Планирование представляет собой фундаментальную структуру организации. В рамках инновационного цикла протекает научно-технический процесс, например процесс создания, изучения ,использование и устаревания нововведений. То инновационный цикл можно рассматривать по следующим этапам: Этап разработки. Это зарождение новых идей, услуг и процессов, для чего организуется введение требуемых для этого работ. Этап внедрения. На этом этапе происходит дальнейшее развитие новых товаров, процессов и услуг. Этап капитализации. Это последний этап, на котором происходит коммерческое эксплуатация товаров, процессов и услуг.
В современных условиях, когда внешняя среда организации подвергается сильным изменениям, прогнозирование инновационного цикла становится особо важным. Именно оно позволяет организации предвидеть свое будущее и разработать цели, выработать программу действий по их достижению.
Прогнозирование является важным связующим звеном между теорией и практикой в жизни каждой организации. Прогнозирование играет очень важную роль в любой организации.
Именно с помощью прогнозов, исследований ситуаций, которые могут произойти в будущем, маркетологи и руководители фирм могут следить за состоянием свои фирм, продуктов, услуг. Определять свои действия и возможности, исходя из возможных знаний того, какая рыночная ситуация ожидается в ближайшее время. В зависимости от степени этих знаний различают такие стадии как гипотеза, план и прогноз .
Актуальность данной работы является бесспорной, если учесть текущие тенденции, как в России, так и в мире.
Значимость данной работы заключается в решении проблем и вопросов по планированию и прогнозированию инновационного цикла.
Практическая значительность планирования и прогнозирования инновационного цикла обусловливается от методических, организационных и временных подходов.
Цель данного исследования изучить планирование и прогнозирование планирование и прогнозирование инновационного цикла.
Исходя из цели исследования, задачами работы являются:
- изучить теоретические основы инновационного цикла;
- рассмотреть планирование и прогнозирование инновационного цикла;
- изучить опыт планирования и прогнозирования инновационного цикла на предприятии;
- сделать выводы и предложения.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы инновационного цикла
1.1 Инновационный цикл
Инновационный цикл — это модель, применяемая для эффективного анализа жизненного цикла нового продукта и успешного управления им. Инновация, т. е. создание новых товаров, процессов и услуг, является базовым процессом при создании (долгосрочного) конкурентного преимущества .
Понятие инновационного цикла представляет поэтапную преобразование инноваций в научных исследованиях инновационных процессов, а инновационный цикл отражает выполнение инновационного процесса и включает все этапы(исследование ,разработка ,производство ,диффузия)в связи с конкретными результатами их выполнения (знания, умения, идеи ,новшества , инновационные продукты и технологии).Все это позволяет использовать модели инновационных циклов при анализе и управлении инновационной деятельности организации.
Инновационный цикл включает в себя период создания инновации и жизненный цикл. Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.
Период создания инноваций делится на 3 стадии (рис.1), такие как стадия зарождения, которая представляет собой стадии разработок: научно-исследовательские разработки и начало опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок (до начала производства опытного образца), далее это стадия становления которая включает в себя разработку идей, и стадия освоения, это внедрение в производство эксперимент.
Рисунок 1. Стадии инновационного цикла
Однако инновационные процессы зачастую бывают сложными, и управлять ими непросто. Эта модель показывает, какие этапы в жизненном цикле инновации являются самыми важными и на что в нем менеджерам надо обращать внимание в первую очередь.
Создание новых товаров, процессов и услуг для руководителей и менеджеров является одной из труднейших задач, с которой им надо справляться. При помощи модели инновационного цикла можно выделить три основных этапа, которые необходимы для успешного управления жизненным циклом инновации: разработка, внедрение м капитализация .
1. Этап разработки. В ходе этого этапа зарождаются идеи новых товаров, процессов и услуг, для чего организуется ведение требуемых для этого работ. Этот этап состоит из трех шагов: воздействие стимулов, предложение новых идей и процесс создания функций (function creation process, FCP).
• Воздействие стимулов. На этом шаге выделяются и интерпретируются внешние стимулы, которые запускают инновационный процесс. Примерами таких внешних стимулов можно назвать снижающиеся темпы роста бизнеса, ослабление бренда, снижение степени удовлетворения потребителей и создание новой технологии (или появление новинок в других областях знаний).
