу, обозначаемому термином «инновационная деятельность», по мнению других - к объекту, обозначаемому термином «инновационный продукт». Так, инновации как процесс рассматриваются такими авторами, как: Т. Брайан, С.В. Валдайцев, Ф. Валента, Л. Водачек, М.В. Волынкина, Д.М. Гвишиани, Б. Санто и др.; инновации как результат деятельности соответствуют определениям В.И. Аверченкова, И.Т. Балабанова, А.Б. Борисова, В.В. Иванова, С.Д. Ильенковой, В.М. Аньшина, Л.В. Канторовича, В.В. Киселевой, А.Б. Крутика, В.Г. Медынского, В.Л. Попова, Р.А. Фатхутдинова и др. «Примиряющей» выглядит формулировка С. Бешелева и Ф. Гурвича, определяющая инновации «как сам реализованный в общественном производстве научный или технический результат, так и процесс его получения» [3].
Целесообразным представляется использование термина «инновация» или «инновации» как обозначающего результат некоторой деятельности, т. е. в качестве синонима терминов «инновационный продукт» или «инновационная продукция» (в широком смысле под продуктом при этом следует понимать и результат внедрения новых технологических, организационно-экономических, производственных решений), поскольку именно такое понимание термина соответствует современному российскому законодательству. На синонимичность терминов «инновация» и «инновационный продукт» прямо указывают В.И. Аверченков [1] и И.Т. Балабанов [2].
При введении в оборот самих терминов «инновационная деятельность» и «инновационный продукт» (или «инновация» в указанном выше смысле) можно также выделить два подхода. В первом случае базовым является определение инновационной деятельности, инновационный продукт при этом рассматривается как «конечный результат инновационной деятельности». В рамках второго подхода базовым является определение инновационного продукта, инновационной деятельностью при этом признается деятельность, «направленная на создание инновационного продукта». Второй подход, предполагающий первичность определения инновации перед определением инновационной деятельности представляется более обоснованным.
Резюмируя вышесказанное, инновационную деятельность можно определить как деятельность, связанную с созданием, развитием или коммерциализацией инноваций, а под инновацией понимать инновационный продукт, определение которого предстоит сформулировать в настоящей статье, выделив его основные свойства.
1. Аверченков В.И. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2018. - 280 с.
2. Балабанов И.Т. Иновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 20015. -304 с.
3. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Нововведения и мы. - М.: Наука, 2014. - 62 с.
4. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азилияна. - 7-е изд., доп. - М.: Ин-т нов. экономики, 2018. - 1472 с.
5. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации: моногр. - М.: Филинъ, 2016. - 336 с.
6. Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2015. - 320 с.
7. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. 2015. №4.
8. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: сокр пер. со словац. / авт. предисл. В.С. Рапопорт. - М.: Экономика, 2016. - 166, [1] с.: ил.
9. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 442 с.
10. Инновационный менеджмент: учеб. / под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вуз. учебник, 2014. - 382 с.
11. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / С.А. Кузнецова и др.; ред. Г.М. Мкртчян; Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т, Нац. фонд подготовки кадров. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2015. - 276 с.
12. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Дело, 2016. - 584 с.
13. Канторович Л.В. Системный анализ и некоторые проблемы научнотехнического прогресса // Диалектика и системный анализ: сб. ст. - М.: Наука, 2015. - С. 158-166.
14. Лапин Н.И. Системно-деятельностная концепция исследований нововведений // Диалектика и системный анализ: сб. ст. - М.: Наука, 2016. -С. 273-284.
15. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учеб. - М.: Инфра-М, 2015. - 293 с.
16. Неймер Ю.Л. О типах и ролях руководителей организаций в инновационных процессах // Социальные факторы нововведений в организационных системах: сб. ст. - М.: ВНИИСИ, 2017. - С. 41-57.
17. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / под ред. проф.
В.В. Коссова. - М.: Магистр, 2018. - 429 с.
18. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат,
2017.
19. Пригожин А.И. Проблемы исследований нововведений в организациях // Социальные факторы нововведений в организационных системах: сб. ст. - М.: ВНИИСИ, 2016 - С. 25-32.
20. Сазонов Б.В. Деятельностный подход к инновациям // Социальные факторы нововведений в организационных системах: сб. ст. - М.: ВНИИСИ, 2016. - С. 32-41.
21. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. - М.: Интел-Синтез, 2018. - 600 с.
22. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. - М.: Луч, 2014. -148 с.
23. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2018. - 864 с.
24. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса. Теория и экономический механизм. - М.: Экономика, 2016. - 335 с.