Цель работы - разработка мер по системному упрощению порядка совершения таможенных операций, при перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в целях наращивания транзитного потенциала ТС ЕАЭС.
В результате цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты совершения таможенных операций при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
2. Проанализировать практические аспекты осуществления таможенных операций при перевозке товаров и осуществления таможенного контроля за таможенной процедурой таможенного транзита;
3. Дать рекомендации по совершению таможенной процедуры таможенного транзита на единой таможенной территории Таможенного союза.
Глава 1. Теоретические аспекты совершения таможенных операций при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита
1.1Таможенная процедура таможенного транзита: основные положения и порядок применения
Важность таможенной процедуры таможенного транзита на территории ЕАЭС заключается в качественно новом уровне экономической интеграции. Формат ЕАЭС предполагает проведение согласованной макроэкономической политики и разработку совместных действий по достижению сбалансированного развития экономики. Одним из принципов ЕАЭС является функционирование режима Таможенного союза, в рамках которого применяются Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами, действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами, происходит свободное перемещение товаров между территориями государств-членов. За период функционирования Таможенного союза и Евразийского экономического пространства сформирован единый товарный рынок. Унифицировано таможенное законодательство.
На сегодняшний день существует лишь проект ТК ЕАЭС, в связи с чем таможенное регулирование осуществляется в соответствии с переходными положениями.
В частности, до принятия ТК ЕАЭС правовое регулирование таможенной стоимости в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о ЕАЭС, Договором о Таможенном кодексе ТС в рамках ЕврАзЭС (далее – ТК ТС).
В п. 1 ст. 215 ТК ТС дается определение понятию «таможенный транзит» как одной из таможенных процедур и закрепляются основные условия перевозки товаров в соответствии с данной процедурой, главные из которых – перевозка осуществляется под таможенным контролем; освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов; применение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таким образом, таможенный транзит – это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории ЕАЭС, в том числе через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Таможенная процедура таможенного транзита может применяться не только при перевозке товаров по таможенной территории ЕАЭС, но и по территории государства, не являющегося членом ЕАЭС. В последнем случае таможенный транзит должен начинаться и завершаться на таможенной территории ЕАЭС с пересечением территории хотя бы одного государства, не являющегося членом ЕАЭС. Это позволяет избежать помещения товаров ЕАЭС под соответствующие таможенные процедуры при их вывозе и после перемещения по территории иностранных государств.
В п. 2 статьи 215 определены основные направления перемещения товаров при их перевозке в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которые в части иностранных товаров полностью совпадают с общепризнанными международными стандартами таможенного транзита, приведенными в Приложении Е к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1973 г.) и Глоссарии таможенных терминов Всемирной таможенной организации.
Вместе с тем положениями пункта упомянутые направления транзитного перемещения привязаны к статусу товаров (например, иностранные товары, товары ЕАЭС), что расширяет его содержание. В этой связи таможенный транзит в понимании ТК ТС может применяться в отношении как иностранных товаров, так и товаров ЕАЭС.
Так, таможенный транзит иностранных товаров применяется при перевозке только по таможенной территории ЕАЭС:
– от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия (сквозной транзит);
– от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа (ввозной транзит);
– от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия (вывозной или внешний транзит);
– от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа (внутренний транзит).
Таможенный транзит товаров ЕАЭС может применяться:
– при их перевозке от таможенного органа места убытия с таможенной территории ЕАЭС до таможенного органа места прибытия на такую территорию через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС. Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в данном случае регламентируются международным договором государств – членов ЕАЭС, проект которого в настоящее время находится на стадии разработки;
– в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, при их вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС от внутреннего таможенного органа ЕАЭС до таможенного органа Таможенного союза, расположенного в месте убытия, в случаях, предусмотренных ТК ТС и решениями Комиссии ЕАЭС (см. комментарий к п. 5 ст. 215 ТК ТС).
Пунктом 3 анализируемой статьи регламентируются случаи неприменения таможенного транзита, а также особенности его применения в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары, и территориальности. Таможенный транзит, в частности, не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.
Таможенный транзит в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, применяется с учетом особенностей, установленных:
– главой 44 ТК ТС «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях»;
– Решением Комиссии ЕАЭС от 20.09.2010 № 377 «Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений»;
– Соглашением об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, от 18.06.2010.
Упомянутым Соглашением, в частности, определены особенности таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаемых при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, убытии с этой территории, а также при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, за исключением перемещения через таможенную границу ЕАЭС дипломатической почты и консульской вализы. Соглашением установлено, что перевозка международных почтовых отправлений по таможенной территории ЕАЭС, в том числе с перегрузкой (перевалкой) по пути следования, производится в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в порядке, определенном таможенным законодательством ЕАЭС и положениями Соглашения.
Соглашением, среди прочего, определено, что внутрисоюзные почтовые отправления не подлежат таможенному контролю, не помещаются под таможенные процедуры, в отношении них не совершаются таможенные операции. Вместе с тем при пересылке международных почтовых отправлений в одной депеше с внутрисоюзными почтовыми отправлениями такие депеши перемещаются по таможенной территории ЕАЭС под таможенным контролем в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Таможенный транзит товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, осуществляется с учетом особенностей, установленных главой 47 ТК ТС «Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи».
