Глава1. Сущность и содержание менеджмента в условиях рынка
1.1. Экономическая сущность и цели современного менеджмента
1.2. Функции менеджмента
1.3. Принципы и методы управления маркетингом.
1.4 Виды менеджмента
Глава 2. Исследование роли современного менеджмента в рыночной экономике
2.1. Взаимосвязь рыночной экономики и менеджмента в контексте максимизации финансовых результатов
2.2 Анализ механизма финансового менеджмента в коммерческих организациях
2.3. Оценка эффективности применения финансового менеджмента в коммерческих организациях
Глава3 Проблемы и перспективы развития современного финансового менеджмента.
1. Сущность и содержание менеджмента в условиях рынка
1.1. Экономическая сущность и цели современного менеджмента
Природа возникновения маркетингового управления в хозяйственной деятельности организаций связана с его использования в качестве основного средства достижения рыночных (приходных) целей предприятия. Именно с отсутствием четко сформулированных целей, или из-за ошибочности в установлении целей связанные просчеты в хозяйствовании. Во второй половине XX столетия шла дискуссия о месте маркетинга в обществе. Это самостоятельное явление или только одна функций менеджмента наряду с планированием, производством, сбытом. Со времен "большого кризиса" перепроизводства 30-х годов прошлого столетия встал вопрос установления динамического равновесия между спросом и предложением путем: регулирование рынка, защита производителей, потребителей, развития коллективной собственности путем акционирования. С внедрением технологий массового производства возникла необходимость замены сбыта продажей и впоследствии признание маркетингового направления менеджмента, как наиболее реального пути к получению коммерческого успеха.
Методологической базой науки менеджмента является подходы:
системный - рассмотрение процессов как систем, то есть сочетание:
В одно целое элементов, необходимых для достижения определенной цели;
комплексный - как единство организационных, экономических, социальных, правовых, психологических и других аспектов менеджмента;
оптимизационный - требующий сначала количественного определения параметров маркетингового управления, а затем разработку математических моделей оптимизации;
ситуационный (прикладной) - действия организации и ее руководителя должны находиться в зависимости от текущего состояния внутренней и внешней среды (контекста) предприятия.
Предметом мменеджмента можно определить систему производственных отношений, которая направляет управления современным производством на удовлетворение потребностей потребителей за счет создания сплошного цепи производитель-потребитель, каждое звено которого способствует увеличению ценностей для конечного покупателя. Вместе с тем используется совокупность закономерностей рыночного производства, специфические приемы, инструменты и методы, формирующие методологию науки маркетингового менеджмента и его логику.
По Ф.Котлеру: "Маркетинг менеджмент (маркетинговое управление) - процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленных на осуществление обмена, удовлетворяющего как индивидов, так и организаций.
По Питером Дойлем: маркетинговый менеджмент - это деятельность по выявлению целевых рынков, изучению потребностей определенных потребителей, разработке товаров, установлению цены на них, определению способов продвижения и распределения с целью осуществления обмена для удовлетворения потребностей заинтересованных лиц
Эта формулировка касается взглядов второй стратегической парадигмы. Все сводится в таком менеджменте к нахождению нужного сегмента покупателей и к напряженной прибыльной работы с ними.
Ян Гордон отмечает, что в условиях маркетинга партнерских отношений маркетинговый менеджмент смещается по управлению спросом и рентабельностью товара к сотрудничеству с покупателями и управлению доходностью покупателей, а маркетологи как менеджеры уже не являются стратегическими аналитиками и создателями системы коммуникаций и превращаются в операторов всего процесса и несут ответственность за оценку партнерских отношений как актив и вознаграждения людей в соответствии с той ценностью, которую бон создают в этом активе.
Таким образом, маркетинговый менеджмент - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание взаимовыгодных обменов с целевым рынком ля достижения конкретной цели предприятия (получение прибыли, рост объемов продаж, увеличение доли рынка и т.п.) .
