Негативные экономические последствия внешних и внутренних вызовов, с которыми столкнулась Россия, обусловили необходимость интенсификации усилий по решению накопленных структурных проблем и переходу к новой модели устойчивого, сбалансированного роста, являющейся ключевой целью долгосрочного социально – экономического развития России.
Инвестиционная привлекательность является показателем, определяющим прибыльность вложений в развитие каких-либо направлений бизнеса. Инвестиционная привлекательность может определяться как на макро, так и на микро уровне. На современном этапе в России данный показатель применяется к государству, региону, предприятию, проекту.
Многообразие подходов авторов по широкому кругу вопросов, охватывающих различные аспекты теории и практики инвестиционного развития затронуты в научно-исследовательских работах наиболее известных отечественных ученых – В. И. Бариленко, С. Б. Барнгольц, Н. В. Войтоловского, А. И. Гинзбург, Л. В. Донцовой, О. В. Ефимовой, А. П. Калининой, В. В. Ковалева, И. И. Мазуровой, М. В. Мельник, Е. В. Негашева, Н. А. Никифоровой, Н. С. Пласковой, А. Д. Шеремета и др.
В отечественной науке проблемы устойчивого развития рассматриваются преимущественно на макро уровне (национальном, региональном, отраслевом). Сущность и методологические основы устойчивого развития, концептуальные проблемы управления, диагностики и прогнозирования инвестиционной привлекательности на макр 3оуровне рассматриваются в работах крупных российских учёных: Л.Р. Абдуллина, В.М. Баутин, С.Н. Бобылев, С.И. Григорьева, В.И. Данилов-Данилян, Л.Н. Родионова, А.М. Шелехов, А.Д. Урсул.
На уровне хозяйствующего субъекта большинство исследований посвящены проблеме формирования механизмов устойчивого развития с позиций корпоративной социальной ответственности: Ю.П. Анисимова, Ю.М. Беляева, Т.Л. Безрукова, И.П. Богомолова, С.В. Ивченко, Г.А. Лобанова, И.П. Соболева.
Цель исследования заключается в исследовании сущности инвестиций и определении их экономического значения в деятельности предприятия, формирование концепции инвестиционной привлекательности телекоммуникационной компании ПАО «Мегафон».
Реализация поставленной цели выдвинула необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы управления инвестициями на предприятии;
- определить понятие и сущность инвестиционной привлекательности;
- исследовать особенности оценки инвестиционной привлекательности;
- проанализировать особенности экономического положения телекоммуникационной компании ПАО «Мегафон»;
- определить пути совершенствования инвестиционной стратегии.
Объектом исследования инвестиционная политика компании.
Предметом исследования методы оценки эффективности инвестиций.
Оценка инвестиций считается одним из способов управления финансами. Суть ее состоит в том, что специалисты проводят анализ рентабельности данного проекта и его степени риска, а также сроков окупаемости инвестиции. В рамках проведения анализа учитываются экономические, политические и социальные факторы, а также проверка достоверности составленного бизнес-плана. Данная процедура позволяет достаточно точно определить основные показатели и выявить уровень их эффективности.
Информационной базой исследования являются труды российских и зарубежных авторов в области инвестиционного планирования, финансовая отчетность компании ПАО «Мегафон», материалы периодической печати и сети Интернет.
1 Теоретические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности предприятия
В настоящий момент понятие инвестиционной привлекательности является достаточно новым, так как в экономической литературе появилось сравнительно недавно. Термин инвестиционной привлекательности используется, прежде всего, для характеристики и оценки объектов инвестирования, сравнительном анализе процессов и рейтинговых соизмерения. Анализ различных точек зрения на его интерпретацию позволило сделать вывод о том, что в современных понимании нет унифицированного подхода к сущности этой экономической категории.
Инвестиционная привлекательность предприятия является безусловным фактором эффективного функционирования предприятий различных организационно – правовых формы. Высокий уровень инвестиционной привлекательности формирует и укрепляет видимые и скрытые преимущества перед своими конкурентами .
Повышение эффективности функционирования предприятия и его инвестиционной привлекательности можно осуществлять за счет:
- создания новых производств в пунктах с наиболее доступными сырьевыми возможностями и по близости с потребителями готовой продукции;
- реализации инновационных проектов;
- расширения и дифференциации масштабов производства;
- модернизации производства и его технического перевооружения ресурсосберегающими и оборудованием, потребляющим меньшее количество затрат.
Инвестиционная привлекательность предприятия – обобщающий показатель объекта инвестирования с точки зрения доходности инвестиций, перспективности развития и уровня инвестиционных рисков.
Для принятия решений о реализации инвестиционных вложений необходимо сопоставление ожидаемых в будущем положительных поступлений, с осуществляемыми затратами на капитальные вложения. Прикладная значимость вопросов, касаемо определения инвестиционной привлекательности предприятий не подлежит сомнению, так как без осуществления инвестиционных вложений в хозяйствующие субъекты не представляется возможным рост экономики и ее стабилизация. Решение данной проблемы обеспечивает жизнеспособность предприятия в целом.
