ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие корпоративной социальной ответственности
1.2 Виды корпоративной социальной ответственности
1.3 Принципы формирования корпоративной социальной ответственности
2.ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ
2.1. Способы оценки изменений финансовых показателей в связи с социальной активностью
2.2. Показатели окупаемости и эффективности корпоративной социальной ответственности российских компаний
2.3. Подходы к социальной ответственности российских компаний
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
3.1 Отношения с партнерами
3.2 Отношения с сотрудниками
3.3 Отношения с потребителями
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования определяется возросшим вниманием общественности к деятельности компаний в области социальных и экологических мер. В последнее время в мире происходят изменения, которые требуют более высокого уровня адаптированности производства к социальным переменам. В связи с этим переосмысливаются теоретические основы менеджмента и его инструментария.
Важность измерения уровня корпоративной социальной ответственности определяется, прежде всего, необходимостью проверки заявлений компаний о реализации в своей деятельности принципов корпоративной социальной ответственности (КСО). Так как социально ответственные организации в современных условиях имеют конкурентные преимущества, достоверность подобных заявлений должна проверяться со всей строгостью.
Значимость количественной оценки уровня КСО предприятий определяется тем, что российские компании лишь недавно стали применять эту концепцию в своей деятельности. Зарубежные организации имеют более двадцатилетнюю практику в области КСО, включающую, в том числе, выпуски социальных (нефинансовых отчетов), участие в социальных рейтингах, а так же методики оценки и проверки обнародованных данных заинтересованными сторонами. Российские же компании еще не имеют достаточного опыта взаимодействия с заинтересованными сторонами и, к сожалению, большинство предприятий практически не занимается измерением уровня КСО.
Целью данной работы является изучение корпоративной социальная ответственность, его роли в создании положительного имиджа и деловой репутации компании.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотрение понятия корпоративной социальной ответственности;
- описание видов корпоративной социальной ответственности;
- изучение принципов формирования корпоративной социальной ответственности;
- изложение способов оценки изменений финансовых показателей в связи с социальной активностью;
- рассмотрение показателей окупаемости и эффективности корпоративной социальной ответственности российских компаний;
- оценка подходов к социальной ответственности российских компаний;
- анализ путей повышения социальной ответственности.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие корпоративной социальной ответственности
Все типы ответственности проявляются не только не только во внутренней организации менеджмента, но и во взаимоотношениях организации и общества, которые имеют большое значение в развитии того и другого.
В современных условиях решающую роль играет социальная ответственность корпорации. По мере развития производства, научно технического процесса, урбанизации жизни возникают и обостряются новые, чрезвычайно сложные проблемы: экологические, социально-экономические, технические, информационные и т.д. От комплексного решения этих проблем зависит будущее цивилизации. Но решение их в значительной мере определяется деятельностью современных корпораций, их ответственностью перед обществом и будущим. Вот почему проблема корпоративной социальной ответственности сегодня становится центральной проблемой менеджмента.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – реализация интересов компании (корпорации) посредством обеспечения социального развития её коллектива и активного участия компании в развитии общества.
Понятие КСО включает:
- ответственность организации перед партнёрами;
- социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции и услуг;
- корпоративное развитие – проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей высшего менеджмента компании, персонала и общественных организаций;
- здоровье и безопасность персонала на рабочем месте;
- ответственную политику в отношении работников, управление развитием персонала;
- экологическую ответственность, экологическую политику и использование природных ресурсов;
- взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
- ответственность организации перед обществом в целом.
Корпоративная социальная ответственность в отличии от правовой подразумевает определённый уровень добровольного стремления выделять финансовые и материальные ресурсы на решение социальных проблем со стороны менеджмента организации.
В российском менеджменте всё больше увеличивается число участников, которые считают что социальная ответственность перед собственным персоналом и перед обществом не чтото исключительное, порождаемое лишь особыми обстоятельствами, а норма, вытекающая из самой сущности деятельности организации.
Объектами КСО являются: экология, демография, безопасность, здоровье, образование, культура, наука, информация, отдых. Эти области развития человека нуждаются в поддержке со стороны бизнеса, поддержке прежде всего экономической, а также политической, организационной.
Для построения системы ответственности с учётом её разнообразия необходимо знать характеристики ответственности в полном их составе и объёме.
