Введение
1. История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам
2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами
3. Роль социального работника в социальной работе с инвалидами
Заключение
Список используемой литературы
Социальная работа с инвалидами - процесс сложный, противоречивый. Ряд исследователей, анализируя политическую, экономическую, социальную ситуацию, сложившуюся в обществе, рассматривают ее влияние на современное состояние инвалида и их семьи. На сегодняшний момент, общество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.
Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории острейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к работе с людьми, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Таких людей в Российской Федерации как минимум свыше 12 млн. человек официально. Роль социальных работников и специалистов в области социальной работы в вопросах медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями является ключевой.
Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.
1. История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам
Социальная работа в нашей стране как направление и содержание деятельности определенной категории лиц в последние 15 лет стала привычным термином. Некоторыми исследователями приоритет в этой области отводится зарубежным странам. Между тем, России всегда была присуща социальная поддержка нуждающихся в ней граждан.
В средние века с утверждением христианства социальная помощь стала многосубъектной. По-прежнему большую роль играла помощь общины, много делали частные благотворители, налаживало социальную защиту и помощь государство, но «главным элементом системы социальной помощи, доминирующим субъектом, определяющим ее характер в данный конкретно-исторический период, становится церковь». Главным механизмом социальной помощи становится милостыня, отвечающая потребностям как дающего, так и принимающего.
История оказания маломобильному населению социальной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста. Впервые оно возникло в 1867 году как филантропическое Общество попечения о раненых, больных воинах и военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствовалось принципами и Уставом Международного Красного Креста, согласно которым было призвано оказывать всевозможную помощь в виде денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продовольствие, белье и другие предметы первой необходимости).
В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые
тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, поддержки правительств различных стран в разработке подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.
Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации
инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей с инвалидностью в ряде стран связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности за его исполнение. В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остаются второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике пока далеко не во всех случаях можно говорить о готовности и возможности обеспечивать и достигать обозначенных целей. Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, представленных нормативным закреплением прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.
Таким образом, инвалидность, так или иначе определяемая, знакома каждому обществу, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
2. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами
Законодательную, нормативно правовую базу социальной защиты инвалидов и маломобильных групп населения России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:
1) Регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.);
2) Внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда и социального развития, Министерства образования, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и др.);
3) Документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;
4) Документы муниципальных образований (городские и сельские районы, микрорайоны (трудовые коллективы), малые города без административного деления);
5) Решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Основным Законом Российской Федерации, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан, является Конституция. Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населения, различными социальными слоями и группами.
Внутригосударственные нормативно-правовые акты можно расположить в определенном иерархическом порядке. Прежде всего, это Федеральные Законы и Указы Президента РФ. Основным документом в России, обеспечивающим социальную защиту инвалидов является Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г.
Немного раньше, в 1992 году был издан Указ Президента № 1474 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», в котором было положено начало преобразованию среды с учетом потребностей инвалидов. Здесь Президент РФ координирует действия Правительства по формированию доступной среды. Так в Указе дано распоряжение Министерству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о необходимости пересмотра действующих нормативных документов с целью учета в них требований доступности для инвалидов, установлению новых стандартов, устанавливающие требования к предназначенным для пользования инвалидами средствам транспорта, связи и информатики.
1. Быкова, О.Г. Опыт работы комплексного центра социального обслуживания по социальной адаптации слабовидящих граждан [Текст] / О.Г. Быкова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – 215 с.
2. Варлакова, Н.И Социальный туризм как эффективная технология социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов[Текст] / Н.И Варлакова // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — 187 с.
3. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов [Текст] : учеб. пособие / Л.К.Грачев.- М.: Педагогика, 2008.-320с.
4. Зайфиди, П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания [Текст] / П.К. Зайфиди // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – 114 с.
5. Логинова, Н.В. Предоставление реабилитационной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в центре реабилитации инвалидов[Текст] / Н.В. Логинова // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – 66 с.
6. Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок [и др.] ; под. ред. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 560 с.
7. Холостова Е.И. Настольная книга специалиста: Социальная работа синвалидами [Текст] : учеб. пособие / Е.И. Холостова.- М.: Юристь, 2010. - 334 с.