Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
1.1 Понятие, цели и роль бизнес планирования в деятельности
хозяйствующего субъекта
1.2 Условия и этапы процесса бизнес-планирования на предприятии
1.3 Основные подходы к бизнес-планированию и его особенности
в деятельности различных хозяйствующих субъектах
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «КУРСК МОЛОКО»
2.1 Экспресс-анализ деятельности предприятия
2.2 Процедура бизнес-планирования и последовательность составления бизнес-плана предприятия
2.3 Характеристика основных составляющих эффективность бизнес-планирования хозяйствующего субъекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Активизация бизнес-деятельности способствует подъему и дальнейшему развитию экономики. Организационное обеспечение управления бизнес-процессами является важнейшим звеном экономической политики, обеспечения инвестиционной привлекательности, как в целом государства, так и отдельных регионов и хозяйствующих субъектов.
Центральной функцией управления предприятием является планирование и ее современный элемент – бизнес-планирование. Бизнес-планирование как функция управления оказывает значительное влияние как на качественность управления предприятием, так и на качественность его инвестиционной деятельности.
Основными субъектами экономической деятельности являются хозяйствующие субъекты, в качестве которых могут выступать инвесторы, а также предприятия, заинтересованные в привлечении капитала для реконструкции уже существующих производств или строительства новых.
В качестве основного документа управления, используемого в текущей деятельности любого предприятия, используется бизнес-план. В этой связи является актуальным рассмотрение методики, технологии и организации бизнес-планирования и выработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса.
Объектом исследования является ООО «Курск-молоко».
Предметом исследования являются методы, подходы и инструменты разработки бизнес-плана.
Актуальность проблемы определяет цель исследования, которая состоит в обосновании и разработке научно-практических методов и организационно-экономического механизма деятельности хозяйствующего субъекта региона в области бизнес-планирования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать отечественный и зарубежный опыт оценки разделов бизнес-планирования;
2. Рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана;
3. Рассмотреть сущность бизнес-плана;
4. Провести анализ основных экономических показателей деятельности - ООО «Курск-молоко»;
5. Разработать бизнес-план развития производства на предприятии ООО «Курск-молоко».
Степень разработанности проблемы. Актуальные вопросы, связанные с изучением проблем качества бизнес-планирования нашли свое отражение в трудах ученых, внесших весомый вклад в разработку проблем качества процессов управления и планирования. Среди них можно выделить известных отечественных ученых Б.А. Райзберга, Л.С. Пекарского и других авторов. Методические вопросы проведения процессов планирования были широко освещены в работах В. Беренса, В.Г. Маниловского, А.Б. Идрисова, Т.Н. Карповой, В.М. Попова, В.В. Шеремета и других авторов.
Общетеоретическую и методологическую основу исследования составили положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых экономистов в области бизнес-планирования, бухгалтерского и управленческого учета, теории управления и организации отдельных инвестиционных проектов в целом.
Методологическая обработка исходных данных проводилась с помощью общенаучных приемов анализа и синтеза; специфических методов исследования (монографического, абстрактно-логического); методов причинно-следственных связей, системного подхода и экономико-математического инструментария.
Практическая значимость работы. Теоретические выводы, методические разработки и практические результаты научного исследования могут быть использованы отдельными хозяйствующими предприятиями для формирования оптимальной информационной среды, увязывающей все информационные компоненты современного управления, и позволяют построить на предприятии эффективную систему управления экономической деятельностью, основанной на внедрении и сопровождении на предприятии стандарта по бизнес-планированию.
Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
1.1 Понятие, цели и роль бизнес планирования в деятельности хозяйствующего субъекта
Каждое предприятие нуждается в планировании: спланировать создание и развитие своей предпринимательской инициативы — это в первую очередь суметь верно провести оценку возможности, объемы производимого товара и его конкурентоспособность.
Бизнес-планирование- это инструмент разработки и реализации проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.
В экономике предпринимательского типа бизнес-планирование является рабочей технологией планирования как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы организации.
Можно рассматривать бизнес-планирование как:
а) процедуру по реализации предпринимательской деятельности, которая используется в контексте создания новых предприятий и осуществления отдельных новых проектов в рамках действующего предприятия;
б) элемент систем внутрифирменного планирования действующего предприятия.
Принципы планирования:
1) принцип необходимости – обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности (ресурсы – ГП);
2) принцип единства – предусматривает разработку сводного/единого плана развития с определением общих экономических и социальных целей, на основе которого определяются задачи для подразделений и задания для отдельных работников;
3) принцип непрерывности – процесс планирования осуществляется постоянно, без перерывов (на смену одному плану приходит другой);
4) принцип гибкости – мониторинг и корректировка по результатам установленных плановых показателей (целей) и постоянное координирование деятельности подразделений. Гибкость планов обеспечивается планированием резервов на случай неблагоприятных изменений внешней среды.
5) принцип точности – план составляется с определенной степенью точности (детализирование целей и задач), достигается путем распределения качественных показателей на количественные составляющие.
Объектами бизнес-планирования являются организация и ее отдельные бизнес-процессы. Предметом является технология создания бизнес-плана, представляющего собой описание в краткой форме целей предполагаемого бизнеса или отдельного проекта, а также условий и способов их реализации.
Основной целью бизнес-планирования является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Задачами бизнес планирования являются:
1) Определение конкретных направлений деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;
2) формулировка долговременных и краткосрочных целей, стратегии и тактики их достижения;
3) выбор состава товаров и услуг, их показателей, оценка производственных и торговых издержек по их созданию и реализации;
4) определение состава маркетинговых мероприятий организации по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
5) оценка финансового положения организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
6) предвидение трудностей, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Таким образом, бизнес-планирование- это процесс обработки информации, сутью которого является определение целей, задач, перспектив развития, анализ способов реализации новых проектов, оценка потенциальной прибыли и рисков компании.
Каждый руководитель, в процессе своей деятельности, должен чётко представлять потребности различных материальных и иных ресурсов, искать источники их получения и возможности их грамотного распределения. Только чётко проработанный бизнес-план, с грамотной стратегией его реализации сможет привлечь инвесторов в коммерческий проект и дать толчок развитию организации. Стоит так же отметить, что для выхода из кризисной ситуации на предприятии, в сегменте экономики и даже на уровне макроэкономики стоит применять метод планирования только с учётом системного подхода.
1. Алиев, В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert / В.С. Алиев. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 893 c.
2. Баринов, В. А. Бизнес-планирование. Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 272 c.
3. Бекетова, О. Н. Бизнес-планирование. Конспект лекций / О.Н. Бекетова, В.И. Найденков. - М.: Эксмо, 2018. - 160 c.
4. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства / М.В. Виноградова и др. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 280 c.
5. Бизнес-планирование. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. - 304 c.
6. Бизнес-планирование. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, 2017. - 970 c.
7. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2018. - 224 c.
8. Волков, А. С. Бизнес-планирование / А.С. Волков, А.А. Марченко. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 870 c.
9. Гайнутдинов, Э. М. Бизнес-планирование / Э.М. Гайнутдинов, Л.И. Поддерегина. - М.: Вышэйшая школа, 2017. - 208 c.
10. Глущенко, И. И. Планирование в управленческом учете / И.И. Глущенко. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 510 c.
11. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин. - М.: Высшее образование, 2018. - 640 c.
12. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии. Учебник и практикум / В.А. Горемыкин. - М.: Юрайт, 2016. - 858 c.
13. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин. - М.: Юрайт, 2018. - 509 c.
14. Жариков, В. Д. Основы бизнес-планирования в организации. Учебное пособие / В.Д. Жариков, В.В. Жариков, В.В. Безпалов. - М.: КноРус, 2016. - 200 c.
15. Зелль, Аксель Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов / Аксель Зелль. - М.: Ось-89, 2015. - 240 c.
16. Карминский, А. М. Информационно-аналитическая составляющая бизнеса / А.М. Карминский. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 272 c.
17. Логинова, Н. А. Планирование на предприятии транспорта / Н.А. Логинова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 320 c.
18. Лопарева, А. М. Бизнес-планирование / А.М. Лопарева. - М.: Форум, 2015. - 176 c.
19. Минько, Э. В. Методы прогнозирования и исследования операций / Э.В. Минько, А.Э. Минько. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2016. - 480 c.
20. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - М.: Форум, 2016. - 288 c.
21. Одинцова, Л. А. Планирование на предприятии / Л.А. Одинцова. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
22. Орлова, Е. Р. Бизнес-план. Методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. - М.: Омега-Л, 2015. - 160 c.
23. Панибратов, Ю. П. Муниципальное управление и социальное планирование в строительстве / Ю.П. Панибратов, А.Н. Ларионов, Ю.В. Иванова. - М.: Academia, 2017. - 256 c.
24. Планирование деятельности на предприятии. - М.: Юрайт, 2015. - 352 c.
25. Планирование на предприятии. Шпаргалка. - М.: РИОР, 2017. - 144 c.
26. Романова, М. В. Бизнес-планирование. Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: Инфра-М, Форум, 2015. - 240 c.
27. Севастьянова, С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства / С.А. Севастьянова. - М.: КноРус, 2016. - 256 c.
28. Слиньков, В. Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. Практические рекомендации / В.Н. Слиньков. - М.: Дакор, КНТ, 2018. - 384 c.
29. Феликс, Шарков Массовые коммуникации и медиапланирование / Шарков Феликс. - М.: Альфа-пресс, 2016. - 260 c.
30. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / Под редакцией А.Н. Соломатина. - М.: Питер, 2018. - 560 c.