ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
1.1 Понятие и основные направления внешнеторговой деятельности фирмы
1.2 Рентабельность как показатель эффективности внешнеторговой деятельности фирмы
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ШУМЕРЛИНСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия АО «ШЗСА»
2.2 Оценка рентабельности внешнеэкономической деятельности АО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей»
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ШУМЕРЛИНСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»
3.1 Пути повышения рентабельности внешнеторговых операций фирмы
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий по повышению рентабельности внешнеторговых операций фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях рыночной экономики у каждого хозяйствующего субъекта появилась возможность самостоятельного выхода на международный рынок, что является значимым и важным аспектом их хозяйственной деятельности, так как благодаря выходу на международные рынки появляется возможность обрести новые каналы сбыта, повышения конкурентоспособности, снижения внутреннего странового риска за счет диверсификации.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что для эффективного управления внешнеторговой деятельностью предприятия, включающей как экспортные, так и импортные операции, необходимо их грамотное и продуманное планирование, ориентированное на рентабельность осуществляемой деятельности.
Рентабельность внешнеторговых операций является объективной оценкой эффективности внешней предпринимательской деятельности предприятия и в то же время – необходимый инструмент проектно–инвестиционных решений в соответствии с потребностями мирового рынка и сложившейся рыночной и политической ситуацией. В этой связи является актуальным рассмотрение методики и оценки показателей рентабельности внешнеторговых операций предприятия.
Цель курсовой работы заключается в оценке и разработке направлений повышения рентабельности внешнеторговой деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы внешнеторговой деятельности фирмы;
- дать оценку эффективности и рентабельности внешнеторговой деятельности исследуемого предприятия;
- разработать направления повышения рентабельности внешнеторговой деятельности исследуемого предприятия.
Предметом исследования является рентабельность внешнеторговой деятельности предприятия. Объектом исследования выступает акционерное общество «Шумерлинский завод специализированных автомобилей» (АО «ШЗСА»).
Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход.
Актуальные вопросы, связанные с изучением проблем бизнес-плана предприятия нашли свое отражение в работах отечественных и иностранных ученых, среди которых можно выделить работы таких авторов, как: А.В. Агапова, Н.Б. Корепанова, В.К. Скляренко, Р.И. Хасбулатова и др.
В качестве источников информации использованы нормативные правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучаемой проблеме, периодическая печать, годовые отчеты, учетно-отчетная документация АО «ШЗСА» за 2015 – 2017 гг.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
1.1 Понятие и основные направления внешнеторговой деятельности фирмы
Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля, которая представляет собой торговлю какой-либо страны с другими странами, состоящую из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Внешнеторговые операции подразделяются на несколько видов: экспорт, импорт, реимпорт, реэкспорт, таможенная территория и транзитные операции, рассмотрим их более подробно.
Экспортная операция - это вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства с последующей их реализацией на внешнем рынке. К товарам отечественного производства относятся и товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные и технические характеристики .
Импортная операция, представляет собой ввоз товаров произведенных в другой стране, с их последующей реализацией на национальном рынке данной страны. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления внутри страны и реэкспорта, а также товары, закупаемые для национальных предприятиях за границей.
После выхода России на мировой рынок, предприятия стали уделять большое внимание внешнеторговым операциям. Международная торговля становится выгодной для всех ее участников только тогда, когда возникает эффективная для каждой из сторон структура импорта и экспорта.
Для организации внешнеторговой деятельности обязательным является осуществление процедур, связанных с перемещением товара от поставщика к клиенту. К ним относятся такие операции, как транспортные, транспортно-экспедиторские и страховые, а также операции, связанные с ведением международных расчетов. Следовательно, внешнеторговые операции содержат обширный комплекс взаимоотношений экономического, валютно-финансового и правового характера.
Расчеты по экспортно-импортным операциям осуществляются по ценам, которые определяются:
1. Стоимостью ввезенного оборудования в комплекте с материалами и техническими услугами;
2. Отчислениями на получение лицензии;
3. Стоимостью проданной или купленной продукции на выставках или ярмарках через торговых партнеров;
4. Стоимостью продукции, предоставленной иностранному контрагенту в аренду и перевозимой через кордоны таможни (учитывается раздельно) и т.д.
