Аутсорсинг является эффективным инструментом повышения конкурентоспособности фирмы, позволяющим ее менеджменту сконцентрировать ресурсы на ключевых функциях.
Необходимость усиления сервисной составляющей производства требует от компаний совмещения требований эффективности производства с учетом предпочтений клиентов.
Необходимость повышения качества обслуживания приводит появлению на предприятии второстепенных функций, деятельность компании становится более разнообразной, а управление фирмой более сложным. Это требует новых ресурсов и широкой квалификации персонала, что повышает издержки и потенциально снижает конкурентоспособность.
Аутсорсинг позволяет сосредотачивать ресурсы на избранных процессах. Функции, не относящиеся к базовой деятельности и связанные с непрофильными активами, передаются специализированным организациям.
Одой из основных целей управления фирмой является обеспечение ее конкурентоспособности в настоящем и будущем. Конкурентные преимущества становятся ключевыми факторами, обеспечивающими предприятию более выгодное положение по сравнению с конкурентами, а также достижение стратегических и тактических целей.
Актуальность аутсорсинга смогли оценить многие владельцы как небольших, так и крупных компаний. Пользоваться услугами опытных профессионалов, которые систематически повышают свою квалификацию и всегда в курсе всех происходящих в законодательстве изменений, очень выгодно. Сменить аутсорсинговую компанию всегда легче, чем полностью переукомплектовать весь отдел. К тому же при смене сферы деятельности компании или уменьшении объемов производства не нужно беспокоиться о сокращении штата. Достаточно просто прекратить сотрудничество с аутсорсинговой компанией.
Целью курсовой работы является изучить аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности современного предприятия.
Согласно цели в работе поставлены следующие задачи
- рассмотреть аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности современного предприятий.
- провести анализ деятельности ООО «Тракресурс-регион».
Объект работы – предприятие ООО «Тракресурс-регион».
Предмет работы – аутсорсинг компании.
Существенный вклад в исследование проблем аутсорсинга внесли российские ученые Б. А. Аникин, Г. Л. Азоев, В. И. Данилин, Е. Г. Гинзбург, С. О. Календжян, Г. А. Морозов, С. И. Паринов, З. П. Румянцев, Д. Михайлов, И. Л. Рудая и др.
Методологической основой исследования темы данной работы являются методы анализа, сопоставления, синтеза и др.
Глава 1. Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности современного предприятий
1.1 Аутсорсинг: понятие, виды, достоинства и недостатки
Аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание (сорсинг) другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года) [1, с. 48]. Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.
Различают несколько видов аутсорсинга [2, с. 6]:
- В сфере IT- технологий
- в основном это программирование; разработка и сопровождение ПО; создание различных сайтов; настройка периферии: принтеры, мышки, сканеры.
- В сфере финансов — замена собственной финансовой деятельности компании услугами специалиста внешнего консультанта на договорной основе.
- В сфере маркетинга — предоставление организацией работ другой организации, специализирующейся в соответствующей области на выполнение конкретных функций.
- В сфере логистики — передача полных или частичных отдельных логистических функций или комплексных логистических бизнес-процессов внешней организации — аутсорсеру.
В качестве аутсорсера выступает реализующая узкое направление деятельности организация, которая является посредником (провайдер). Другими словами, деятельность логистических провайдеров — контрактная логистика [2, с. 7].
Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания. В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обслуживание электроустановок, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности. По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причём наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учёта. Статистика, собранная в 1997 году Американской ассоциацией менеджмента, показала, что уже тогда 20 % из числа 600 опрошенных фирм передали на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 80 % — часть административных функций. Когда речь идет об аутсорсинге, то имеется в виду передача непрофильных активов и процессов предприятия в управление внешним подрядчикам или аутсорсинг новым компаниям [12, с. 25]. Необходимая составляющая деятельности любого предприятия - это затраты не только на основной бизнес, но и на управление непрофильными активами, которые не приносят прибыли, но жизненно необходимы для нормальной работы любой компании. И чем крупнее предприятия, тем значительнее затраты, штат сотрудников, а также нагрузки на управленческий персонал, связанные с неосновной деятельностью.
Аналитическое агентство in4media/Forrester, регулярно проводящее исследования российского рынка аутсорсинга, провело опрос среди аутсорсеров и выявило следующее. Ключевой фактор, содействующим развитию IT-аутсорсинга, на который указали почти 30% опрошенных экспертов – стремление к сокращению издержек. Также 12,7% экспертов отметили повышение конкурентоспособности предприятий за счет фокусировки на основном бизнесе, а 11,5% – усложнение IT-процессов на предприятиях и, как следствие, невозможность содержать необходимый штат квалифицированных и дорогостоящих специалистов.
Среди негативных факторов выделяются два: почти 30% экспертов указали на недостаточную осведомленность заказчиков аутсорсинговых услуг, а около 26% – на не располагающую к аутсорсингу экономическую ситуацию в России в сочетании с общей незрелостью российского рынка. Также эксперты упоминали недоверие к поставщикам услуг, низкий уровень профессионализма некоторых поставщиков и, как следствие, слабая конкуренция [20, с. 711].
