Актуальность исследования: профессиональная деятельность - неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.
Основой любой современной организации являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит от эффективности управления персоналом и в частности от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала. Но даже лучшая система подбора не способна обеспечить должный результат, если не уделить достаточно внимания вопросу адаптации новых сотрудников.
Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими.
Профессиональную адаптацию специалистов можно определить, как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы.
Психологи отмечают, что становление человека как профессионала непосредственно связано с его развитием как личности. С одной стороны, индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут, как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей - активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации.
С другой стороны, профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например, на формирование самооценки, самоотношения и т. д. Профессиональное становление предполагает появление у личности специалиста новых качеств и свойств, либо развитие имевшихся задатков.
Проблема адаптации представляет собой сложнейший вопрос, который рассматривают различные научные отрасли, в связи с тем, что эта проблема всегда актуальна. Вопрос адаптации многогранен и варьируется на всевозможных уровнях системы «социального» и «несоциального» (молекулярного, индивидуального, макро-, микро- и др.) практически все основные психологические школы внесли свою лепту в исследование адаптации. Сущность, функции адаптации специфически рассматривались в рамках психоаналитического направления (Г. Гартманн, А. Фрейд, А. Адлер), необихевиоризма (Г. Айзенк, Р. Хэнки), интеракционизма (Л.Филлипс), когнитивной (Ж. Пиаже), гештальтпсихологии (Ф. Перле) и др.
Адаптация персонала различных организаций или трудового коллектива изучалась отечественными учеными и представлена в научных трудах Т.Ю. Базарова, М.П. Будякиной, А.А. Русалиновой, Н.В. Володиной, Т.С. Кабаченко, А.Я. Кибанова, Р.А. Кузьминой, М.О. Латуха, Е.А. Луцко, Н.Г. Панферовой, Л.Г. Почебут, А.А. Бородко, А.Л. Свенцицкого, В.В. Цалобанова, В.А. Спивака и др. В них феномен рассматривается как многоуровневый, динамичный процесс, имеющий свою структуру, последовательность и особенности протекания, которые связанны с определенной перестройкой личности в рамках включения в новые организационные отношения. В итоге, этот процесс нацелен, во-первых, на получение определенного экономического и социального результата, и, во-вторых, ограничен временным интервалом, по истечении которого ожидаемый эффект должен быть достигнут.
Таким образом, к настоящему моменту в психологическом знании сложилось противоречие между высокой значимостью изучения проблемы социально-психологической адаптации молодых сотрудников на предприятии и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в профессиональной деятельности практического психолога.
Проблема исследования: каковы возможности психологического обеспечения адаптации молодых сотрудников строительных компаний к трудовому коллективу.
Цель исследования: на основе изучения теоретических основ психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых сотрудников к трудовому коллективу разработать и апробировать программу психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу.
Объект исследования: профессиональная деятельность практического психолога в организации.
Предмет исследования: психологическое обеспечение социально-психологической адаптации к трудовому коллективу молодых специалистов строительных компаний.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования сформулирована гипотеза исследования, согласно которой программа психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу будет эффективна при условии разработки и использования в работе практического психолога организации с молодыми сотрудниками программы психологического обеспечения социально-психологической адаптации к трудовому коллективу, направленной на: освоение эффективных навыков конструктивных межличностных отношений, сплочение трудового коллектива, снижение личностной тревожности молодых сотрудников, формирование адекватной самооценки, повышение мотивации молодых сотрудников к работе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы социально-психологической адаптации личности в современном психологическом знании и рассмотреть причины и факторы, влияющие на успешность социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу;
2. Проанализировать возможности психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу;
3. Проанализировать систему работы ООО «Трас-сервис» по социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу и на основе полученных данных разработать и апробировать программу психологического обеспечения социально-психологической адаптации к трудовому коллективу молодых специалистов строительных компаний;
4. Проанализировать динамику результатов исследования по итогам реализации программы и выявить условия эффективного психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу.