Для ясного и единообразного понимания прав и обязанностей продавцов и покупателей по доставке и страхованию товара разработаны базисные условия поставки, или Инкотермс. Сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров.
В каждом из 11 базисных условий расписаны обязанности покупателя и продавца по доставке товаров и установлен момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя.
Учет условий поставки важен для определения таможенной стоимости, так как расходы на доставку товара могут достигать до 50% от стоимости товара, а в случае доставки авиатранспортом могут и превышать его цену. Транспортные расходы легко разложить на составляющие и рассчитать стоимость таможенных пошлин и долю в транспортных расходах .
В Инкотермс-2010 насчитывается 11 терминов, которые делятся на 2 группы в зависимости от вида транспорта. Это правила для любого вида (видов) транспорта и правила для морского и внутреннего водного транспорта (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Условия поставки Инкотермс-2010
Первая группа включает в себя термины, которые могут быть использованы независимо от способа перевозки и количества видов транспорта. Во второй группе находятся термины, где пункт отправки и место доставки является портом.
Термин Инкотермс представляет собой аббревиатуру из 3 букв, 1 буква указывает на точку перехода обязательств от продавца к покупателю:
E (Место отправки (Departure)) — у места отправки;
F (Основная перевозка не оплачена (MainCarriageUnpaid)) — у терминалов отправления основной перевозки;
C (Основная перевозка оплачена (MainCarriagePaid)) — у терминалов прибытия основной перевозки;
D (Доставка (Arrival)) — у покупателя.
Условия поставки Инкотермс 2010 не являются международным договором. Однако если в договоре есть ссылки на условия поставки Инкотермс 2010, то при внешнеэкономических спорах органы государства обязаны учитывать его положения. В России базисные условия поставки Инкотермс 2010 носят рекомендательный характер. Юридическую силу носят только положения контракта, имеющие ссылку на эти правила. Если в контракте есть ссылка на базис поставки Инкотермс, но некоторые пункты контракта им противоречат, то учитываться будут именно эти пункты. Для того, чтобы совершить внешнеторговую сделку, необходимо иметь собственные экспортные ресурсы.
Договор купли-продажи предполагает заключение каждой стороной ряда соглашений с банками, страховыми и транспортными компаниями. При осуществлении экспортно-импортных операций (сделок) применяются различные формы экономико-финансовых отношений между экспортером и импортером товаров. К ним относятся: бартер, клиринг, расчет в свободно конвертируемой валюте. Под бартером или бартерным обменом понимают такой договор мены, при котором происходит переход права собственности на объекты договора между его сторонами без использования средств платежа (например, денег). Клиринг — процедуры регистрации, предоставления гарантии и окончательных расчетов по фьючерсным или опционным сделкам. Свободно конвертируемая валюта это валюта осуществление расчетов, в которой возможно не только в стране, которая ее ввела в обращение, но и за ее территорией.
Изучение конъюнктуры мирового рынка, образование экспортных ресурсов для их продажи на мировом рынке, поиск и выбор клиента для заключения контракта с ним и заключение и исполнение контрактов-все это является основными этапами организации экспортно-импортных операций. Исследование мирового рынка, его структуры, емкости и конкурентов, способствует установлению возможной прибыльной продажи, или бартера товара на приемлемую сумму или товар.
Чтобы продукция была конкурентоспособной, необходимо провести анализ ресурсного обеспечение предприятия - сырьевого, финансового, технического, кадрового и т.д. Ответственным фактом организации экспортно-импортных операции является выбор клиентов. Поиск происходит на различных ярмарках, выставках, справочниках, в СМИ и Интернете. После того, как контрагент выбран, необходимо провести анализ его деятельности, его положения на мировом рынке и показателей деятельности.
