Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования «Территории с особым статусом как инструмент региональной политики государства, на примере «Свободный порт Владивосток» обусловлена тем, что в последнее десятилетие государство уделяет повышенное внимание социально–экономическому развитию отдельных регионов. Для этого разрабатываются и реализуются проекты, направленные на сокращение трансакционных издержек у предпринимателей, способствующие инвестициям и росту деловой активности – специальные экономические зоны – территории опережающего социально–экономического развития и свободные порты (далее – СП) .
Рассматривать особенности реализации режима СП особенно актуально потому, что за несколько лет существования СП получали неоднозначные оценки: от утверждений о высокой эффективности до отрицания их благотворного влияния на экономику региона и страны в целом. К первым в основном относятся отзывы государственных и аффилированных с ними структур. Сложно оценить эффективность режима СП с точки зрения всех заинтересованных сторон, при этом неэффективность может остаться незамеченной из–за несовершенной процедуры учета, высокой вероятности политического вмешательства в процедуры оценивания.
В реальное время на Далеком Востоке отнесены 13 земель опережающего становления и 5 субъектов макрорегиона, входящих в Свободный порт Владивосток (далее – СПВ). С целью управления землями Распоряжением Правительства базирована «Корпорация развития Далекого Востока» (КРДВ), которая действует, точно также как управляющая фирма и ручается административное сопровождение планов по принципу «одного окна». В рамках функционирования такой структуры имеются как плюсы, так и минусы, анализ которых сегодня крайне актуален .
Анализ изученных источников и литературы. В настоящее время российский рынок в достаточной мере заполнен литературой по выбранной тематике «Территории с особым статусом как инструмент региональной политики государства, на примере «Свободный порт Владивосток», имеющей теоретический и рекомендательный характер. По большей части в данной области можно говорить о различных периодических источниках.
Вопросы функционирования особых экономических зон (далее – ОЭЗ) в Российской рассмотрены в статье Д.И. Карпова «Роль особых экономических зон в развитии экономики Российской Федерации» , О.Б. Бородиной «Роль и место свободных экономических зон и особых экономических зон в развитии экономики России»
Вопросы реализации политики ОЭЗ на территории Дальнего Востока рассмотрены в трудах П.И. Киселева «Исторические, геополитические и экономические предпосылки создания свободного порта Владивосток» , Г.А. Серобян «Правовой режим Свободного порта Владивосток» и пр.
Объект исследования – территория с особым статусом СП в г. Владивосток как инструмент региональной политики.
Предмет исследования – политика реализации функционирования территорий с особым статусом.
Цель исследования – провести анализ реализации режима СП Владивосток как территории с особым статусом сквозь призму инструментов региональной политики.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить сущность и содержание понятия «территория с особым статусом»;
- проанализировать нормативно–правовое обеспечение создания и функционирования территорий с особым статусом;
- провести анализ деятельности Правительства Приморского края по реализации региональной политики территории с особым статусом «Свободный порт Владивосток»;
- выявить проблемы деятельности Правительства Приморского края по реализации региональной политики территории с особым статусом «Свободный порт Владивосток»;
- разработать проект развития территории с особым статусом «Свободный порт Владивосток».
Теоретико–методологической базой исследования послужили научные исследования в области политики ОЭЗ в Российской Федерации. Углубленное изучение различных аспектов проблем в области политики ОЭЗ представлено в исследовании следующих теоретиков и практиков: К.Н. Григорьев, Т.А. Морозова , А.К. Тугушев и пр.
Методы, использованные в исследовании: метод анализа документов, системного анализа, метод комплексного анализа. Метод анализа документов применяется в первой теоретической главе, а также при рассмотрении нормативно–правовых основ в области политики ОЭЗ в Российской Федерации и СП на территории Дальнего Востока. Метод системного анализа предполагает изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В данном случае, рассматривается изучение функционирования СПВ на территории Дальнего Востока России.
Метод комплексного анализа был применен при анализе деятельности Комитета по молодежной политике Правительства Хабаровского края.
Эмпирическая база исследования представлена федеральным законодательством в области политики ОЭЗ и СП в Российской Федерации, в частности такими нормативно–правовыми актами, как: Конституция Российской Федерации, Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, Федеральный закон от 08.12.2003 № 164–ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 22.07.2005 № 116–ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 20.10.2015 № 1123 «Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток» и пр.