Финансовый анализ как основной механизм, обеспечивающий финансовую устойчивость предприятия и оценку его привлекательности, для потенциальных инвесторов является центральным звеном в методике определения инвестиционной привлекательности. Основной его целью является изучение проблем, возникающих при оценке финансовой привлекательности предприятия для инвестора. В связи с этим рассматриваются аспекты анализа финансового состояния предприятия, проводится оценка уровня рентабельности, кредитоспособности, эффективности и финансовой устойчивости.
Результатом финансового анализа предприятия является определение основных направлений повышения инвестиционной привлекательности анализируемого предприятия.
Однако существует множество существенных теоретических моментов в инвестиционной привлекательности предприятия, которые нуждаются в дальнейшей углубленной разработке и их реализации на практике. К этим моментам относится неопределенность места инвестиционной привлекательности предприятия в роли одного из ключевых факторов, входящих в инвестиционной рынок страны. Так же не существует единого, общепризнанного термина «инвестиционная привлекательность предприятия», и наблюдается отсутствие научной обоснованной классификации инвестиционной привлекательности по разным признакам.
Остаются недостаточно освещены проблемы увязки взаимных интересов участников инвестиционного процесса по их экономическим предпочтениям .
Главной проблемой на сегодняшний момент является отсутствие целостного представления о системе качественных и количественных факторов, которые направлены на определение в совокупности инвестиционной привлекательности предприятия.
Представленные данные в периодических печатных изданиях, а также размещенные в сети Интернет методические материалы, касающиеся оценки инвестиционной привлекательности предприятий основываются лишь на использовании либо количественных факторов, либо качественных факторов. Этот факт не позволяет учитывать всю совокупность финансово-экономических, производственных, маркетинговых характеристик анализируемого предприятия, что ведет к погрешностям в анализе и отчасти недостоверным выводам.
В зарубежной литературе по инвестиционному менеджменту, открытой в свободном доступе, рассматриваются лишь аспекты теоретической организации инвестирования и, так называемых, «duediligence – технологий», что представляют собой процедуру формирования объективного представления об исследуемом объекте инвестирования. Практически направленные методики расчета инвестиционной привлекательности от ведущих западных инвестиционных компаний и консультационных фирм являются коммерческой тайной, недоступной для широкого круга научной отечественной общественности и вовсе не адаптированы к экономическим условиям России.
Следовательно, становится очевидна научная и практическая значимость данной проблемы, которая нуждается в углубленном изучении, для получения наиболее объективных данных о состоянии российских компаний и улучшения их инвестиционной привлекательности, как для российских инвесторов, так и для иностранных.
1.2 Существующие классификации инвестиционной привлекательности предприятия
Понятие «инвестиционная привлекательность» остается поводом для научных дискуссий, так как экономической литературой до настоящего не дается целостного представления о содержании понятия «инвестиционная привлекательность», а также о ее связи с финансовой устойчивостью и финансовым состоянием предприятия.
Можно выделить несколько разновидностей инвестиционной привлекательности предприятия. Все они отличаются друг от друга, но в тоже время очень похожи, так как инвестиционную привлекательность одного предприятия можно представить сразу по нескольким видам. Рассмотрим классификацию инвестиционной привлекательности предприятия, предложенную Д.А. Ендовицким .
Таблица 1.1 - Классификация инвестиционной привлекательности предприятия
Признак Вид Характеристика
1 2 3
По соотношению риска и доходности Высокая
инвестиционная
привлекательность Б предприятие стоит инвестировать; это операции с высокой степенью доходности при умеренных (низких) рисках
По пользователям информации Средняя
инвестиционная
привлекательность Б предприятие выгодно вкладывать средства, но прибыль будет невелика
Низкая
инвестиционная
привлекательность Соотношение риска и доходности не предполагает получение большой прибыли, но гарантирует возврат вложенных средств
Продолжение таблицы 1.1
1 2 3
По пользователям информации Инвестиционная привлекательность для государственных органов Результаты деятельности предприятия являются положительными, оно оказывает влияние на рост экономики, решает важные социально-экономические задачи
Инвестиционная привлекательность для инвесторов Характеризуется доходность капитала, курсом акций и уровнем дивидендов
Инвестиционная привлекательность для контрагентов Зависит от показателей платежеспособности, ликвидности, т.е. возможности продолжения деятельности
По срокам Краткосрочная
инвестиционная
привлекательность Привлекательность вложений на один год
Среднесрочная
инвестиционная
привлекательность Привлекательность на 1-3 года
Долгосрочная
инвестиционная
привлекательность Привлекательность на срок более трех лет
По отраслевой принадлежности Инвестиционная привлекательность организаций промышленности, сельского хозяйства, торговли и др. Зависит от развития отрасли, ее государственной защиты, инфраструктуры и др.