Решением Комиссии ЕАЭС от 07.04.2011 № 619 «О некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза» одобрены проект Протокола о внесении дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и проект Соглашения о некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу ЕАЭС. Указанными документами определяются особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории ЕАЭС, определяются Соглашением об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории ЕАЭС, от 21.05.2010. Соглашением, в частности, установлено, что при перевозках товаров железнодорожным транспортом в качестве транзитной декларации могут использоваться железнодорожная накладная (дополнительные экземпляры дорожной ведомости – для таможенных органов отправления и назначения), коммерческие или таможенные документы, содержащие сведения, установленные законодательством ЕАЭС. В случае использования железнодорожной накладной и коммерческих документов в качестве транзитной декларации основу транзитной декларации составляет железнодорожная накладная, а остальные коммерческие документы являются неотъемлемой частью декларации. Одна транзитная декларация оформляется на партию товаров, перевозимых от одного отправителя в адрес одного получателя на одну станцию назначения по одной железнодорожной накладной. Подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу отправления ее электронной копии.
В случае применения таможенной процедуры таможенного транзита при перемещении железнодорожным транспортом иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию ЕАЭС до таможенного органа в месте убытия с этой территории не требуется указания в транзитной декларации сведений о стоимости товаров. Если определение сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в отношении недоставленных в таможенный орган назначения товаров невозможно в силу отсутствия в таможенных органах точных сведений об их стоимости, суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. При установлении впоследствии точных сведений о стоимости товаров производится возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с ТК ТС.
Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а также при перевозке товаров в соответствии с подп. 2) и 4) п. 2 ст. 215 ТК ТС, перемещаемых по территории только одного государства – члена ЕАЭС, могут быть установлены законодательством такого государства. Указанные подпункты касаются перемещения иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа и от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа.
Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых с применением книжки МДП, принимаемой в качестве транзитной декларации, будут определены Соглашением об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года на таможенной территории ЕАЭС, проект которого в настоящее время проходит процедуру согласования. Учитывая, что правовым базисом системы МДП является Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (далее – Конвенция МДП), положения данной Конвенции являются определяющими при использовании книжек МДП для целей таможенного транзита, в связи с чем упомянутое Соглашение будет регламентировать только те вопросы, которые в соответствии с положениями самой Конвенции попадают в сферу особенностей применения книжек МДП в условиях ЕАЭС. Ключевые принципы, зафиксированные в Конвенции, и особенности осуществления перевозки товаров по процедуре МДП на таможенной территории ЕАЭС сводятся к следующему:
– на таможенной территории ЕАЭС устанавливается единый уровень гарантии МДП (60 000 евро);
– используется, как правило, одна пара отрывных листков книжки МДП для осуществления операции МДП независимо от того, в каком государстве – члене ЕАЭС располагается таможенный орган назначения;
– решение таможенных органов одного государства – члена ЕАЭС о лишении перевозчика права пользоваться положениями Конвенции МДП действует на таможенной территории всего ЕАЭС;
– использование компьютеризированной системы контроля за таможенным транзитом и отмена пересылки из таможенных органов назначения в таможенные органы отправления отрывных листков № 2 книжки МДП;
– разделение ответственности национальных гарантирующих объединений по территориальному принципу и ее переход от объединения государства, где была начата операция МДП, к объединению того государства, на территории которого происходит нарушение данной операции, влекущее возникновение таможенной задолженности, если это устанавливается в ходе проведения проверки.
Пунктом 4 статьи 215ТК ТС определяются лица, которые могут быть декларантами таможенной процедуры таможенного транзита. Так, таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в подп. 3) ст. 186 ТК ТС, а именно:
– лицо государства – члена ЕАЭС, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена или имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами при отсутствии внешнеэкономической сделки;
– перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
– экспедитор, если он является лицом государства – члена ЕАЭС;
– иностранные лица, в частности, физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования, лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС, а также лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства – члена ЕАЭС.
Для целей декларирования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита применяется транзитная декларация, форма и порядок заполнения которой определены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (с изм. и доп.).
Транзитная декларация представляется на перевозку товаров, перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу, за исключением случаев, когда в качестве транзитной декларации используются документы, предусмотренные международными договорами государств – членов ЕАЭС.
Таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы, содержащие сведения, указанные в п. 3
Нормативно-правовая база
1. Конституция РФ от 12.12. 1993 г.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
4. Международная конвенция об упрощении гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года
5. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 11.11.2015) "О Федеральной таможенной службе" (вместе с "Положением о Федеральной таможенной службе")
6. Приказ ФТС России от 13.08.2013 № 1526 «Об утверждении Концепции развития Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов до 2020 года»
7. Приказ ФТС России от 12.10.2012 N 2067 (ред. от 23.12.2014) "Об особенностях таможенного транзита иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до внутреннего таможенного органа, расположенных в Калининградской области" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2012 N 26006)
8. Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 619 "О некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза"
9. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 (ред. от 06.10.2015) "О форме и порядке заполнения транзитной декларации" (вместе с "Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации")
10. "Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)" (Заключена в Женеве 14.11.1975)
Учебники, статьи
1. Альбеков, А. У. Таможенная логистика: учебное пособие / А.У. Альбеков, С.Н. Гамидуллаев, А.В. Парфенов. – СПб.: Троицкий мост, 2013. – 176 с.
2. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза / О.Г. Анохина. – М.: Проспект, 2015, 448 с.
3. Барамзин, С. В. О сущности таможенной деятельности / С.В. Барамзин // Вестник Российской таможенной академии. – 2013. – № 3. – С. 47-52.
4. Бекяшев К.А. Таможенное право: Учебник / К.А. Бекяшев. ― М.: Проспект, 2015. – 328 с.
5. Бельянинов, А. Ю. Слагаемые интеграционных процессов. Таможенное сопровождение Единого экономического пространства / А.Ю. Бельянинов // Таможня. – 2013. – № 6 (317). – С. 5-9.
6. Бормотова, Е. Г. Организация информационного взаимодействия для обеспечения эффективного таможенного контроля / Е.Г. Бормотова // Вестник Российской таможенной академии. – 2013. – № 3. – С. 86-89.
7. Бякин Г. И. Диспетчерская система таможенного контроля за таможенным транзитом на основе глобального позиционирования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014.№ 4 (52). С. 34–43.
8. Воронина, Л. И. Совершенствование таможенной системы Российской Федерации как фактор обеспечения национальных экономических интересов в условиях глобализации / Л.И. Воронина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 3. – С. 7-17.
9. Гошин, В. А. Таможенное законодательство Таможенного союза: современное состояние и основные направления совершенствования / В.А. Гошин // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2013. – № 10. – С. 26-29.
10. Гуменюк М. В. Совершенствование таможенного контроля товаров при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита // Молодой ученый. — 2016. — №10.2. — С. 11-13.
11. Дроздова С.А. Таможенное право: учебное пособие / Спб:Интермедия, 2015 - 274 с.
12. Иванча, И. И. Подходы к совершенствованию механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности / Иванча И.И., Хапилин С.А. // Вестник Российской таможенной академии. – 2013. – № 1. – С. 46-53.
13. Костин, А. А. Управление рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС: состояние и перспективы / А.А. Костин // Таможенное дело. – 2013. – № 3. – С. 11-16.
14. Костин А. А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. СПб:, 2013 - 344 с.
15. Котляров, Н. Н., Перспективы создания единого транспортного пространства Евразийского экономического союза / Н.В. Лукьянович, Н.Н. Котляров, Л.В. Левченко // Экономические науки. – 2014. – № 116. С. 126- 130.
16. Кошель, А. С. Реализация концепции евразийства в XXI веке / А.С. Кошель // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2014. – № 2 (16). – С. 50-58.
17. Кулешов А. В., Черных В. А., Шишкина О. В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. М.: Российская таможенная академия, 2013 - 262 с.
18. Кычков В.И. Таможенное право: учебное пособие / Спб:Интермедия, 2014 - 328 с.
19. Макарова, Г. В. Электронный документооборот как основа развития таможенных операций / Г.В. Макарова // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. – № 1. – С. 71-81.
20. Маховикова Г. А., Павлова Е. Е. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2014. - 408 c.
21. Моисеев Е.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза / Е.Г. Моисеев. ― М.: Проспект, 2015, 464 с.
22. Молчанова О.В. Таможенное дело: учебное пособие / О.В.Молчанова, М.В.Коган. – 2-е изд., доп. и испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 317 с.
23. Мясникович, М. В. Интеграция в ЕЭП, ЕврАзЭС и СНГ: вектор перспективы / М.В. Мясникович // Белорусский экономический журнал – 2013. – № 2. – С. 4-17.
24. О направлении разъяснений по таможенной процедуре таможенного транзита товаров : [письмо ФТС России от 14.10.2013 N 01-11/45603] // Бюллетень таможенной информации «Таможенные ведомости». – 2013. – № 11. – С. 137–139.
25. Падалко, В. Семь направлений совершенствования таможенного регулирования / В. Падалко // Международная экономика. – 2013. – № 1. – С. 41-46.
26. Синенко О. А., Немцов А. Г., Курасова Е. А. Направления совершенствования таможенного администрирования в РФ // Экономика и предпринимательство. 2015.№ 4–2 (57–2). С. 187–191.
27. Сулейменов, Т. М. Евразийская экономическая интеграция – важнейший фактор устойчивого развития государств / Т.М .Сулейменов // Труды Вольного экономического общества. – 2015. – № 1. – С. 225-237.
28. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году. – М.: 2015. – 78. с.
29. Хапилин, С. А. Обеспечение национальных экономических интересов России в условиях глобализации: таможенный аспект / С.А. Хапилин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 3. – С. 43- 49.
Электронные ресурсы
1. Гарант//http://base.garant.ru/. Режим доступа 12.03.2016
2. КонсультантПлюс// http://www.consultant.ru/. Режим доступа 12.03.2016