Хронологические рамки исследования: 2015–2020 гг.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные мероприятия могут повысить эффективность деятельности Правительства Приморского края в области политики ОЭЗ и СП на территории г. Владивосток.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Территории с особым статусом как инструмент региональной политики государства
1.1. Сущность и содержание понятия «территория с особым статусом»
В развитии страны и, в соответствии с этим, общества принимает участие совокупность всевозможных моментов, в количестве, которых политика, общественная область и, экономика. Экономика оказывает большое воздействие на выстраивание отношений между субъектами как изнутри страны,и за его пределами. При данном, смысл содержит и месторасположения, к примеру, организации, фирмы, доступность такого или же другого способы изготовления, а еще система налогообложения, таможенные пошлины и т.д
Максимально удобные обстоятельства содействуют развитию бизнеса на «пригодной» для сего земли, собственно, что и стало базой для сотворения и поддержания земель с особенными финансовыми критериями. Итак, далее рассмотрим, что же нужно подразумевать под месторасположением с особыми экономическими факторами. В первую очередь отметим, что указанное определение можно прировнять к понятию « территория с особой экономической зоной». Имеем ввиду, под такой зоной понимается земля, имеющая определенный ареал, который, при этом, наделяется юридическим статусом в отношении других земель, включая наличие особых льготных критерий. Ведущей целью сотворения этих земель выступает мысль о разрешении стратегических задач страны и субъектов по ряду финансовых вопросов, охватывая, к примеру, влечение становления среднего и мелкого предпринимательства. Сейчас в Российской Федерации имеется присутствие надлежащих разновидностей вариантов (типов) особенных финансовых зон, а именно: технико–внедренческие, туристско–рекреационные, промышленно–производственные, портовые зоны и пр.
Режим СП представляет собой такой режим, в рамках которого применяются особые системы таможенного, налогового и административного регулирования, направленные на привлечение отечественных и иностранных инвесторов. Стоит отметить, что СП является одним из видов некоторых свободных экономических зон и ОЭЗ в стране , как указано выше (портовые зоны). ОЭЗ или свободная экономическая зона представляет собой «ограниченную территорию с особым юридическим статусом по отношению к остальной территорию страны».
Опыт организации месторасположений с особым экономическим статусом для Российской Федерации не новый. Если говорить об аспектах движения ОЭЗ в РФ можно выделить следующие даты: 1988 – 1993 гг. – создание свободных экономических мест (крупные по размеру земель импортозамещающего характера); 1994 по 2004 гг. – сотворение небольших по размеру свободных экономических земель (анклавный тип, ориентированный преимущественно на экспорт); 2005 г. – по настоящий период – модернизация свободной экономической зоны в особые экономические зоны разных типов (среди типов свободных экономических зон можно выделить: промышленно–производственные, технико–внедренческие, туристско–рекреационные и портовые, появление новых форм земель с особым экономическим статусом) .
Существует множество классификаций ОЭЗ. Рассмотрим одну из них на рисунке 1.1 .
Рис.1.1 – Классификация ОЭЗ по видам хозяйственной деятельности
В рамках жанной классификации СП является видом торговой зоны. Также, ещё одна из классификаций, представленная в приложении А, рассматривает ОЭЗ по степени организации, по степени интеграции, по принципу национальности и по системам льгот. Так, СП можно отнести к международным и таможенным ОЭЗ.
На основании основного федерального закона в России существуют особые экономические зоны(ареалы) четырёх типов: промышленно–производственные зоны или промышленные ОЭЗ, технико–внедренческие ареалы или инновационные ОЭЗ, портовые ареалы, туристско–рекреационные зоны или туристические ОЭЗ .
Рис.1.2 – ОЭЗ в Российской Федерации
Существующие в России особенные финансовые зоны неоднородны. Различия обоснованы аспектами ареала и целями предоставления предоставленного статуса.
Портовые финансовые зоны, как правило, включают в себя зоны свободной торговли, освобожденные от таможенных пошлин. Это земли морских портов, авиапортов. Формируются особенные обстоятельства для бизнеса, связанного с перевозкой, упаковкой, сортировкой и сбережением продуктов, проведением контроля свойства.
Портовые ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261–ФЗ № «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
СП можно определить как территорию порто–франко (франц. «свободный порт»), наделенную особыми налоговыми, административными, таможенными льготами . Социально – экономические развитие Дальневосточного региона России, обозначенное Президентом Российской Федерации – В.В. Путиным является одним из приоритетных направлений государственной политики на сегодня. Инициатива наделить г. Владивосток статусом Свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом была озвучена Президентом России В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года .
