В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно- технического прогресса.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.
Каждое из выше описанных налоговых преступлений имеет массу особенностей, каждое из которых при его наличии может исключить уголовную ответственность за указанные преступления. Знать и правильно оперировать как уголовно-процессуальным, так и налоговым законодательством, разъяснениями судов по налоговым преступлениям может только адвокат. В данном случае не следует пускать дела на самотек и на- деяться на результаты следствия, а необходимо привлекать адвоката, который своими грамотными действиями поспособствует прекращению уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления либо вынесению судом оправдательного приговора.
Борьба с нарушениями в налоговой сфере признается приоритетным направлением в Российской Федерации. Неуплата налогов причиняет существенный вред государству и обществу, однако не со всеми правонарушениями указанной категории целесообразно бороться мерами уголовно-правового запрета. Отношения в сфере налогообложения охраняются налоговым, административным и уголовным правом. Этим обусловлена уголовно-политическая и практическая необходимости разграничения сфер ответственности, определения их разграничительных критериев и способов согласования.
Действующее законодательство содержит немало примеров рассогласованности различных отраслевых норм о налоговых правонарушениях. Например, УК РФ предусмотрена ответственность за такие действия, которые не рассматриваются Налоговым кодексом Российской Федерации как правонарушение. Так, в статье 199 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, в то время как согласно статье 123 НК РФ на налогового агента возлагается ответственность только за неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) налогов.
В НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора). В соответствии со статьями 198 и 199 УК РФ законодатель использовал понятие «уклонение» от уплаты налога, что предполагает ответственность за деяния, направленные на невыполнение обязанности по уплате налогов и (или) сборов. Однако общественная опасность налоговых преступлений заключается, прежде всего, в непоступлении денежных средств в бюджет РФ.
Следует помнить, что споры с налоговыми органами для налогоплательщика могут обернуться привлечением не только к налоговой ответственности, но и к уголовной. Помимо уплаты доначисленного налога, в отношении должностного лица организации будет возбуждено уголовное дело. Своевременное обращение к адвокату позволит не только решить, но и избежать многих проблем, подать отчетность в виде, соответствующем требованиям законодательства, и заключить все правоотношения в юридическую форму.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов и (или) сборов и отношения ответственности за неисполнение данной обязанности в базовых (регулятивных) отраслях и в уголовном праве.
Предмет исследования составляют нормы, предусматривающие ответственность за нарушения налогового законодательства в налоговом, административном и уголовном праве; научные источники (положения, касающиеся квалификации налоговых преступлений,); судебная практика.
Цель исследования заключается в определении признаков составов налоговых преступлений в соответствии с принципами отраслевого разграничения и межотраслевых согласований по рассматриваемому предмету, а также в обосновании необходимости совершенствования уголовного законодательства в части установления ответственности за налоговые преступления.
В ходе выполнения данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Изучить исторические этапы развития уголовной ответственности за налоговые преступления.
3. Определить уголовную ответственность как вид ответственности за нарушение налогового законодательства.
4. Выявить основные направления совершенствования уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации в РФ (ст.199 УК РФ).
В качестве нормативной базы исследования была использована Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, законодательные акты, акты органов исполнительной и судебной власти.
Теоретической базой послужили информационно-аналитические и научно-практические материалы, относящиеся к теме исследования, а также учебная и специальная литература по налоговому праву.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, обозначенных четырьмя параграфами, заключения и библиографического списка
Глава 1 Специфика этапов формирования уголовной ответственности в налоговой сфере
1.1 Общие условия привлечения к ответственности за совершение
налогового правонарушения
Понятие налоговой ответственности - одна из основных категорий налогового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права .Правовая охрана налоговых отношений должна обеспечиваться комплексом различных отраслей права: финансовое, административное, уголовное, таможенное. Российское законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные ими налоговые правонарушения.
Под административной ответственностью следует понимать применение в установленном порядке, уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия.
Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах.
Гражданско-правовая ответственность применяется к правонарушителю в интересах другого лица или государства по поводу договорных отношений имущественного характера.
Дисциплинарная ответственность возникает в связи с нарушением трудовой дисциплины.
Финансовая ответственность наступает за нарушение законодательства в сфере финансовых и налоговых отношений. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений причислены в ст.108 НК РФ:
1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени.