Ответственность обладает следующими характеристиками:
Типологическая принадлежность ответственности – проявляется в сочетании различных типов, а не только к одному из вышеперечисленных.
Мера ответственности – отражает степень порицания, поощрения, силу наказания или одобрения результатов работы. Здесь необходимо иметь в виду, что ответственность в менеджменте выступает не только как фактор сдерживания или ограничения, но и как фактор мотивации. Действенность этих фактов определяется и типом, и мерой ответственности.
Адресность – кому ответственность предназначена, кто и должен её учитывать.
Организационная форма реализации – закрепляется в положениях, инструкциях, договорах, контрактах и т.д.
Условный характер – может действовать при определённых условиях, установленных заранее.
Источник реализации. Для внутренней организации деятельности – это уровень системы менеджмента, в соответствии с распределением полномочий. Для внешних отношений – организации, указанные в контракте или договоре, а также государственные органы регулирования.
Временные характеристики. Всегда существует время её наступления и реализации. Более того, ответственность может изменяться во времени – ослабевать или усугубляться. Это может происходить при изменении ситуации, условий, потребностей, организационных положений.
1. Анкудинов А. Б. Политика корпоративной социальной ответственности в контексте стратегического управления российскими компания-ми. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика [Текст]/ Анкудинов А. Б., Яровинская М. С. // в сборнике: Мате-риалы всероссийской научно-практической конференции, посвящен-ной 80-летнему юбилею ВЗФЭИ. - Уфа, 2015. – 148 с.
2. Бехар Г., Голдстайн Дж. Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. - 194 c.
3. Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособно-сти предприятий [Текст] / Воронов Д.С.// Проблемы обеспечения безопасного развития современного общества: сборник трудов. В 2 ч. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ. Часть II, 2016. - С. 199-206
4. Воронов Д. С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции [Текст] / Воронов Д.С.// Со-временная конкуренция. – 2018. - № 1. – С. 39- 53.
5. Доклад о социальных инвестициях в России / Под ред. Ю.Е. Благова, С.Е. Литовченко, Е.А. Ивановой. - М.: Ассоциация менеджеров, 2015. – 92 с.
6. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. Научно-практическое пособие. – М.: Дело, 2015. - 224 c.
7. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия биз-еса: учеб. пособие. - М.: Внешэкономбанк, 2015 .– 56 с.
8. Корпоративная социальная ответственность. Учебник и практикум для академических бакалавров / Под. ред. В.В. Горфинкеля, Н.В. Родионовой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 570 с.
9. Корпоративная социальная ответственность / Под ред. И. А. Иваницкой. – М.: Юрайт, 2015. - 570 c.
10. Криворотов В. В. Повышение конкурентоспособности современных российских территориально-производственных комплексов [Текст] / Криворотов В. В., Калина А. В., Матвеева Т. В., Байраншин А. Ю. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. – 262 с.
11. Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответственность. [Текст]/ Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. - Москва: Дашков и Ко, 2015. – 195 с.
12. Леффлер И.; Кейлиш Л. Больше добра – больше прибыли. Как создать крупный бизнес, не забывая о социальной ответственности. – М.: МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР ООО, 2016. - 256 c.
13. Матвеева Т.В. Оценки стратегии развития компании [Текст] / Машкова Н.В., Бутко Г.П.// Фундаментальные и прикладные исследования высоких технологий в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, культурологи, языкознании, природопользовании, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, информатике, 30-31 января 2016 г., г.Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2016- 162 с.
14. Муругова В.В. Концепция формирования социальной ответственности корпораций. – М.: Гидрарики, 2016. – 128 с.
15. Никитина Л. М., Борзаков Д. В. Корпоративная социальная ответственность. – М.: Феникс, 2015. - 445 c.
16. Раменская Л.А. Корпоративная социальная ответственность как фак-тор конкурентоспособности бизнеса [Текст] / Раменская Л.А., Матве-ева Я.А., Машков К.А., Корсунов П.П. // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение.- 2018. - № 4. - С. 98-109.
17. Российский союз промышленников и предпринимателей. Комплекс индексов корпоративной социальной ответственности и отчетности. - М. 2015. – 26 c.
18. Рассел Дж. Корпоративная социальная ответственность. – М.: VSD, 2016. - 272 c.
19. Тульчинский Г. Л. Корпоративная социальная ответственность. Технологии и оценка эффективности. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. - 338 c.