Методологическими основами исследования послужили положения о всеобщей связи и зависимости явлений и процессов окружающего мира, о влиянии социального окружения на развитие личности человека. О механизмах адаптации человека к окружающей среде (Селье Г., Казначеев В.П., Авцын А.П., Агаджанян H.A., Баевский P.M., Меерсон Ф.З.); положения о функциональной системе, как психофизиологической основе адаптации (Анохин П.К., Судаков К.В., Медведев В.И.); о роли индивидуально-типологических, личностных особенностей в психосоциальной адаптации человека (Павлов И.П., Теплов Б.М., Небылицын В.Д., Березин Ф.Б.).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психологической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование (методика «Карта оценки удовлетворенности работой»; методика Г. Айзенка «Диагностика самооценки психических состояний»; методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности»);
3. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база: Опытно-экспериментальной базой исследования послужило ООО «Трас-сервис» г. Арзамас Нижегородской области. В исследовании приняли участие молодые специалисты ООО «Трас-сервис» в количестве 20 человек.
Исследование проходило в 2 этапа.
На первом этапе осуществлялись теоретическое изучение и анализ философской, социологической, психологической литературы; выбор темы и формулировка проблемы исследования, формулирование на основе этого исходных позиций, выделение объекта, предмета, цели и задач исследования, выдвижение его гипотезы, уточнялись теоретические положения, анализировался и обобщался опыт психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов к трудовому коллективу в условиях строительной компании.
На втором этапе определялись условия организации эффективного психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых сотрудников строительных компаний к трудовому коллективу. На этом этапе разрабатывалась, теоретически обосновывалась и экспериментально апробировалась программа психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых сотрудников строительных компаний к трудовому коллективу, а также осуществлялось ее внедрение в практическую деятельность психолога ООО «Трас-сервис».
Положения, выносимые на защиту:
1. На основе изучения современных научных источников, мы рассматриваем социально-психологическую адаптацию как оптимизацию взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.
2. Психологическое обеспечение социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, а в отдельных случаях и тренинги саморегуляции эмоциональных состояний.
3. Реализация разработанной программы социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу ООО «Трас-сервис» направлена на создание комплекса условий для повышения эффективности социально-психологической адаптации.
4. Психологическими условиями эффективного психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу являются:
1) Сформированность у руководства ООО «Трас-сервис» установок на обеспечение социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу;
2) Наличие опыта организации социально-психологической адаптации ООО «Трас-сервис» с учетом особенностей молодых сотрудников (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с коллективом и т.д.);
3) Обеспечение процесса социально-психологической адаптации ООО «Трас-сервис» как системы организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для молодых сотрудников;
4) Особенности психологической профориентационной деятельности психолога и прежде всего системой его отношений к делу.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- уточнены и дополнены особенности и возможности психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний;
- изучен и обобщен опыт организации работы по адаптации в условиях строительной компании;
-на основе изученного опыта разработана программа психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний;
- выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия, обеспечивающие эффективность психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обобщен и систематизирован материал по проблеме социально-психологической адаптации личности в психологической литературе; определены причины и факторы, влияющие на успешность процесса социально-психологической адаптации молодых сотрудников строительных компаний к трудовому коллективу; проанализированы возможности психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобран психологический инструментарий, позволяющий проанализировать систему работы ООО «Трас-сервис» по социально- психологической адаптации молодых специалистов к трудовому коллективу; разработана и апробирована программа психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу; проанализирована динамика результатов исследования по итогам реализации программы и выявлены условия эффективного психологического обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу.
Материалы исследования могут быть использованы психологами в работе с молодыми сотрудниками учреждения, организации, компании и т.д.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях.
Апробация и внедрение полученных результатов: основные положения диссертационного исследования и полученные материалы представлены научной общественности в виде публикаций: статья по теме: «Изучение проблемы адаптации молодых сотрудников в трудовом коллективе» (Международный научно-исследовательский журнал «Евразийский Союз Ученых» № 3(48), 2018, 5 часть); и статья по теме: «Исследование проблемы социально-психологической адаптации молодых сотрудников в трудовом коллективе» (Международный научно-исследовательский журнал «Евразийский Союз Ученых» № 9(54), 2018, 3 часть)
Структура магистерской диссертации: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы обеспечения социально-психологической адаптации молодых специалистов строительных компаний к трудовому коллективу
1.1 Проблема социально-психологической адаптации личности в психологической литературе
Современное представление об адаптации основывается на работах И.П.Павлова, И.М.Сеченова, П.К.Анохина, Г.Селье и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация это свойство организма, что это одновременно равновесие между средой и организмом, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, что это результат взаимодействия в системе «человек-среда», а также цель, к которой стремится организм.