6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета. Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено Налоговым Кодексом.
В ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Квалифицировать нарушение в качестве налогового, можно при наличии определенных обстоятельств. Правонарушение должно содержать нарушения налогового законодательства, « только такое деяние, которое предусмотрено налоговым законодательством» . Правонарушение должно содержать вину налогоплательщика. По форме вины правонарушение может выступать в виде действия или бездействия, и совершаться умышленно либо по неосторожности. И третьим признаком налогового правонарушения является наказуемость.
Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.
Налоговое правонарушение характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, которые образуют состав налогового правонарушения. Состав налогового правонарушения образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Под объектом налогового правоотношения следует понимать совокупность отношений, складывающихся в налоговой сфере. Объективной стороной является внешняя сторона поведения налогоплательщика, выраженное в самом противоправном деянии и его результате. Ответственность при этом возникает по факту наступления опасных деяний.
Субъектом налогового правонарушения признается лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, которое должно понести юридическую ответственность. Субъектами налогового правонарушения являются: налогоплательщики (физические лица и организации), налоговые агенты (индивидуальные предприниматели, российские и иностранные организации), представители налогоплательщика (физические лица и организации, индивидуальные предприниматели). Субъективная сторона налогового правонарушения характеризует внутренне психическое отношение субъекта к противоправному действию (бездействию) и его последствиям .
Таким образом, характеристика налогового правонарушения с точки зрения его теоретико-правовых оснований показывает его достаточную сложность и многогранность.
1.2 Исторические этапы развития уголовной ответственности за налоговые преступления
Историческое развитие отечественного законодательства, предусматривающего ответственность за налоговые преступления, можно разделить на три основных этапа: законодательство досоветского периода, советское законодательство, современное российское законодательство.
Первый исторический этап рассматриваемого процесса развития норм об ответственности за неуплату налогов характеризуется зарождением, укреплением и развитием государственности в Древней Руси и вместе с этим появлением и развитием налоговой системы и появлением ответственности за неуплату обязательных платежей, налагаемых государственной властью.
Согласно имеющимся историческим источникам фиксированной ответственности за неуплату дани в тот период не существовало: княжеские дружины, на которых возлагалась обязанность по сбору дани, в случае ее неуплаты обычно изымали ее насильственно, при этом часто к неплательщикам применялась физическая расправа .
По мере развития государственности в Древней Руси дань постепенно начала трансформироваться в различного рода подати и налоги. Вместе с этим в правовых документах того времени начали появляться положения, устанавливающие ответственность за неуплату налогов. Так, например, подобные положения, которые устанавливали особое положение княжеского суда при определении меры ответственности за неплатеж налога, присутствуют в Псковской и Новгородской судных грамотах.
Качественные изменения в налоговой системе Русского государства произошли в XVII столетии: в то время происходит реформа государственного аппарата и формирование приказов (прообразов современных министерств). Увеличение налогового бремени, расширение государственных границ, укрупнение государственного аппарата диктовало необходимость к более тщательному контролю за сбором налогов. Для этих целей в 1654 г. создается Приказ счетных дел, в обязанности которого входило осуществление ревизионных и карательных функций в сфере уплаты налогов, в приказе велся ежегодный учет налоговых поступлений в казну, контролировалось последующее расходование поступивших денежных средств, а также проводилось взыскание недоимок и задолженностей по налогам .
Правление Петра I ознаменовалось многочисленными изменениями во многих сферах жизни общества и порядка государственного управления. Говоря о ответственности за налоговые преступления в указанный период, стоит отметить, что дальнейшее распространение получили санкции в виде штрафа и конфискации имущество как частичной, так и полной . За уклонение от уплаты обязательных платежей путем утайки, укрывательства податного лица, а также внесение неправомерных изменений и подлога в данные приходно-расходных книг ответственность дифференцировалась в зависимости от субъекта преступления: так, к должностным лицам (приказчикам, старостам, выборным) применялась смертная казнь, в отношении других категорий субъектов (ясачных, крестьян, однодворцев) применялись телесные наказания, еще одним наказанием за уклонение от уплаты налогов и сборов было отправление в ссылку.
