На эффективность развития промышленных предприятий существенное влияние оказывают разнообразные факторы внешней и внутренней среды.
В целом под факторами производства понимаются «элементы, необходимые для выпуска продукции – товаров и услуг. Согласно распространенной классификации факторы производства делятся на: средства производства (машины, инструмент, здания, земля), материалы (сырье, вспомогательные и производственные материалы) и труд в смысле целенаправленной деятельности» .
При этом следует исходить из сущности организации производства и труда на предприятии как процесса потребления рабочей силы и средств производства. Результаты организации производства и труда будут тем выше, чем эффективнее, экономнее используются средства производства, чем совершеннее орудия труда, чем лучше организован процесс производства, чем выше степень искусства работников и чем лучше используется рабочее время, чем лучше удовлетворен рыночный спрос.
Эффективность развития промышленных предприятий следует рассматривать с двух позиций:
– как эффективность поддержания необходимых показателей функционирования (эффективность текущая);
– как эффективность обновления, поддержания высокой конкурентоспособности (эффективность перспективная), когда вы- являются и используются факторы, влияющие на работу предприятия и способность к обновлению, т. е. определяется способность предприятия к освоению в текущем периоде новых изделий, требуемых рынком в последующие периоды. Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.
Фирма не просто назначает ту или иную цену. Она создает целую систему ценообразования, охватывающую разные товары и изделия в рамках товарного ассортимента и учитывающую различия в издержках по организации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса, распределении покупок по времени и прочие факторы.
Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких - цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов.
В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения рентабельности производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга.
Ценовая политика предприятия — это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.
Таким образом, эти и другие проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Ценовые факторы экономического развития предприятия».
Предмет исследования: ценовые факторы экономического развития предприятия.
Цель исследования: Изучить ценовые факторы экономического развития предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть влияние ценовой политики на внешнеэкономическую деятельность предприятия;
2. Изучить ценовую политику и ценовую конкурентоспособность продукции;
3. Дать характеристику понятия «ценовая стратегия» и классификации ценовых стратегий;
4. Охарактеризовать факторы развития промышленных предприятий.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Влияние ценовой политики на внешнеэкономическую деятельность предприятия
В настоящее время происходят значительные изменения в сфере экономического положения России, которые характеризуются усилением процессов глобализации, устранением барьеров, сдерживающих развитие экономических связей с другими субъектами мировой экономики.
Это открывает новые возможности для использования отечественными предприятиями внешних факторов развития, привлечения из-за рубежа финансовых и технологических ресурсов, применения производственного и управленческого опыта, расширения рынков сбыта.
В то же время современная экономика России характеризуется высокой зависимостью от мировых рынков сырья и проблемами конкурирования на рынках готовой продукции.
В реальной экономической деятельности все хозяйственные процессы протекают с существенной долей неопределенности и связаны с риском Во внешне экономической деятельности компании категории «риск» и «неопределенность» играют чрезвычайно важную роль.
Именно в сфере внешнеэкономической деятельности риски компании очень разнообразны и трудно прогнозируемы. Высокая степень рискованности международных сделок по сравнению со сделками на национальном рынке обусловлена сложностью внешней среды международного бизнеса.
Ситуация риска, по сути, – разновидность ситуации неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено. В этом случае посредством инструментов теории вероятностей и математической статистики можно объективно оценить вероятность событий, которые предположительно возникнут в результате определенной деятельности. Соответственно, вероятность того, что событие произойдет, равна 1,а невозможность события равна 0.
Особое место в общей системе рисков занимают предпринимательские риски. Предпринимательские риски – это вероятность возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления намечающегося события, предусмотренного планом или прогнозом.
Впервые классификация предпринимательских рисков была представлена в трудах Дж.Кейнса, считавшего, что стоимость товара должна включать величину затрат, связанных с повышенным износом оборудования, с изменениями рыночной конъюнктуры и цен, а также с разрушениями в результате аварий и катастроф.
Дж. Кейнс отмечал, что в экономической сфере целесообразно выделять три основных вида предпринимательских рисков: риск предпринимателя или заемщика, риск кредитора, риск инфляции.