• Предложение новых идей. В ходе выполнения этого шага главное, что надо сделать, — сгенерировать новые идеи. В качестве движущей силы, способствующей появлению на свет новых (продуктов) идей, выступают внешние стимулы (полученные вознаграждения). Предложение новых идей может быть активизировано, если в компании создана творческая атмосфера, в которой на первое место ставятся разнообразие и изучение нового и где основными факторами, задающими общую направленность, выступают хаос и энергия. Например, появлению новых идей способствуют «мозговые штурмы», на которых участников призывают выходить за рамки традиционного мышления и думать креативно. Из всех предложенных идей затем отбираются лучшие, которые потом передаются на следующий этап. В ходе выполнения этого шага участники должны фокусироваться на том, что необходимо потребителям. Конечной целью здесь является создание потребительской ценности. Ее сущность можно выявить по результатам оценки вознаграждения (в качестве которого может выступать, например, доход на инвестированный капитал), рисков (технологических и рыночных) и ресурсов (инвестиций) .
• Процесс создания функций. На этом шаге идеи трансформируются в функции, которыми можно управлять. Кроме того, выявляются риски, которые можно затем контролировать. Когда функции становятся понятными, можно переходить к следующему этапу.
2. Этап внедрения. На этом этапе новые товары, процессы и услуги получают дальнейшее развитие. Ведутся подготовительные работы по выводу товара на рынок, а затем происходит сам вывод. Структурно этот этап состоит из двух шагов: процесса создания продукта (product creation process, РСР) и вывода продукта на рынок.
• Процесс создания продукта. На этом шаге разрабатывается новый товар и / или услуга. За основу для этой работы берутся спецификации, созданные в процессе создания функций. Затем новый продукт тестируется.
• Вывод продукта на рынок. На этом шаге происходят управление всеми аспектами рыночного внедрения, а также подготовка к проведению следующего этапа, прежде всего процесса выполнения заказов .
3. Этап капитализации. На этом, последнем, этапе происходит управление коммерческим использованием нового товара, процесса или услуги. Главный вопрос здесь, который требует ответа, заключается в том, каким образом создать ценность (в виде денег) для компании при помощи инновации. Этот этап состоит из трех шагов, для которых достижение операционного совершенства в ведении бизнеса является ключевым: процесс выполнения заказов (order realisation process, ORP), процесс обеспечения обслуживания (service realisation process, SRP) и использование.
• Процесс выполнения заказов. На этом шаге осуществляется управление непрерывным потоком продукции, доставляемой потребителям. Повышенное внимание здесь уделяется логистике и производству нового продукта. Для получения синергии и преимуществ на масштабах производства очень важно интегрировать логистику и производство нового продукта в уже существующую логистику и производство текущих продуктов.
• Процесс обеспечения обслуживания. На этом шаге происходит управление предоставляемыми (дополнительно) услугами. Новые услуги должны быть интегрированы в уже применяемые сервисные процессы.
• Использование. Этот последний шаг инновационного цикла связан с управлением доходами, получаемыми от нового продукта. Из этого следует, что необходимо добиваться постоянного сохранения маржи прибыли. Например, для этого можно сокращать производственные издержки или вносить небольшие изменения в продукт, улучшающие его свойства .
Этот этап заканчивается с завершением жизненного цикла продукта.
1.2.Планирование и прогнозирование инновационного цикла
Планирование инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет семь частных функций.
1. Целевая ориентация всех участников.
Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или ИП в целом.
2.Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.
3. Координация деятельности всех участников инноваций.
4.Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения.
1. Быстров В.В. Организация и управление инновационными процессами в условиях рыночной экономики. В 2-х частях / В.В. Быстров.-Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2007. - 420с.
2. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом: Учеб. пос. для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 343с.
3.Васильева М.Г. Мотивация персонала в условиях внедрения инноваций // Управление персоналом. 2009. N 10. - С. 15 - 19.
4.Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 400 с.
5. Инновационный менеджмент. Справочное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное / Под редакцией П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2008.
6. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 450 с.
7. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.:ЭКЗАМЕН, 2007. - 576 с.
8.Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Что такое управление проектами // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №3. - С. 18 - 22.
9. Круглова Наталья Юрьевна Инновационный менеджмент: Учеб. пос./ Н.Ю.Круглова.-2-е изд., доп. - М.:РДЛ,2006. - 352с.
10.Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пос. - М.:Финансы и статистика, 2008. - 384с.:ил.
11. Куликова Е.Е. Управление рисками. Инновационный аспект. - М.: Бератор-Паблишинг, 2008. - 540 с.
12. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. - М.:Инфра-М, 2007. - 295с.
13. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.
15.Новицкий Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности. //Экономист. 2005. - № 3. - С.28.
16.Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. - №4. - С. 5 - 10.
17. Прогнозирование и планирование экономики : учебник / Г.А.Кандаурова (и др.); под общ. ред. Г.А.Кандауровой, В.И.Борисевича. - Мн.: Современная школа, 2009. - 476с.
18. Скамай Л. Риски в инновационном предпринимательстве // Риск, 2008. - №5-6.
19.Управление персоналом предприятия: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.М. Маслова. - М.: ЮНИТИДАНА, 2007. - 159 с.
20. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент :Учеб. для вузов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 400с