Следующие крупные изменения в российской налоговой системе и в системе норм, устанавливающих ответственность за налоговые преступления, произошли во второй половине XIX столетия. В период 1881- 1885 гг. в стране проводится налоговая реформа: в ходе ее проведения многие устаревшие виды налогов были отменены (такие, как соляной налог, подушная подать), в то же время вводились новые виды налогов, а также создается специализированный налоговый орган, получивший название
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ.правовая система.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.08. 2000 г. № 117-ФЗ: ( в ред. от 05.04.2016) // КонсультантПлюс : справ.правовая система.
3.Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: (в ред. от 30.03.2016) // КонсультантПлюс : справ.правовая система.
4.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: (в ред. от 15.03.2016 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система.
5.Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: (в ред. от 30 мар. 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система.
6.Письмо Минфина РФ от 09.04.2004 № 15-05-29/455 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КоАП РФ». // Система Гарант
7.Письмо ГТК РФ от 23 сентября 2012 г. № 01-06/38010 «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Система Гарант
Судебная практика
8. Приговор Октябрьского районного суда г. Белгорода от 09 ноября 2015 года [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 14 октября 2015 года). Аналогичные дела: Апелляционное постановление Краснодарского краевого.
9. Приговор Кизлярского городского суда от 15 июня 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 24 октября 2015 года).
10. Приговор Ковровского городского суда Владимирской области от 28 декабря 2015 года [Электронный ре- сурс]. URL: (дата обращения 17 января 2016 года).
Литература
11.Абросимов Р.Ю., Поветкина Н.А. Уголовная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. [Электронный ресурс]. - М., 2014. - //КонсультантПлюс : справ.правовая система. Электрон.версия печат. публ. – Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс». 15.
12.Акопян О.А. Ответственность за нарушение банковского законодательства(публично-правовой аспект). [Электронный ресурс] - М. 2014. - // КонсультантПлюс : справ.правовая система. Электрон.версия печат. публ. – Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
13.Аринин Е.А. Теоретические аспекты организационно-правового механизма налогообложения в Российской Федерации. // NB: Финансовое право и управление. — 2013. — 4. — C. 1–29. DOI: 10.7256/2306–4234.2013.4.855. URL: http://www.e-notabene.ru/flc/ article_855.html
14.Бакаев А.В. Налоговые преступления: историко-сравнительный и уголовно-правовой анализ. Дис.... к.ю.н. 12.00.15. Ростов-на-Дону, 2016.15.
16.Благов Е.В. Уголовное право России. Общая часть: учебник / Е.В. Благов; отв. ред. Ю.В. Грачева. - учеб.изд. - М. КОНТРАКТ: Инфра-М. 2013 - 288 с.
17.Ботвинкин М.Ю. Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2016.
18.Вайтман Е. В. Уголовная ответственность / Е. В. Вайтман // Росс. Налог. курьер. – 2013. – № 4 – С. 31-33.
19.Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. Спб., 2012.
20.Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. Монография. Под общ. и науч. ред. С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2009. - 448 с.
21.Кинсбурская В.А. Ответственность налогоплательщика за непредставление налоговой декларации: спорные вопросы правоприменительной практики // NB: Финансовое право и управление. — 2013. — 1. — C. 17–48. DOI: 10.7256/2306–4234.2013.1.558. URL: http://www.e-notabene.ru/flc/article_558.html.
22.Крохина Ю.А. Налоговое право. – 3-е изд., перераб. и доп. / Ю.А. Крохина. – М.: Юрайт, 2013. – 447 с.
23.Кузнецов С.С. Бюджетная ответственность // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 61. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. С. 132-135.
24.Кучеров И.И. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение финансового законодательства. [Электронный ресурс]. М. 2014. // КонсультантПлюс : справ.правовая система.
25.Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. 5-е изд., 2013. ст. 320
26.Налоговое право: учебник для бакалавров/Ю.А. Крохина. -М.: Издательство Юрайт,2012. –с.297.
27.Особенности правового статуса налоговых органов в сфере финансовой безопасности государства: монография/Н.Н.Косаренко. -М.: ЮСТИЦИЯ,2016. –с.121.
28.Припечкин В.В., Антипова Е.П. Установление и реализация ответственности за уклонение от налогов в России // Вестник Санкт - Петербургского университета МВД России. 2016. № 2.
29.Рарог А.И. Уголовное право России. Части общая и особенная: учебник. М.: Проспект, 2014. - 784 с.