Понятие адаптация (от лат слова adapto - приспособляю) - это приспособление организма к внешним условиям. В современной науке данное понятие трактуют широко. Индивид, согласно А. В. Петровскому, изначально обладает стремлением к внутренней цели, в соответствии с которой приводятся в действие все без исключения проявления его активности. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивной направленности всех психологических процессов и поведенческих актов. Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприсобления (саморегуляции, подчинение высших интересов низшим) и другие. [5, с.19]
Можно выделить два подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны адаптация является свойством любой живой саморегулируемой системы, опосредующей ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация может быть рассмотрена как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.
В отечественной литературе до недавнего времени вопрос адаптации рассматривался в основном с естественнонаучных позиций, а свойства и признаки биоадаптации зачастую переносились на адаптацию социальную. Рассмотрим социокультурные аспекты приспособительных процессов в социуме. [18, с. 125]
Одним из возможных и достаточно плодотворных подходов к феномену социальной адаптации до сих пор остаётся культурологический, ставящий в центр внимания проблему взаимосвязи социальной адаптации и культуры. Так, в эволюционном направлении (Л.Уайт, Л, Вайда, Р.Рапопорт, М.Харрис и др.) культура рассматривается как адаптивная система или пространство, необходимое для человеческой жизнедеятельности. В этом пространстве все подсистемы, или «векторы» по Л. Уайту, должны взаимно приспосабливаться (коадаптироваться) для достижения определенного баланса.
Согласно Д.В. Ольшанскому, «социальная адаптация - это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта». [27, с. 25].
Американский исследователь культуролог и философ У. Бакли был одним из тех, кто попытался обосновать принадлежность человеческого общества к специфическому классу высокоразвитых «сложных адаптивных систем». Развивая его идеи, Э. С. Маркарян предложил отнести общество к особому разряду «адаптивно-адаптирующих систем» с целью уточнения социального контекста адаптации. По Маркаряну, данный термин «призван выразить именно двуединую природу человеческой деятельности, которая, продолжая быть адаптивной, в то же время благодаря возникновению феномена культуры становится целенаправленной преобразующей деятельностью. [41, с. 97]
Одну из центральных ролей при изучении адаптационных процессов в настоящее время играет системный подход, опирающийся на представление о том, что все процессы, явления, предметы и отношения могут рассматриваться как обладающие определенной структурой. Из всего необъятного многообразия определений понятия «система» возьмём за основу самое лаконичное и классическое определение Л. Фон Берталанфи: «Система - это комплекс взаимодействующих элементов». Под элементом системы в данном случае понимается далее неразложимый её компонент. Из методологии системного подхода следует, что адаптивная система всегда принадлежит к классу открытых, функциональных, самоуправляемых и иерархически организованных систем, строящих свою деятельность на основе принципа прямой и обратной информационной связи. Всякая сложная самоуправляемая система адаптивна. Адаптивность же - это атрибутивное свойство, функциональный признак сложных самоуправляемых систем. Следовательно, вполне уместно говорить о специфике, характере адаптивного взаимодействия между системами и подсистемами в процессе адаптации, равно как и о той или иной степени (уровне) адаптированности системы и её потенциальных адаптивных возможностях.
Адаптивная социокультурная среда становится инструментом саморазвития, самосохранения общественной жизни людей. Идея функциональной сущности адаптивной среды активно и уже достаточно давно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Так, Э. С. Маркарян считает, что «адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности имеет исходную адаптивную ориентацию». [25, с. 45]
В связи с широкой трактовкой понятия адаптации различают несколько ее видов физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. Применительно к процессу реабилитации наибольший интерес представляют психическая, социально-психологическая и социальная адаптация.
Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Социально-психологическая адаптация - это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру. [51, с. 38]
Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни, процесс адаптации к окружающей среде обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.