Внешнеторговые операции оформляются в следующей последовательности:
1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апр. 2017 г. // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.doc&base215314&rnd
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система].– Режим доступа: http://base.consulta nt.ru/cons/cgi/onl ine.cgi?req=doc;base2875
3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 08 декабря 2003 № 164-ФЗ (в ред. от 13.07.2015)// КонсультантПлюс: [правовой сайт]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_182902/
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ: (в ред. от 29.12.2017)// КонсультантПлюс: [правовой сайт]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_107181
5. О таможенном тарифе [Электронный ресурс]: закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (в ред. от 28.12.2016 г.) // КонсультантПлюс: [правовой сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196346/
6. Агапова А.В. Конспект лекций по дисциплине «Ценообразование во внешней торговле». Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 456 с.
7. Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / И.С. Алексеев. – 2-e изд. – Москва: Дашков и К, 2015. – 304 с.
8. Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / В.А. Баринов. – Москва: Форум, 2014. – 206 с.
9. Дегтярева О.И. Управление внешнеэкономической деятельностью: учебник / О.И. Дегтярева, А.П. Матусевич, А.В. Шевелева; под ред. О.И. Дегтяревой. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 352 с.
10. Иванов И.Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / И.Н. Иванов. – Москва: Инфра-М, 2015. – 297 с.
11. Казакова Н. А. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Н.А. Казакова. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 240 с.
12. Клинов В.Г. Мировые товарные рынки и цены: учебник / В.Г. Клинов, Л.С. Ревенко, Т.И. Ружинская; под ред. Л.С. Ревенко; МГИМО (У) МИД России, каф. междунар. экон. отношений и внешних экон. связей. - М.: МГИМО-Университет, 2017. – 310 с.
13. Корепанова Н.Б. Внешнеторговый контракт: содержание, документы, учет, налогообложение: Практическое пособие / Н.Б. Корепанова. – Москва: ИНФРА-М, 2015. – 237 с.
14. Международная торговая политика: учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов, А. А. Ландабасо, Е. В. Захарова, Л. В. Сабельников, Е. В. Пермякова, Т. А. Воронова, Т. Е. Мигалева, А. Р. Башарова, С. В. Иванова, Л. В. Ачалова, Л. Ф. Лебедева, Е. И. Герман, И. Г. Большов, Л. Л. Фитуни, Л. Л. Клочковский, Т. Э. Зульфугарзаде; под ред. Р. И. Хасбулатова. – М.: Юрайт, 2018. – 369 с.
15. Мещерин А. Отраслевая политика и государственное управление. // Нефтегазовая вертикаль. – 2014. – № 5. – С. 3-9.
16. Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин. М.П. Цветинский. – Москва: Бином, 2015. – 349 с.
17. Позднякова Л. М. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (российское гражданское и международное частное право): учебное пособие/ Л.М. Позднякова. – Москва: Норма, 2014. – 204 с.
18. Поспелов В. К. Международный бизнес: Учебное пособие / В.К. Поспелов, Н.Н. Котляров, Н.В. Лукьянович, Е.Б. Стародубцева; Под ред. В.К. Поспелова. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 256 с.
19. Пузакова Е. П. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие для вузов / Е. П. Пузакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 442 с.
20. Россия в цифрах. 2014: Крат.стат.сб./Росстат. – Mосква, 2015. – 558 с.
21. Рудь Н.Ю., Киселева Н.Н., Касаева Т.В. Развитие международных экономических отношений: общемировые и российские тренды / Н.Ю. Рудь, Н.Н. Киселева, Т.В. Касаева // Фундаментальные исследования. – 2015. - № 6. – С. 612-616.
22. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. – Москва: Дашков и К, 2015. – 500 с.
23. Сберегаев Н.А. Основы внешнеэкономической деятельности предприятий: учебное пособие / Н. А. Сберегаев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 350 с.
24. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 192 c.
25. Трошин, А.Н. Финансовый менеджмент: Учебник / А.Н. Трошин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 331 c.
26. Финансы предприятий: учебник для вузов / под ред. Н. В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2018. – 447 с.
27. Хасбулатов Р.И. Международная торговля. Учебник / Р.И. Хасбулатов. – М.: Юрайт, 2016. – С. 32.
28. Щегорцов В. А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: учебник для вузов / В. А. Щегорцов, В. А. Таран. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 528 с.
29. Экономика предприятия учеб. пособие / под ред. Т. А. Симунина. – М.: КноРус, 2018. – 243 с.