Владельцу бизнеса, решившему передать определенные бизнес-процессы на обслуживание подрядчиками, стоит учитывать, что внешний менеджмент обычно приносит выгоду, но всегда есть риск понесения потерь. Знания о достоинствах и недостатках услуги позволяют более точно оценить картину.
Получение результата от бизнес-процессов без управления ими. Выполнение важных функций передается подрядчикам. Поэтому необходимый корпоративный результат достигается внешними усилиями. Привлечение компетентных специалистов. Аутсорсеры являются профессионалами в своей области. Поэтому они как никто справляются с решением узкоспециализированных задач.
Экономия на трудовых ресурсах. Поскольку определенные бизнес-процессы передаются партнеру, компания избавляется от необходимости содержать собственных сотрудников для их ведения.
Экономия денежных ресурсов. Сокращение штата приводит к уменьшению совокупного фонда оплаты труда. Это, в свою очередь, обеспечивает снижение затрат на отчисления в социальные фонды и налоговые платежи.
Рост эффективности основной деятельности. Избавиться от выполнения непрофильных функций — значит, получить возможность сконцентрироваться на главном направлении и повысить его результативность.
Сохранение юридического статуса компании. Если не нанимать сотрудников в штат, а заменять их подрядчиками, то фирма удовлетворяет требованиям малого предприятия, даже при фактической работе в ней большого количества людей [25, с. 15].
Отсутствие расходов на кадровое делопроизводство. Аутсорсер самостоятельно подбирает персонал для выполнения доверенных ему функций. Поэтому клиент может быть уверен, что ведением бизнес-процессов занимаются профессионалы.
Отсутствие официальных трудовых отношений со специалистами. Хотя бухгалтера, юристы и другие сотрудники обслуживают компанию-заказчика, официально они работают у подрядчика.
Исключение споров и разногласий с персоналом. Если специалист чем-то недоволен, он может предъявлять претензии только своему работодателю. Клиент платит агентству за услуги и не занимается кадровым менеджментом.
Исключение проблем с государственными службами. Регулярные проверки персонала никак не затрагивают компанию: сотрудники официально оформлены в другой организации [4, с. 23].
Контрактная форма отношений. Партнерство между исполнителем и заказчиком оформляется договором. В нем прописываются все обязанности и ответственность сторон, а также важные нюансы сотрудничества.
Оплата за результат. Штатный сотрудник на ставке может попросту просиживать время «от звонка до звонка», выполняя минимум работы. Аутстаффер получает гонорар только за конкретный результат, необходимый компании.
Универсальность услуги. Под внешнее управление могут передаваться любые непрофильные функции. Ведение бухгалтерской, юридической деятельности, уборка помещений, оказание логистических услуг, кадровое делопроизводство — предприниматель доверяет партнерам любые задачи, если уверен в получении выгоды.
Минусы аутсорсинга [34]:
Риск некачественного решения задач. По собственным утверждениям подрядчик позиционирует себя как профессионала. Действительное же качество услуг можно оценить только после фактической работы.
Риск непонимания корпоративного стиля компании. По всем нормам подрядчик осуществляет работу правильно. Однако специфика предприятия часто связана с нюансами, которые необходимо четко прояснить партнеру.
Риск утечки информации. Условия конфиденциальности прописываются в договоре и официально закрепляются. И все же доказать причастность подрядчика к разглашению внутренней информации заказчика практически невозможно.
Зависимость от внешних исполнителей. Доверить выполнение определенных функций партнеру — значит, нарушить корпоративное единство компании. Если подрядчик не принесет нужный результат, предприятие несет убытки.
Отсутствие контроля над ведением делегированных бизнес-процессов. Поскольку решением задач занимается внештатный персонал, абсолютно прозрачно проследить за этапами их выполнения довольно сложно.
Неразвитая законодательная база по вопросам аутсорсинга. В России правовые нормы внешнего менеджмента полностью еще не сформированы. Поэтому разрешение возможных споров, включая судебные процессы, усложняется.
Риск банкротства подрядной организации. Агентство может обанкротиться, как и любая производственная компания. Это приведет к невыполнению делегированных функций и временному снижению эффективности предприятия-заказчика.
1. Аникин, Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - Инфра-М, 2007. – 320 с.
2. Аксенов, Е. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент / Е. Аксенов. - Москва: Наука, 2013. - 919 c.
3. Андерсон, Э. Аутсорсинг в продажах / Э. Андерсон. - Москва: ИЛ, 2016. - 407 c.
4. Аникин, Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 288 c.
5. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРМА-М, 2013. - 187 с.
6. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 466 с.
7. Василенко, Л. А. Аутсорсинг - инновационная кадровая технология государственной службы / Л.А. Василенко. - М.: Наука, 2012. - 216 c.