Микросоциальная среда, в которую адаптируется индивид, в качественном отношении исключительно разнообразна. Она может выступать для него как чуждая и близкая, благожелательная или агрессивная, благоприятная или неблагоприятная. При вхождении ребенка или подростка в благоприятную среду создаются определенные предпосылки для реализации социальных потребностей: каждый с учетом своих индивидуальных особенностей, находит для себя общие интересы, близких товарищей, приобретает определенный социально-психологический статус. [11, с. 102]
Описывая закономерности социально-психологической адаптации, группа авторов, под руководством А.А. Дергача, делает акцент на процессуальные аспекты адаптации. Ими выделяются основные этапы адаптации:
1. Подготовительный этап – здесь происходит аккумулирование релевантной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности.
2. Этап стартового психического напряжения – здесь происходит нервнопсихическое переживание подготовительных действий (событий) и первоначального вхождения в новые условия.
3. Этап острых психических реакций входа – здесь адаптант начинает ощущать на себе воздействие изменившихся факторов предметной и социальной среды.
4. Этап завершающего психического напряжения – характеризуется своеобразной подготовкой психики человека к актуализации прежних режимов функционирования, привычных способов поведения в связи с предстоящим возвращением к привычной жизни.
5. Этап острых психических реакций выхода – состоит из комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с уже вхождением в уже знакомую среду обитания и профессиональной деятельности [42, с.85].
Важнейшими особенностями адаптивных самоуправляемых систем, согласно А. В. Петровскому, являются: а) их целостный характер, б) относительная устойчивость функционирования, в) неоднозначная связь с внешней средой, г) наличие активного отображения, д) планомерный и целенаправленный процесс самоуправления, е) активное самодвижение. Целостный характер адаптивных систем связан с наличием в них качественно нового интегрального свойства (неаддитивности), которое отсутствует у отдельных подсистем (элементов).
По мнению П. С. Граве существуют следующие подвиды систем, находящихся в процессе адаптации:
- адаптивная система - это система, которая обладает основанной на использовании информационного механизма обратной связи потенциальной возможностью для целенаправленной (активной или реактивной) трансформации своей структуры в соответствии с потребностью;
- адаптированная система - та, которая уже осуществила приспособление и в настоящий момент находится в состоянии временной относительной адаптированности (покоя);
- адаптационная - это микросистема, с помощью которой реализуется адаптация макросистемы. Кроме того, поскольку объектом нашего анализа в дальнейшем будет только адаптация личности в социальных системах, целесообразно вслед за П.С. Граве уточнить, что в рамках социальной адаптации «можно говорить о приспособляемости (как свойстве или качестве живого), приспособлении». [37, с. 56]
Адаптивность выражается в согласовании цели и результата усилий по ее достижению.
Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с выполнением, побуждение к действию - с его итогами. Идея несовпадения цели и результат является определяющей характеристикой неадаптивности.
В общей и военной психологической литературе принят ряд попыток вычленения для определения степени адаптированности человека к новым условиям деятельности и поведения. Это такие показатели: степень знания личностью условий предстоящей деятельности; уровень развития общественных мотивов, индивидуальных и коллективных установок; способность управлять своим поведением, степень активности в новой социальной среде; самооценка отношения к службе и к учебе, уровень удовлетворенности новым режимом жизни, характером взаимоотношений с коллективом и командиром, оценка собственной социальной позиции и подготовки к выполнению новой роли; физическое самочувствие, частота обращений за медицинской помощью, спокойное и ровное настроение, прибавление в весе, успехи в физической и боевой подготовке, высокая дисциплина; исполнительность, широта социальных контактов; испытываемые психические состояния и т.д.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология и социальные изменения / Г.М. Андреева // Психологический журнал. – 2015. – Т.6., № 5. – С.5-15.
2. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. - Москва: Прогресс, 1990 - 336 с.
3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева - М.: Издательский центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994. - 221с.
4. Белкин, П. Г. Социальная психология научного коллектива / П.Г. Белкин, Е.П. Емельянов, М.А. Иванов. - М.: Наука, 1987 - 213с.
5 . Бурьянов, О.В. Социальная адаптация шахтеров в процессе становления рыночных отношений: учебное пособие [Текст] / О. В. Бурьянов. - Ростов-на-Дону, 2008. - 289 с.