По объектам инвестирования Инвестиционная
привлекательность
одиночного
хозяйствующего
субъекта Зависит от внешних и внутренних факторов
Инвестиционная привлекательность холдинга (группы взаимосвязанных организаций) Помимо внешних и внутренних факторов, влияющих на организацию, на него оказывают влияние такие факторы как прозрачная система корпоративного управления, оптимизация управленческих процедур.
На инвестиционную привлекательность предприятия влияет большое количество факторов, как независящих от результатов хозяйственной деятельности предприятия, так и находящихся в непосредственной зависимости от них. Бабушкин Н. А. и Ендовицкий Д. А. все факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность разделяют на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности хозяйствующего субъекта, т. е. это факторы, на которые он может повлиять. К ним относятся: система управления предприятием; номенклатура выпускаемой продукции; финансовое состояние предприятия; диверсификация производства; степень использования инновационных решений в технологии производства; степень открытости компании, полнота и достоверность раскрытия информации в отчетности; корпоративная социальная ответственность организации и др.
Внешние факторы не зависят от хозяйствующего субъекта. К ним можно отнести: политическую и внутриэкономическую среду, экономические особенности отрасли, экономический потенциал региона, систему законодательных норм и пр. Ростиславов Р. А. так же разделяет факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия, на внутренние и внешние, однако выделяет несколько иные параметры, относящиеся к ним. К внешним факторам он относит инвестиционную привлекательность страны, инвестиционную привлекательность региона и инвестиционную привлекательность отрасли. К внутренним факторам – финансовое состояние, производственные факторы, качество менеджмента, инвестиционную и инновационную деятельность, рыночную устойчивость, юридические факторы. Обобщив представленные системы факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия, можно выделить наиболее значимые группы факторов и построить следующую систему.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. от 06.12.2012г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ в ред. от 03.12.2012г.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ в ред. от 22.11.2012г.
5. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учебное пособие / Р.И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 207 с.
6. Ансофф И.Х. Стратегическое управление. Учебное пособие / И.Х. Анософф // М.: Экономика, 2013. – С. 258
7. Атаян Н.Х. Стратегическое управление бизнесом. – Волгоград: Авт. перо, 2014. – 479 с.
8. Баринов А.Э. Инвестиционный проект как основной объект создания системы государственного и частного партнерства в России и в некоторых странах ближнего зарубежья / А.Э. Баринов // Финансы и кредит. – 2012. – № 43. – С. 9-22
9. Баринов А.Э. Комплексный экспортно-импортный инвестиционный проект – индикатор глобализации мировых хозяйственных связей в энергетическом секторе / А.Э. Баринов // Финансы и кредит. – 2014. – №32. – С. 25-35
10. Баринов В.А. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2014. – 235 с.
11. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 239 с.
12. Бердяев А.А. Оценка конкурентного потенциала современных компаний // Экономика и жизнь, 2014. № 5. – 24-33 с.
13. Бланшар К. Как добиться лояльности клиентов в сфере услуг. – М.: Эксмо, 2014. – 285 с.
14. Борисов М. Е. Средний и малый бизнес и государственная власть в РФ: институциональное взаимодействие / М.Е. Борисов // Россия и современный мир. – 2014. – № 3. – С. 142-151
15. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 186 с.
16. Глухов В.В. Менеджмент: учебник для вузов / В.В. Глухов. – 3-е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2014. – 600 с. – (Учебник для вузов)
17. Гордеев П.А. Управление конкурентоспособностью малых фирм. // Экономика и жизнь, 2014. № 11. – 40-56 с.
18. Григорян С. Кризис в экономике и маркетинг некоммерческих организаций / С. Григорян, Н. Герасимова // Практический маркетинг. – 2014. – № 12. – С. 4-12
19. Гурджиян А.Э. Малый бизнес в условиях инновационного развития / А.Э. Гурджиян // Приоритеты вузовской науки в условиях инновационного развития общества: материалы межвузовской научно-практической конференции, 29 января 2014 г. – Москва, 2014 . – С. 33-36.
20. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2013. – 261 с. – (Организация и планирование бизнеса)
21. Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие для вузов по специальности «Финансы и кредит» / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КноРус, 2014. – 270 с.
22. Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений: учебник для вузов: пер. с англ. / Дж. Иган. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2014. – 363 с. – (Зарубежный учебник).
23. Инвестиции: учебник / ред. Г.П. Подшиваленко. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2013. – 485 с.
24. Кузнецова М.Н. Экономический анализ структуры и уровня запасов / М. Н. Кузнецова // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 12. – С. 40-45. – Библиогр.: с. 45 (13 назв.)
25. Ратникова Д.С. Инвестиции: понятие и юридическая сущность / Д. С. Ратникова // Право и политика. – 2014. – № 9. – С. 1697-1706
26. Стратегический менеджмент / ред. А. Н. Петров. – СПб. [и др.]: Питер, 2014. – 495 с. – (Учебник для вузов)
27. Томпсон А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для ВУЗов/ пер.с англ. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2014. – 576 с.