Курсовая работа|Уголовное право

Мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 21

Введение

Глава 1. Мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп

1.1. Мелкое взяточничество

1.2. Мелкий коммерческий подкуп

Глава 2. Практика применения норм ст. 291.2 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ

Список использованной литературы

В соответствии с п. 43 Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, коррупция отнесена к числу основных угроз государственной и общественной безопасности. В целях искоренения причин и условий, ее порождающих, реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной сфере.

Как показывает практика, значительная часть коррупционных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности совершается в интересах юридических лиц.

Наиболее часто выявляются правонарушения, связанные с передачей денежных средств за освобождение от административной ответственности, обеспечение победы по итогам участия в конкурсных процедурах (в том числе при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), оказание преференций в ходе осуществления разрешительных и контрольных процедур.

Согласно исследованию аудиторской компании "Ernst & Young" о деловой коррупции в 62 странах мира, 34% из 50 опрошенных российских компаний с годовым оборотом около 1 млрд долларов назвали взятки распространенным явлением в своей отрасли.

Наряду с этим 12% готовы прибегать к неэтичным действиям для преодоления кризиса, а 26% оправдывают их, если они совершаются для достижения намеченных финансовых показателей.

Распространенным проявлением коррупции в частном секторе является коммерческий подкуп, за совершение которого предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

В настоящее время за передачу, предложение или обещание от имени юридического лица или в его интересах незаконного вознаграждения, эквивалентного сумме денежных средств до 1 млн рублей, предусмотрен штраф в размере до трехкратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 1 млн рублей; за те же действия, совершенные в крупном размере (свыше 1 млн рублей), - штраф в размере до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 20 млн рублей; действия, совершенные в особо крупном размере (свыше 20 млн рублей), - штраф в размере до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн рублей (ст. 19.28 КоАП РФ).

Федеральный закон от 03.07.2016 N 324-ФЗ направлен на совершенствование мер уголовной ответственности за коррупционные преступления, в том числе коммерческий подкуп.

В Уголовный кодекс РФ внесены изменения и дополнения в части ответственности за преступления, предусмотренные ст. ст. 184, 204, 290, 291 и 291.1, а также за провокацию взятки либо коммерческого подкупа. Рассмотрим наиболее значимые новеллы, касающиеся ответственности за служебный подкуп.

Статьи о коммерческом подкупе, получении взятки, даче взятки, посредничестве во взяточничестве изложены в новой редакции. В диспозициях ч. ч. 1 и 5 ст. 204, ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст. 291 УК уточнено описание преступных деяний, связанных с передачей и получением взятки и предмета коммерческого подкупа:

1) по указанию должностного лица (лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации) имущество может быть передано, или услуги имущественного характера оказаны, или имущественные права предоставлены как самому специальному субъекту этих преступлений, так и иному физическому или юридическому лицу;

2) предмет коммерческого подкупа может быть передан (получен) не только в интересах дающего, но и иных лиц;

3) виды служебного поведения лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, конкретизированы - это действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия такого лица, либо способствование указанным действиям (бездействию) этим лицом в силу своего служебного положения.

Официальное признание возможности совершения взяточничества и коммерческого подкупа в пользу иных физических или юридических лиц, с одной стороны, согласуется с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и положениями ратифицированных Россией международных договоров

С другой стороны, становятся нелегальными многие (если не все) случаи оказания юридическим лицам спонсорской помощи, что в условиях экономического кризиса способно осложнить нормальное функционирование организаций (прежде всего, финансируемых из бюджетов).

Предложенные в науке критерии разграничения взяточничества и спонсорства использовать нельзя - ведь, по буквальному смыслу закона, для составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК, необязательны ни противоправность целей расходования предоставленных средств, ни удовлетворение личных интересов субъекта получения взятки.

Типичные модели оказания такой помощи со стороны хозяйствующих субъектов органам государственной власти и местного самоуправления вполне укладываются в рамки взяточничества в его новом понимании.

На применение ст. 39 УК при получении (передаче) незаконного вознаграждения в пользу юридических лиц рассчитывать не приходится, так как нормы о крайней необходимости в практике применения уголовного закона были и остаются юридическим раритетом. Скорее всего, следует ожидать избирательного, с нарушением принципа равенства граждан перед законом (ст. 4 УК), привлечения к уголовной ответственности в подобных ситуациях.