6. Быченков, В.М. Институты: Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности [Текст] / В. М. Быченков. - М.: Российская академия социальных наук, 2010. - 976 с.
7. Веденина, М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации [Текст] /М. Ю. Веденина // Дефектология. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2015. - 218 с.
8. Верещагин, В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека: учебное пособие [Текст] / В. Ю. Верещагин. -Владивосток: Д/В ун-т, 2016. - 264 с.
9. Вершинина, Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих: учебное пособие [Текст] / Т. Н. Вершинина. - Новосибирск: Наука, 2009. – 312 с.
10. Вершинина, Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров [Текст] / Т. Н. Вершинина// Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии. -Новосибирск: Наука, 2014. – 254 с.
11. Виньков, P.P. Адаптация к низкопрофессиональной трудовой деятельности: постановка исследовательских задач [Текст] / Р. Р. Виньков// Актуальные проблемы социальной геронтологии: Мат. междисциплин, науч. конф. Саратов: СГТУ, 2008.- 198 с.
12. Виньков, P.P. Горэлектротранспорт как фактор социальной адаптации работников предприятий и организаций: учебное пособие [Текст] / Р. Р. Виньков// Социокультурные проблемы нетипичности: Тез. науч. конф. СГТУ.- Саратов: СГТУ, 2016.-150 с.
13. Власова, О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода: учебное пособие [Текст] / О. А. Власова. - М., 2015. - 161 с.
14. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапехникова // Вопросы психологии. – 1985. – №5. -458 с.
15. Георгиева, И.А. Социально психологические факторы адаптации личности в коллективе [Текст] / И. А. Георгиева.- Л., 2016. - 216 с.
16. Дичев, Т.Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека: учебное пособие [Текст] / Т. Г. Дичев.- М., 2013. - 201 с.
17. Дичев, Т.Г. Проблемы адаптации и здоровья человека: Методологические и социальные аспекты: учебное пособие [Текст] / Т. Г. Дичев.- М.: Наука, 2014. - 184 с.
18. Дорохина, Т. Р. Социальная адаптация специалистов к рыночной экономике: исследование методом «устной истории»: методические указания [Текст] / Т. Р, Дорохина // Вопросы экономики. М. - 2016. – 149 с.
19. Ефимов, Б.А. Образование как фактор социальной адаптации личности [Текст] / Б. А. Ефимов. - Свердловск, 2010. - 184 с.
20. Ершов, А.Н. Взгляд психолога на активность человека [Текст] / А. Н. Ершов. - М.: Луч, 2015. -159 с.
21. Жмыриков, А.Н. Диагностика социально психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: учебное пособие [Текст] /А. Н. Жмыриков. - Л.: ЛГУ, 2008. - 220 с.
22. Зиневич, Ю.А. О социально психологической и предметной адаптации начинающего исследователя: учебное пособие [Текст] /Ю. А. Зиневич// Социально - психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: - М., 2009. -154 с.
23. Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально психологической адаптации личности: учебное пособие [Текст] /О. И. Зотова // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 2009. -265 с.
24. Каверина, В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот [Текст] / В. И. Каверина. - М., 2007. - 122 с.
25. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации: учебное пособие [Текст]/ В. П. Казначеев.- Новосибирск: Наука, 2010. - 191 с.
26. Корольков, А.А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине: учебное пособие [Текст] /А. А. Корольков.- М., 2011. - 311 с.
27. Кравченко, А.И. Социальная работа: Учебник / А.И. Кравченко– М.: Проспект, 2008. – 416 с.
28. Кряжева, И.К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве [Текст] /И. К. Кряжева// Прикладные проблемы социальной психологии. -М: Наука, 2016.- 254 с.
29. Кузнецов, П.С. Адаптация в широком и узком смысле: учебное пособие [Текст] /П. С. Кузнецов// Вопросы практической психологии. Саратов: Сарат. пединститут, 2015. -218 с.
30. Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности [Текст] / П. С. Кузнецов.- Саратов: СГУ, 2016. - 176 с.