8. Календжян, С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний / С.О. Календжян. - М.: Дело, 2017. - 272 c.
9. Климовец, О.В. Интеграция России в мировое хозяйство через развитие международного кооперирования в форме стратегических альянсов. В сборнике: Россия: экономические проблемы в условиях глобализации сборник материалов I Международной научно-практической конференции. редколлегия: Е.Н. Криулина (ответственный редактор) и др. – 2005. С. 43–48.
10. Малютина, О. Н. Аутсорсинг в развитии делового партнерства / О.Н. Малютина, И.А. Москвина. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2012. - 240 c.
11. Одегов, Ю. Г. Аутсорсинг в управлении персоналом. Учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, Ю.В. Долженкова, С.В. Малинин. - М.: Юрайт, 2014. - 390 c.
12. Одегов, Ю. Г. Аутсорсинг в управлении персоналом. Учебник и практикум: моногр. / Ю.Г. Одегов, Ю.В. Долженкова, С.В. Малинин. - М.: Юрайт, 2015. - 390 c.
13. Рассел, Джесси Аутсорсинг бухгалтерии / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 167 c.
14. Сафарова, Е.И. Аутстаффинг, аутсорсинг, лизинг персонала: новые технологии в бизнесе / Е.И. Сафарова. - М.: ЭКСМО, 2010. - 343 с.
15. Хейвуд Дж. Брайан. Аутсорсинг: В поисках конкурентных преимуществ: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2014. - 174с.
16. Шадрин, В.Г. Аутсорсинг: управление процессами и формирование регионального центра: Автореф... канд. экон. наук. / В.Г. Шадрин. - Кемерово, 2006. – 22 с.
Печатная периодика
17. Клементс, С., Доннеллан, М. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора//Менеджмент// Практика менеджмента. 2016. - С. 120–150. Логистика сегодня. 2012. Вып. - № 1. - С. 2–6.
18. Климовец, О.В. Характерные особенности развития нефтегазового сектора мировой экономики // Фундаментальные исследования. – 2015. № 11-2. С. 369–374.
19. Климовец, М.В. Интеграция аутсорсинга в существующую модель бизнеса // Вестник ИМСИТ. – 2015. № 1 (61). -С. 23.
20. Климовец, М.В. Сущность и причины развития международного производственного аутсорсинга в мировой экономике // Экономика устойчивого развития. – 2015. № 2 (22). -С. 127–131.
21. Климовец, О.В. ТНК России // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. № 5. -С. 118–119.
22. Климовец, М.В. Аутсорсинг как новая форма международного разделения труда // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. № 11-1. -С. 29–30.
23. Климовец, М.В. Методологические основы классификации аутсорсинга в международном бизнесе / М.В. Климовец // Международный журнал экспериментального образования. –2015. № 3-3. -С. 386–387.
24. Коротун, А. С. Использование аутсорсинга в современном бизнесе / А. С.Коротун, А. И. Булатова // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. - С. 129-131.
25. Курсова, Ю. Аутсорсинг в системе маркетинга / Ю. Курсова // Маркетинг в России и за Рубежом. 2015. - С. 15
26. Митрофанова, Е. Как оптимизировать бизнес-модель компании / Е. Митрофанова // Финансовый директор. 2005. № 7-8. - С. 25-32.
27. Мухина, И.С. Анализ существующих подходов к оценке эффективности использования аутсорсинга / И.С. Мухина // Корпоративное управление. 2008. № 6. - С. 111-114.
28. Нагоев, А. В. Методика управления комплексом информатизации аутсорсингово автотранспортного предприятия / А. В. Нагоев // КубГАУ. 2010. - № 61(07). - С. 1–4.
29. Плохих, Ю. В. Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг / Ю. В. Плохих, М. Е. Губич // Молодой ученый. — 2015. - № 9. - С. 684–686.
30. Хорев, М. А. Аутсорсинг — новый системно-организационный подход возрождения производственной кооперации / М. А. Хорев // Фундаментальные исследования. 2008. -№ 12. – с. 45-53
31. Широкова, А. В. Особенности современного аутсорсинга в логистике / А. В. Широкова // Известия Тульского государственного университета. 2014. - № 3–1. - С. 320–323.
32. Шеховцов, Н.Н. Основные направления развития государственно-частного партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики / Н.Н. Шеховцов, О.В. Климовец // Креативная экономика. –2015. Т. 9. № 6. - С. 711–720
Электронные ресурсы
33. Вайнштейн, В. Российский аутсорсинг в зеркале мирового опыта / В. Вайнштейн. - http://www.cio-world.ru.
34. Очнев В.В., Нуждин Р.В. Развитие сбалансированных технологий менеджмента на основе инструментов аутсорсинга // Сайт Центра исследований региональной экономики (ЦИРЭ) - http://www.lerc.ru.
35. Стрелкова Н. Использование аутсорсинга российскими компаниями // https://moluch.ru/archive/117/30296/