В соответствии с общемировой практикой управления установлено, что эффективный менеджер является ключевой фигурой экономического роста. Сравнительными исследованиями экономик Российской Федерации, Соединенных Штатов, Великобритании, Японии, Федеративной Республики Германии и других, менее развитых стран установлена взаимосвязь состояния экономики, темпов и характера ее развития с уровнем подготовленности основной массы менеджеров [12, c. 105].
Подготовка в области менеджмента является в настоящее время приоритетным направлением в повышении эффективности предпринимательства и корпоративных интересов собственников. Отмечается, что это связано и с переменами в построении структур и деятельности предприятий. Структура организаций становится все более «плоской», число вертикальных уровней и зависимостей сокращается, на каждом уровне требуется все больше компетентной, экспертной деятельности, а не простого администрирования, повышается роль компетентности менеджеров, работающих на самых нижних уровнях организационных структур предприятий и корпораций.
Поэтому в современном мире принимаются дополнительные и массовые меры по общему повышению профессиональной квалификации и практической работы менеджеров.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы подтверждается тем, что в современном мире капиталовложения в подготовку менеджеров постоянно увеличиваются, оправдывая на практике свою эффективность. От уровня подготовки современных менеджеров напрямую зависит качество функционирования организаций, в которых они работают, в частности, а также развитие экономики страны в целом. В данной выпускной квалификационной работе предусмотрена разработка учебного курса «Бизнес-планирование» для курсов повышения квалификации менеджеров производства и продаж строительных материалов.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является процесс повышения квалификации менеджеров производства и продаж строительных материалов.
Предметом исследования является учебный курс «Бизнес-планирование», который представляет собой средство для повышения квалификации менеджеров производства и продаж строительных материалов.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка учебного курса «Бизнес-планирование» для курсов повышения квалификации менеджеров производства и продаж строительных материалов.
Гипотеза: повышение квалификации менеджеров производства и продаж строительных материалов будет осуществляться эффективно, если будет разработан специальный учебный курс «Бизнес-планирование».
Для достижения указанной цели и подтверждения приведенной гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы подготовки менеджера.
2. Разработать курс повышения квалификации «Бизнес-планирование».
3. Провести экономическое обоснование открытия данных курсов повышения квалификации.
В процессе выполнения данной работы были применены совокупность общетеоретических и специфичных методов анализа и синтеза информации, методы классификации, обобщения, описания, прогнозирования, табличный и графических методы, а также изучение и анализ специальной и психолого-педагогической литературы и изучение передового педагогического опыта.
В настоящее время в нашей стране появилось огромное количество статей, учебников и монографий, посвященных менеджменту, а также особенностям обучения современных менеджеров. Необходимо отметить, что в условиях ухудшения экономических условий в стране актуальность качества руководства организациями не только не снизилась, но и значительно возросла, поскольку от правильного руководства организацией зависит не только ее успех, но и выживание в условиях кризиса.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается разработке методики повышения квалификации менеджеров производства и продаж строительных материалов на основе учебного курса «Бизнес-планирование». Данный учебный курс конкретизирует уже имеющиеся практические положения, применяемые при подготовке менеджеров.
Представленный материал состоит из введения, трех разделов основной части, заключения, библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность заявленной темы, сформулированы цели, задачи, определены объект, предмет, новизна, выдвинута гипотеза, охарактеризованы приемы и методы исследования.
Первый раздел содержит концептуальную, методологическую и методическую оценку изучаемой проблемы. В нем рассмотрены основные теоретические основы подготовки менеджера, понятие непрерывного обучения, а также формы и методы обучения.
Второй раздел является практической частью работы. В нем дано определение тематики разрабатываемого учебного курса, а также разработаны лекционные и практические материалы, выбраны технические средства для обучения менеджеров производства и продаж строительных материалов.
В третьем разделе представлено экономическое обоснование открытия курсов повышения квалификации.
В заключении выпускной квалификационной работы кратко сообщаются основные теоретические положения работы, приводятся выводы по результатам разработки учебного курса «Бизнес-планирование».
В работе имеется 16 иллюстраций и 2 таблицы.
Библиографический список насчитывает 49 источников.
1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: пер. с англ. / науч. ред. Ю.П. Адлер. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с.
2. Беляков С.А. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты: монография / С.А. Беляков, В.С. Вахштайн, В.А. Галичин. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 340 с.
3. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 736 с.
4. Бухмастова Г.А. Система и структура непрерывного образования в России. // Научная, научно-методическая деятельность аспирантов и профессорско-преподавательского состава вуза по выполнению аккредитационных показателей учебного заведения в статусе «Университет»: Материалы XXXVI науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. – 211 с.
5. Герасимов В.В. Управление проектами производственных систем: учеб. пособие / В.В. Герасимов, А.П.Пичугин, Э.В.Круглова. – Новосибирск, 2006. – 144с.