Изучая вопрос о сущности маркетингового менеджмента, следует обратить внимание на то, что его концептуальная система может быть разной. Ведь рынки, на которых работает предприятие, могут быть различными по своему состоянию. Известны такие концепции маркетингового менеджмента.
Производственно-ориентированная концепция. Утверждает, что поскольку на данном рынке спрос стабильно превышает предложение (рынок товаропроизводителей), потребитель будет искать и покупать наиболее известные, доступные и дешевые товары. В такой ситуации для достижения целей маркетинговый менеджмент должен фокусировать внимание на увеличение объемов производства, уменьшении себестоимости продукции, а соответственно и цены, оптимизации системы распределения.
Продуктово-ориентированная концепция. Эта концепция, как и все последующие, используется на рынке, где спрос меньше чем предложение (рынок потребителей). В такой ситуации успех предприятия зависит от концентрации усилий маркетингового менеджмента на инструментах товарной политики, то есть на улучшении качества товара, совершенствовании его функциональных характеристик, имиджа и тому подобное. Именно благодаря этому потребители сравнивая товары предприятия с другими конкурирующими предложениями могут отдать предпочтение первым.
Концепция, ориентированная на сбыт. Она исходит из того, что товар может быть продан только тогда, когда предлагается рынку интересно и изобретательно, с использованием новых методов торговли. А отсюда, основная задача маркетингового менеджмента - формирование агрессивной системы сбыта и продвижения товаров, которая превратит инертного потребителя в активного покупателя, преодолеет его сопротивление.
Рыночная (маркетинговая) концепция. Главной идеей является не продажа произведенного предприятием товара, а организация производства и сбыта того, на что существует соответствующий спрос. Итак, здесь перед маркетинговым менеджментом стоят задачи, которые заключаются в изучении существующего спроса и поведения потребителей, управлении ассортиментом продукции предприятия.
Современная концепция маркетинга. Возникла в начале 70-х годов и исходит из того, что покупатель будет покупать тогда, когда товар будет отвечать его потребностям (а не запросам или спроса как в предыдущих случаях), трансформированных системой маркетинг-микс в запросы и спрос. Современная концепция маркетинга - это ориентация менеджмента на понимание того, что главной задачей предприятия является точнее и эффективнее по сравнению с конкурентами, определение и удовлетворение потребностей и пожеланий целевых рынков. Именно это является главным в достижении желаемой доходности инвестированного капитала.
1.2. Функции менеджмента
Согласно теории управления основными функциями менеджмента являются: анализ, планирование (включая программирование и прогнозирование), организация, мотивация, реализация,.
Анализ. В процессе реализации этой функции осуществляется анализ рынка, включая его потенциал, изучаются емкость, конъюнктура, спрос, поведение потребителей, возможности предприятия, уровень конкуренции и тому подобное. Кроме того анализируется уровень качества управления в целом, маркетинговая организационная структура, уровень качества выполнения всех функций маркетингового менеджмента, результаты маркетинговой деятельности. При этом анализ включает преобразования и осмысления информации, установления ее достоверности, полноты, точности и тому подобное.
Планирование.
Эта функция включает еще такие важные составляющие как программирование и прогнозирования. В ходе реализации этой функции формулируются миссия и цели предприятия, определяются пути и конкретные меры по их достижению как по отношению к маркетинговой деятельности, так и управление ею
Благодаря прогнозированию определяются тенденции развития предприятия в будущем оно позволяет формировать варианты возможного или желаемого состояния развития организации. Собственная функция планирования позволяет устранять различия между прогнозированием и действительным состоянием организации. В результате программирования план приобретает вид плана-программы, в котором конкретно обосновывается целесообразность развития всех сторон предприятия.
Организация. В целом организация как процесс означает переход от неорганизованной системы к организованной. Функция организации направлена на сочетание в систему всех видов ресурсов, которыми располагает предприятие. Содержанием этой функции является создание и упорядочения структуры управления, а также связей, отношений между