В настоящее время существует не мало классификаций предпринимательских рисков, основанных на различных их характеристиках (В.М.Гранатуров, О.И. Дегтяреваидр.).Практически все эти классификации сходятся в одном – они выделяют риск экономический, основой которого является возможное негативное влияние на деятельность фирмы событий в сфере экономики.
Ряд авторов (О.И. Дегтярева и др.) разбивают экономические риски на три группы: рыночные риски; кредитные риски; операционные риски. Рыночные риски, связанные с неопределенностью колебаний рыночной конъюнктуры, наиболее разнообразны. Они включают в себя: процентные риски; валютные риски; ценовые риски рынка акций; ценовые риски товарных рынков; риски рынка производных финансовых инструментов.
Ценовые риски связаны с неопределенностью относительно будущего уровня цены. Ценовой риск большинством исследователей (К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, О.И. Дегтярева, В.М.Чибинеев и др.)определяется как вероятность (возможность) отклонения будущей цены от ее ожидаемого значения. Любое отклонение цены от ожидаемой величины считается проявлением ценового риска (это касается как динамики цен на продукцию, так и на услуги). Если применение данного определения риска ограничивается только ситуациями с неблагоприятным исходом, то целесообразно говорить о риске фирмы понести убытки; при рассмотрении ситуаций с благоприятными отклонениями целесообразно говорить о риске недополучения фирмой прибыли.
Выше приведенное определение ценового риска указывает на способ его измерения: так как ценовой риск принимает форму отклонения от ожидаемой величины, то чем больше изменчивость цен, тем большему риску подвергается субъект рынка.
Изменчивость (волатильность) цен характеризуется тремя показателями: величиной изменения цены, скоростью изменения цены и частотой изменения цены.
В последнее время проблемы ценовых рисков довольно широко рассматриваются в научной и специальной литературе. Однако подавляющее большинство этих работ посвящено рискам, возникающим в биржевой торговле, на фондовых и страховых рынках.
Ценовые риски фирмы (в т.ч. и внешнеторговой) рассматриваются поверхностно и очень обобщенно. Как правило, выделяются только инфляционный, валютный и процентный риски.
Это обстоятельство, по нашему мнению, объясняется следующим. Рынки готовых товаров очень разнообразны. Производство широкого ассортимента готовой продукции полуфабрикатов может осуществляться большим количеством конкурирующих фирм практически везде. Выпускаемая продукция очень сильно варьируется как по своим техническим и потребительским параметрам, так и по качеству. Условия эксплуатации промышленной продукции и требования к ее параметрам отличаются у конкретных потребителей. Решающая роль в формировании мировых цен на готовую продукцию принадлежит ведущим фирмам-производителям и экспортерам, но постоянно увеличивается число средних и более мелких фирм, часто проводящих агрессивную ценовую политику. В связи с этим конкуренция на рынках готовой продукции в последние годы все более обостряется. В отличие от сырьевых рынков, рынки готовой продукции не имеют четких географических границ (как месторождения полезных ископаемых), поставщики и потребители значительно реже привязаны друг к другу долгосрочными контрактами. Рынки готовой продукции менее прогнозируемы и управляемы, чем рынки сырьевых товаров. Соответственно, различных рисковых ситуаций и их комбинаций на этих рынках значительно больше.
Так, неточный учет курса валюты контрактной цены может спровоцировать непредвиденные потери, которые отрицательно повлияют на финансовое положение конкретной фирмы- участника ВЭД. Если же экспортер при формировании контрактной цены недостаточно обосновал ее, то со стороны страны-контрагента возможны антидемпинговые расследования, что, в свою очередь, может отрицательно повлиять на экономику конкретной отрасли.
При выборе рискового варианта цены во внешнеторговой сфере, как правило, ориентируются на получение положительного результата. Однако в первую очередь необходимо четко просчитывать негативные последствия от возможного проявления риска. Это связано с тем, что при благоприятном исходе (т.е. ненаступлении рискового события) можно прогнозировать положительные результаты только непосредственно для участника ВЭД. Возможное же наступление негативных последствий необходимо рассчитывать не только для самого участника внешнеторговых операций, но и для смежных с ним областей. То есть, следует учитывать мультиплицирующий эффект, проявляющийся в потерях организаций, связанных с участником ВЭД технологическими, организационными и экономическими отношениями, а также в потерях на уровне государства. Именно в этом заключается системность прогнозирования неблагоприятных последствий таких рисков.