Согласно ч. ч. 1 и 5 ст. 204 УК в новой редакции активный и пассивный коммерческий подкуп возможны за действия (бездействие) по службе в интересах не только дающего, но и "иных" лиц. Непонятно, чем эти "иные" лица отличаются от "представляемых" лиц в составе получения взятки (ч. 1 ст. 290 УК). Видимо, ничем, если учесть принципиальное сходство признаков составов взяточничества и коммерческого подкупа.

Отсутствие в ч. ч. 1 и 5 ст. 204 УК (как и в прежней редакции статьи) указания на общее покровительство или попустительство по службе наводит на мысли о том, что законодатель считает такое поведение за незаконное вознаграждение невозможным в сфере деятельности коммерческих или иных организаций (а если и возможным, то не заслуживающим уголовно-правового воздействия) либо полагает, что этот вариант охватывается теми двумя, что прямо предусмотрены в уголовном законе. В литературе отмечается, что получение (передача) вознаграждения за общее покровительство или попустительство по службе не содержит состава коммерческого подкупа.

Тем не менее, неформальные отношения в таких организациях и практика применения уголовного законодательства заставляют усомниться в состоятельности первого предположения.

Вторая версия более вероятна, но тогда неясна причина прямого указания на общее покровительство или попустительство по службе в ч. 1 ст. 290 УК.

Уголовным законом в новой редакции за все виды взяточничества и коммерческого подкупа (за исключением мелких) в качестве основного наказания, помимо кратного штрафа, предусмотрен штраф в твердых суммах или исчисляемый в зависимости от размера заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Назначение кратного штрафа в качестве дополнительного наказания к лишению свободы за все виды взяточничества и коммерческого подкупа (кроме мелких) теперь является правом суда; неприменение такого штрафа возможно при отсутствии обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 64 УК.

Уголовный закон дополнен двумя статьями о "мелкой" (если допустимо так выразиться) коррупции: ст. 204.2 ("Мелкий коммерческий подкуп") и ст. 291.2 ("Мелкое взяточничество") УК.

В пояснительной записке к проекту, положенному в основу рассматриваемых изменений и дополнений в УК, введение привилегированных составов взяточничества и коммерческого подкупа мотивировано небольшой общественной опасностью таких преступлений и необходимостью "реализации принципа справедливости при назначении уголовного наказания за эти деяния".

Глава 1. Мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп

1.1.Мелкое взяточничество

Среди коррупционных преступлений наиболее распространенным и опасным является взяточничество, которое посягает на основы государственной власти, подрывает авторитет государственных и муниципальных органов и учреждений, создает у граждан представление о возможности удовлетворения личных интересов путем подкупа должностных лиц.

В целях совершенствования уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 291.2 «Мелкое взяточничество».

Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ наступает за получение взятки либо дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. За указанное преступление Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года.

Те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 Уголовного Кодекса РФ наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Лицо, совершившее дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Мелкой теперь считается взятка, которая не превышает десяти тысяч рублей. Прежде коррупционеров, которые брали взятки небольшими суммами (а именно до десяти тысяч рублей) судили по общим статьям УК РФ — получение и дача взятки (ст.ст.290, 291 УК РФ). В них было выделено четыре размера:

• незначительный – до 25 тысяч рублей,

• значительный — свыше 25 тысяч рублей,

• крупный — более 150 тысяч,

• особо крупный — миллион и больше.

Новая статья 291.2 УК РФ — «мелкое взяточничество» законодателем отнесена к преступлениям небольшой тяжести.

Если прежде санкция статьи за подобное преступление, например по ч.1 ст.290 УК РФ предусматривала наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

По ч.3 ст. 290 УК РФ – в виде штрафа в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

По ч.4 ст. 290 УК РФ – в виде штрафа в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

То сейчас предельное наказание снизилось. Получение или дача взятки в пределах десяти тысяч рублей теперь наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере дохода осуждённого за период до трёх месяцев, исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет или лишением её на срок до одного года.

За повторное получение или дачу взятки до десяти тысяч рублей предусмотрено более строгое наказание — штраф до миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Муниципальные и государственные работники могут в некоторых случаях принимать от населения подношения за выполнение своих обязанностей в более быстром темпе или за оказание каких-то дополнительных услуг, не предусмотренных должностной инструкцией, но связанных с их деятельностью. Всё это, конечно же, не отменяет того факта, что они при этом совершают преступление. Кому-то может показаться, что мелкое взяточничество не является по-настоящему существенным опасным деянием, а урон от таких преступлений чрезвычайно мал .