6. Грищенко, О.В. Управленческий учет: конспект лекций / О.В. Грищенко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. – 125 с.
7. Грашина М., Дункан В. Основы управления проектами / М. Грашина, В. Дункан. – СПб.: Питер, 2006. – 204 с.
8. Дафт Р. Менеджмент/ Р. Дафт. – СПб: Питер, 2006. – 864 с.
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.
10. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Системный подход : учебное пособие для вузов / А.Т.. Зуб. – М.: Генезис, 2011. – 848 с.
11. Ижогин Я.В. Компьютер как инструмент педагогической диагностики / Я.В. Ижогин // Информатика и образование. – 2003. – № 12. – С. 51-55.
12. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент/ Л.Н. Качалина. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 464 с.
13. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М.: Издательство «Знание», 2003. – 80 с.
14. Ключарев, Г.А. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Г.А. Ключарев. – М.: ИС РАН, 2008. – 400 с.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М.Коджаспирова. – М.: изд-во «Владос», 2004. – 352 с.
16. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
17. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / под ред. Н.Ю. Пахомовой. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 189 с.
18. Практикум и методические материалы / Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательство «Владос», 2003. – 416 с .
19. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учеб. пособие / А.И. Кочеткова. – М.: Дело, 2010. – 944 с.
20. Коэн Аллен Р. Курс МВА по менеджменту: пер. с англ. / Р. Коэн Аллен. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 507 с.
21. Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов- на-Дону: Издательство «Феникс», 2005. – 474 с.
22. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Издательский центр «Педагогический поиск», 2002. – 160с .
23. Лукина И.Н. Выпускная квалификационная работа по специальности «Технология и предпринимательство». Рекомендации по подготовке, оформлению и представлению к защите: учебно-методи¬ческое пособие / И.Н. Лукина, В.М. Потапов.– Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 140 с.
24. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге – М.: Экономика, 2001. – 664 с.
25. Манаков Л.Ф. Интеллектуальные модели организаций в инвестиционно-строительной сфере: учеб. пособие / Л.Ф Манаков, Л.В. Заруева. – Новосибирск: НГАСУ, 2010. – 64 с.
26. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия : учеб. пособие / Е.В. Маслов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 312 с.
27. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / науч. рук. А.Е. Карпухина; Сер. «Мониторинг. Образование. Кадры». – М.: МАКС Пресс, 2006. – 340 с.
28. Москвич Ю.Н. Непрерывное образование для новой России / Ю.Н. Москвич // Инновации в образовании. – 2010. – №1. – С. 20-23.
29. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
30. Навазова Т.Г. Методология непрерывного профессионального образования / Т.Г. Навазова // Человек и образование. – 2005. – №3. – С. 17-22.
31. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы / Д.А. Новиков. – М.: ПМСОФТ, 2007. – 140 с.
32. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 32 – 38.
33. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность / А.А. Орлов – М.: Издательство «Академия», 2004. – 281 с.
34. Официальный сайт министерства строительства Новосибирской области [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minstroy.nso.ru/
35. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие / В.Ю. Питюков. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007 – 369 с.
36. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов / И.П. Подласый. – М.: Издательство «Владос», 2004. – 365 с
37. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Издательство «Владос», 2003. – 574с.
38. Райнов Т.И. О типе разностороннего ученого / Т.И. Райнов // Вестник МИАБ. – 2003. –№1(13). – С. 14.
39. Римарева И.И. Непрерывное образование: определение, структура, специфика, проблема / И.И. Римарева // Методист. – 2004. – № 4. – С.72-77.
40. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007. – 205 с.
42. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин – М.: Издательство «Академия», 2002. – 576 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
44. Федорков А.И. Современное состояние и перспективы развития системы непрерывного образования в России: монография / А.И. Федорков. – Спб.: СпбГИЭУ, 2010. – 328 с.
45. Фей К. Организационная культура предприятия: актуальные подходы к проблемам идентификации и управления / К. Фей, Д. Денисон // Вопросы экономики. – 2005. – № 4. – С. 58-74.
46. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад.наук, Рос. акад.; образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4- е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79с. – (Стандарты второго поколения).
47. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Издательство «Высшая школа», 2003. – 520 с.
48. Хлопова Т.В. Развитие трудового потенциала и конкурентоспособность работников в современных условиях. Методология и практика исследования / Т.В. Хлопова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. – 217 с.
49. Шайденко Н.А., Подзолков В.Г. Теоретические основы создания и функционирования региональной системы непрерывного педобразования. // Гуманитарная наука в Центральном регионе России: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы VII региональной науч.-практ. конф.: в 3 т./отв. ред. О.Г. Вронский. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта, 2005. – 436 с.