31. Кузнецов, П.С. Адаптация пожилых и трудовая деятельность [Текст] /П. С. Кузнецов// Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы междисципл. научн. конф. Саратов, 2015. – 145 с.
32. Молодцова, Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков: (На материале деятельности будущих педагогов) / Т.Д. Молодцова. – Р-н-Д : Рост. пед. ун-т, 1997. - 295 с.
33. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения: учебное пособие [Текст] /Н. Ф. Наумова.- М.: Наука, 2008. – 169 с.
34. Панина, Н.В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера: учебное пособие [Текст] / Н. В. Панина.- М., 2016. - 208 с.
35. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности: учебное пособие [Текст] / А. В. Петровский.- М.: Педагогика, 2015. - 240 с.
36. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности: учебное пособие [Текст] / В. А. Петровский.- М.: ТОО «Горбунок», 2014. - 224 с.
37. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] /Ж. Пиаже.- М.: Международная пед. академия, 2016. - 680 с.
38. Попов, В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России: учебное пособие [Текст] / В. Г. Попов.- Екатеринбург, 2016. - 248 с.
39. Почебут, Л.Г. Показатели адаптации личности в производственном коллективе [Текст] /Л. Г. Почебут// Личность и деятельность: экспериментальная и прикладная психология. Вып. II. Л.: ЛГУ, 2012. – 181 с.
40. Прохватилов, А.А. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе [Текст] / А. А. Прохватилов// Психологическое обеспечение социального развития человека / Под ред. А.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 2010.- 214 с.
41. Пташкин, А. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: учебное пособие [Текст] / А. А. Пташкин.- Л., 2015. - 264с.
42. Ронгинская, Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям: д. психол. наук: 19.00.01 / Ронгинская Татьяна Ивановна.- СПб, 1995. – 292 с.
43. Рыбка, Г.Н. Возрастно-половые особенности мотива достижения учащихся в связи со значимыми видами деятельности: автореф. дис. …канд. псхол. наук:19.00.13 / Рыбка Галина Николаевна. - СПб., 2006 – 176 с.
44. Сапов, И. А. Неспецифические механизмы адаптации человека [Текст] / И. А. Сапов.- М.: Наука, 2015. - 146 с.
45. Сафонеева, Н.И. Адаптационные процессы и экология человека: учебное пособие [Текст] / Н. И. Сафонеева. -М, 2011.- 165 с.
46. Свиридов, Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе [Текст] / Н. А. Свиридов. - Л., 2013. – 324 с.
47. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье.-М.: Прогресс, 2014. - 126 с.
48. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. – 152 с.
49. Смелзер, Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс: учебное пособие [Текст] /Н. Смелзер.- М, 2014. - 688 с.
50. Стегний, В.Н. Личность в современном обществе: проблема осознания своего социального будущего [Текст] / В. Н. Стегний.- Пермь, 2013. - 314 с.
51. Степанова, С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С.И. Степанова. — М.: Наука, 1986.— 240 с.
52. Федотова, Н.Н. Социально- профессиональная адаптация молодежи в современных условиях [Текст] / Н.Н. Федотова.- Саратов: Поволж. межрегион, учеб. центр, 2016. - 245 с.
53. Физиология человека / Под ред. Н.А. Агаджанян, Л.С. Тель, Б.И. Чиркина, С.А. Чеснокова. Алма-Ата: Казахстан, 2014. - 416 с.
54. Самойлова В.А. Адаптация молодых специалистов на промышленном предприятии и пути ее оптимизации: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1987. – 227 с.
55. Холостова, Т.В. Человек как предмет социально-антропологического исследования: учебное пособие [Текст] / Т. В. /Холостова // Очерки социальной антропологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис». - 2009. - 358 с.
56. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: учебное пособие [Текст] / Д. Б. Эльконин.– М.: Педагогика, 2015. – 554с.
57. Ярошевский ,М.Г. В поисках новой психологии: учебное пособие [Текст] / М. Г. Ярошевский.– М.: Либроком, 2015. – 302с.
58. Identites collectives et changements sociaux.// Tap P.(ed.) Toulouse,
1980.
59. Schneiderman L. Psychology of Social Change. N.Y., 1988.
60.Thierry J.P. Les problemes sociales et psychologiques. P., 1982.