Таким образом, к мелкой взятке относится сумма, не превышающая десяти тысяч рублей. «Мелкая» коррупция служит средством личного обогащения лиц, принимающих, к примеру, взятки до 10 000 рублей либо другие подарки стоимостью до 10 тысяч рублей. Даже учитывая тот факт, что в случаях «мелкой» коррупции речь идет о небольших суммах, она напрямую затрагивает население, в особенности, такие сферы, как здравоохранение и образование.

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. №63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) с изм. и доп. вст. в зак. силу с 30.03.2017г. // СПС Консультант +;

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Уголовно – Процессуальный Кодекс Российской Федерации» от 03.07.2016 №324-ФЗ // СПС Консультант +;

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС Консультант +;

4. Определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2009 г. N 29-009-17; о вымогательстве предмета коммерческого подкупа в суммах, не превышающих 10 тыс. руб.;

5. Приговор Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 февраля 2015 г. по делу N 1-7/2015;

6. Приговор Советского районного суда от 22 июля 2016 г. по делу N 1-142/2016;

7. Проект N 1079243-6 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации";

8. Ответы на вопросы, поступившие от судов, по применению Федеральных законов от 03.07.2016 года №323-ФЗ - 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а так же оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (вступают в законную силу с 15.07.2016г.) / Утверждены Президиумом Верховного суда Российской Федерации 28.09.2016г. // СПС Консультант +;

9. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000. С. 201;

10. Галиакбаров Р.Р. Борьба с групповыми преступлениями. Вопросы квалификации. Краснодар: КубГАУ, 2010. С.200;

11. Гладких В.И. О некоторых негативных тенденциях современного уголовного законотворчества // Вестник Государственного университета управления. 2012. N 14. Т. 1. С. 232 – 235;

12. Гладких В.И. Еще раз о кризисе уголовной политики // Вопросы правоведения. 2013. N 4. С. 54 – 66;

13. Гладких В.И. О проблемах законодательного конструирования норм уголовного права // Человек: преступление и наказание. 2014. N 3. С. 33 – 37;

14. Гладких В.И. О некоторых проблемах уголовного законотворчества // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Мат-лы XIII междунар. науч.-практ. конф. (28 - 29 января 2016 г.). М.: РГ-Пресс, 2016. С. 98 – 101;

15. Доклад Генерального прокурора РФ "Состояние законности и правопорядка в РФ в 2015 году". М., 2016;

16. Иногамова-Хегай Л.В. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 83;

17. Икрянникова А.С. Соучастие в коррупционном преступлении: опыт криминологического исследования: Дис.канд. юрид. наук. Волгоград, 2016 // СПС Консультант +;

18. Карпов И. Взятка или спонсорская помощь? // Законность. 2010. N 1. С. 35 - 38;

19. Касаткин Г.И. К вопросу о сущности и роли спонсорской помощи бизнеса органам власти // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. N 10. С. 15 – 17;

20. Кругликов Л.Л. Проблемы теории уголовного права. Избранные статьи (2000 - 2009). Ярославль: ЯрГУ, 2010;

21. Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности. Теория и законодательная практика. М.: НОРМА, 2000. С. 210;

22. Макаров С.Д. Коммерческий подкуп (уголовно-правовое исследование). Иркутск: Иркутский юрид. ин-т Генеральной прокуратуры РФ, 1999. С. 72; Тумаркина Л.П. Коммерческий подкуп. М.: Камерон, 2005. С. 78;

23. Подгрушный М.А. Борьба со взяточничеством как коррупционным преступлением в современной России: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. канд. юрид. наук. Чебоксары, 2014. С.29;

24. Состояние преступности и судимости в России за 2015-2016г. год. М., 2016. С 29;

25. Яни П. Корысть как признак получения взятки // Законность. 2010. N 2. С. 22 – 28;

26. Энциклопедия уголовного права. СПб.: СПб ГКА, 2012. Т. 20: Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. С. 578 (автор главы - Г.С. Гончаренко).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2015 год 34 стр.
Курсовая работа на тему: «Хулиганство»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2014 год 32 стр.
Курсовая работа на тему: «Террористический акт»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2012 год 24 стр.
Курсовая Терроризм в современном мире
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское