Любое рыночное предприятие, особенно – производственное, одной из своих главных задач для достижения цели (повышения прибыльности деятельности) ставит снижение неэффективных затрат. Сегодня этой цели служит одна из молодых, но заслуженно пользующихся уважением и доверием наук - логистика. Именно с ее помощью можно решить большинство проблем, которые ставили в тупик многих специалистов из-за необходимости учета множества влияющих факторов, многих неопределенных позиций или приблизительных данных.
Актуальность темы исследования обусловлена повышением значимости в современных условиях деятельности дистрибуторских компаний товаров потребительского рынка, как основных участников каналов распределения товаров на этапе: производитель – потребитель. В условиях возросшей конкуренции на рынке дистрибуторских услуг, возникает необходимость предоставления качественных услуг для участников данного рынка, а, так же для получения наибольшей прибыли для самой компании. Показатели качества в первую очередь связаны со скоростью доставки товаров.
Цель работы – совершенствование дистрибьюторской деятельности компании ООО «Алиди».
В качестве объекта исследования рассматривается компания ООО «Алиди»
Предмет исследований – процесс оказания дистрибьюторских услуг клиентам.
Необходимо решить следующие задачи:
-ознакомиться с характеристикой компании ООО «Алиди»; выделить компанию во внешней среде; ознакомиться с компанией в цифрах; рассмотреть организационную и производственную структуру компании; указать основные бизнес-процессы;
-выявить проблемы в деятельности компании ООО «Алиди»; обозначить причины рассматриваемых проблем;
-Разработать предложения, для решения имеющейся проблемы; разработать мотивационный механизм для водителей-экспедиторов;
-рассчитать экономическую составляющую;
-ознакомиться с безопасностью и экологичностью в компании ООО «Алиди»
1. Анализ деятельности ООО «Алиди»
1.1 Характеристика компании
Общество с ограниченной ответственностью компания ООО «Алиди» основано в 1992 году в Нижнем Новгороде. ООО «Алиди» является ведущим оператором по оказанию услуг логистики и дистрибьюции в России. География деятельности этой компании сегодня охватывает филиалы в 21 городе Российской Федерации, а также два зарубежных направления – Белоруссия и Кения.
Компания ООО «Алиди» является дистрибьютором №1 и одним из крупнейших поставщиков в торговые сети продукции известных международных производителей:
- Procter&Gamble;
- Nestle и Nestle Purina;
- MARS и Wrigley;
Помимо дистрибуции, ООО «Алиди» оказывает логистические услуги, занимается импортом товаров и предоставляет своим партнерам полный цикл рекламно-маркетинговых услуг.
На сегодняшний день в составе ООО «Алиди» 32 филиала, 29 складов в России, Беларуси, Казахстане
В ООО «Алиди» работает 6 600 квалифицированных сотрудников, из которых 1200 человек – торговые представители.
Годовой оборот ООО «Алиди» в 2016 году составил 39,9 млрд. рублей.
Площадь складских помещений ООО «Алиди» составляет 134 000 м.2
На рисунке 1 представлены складские помещения ООО «Алиди» в Нижнем Новогороде
Рисунок 1- Складские помещения ООО «Алиди» в Нижнем Новгороде
ООО «Алиди» является постоянным участником отраслевых рейтингов, а результаты деятельности компании получают высокие оценки бизнес-сообщества. Так, ООО «Алиди» входит в ТОП-5 крупнейших логистических операторов России (EALA) и ТОП-200 крупнейших частных компаний России (Forbes).
Эксперты в области рекрутмента положительно оценивают кадровую политику ООО «Алиди» и условия работы в компании: ООО «Алиди» входит в ТОП-15 лучших работодателей России по версии HeadHunter, а в 2015 году портал Superjob включил ООО «Алиди» в число наиболее привлекательных работодателей.
Руководство организации провозглашает следующее ее стратегическое преимущество перед конкурентами: ООО «Алиди» может предложить партнеру полный комплекс услуг по доведению товара до конечного (от склада до точек продаж) потребителя. На предприятии внедрены современные системы интеллектуального управления складом, спутниковая система контроля и учета транспорта и система мобильной торговли. Таким образом, компания ООО «Алиди» обеспечивает предоставление логистических и дистрибьюторских услуг высокого качества. Высокая репутация организации подтверждается доверием ведущих мировых производителей.
В 2000 году компания начинает работу с компанией «Nestle».
К 2003 году ООО «Алиди» открывает 10 филиалов в России.
В 2005 году ООО «Алиди» открывает в Нижнем Новгороде логистический центр класса А (наивысший), тем самым осуществив выход на рынок контрактной логистики. Далее последовало заключение контрактов с такими крупными зарубежными и российскими компаниями как «Wrigley», «М.Видео», «Mars».
В 2006 году ООО «Алиди» приобретает ЗАО «Союз Квадро»- дистрибьютора P&G в СЗФО.
К 2008 году в структуре ООО «Алиди» 20 филиалов в России.
Кроме того, в 2011 году ООО «Алиди» выходит на международный уровень – в республику Беларусь с контрактами «Procter and Gamble»
Филиал ООО «Алиди» в Москве был открыт в 2011 году. В настоящее время компания осуществляет дистрибуцию продукции Nestle Purina, Wrigley, MacCoffee, Froneri, Синергетик, ТД Дар, товаров для животных, кондитерских изделий на территории Москвы и Московской области. В Москве располагается департамент по продвижению продукции, в зону ответственности которого входит рекламно-маркетинговое сопровождение дистрибьюторских контрактов.
Площадь складских помещений ООО «Алиди» в Московской области составляет 65 000 м2.
В 2013 году компания начинает операции в Кении с дистрибьюторскими контрактами «Nestle».
В 2015 году ООО «Алиди» насчитывает 28 филиалов в России.
Также в 2015 году ООО «Алиди» одерживает победу в тендере на оказание услуг корпоративного консультирования по продукции P&G в 112 городах РФ.
В 2016 году происходит открытие филиала ООО «Алиди» в Казахстане.
Таким образом, сегодня группа компаний ООО «Алиди» - это крупная международная компания. Деятельность компании разделена на четыре дивизиона:
1.Вест (представляет зарубежные филиалы компании в Республике Беларусь и Кении);
2.Норд (включает 11 филиалов, крупнейший из которых находится в Санкт-Петербурге);
3.Центр (включает 9 филиалов с Нижегородским во главе);
4.Москва (филиал в Московской области).
Успешность и эффективность деятельности ООО «Алиди» подтверждают многочисленные победы и награды. Так, среди последних достижений компании можно отметить победу в номинации «Национальный логистический оператор сетей» в 2011 году, а также компания четвертый год подряд стала лидером рынка по мнению рейтинга «Логистический оператор России 2011». Кроме того, по итогам 2011-2012 годов Компания АЛИДИ входит в число лучших работодателей России (Топ-10) и традиционно занимает лидирующие позиции в Топ-15 рядом с такими компаниями как «Google», «Microsoft», «Газпром нефть», «Coca-Cola Hellenic», «PepsiCo». Также ООО «Алиди» по результатам работы с порталом «Superjob» в 2011 году была признана «Привлекательным работодателем-2011».
В 2017 году компания ООО «Алиди» значительно расширила географию своей деятельности, открыв в октябре новые филиалы в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан, в Чувашской республике, в Республике Марий Эл и в Кировской области. На территории этих регионов компания является эксклюзивным дистрибьютором компании Nestle. В январе 2017 года был также открыт филиал в Твери, где АЛИДИ осуществляет дистрибуцию продукции Mars и Wrigley.
В рамках существующей филиальной сети в 2017 году были открыты следующие направления:
- дистрибуция продукции Wrigley в Республике Карелия, в Тверской, Псковской, Новгородской областях
- дистрибуция продукции кондитерской фабрики «Славянка» в Санкт-Петербурге
- дистрибуция по контракту Nestle Waters на территории Европейской и Азиатской части России (районы Северо-Западный, Центральный, Урал, Сибирь и Дальний Восток)
- развитие программ консультирования на территории Республики Казахстан.
1.2 Предприятие во внешней среде
В современной экономике большинство компаний представ¬ляют собой открытую систему, то есть происходит непрерывное взаимодействие между компанией и окружающей ее внешней средой.
Во внешнюю среду ООО «Алиди» входят: поставщики, клиенты (потребители), конкуренты.
Клиентами ООО «Алиди» являются мировые и российские производители, а также предприятия розничной торговли. Компания ведет операции в 21 регионе Российской Федерации, Республике Беларусь. Линейка продуктов дистрибуции включает в себя косметику, бытовую химию, напитки, продукты питания, непродовольственные товары, алкогольную продукцию. ООО «Алиди» осуществляет эксклюзивный импорт профессиональной продукции для стирки и уборки Procter & Gamble (Германия, Чешская Республика) и Dr.Schnell (Германия), а также является эксклюзивным импортером спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции производства компании Procter & Gamble торговых марок Old Spice, Pantene Pro-V, Braun, Oral-B, Gillette, Secret, Wella, Londa (Германия, Польша, Великобритания, США). В активе ООО «Алиди» - опыт импортных операций и современные логистические мощности.
Логистическая компания ООО «Алиди» позиционирует себя как 3PL оператор: компания предлагает широкий спектр логистических операций в 21 городе Российской Федерации, в том числе на складских комплексах класса «А» в Московском регионе, в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Конкурентами ООО «Алиди» являются компании: ООО «Гермес», торговый дом «ВКТ», ТК ОО «ПрофиТранс», ТК ООО «Рустранс-Авто», ТК «ТопЛайнТранс», ТК ООО «РефАвтоТранс», ТК «ПЭК», ТК «Вираж» и др.
В текущем периоде из-за кризисного положения многие покупатели уменьшают свои расходы, в особенности на товары «непервой необходимости». Поэтому сейчас возникла проблема уменьшения клиентской базы. И если крупные покупатели (крупные торговые сети) просто уменьшают объемы закупок товара, то многие розничные точки просто прекращают свою деятельность. Все это в совокупности ведет к уменьшению прибыли организации. А это ведет к уменьшению затрат, в том числе и на персонал.
На региональном рынке ООО «Алиди» является дистрибьютером продукции «P&G», поэтому её клиентами являются розничные магазины бытовой химии, аптеки и крупные супермаркеты.
Исследуем основные показатели, характеризующие уровень конкурентоспособности предприятия.
1.Качество товаров и услуг. Все товары ООО «Алиди» являются высококачественными, некоторые виды товаров являются лидерами по качеству во всем мире, например, бритвенные системы Gillette.
2.Цена товаров и услуг. Цены товаров ООО «Алиди» ниже цен товаров-конкурентов с таким же качеством.
3.Уровень квалификации персонала. В ООО «Алиди» существует отдел по работе с персоналом, который тщательно следит за квалификацией персонала, поэтому все работники организации являются профессионалами.
4.Технологический уровень деятельности ООО «Алиди» высокий. Торговые представители фиксируют заказы с помощью карманных компьютеров и отправляют их в офис через Интернет. Затем заказы по внутренней сети отправляются на склад, где рабочие загружают товары в автомобили. Экспедиторы доставляют заказанные товары в этот же день или следующим утром. Таким образом, новейшие технологические инструменты помогают ООО «Алиди» обслуживать своих клиентов с высокой скоростью.
5.В последнее время уровень жизни граждан России растет, и покупатели больше смотрят на качество товара, цена же играет второстепенную роль при выборе товара. В этих условиях ООО «Алиди» предлагает те товары, которые пользуются большим спросом у населения, и является конкурентоспособной организацией.
1.3 Компания в цифра
Одним из главных проектов 2016 года для компании ООО «Алиди» стало начало операций в новой стране, в Казахстане. С мая 2016 года, ООО «Алиди» является эксклюзивным дистрибьютором товаров компаний Mars и Wrigley в Алматинской области. Филиал ООО «Алиди» в Казахстане насчитывает 400 сотрудников, 200 из которых работают торговыми представителями, в покрытие компании входит 9000 торговых точек.
В 2016 году, компания ООО «Алиди» заключила ряд крупных дистрибьюторских контрактов:
-с компанией Mars в городах Ярославль, Кострома, Псков, Великий Новгород
-с компанией Wrigley в Ярославской области, расширение покрытия в Московской области
-с компанией «Славянка» в Санкт-Петербурге, поставки в федеральные сети на территории России
-с компанией Food Empire на дистрибуцию продукции MacCoffee в Москве и Нижнем Новгороде
В ноябре АЛИДИ одержала победу в тендере по дистрибуции продукции компании Nestle Waters (производитель известных торговых марок питьевой воды, среди которых Perrier, Vittel, San Pellegrinо). Старт операций состоялся в 2017 году.
В 2016 году в компании было открыто новое направление – ООО «Алиди» Professional, занимающееся поставкой продуктов на предприятия общественного питания (HoReCa). Сегодня ООО «Алиди» Professional работает в Санкт-Петербурге в Великом Новгороде, Пскове, Петрозаводске