Ценовые риски, с которыми приходится сталкиваться фирме-участнику ВЭД, очень разнообразны и могут быть связаны не только с вероятностью изменения цен на выпускаемую продукцию в будущем (т.е. с инфляционными или валютными рисками).
По времени ценовые риски фирм-участников ВЭД могут возникать:
– на этапе формирования цены в процессе подготовки внешне торгового контракта в связи с неверной оценкой рыночной ситуации, непродуманным выбором базового рынка для обоснования контрактной цены, ошибками в формировании маркетинговой политики или ценовой стратегии, выбором контрагента. Эти риски являются внутренними, так как обусловлены деятельностью самой фирмы;
– в процессе исполнения внешнеторгового контракта в связи с изменением государственного регулирования конкретных рынков или сфер деятельности, с изменением политической или экономической ситуации, с форс-мажорными обстоятельствами и т.д. Эти риски являются внешними, непосредственно не связанными с деятельностью данной фирмы;
– после исполнения внешнеторгового контракта в связи с проявлением мультиплицирующего эффекта и влияния на интересы участников рынка различных уровней. Например, для самого участника ВЭД это может проявиться в виде необходимости уплатить до начисленные суммы налогов, для отрасли – в антидемпинговых расследованиях, введении квот и ограничений, для государства – в ослаблении позиций на внешних рынках, необходимости корректировки законодательства или мер по регулированию отдельных сфер экономики.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий как одна из ключевых составляющих их производственно-хозяйственной деятельности существенно увеличила свою значимость за время экономических реформ. Но уровень конкуренции на международных рынках таков, что новым участникам приходится конкурировать не только продукцией, но и мобильностью, адаптивностью систем управления. На первый план выходит способность систем управления активно реагировать на условия внешней среды, положительно использовать изменения в технологических, финансовых и иных областях.
Продукция на мировом рынке сама по себе является лишь необходимым, но часто не главным условием победы в борьбе за потребителя. От системы управления ВЭД в первую очередь зависит характер и формы работы предприятия на международном рынке. Например, «Молочный комбинат «Ставропольский» является одним из ведущих производственных предприятий города Ставрополя пищевой отрасли. ОАО «Комбинат молочный» Ставропольский» выпускает продукцию в широком ассортименте. В основном это молочные продукты: молоко, кисломолочные напитки, творог, сметана, мороженое, сыры, сгущенные молочные продукты. С использованием молочной сыворотки комбинат вырабатывает хлебобулочные изделия. Всего ассортимент комбината насчитывает около 250 наименований. ОАО «МКС» на протяжении ряда лет ведет активную внешнеторговую деятельность, как в отношении экспорта, так и импорта. По импорту предприятие осуществляет закупки производственного оборудования для своих нужд и соки, по экспорту – поставки готовой продукции широкой ассортиментной группы.
Экспорт продукции представлен только одной страной – Израиль. Удельный вес экспортной продукции составляет всего доли процента. В связи с этим целесообразно продолжить курс предприятия в увеличении выпуска, в частности мороженого, для чего целесообразно закупать импортное оборудование, с целью диверсификации на рынках сбыта за рубежом.
Импортная составляющая внешнеэкономической деятельности связана с потребностью обновления производственных мощностей новым технологическим оборудованием, а также необходимостью закупок сырья для производства продукции.
Анализ деятельности ОАО «Молочный комбинат»Ставропольский» показал, что предприятие находится в достаточно устойчивом экономическом положении и у него существуют потенциальные возможности для экономического роста. Однако для этого ценовая политика комбината в области внешнеэкономической деятельности должна подвергнуться ряду изменений, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В современных условиях, понимание значения ценовой политики еще более расширилось: это важнейший элемент управления деятельностью предприятия, эффективное средство для достижения его целей, охватывающих не только поддержание стабильности деятельности и получение запланированной прибыли, но и удовлетворение потребностей потребителей, поддержание и развитие бренда, возможность результативно конкурировать на рынке и успешно представлять на рынок новые товары.
Процесс формирования оптимальной цены на предприятии является комплексным, затратным и трудоемким. Он предполагает анализ большого объема информации не заканчивается с единовременным установлением цены для выбранного рынка, а предполагает последующую возможную корректировку цен и временные программы по манипулированию ценами для решения поставленных задач.
Вопрос совершенствования ценовой политики предприятия на рынке стоит очень остро и включает в себя своевременное получение информации о действующих на рынке ценах и стратегиях конкурентов, применение малоизвестных стратегий и совершенствование уже используемых, создание программы продвижения цены и системы оценки позиции товара и фактических затрат.
Также, помимо всего прочего, необходимо внедрять ценовой контроллинг как способ создания эффективной системы управления ценами на предприятии. Одним из мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия на внешнем рынке можно рекомендовать каждые три года проводить анализ конкурентоспособности отдельных товарных групп, включающий анализ химических и потребительских свойств продукции, цен на товары, делая акцент на соотношении «цена-качество».
1. Абрамова, М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория: Учеб. пособие. — М.: Юриспруденция, 2014. — 387 с.
2. Большой экономический словарь / Под ред. И.Н. Азрилияна.— М.: Институт новой экономики, 2016. – 1248 с.
3. Вечканов, Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика: Энцикл. словарь. - СПб., 2016. - 351с.
4. Высокотехнологический комплекс: определение экономического роста страны // Экономическое возрождение России. – 2013. - № 3. – С. 3-7.
5. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации / И.В. Иванов, В.В. Баранов, Г.И. Лысак, О.В. Кирсанов. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 416 с.
6. Герасименко, В. В. Ценообразование [Текст] : учеб. пособие для вузов по напр. «Экономика» - М. : Инфра-М, 2016. - 419 с.
7. Годин, А. М. Маркетинг [Текст] : учебник для вузов - М. : Дашков и К, 2007. - 756 с.
8. Желтякова, И.А. Цены и ценообразование. Краткий курс [Текст] : учебное пособие -СПб. : Питер, 2016. - 176 с.
9. Лихачева, О. Н. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец."Финансы и кредит" - М. : Вузов. учеб., 2015. -287 с.
10. Лихачева, О. Н. Финансовое планирование на предприятии [Текст]: учеб пособие - М.: ЗАО «ТК Велби», 2017. - 264 с.
11. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для вузов по экон. спец / А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов, О. В. Карамова и др. ; Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова; Фин. акад. при Правительстве РФ — 2–е изд.. — М.: ИТД «КноРус», 2015. — 541 с.
12. Минаева, ЕВ. Принципы ценовой политики в рыночной экономике // Хранение и переработка зерна. 2016. № 9 С. 13-14
13. Минаев, Н. Формирование цен в условиях рынка // Консультант – директор – 2013.
14. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов по экон. спец — 2–е изд.,изменен.. — М.: НОРМА, 2016. — 560 с
15. Основы микроэкономики: Учеб. пособие / Под ред. Николаевой И.П. - М., 2015. - 224с.
16. Петров, А.М. Микроэкономика: Учебник. - Челябинск, 2016. - 205с.
17. Тарасевич, В.М. Ценовая политика предприятия [Текст] : учеб. для вузов - СПб. : Питер, 2016. - 272 с.
18. Тюшев, В.А. Микроэкономика: Теорет. курс / Тюшев В.А, Мурадян Л.В. - М., 2015. – 167 с.
19. Хасанов, Ш. М. Хоменко А. Л. Маржинальный подход к ценообразованию и управленческим решениям // Маркетинг в России и за рубежом. -2016. № 5(37), С. 44-57 .
20. Цены и ценообразование [Текст] : учеб. для экон. спец. вузов / под ред. Е. К. Васильевой - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2016. - 560 с.
21. Ценовая политика и экономический рост. Райчская С., Сергиенко Я. , Френкель А. // Экономист. -2016. -№ 5, С. 29-37
22. Экономика: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. – М.: Юрист, 2016. - №6.