Так, Владивосток получил свой статус территории порто–франко 12 октября 2015 года. Таким образом, Свободный порт Владивосток (сокращенно СПВ) является свободной экономической зоной, пользующейся особыми режимами таможенного, инвестиционного, смежного и налогового регулирования. Он занимает важное место в системе логистических связей с соседними странами и развитии предпринимательской деятельности в Приморском крае . Состав свободного порта Владивосток представлен на рисунке 1.3.
Рис.1.3 – Состав СП Владивосток
Как видно, территория порта представлена различными муниципальными районами, большинвство из которых, находятся в Приморском крае, что, в перивую очередь, обосновывается географическим положением
Итак, отметим, что создание земель с особенным финансовым статусом обосновано влечением возобновить и сделать лучше финансовое состояние на конкретные земли (зоны), создав более прибыльные обстоятельства для реализации бизнеса, что наиболее, исследование предоставленного вопроса не теряет собственной актуальности.
1.2. Нормативно правовое обеспечение создания и функционирования территорий с особым статусом
Правовой основой функционирования территорий с особым статусом являются: Конституция РФ ; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Хотя в России ОЭЗ существовали раннее, законодательство в данной сфере развивалось не стремительно . Нормативно–правовая база особых режима ОЭЗ состоит из двух уровней: законодательного и подзаконного.
Центральным актом законодательства РФ об ОЭЗ является Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116–ФЗ, упомянутый ранее. В нём закреплено понятие ОЭЗ, порядок их создания и прекращения существования, определена система управления ОЭЗ, правовое положение резидента ОЭЗ, установлены особенности налогообложения в ОЭЗ и использования таможенных режимов, гарантии, предоставляемые резидентам ОЭЗ, и так далее.
В соответствии с ним имеют все шансы приниматься другие законодательные и подзаконные акты, регулирующие надлежащие дела. На земли Российской Федерации, сообразно «Соглашению по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» , выделены различные виды ОЭЗ, представленные ранее.
Особую роль в рамках регулирования ОЭЗ играет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164–ФЗ.
На подзаконном уровне можно говорить об Нормативных указах Президента РФ. Об Постановлениях Правительства РФ, об иных нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
В рамках СПВ действует ранее упомянутый Федеральный закон от 13.07.2015 № 212–ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О свободном порте Владивосток». Критерии отбора резидентов СПВ утвержденны Постановлением Правительства РФ от 20.10.2015 г. № 1123 . Состав Наблюдательного совета СПВ утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1917–р от 11.09.18 «О внесении изменений в состав наблюдательного совета СПВ» и пр.
Льготный режим СПВ, поставленный в отношении предпринимательской работы на земли Дальневосточного федерального окрестность (далее –ДФО), во многом идентичен с режимом ТОР, функционирующих в ДФО. Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 473–ФЗ «О территориях опережающего социально–экономического развития в Российской Федерации» ТОР также создается на 70 лет с возможностью продления этого срока. К лицу, претендующему на получения статуса резидента, применяются схожие требования. Претендовать на статус резидента может индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрированное на территории СПВ или соответственно ТОР.
Сообразно Распоряжению Верховного Суда РФ от 19.12.2018 г. № 56–АД 18–112 для резидента СПВ допускается воплощение работы, не предусмотренной в соглашении об претворении в жизнь работы. При данном воплощение подобный работы допускается без использования мер гос. помощи, предусмотренных Федеральным законодательством № 212– ФЗ.
В отношении СПВ применяются преференции. Так, ограничивается государственный и муниципальный контроль (плановые проверки – не более 15
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. 21.07.2014) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения 05.05.2020).
3. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны : заключено в г. Санкт–Петербурге 18.06.2010 г. (ред. от 11.04.2017) // Бюллетень международных договоров. – № 7. – 2012.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117–ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собр. законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 25.07.2002 № 115–ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собр. законодательства РФ. – 2002. – № 30, – Ст. 3032.
7. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : федеральный закон от 22.07.2005 № 116–ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собр. законодательства РФ. – 2005. – № 30 (ч. II). – Ст. 3127.
8. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 08.11.2007 № 261–ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательства РФ. – 2007. – № 46. – Ст. 5557.
9. О свободном порте Владивосток : федеральный закон от 13.07.2015 № 212–ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 29 (часть I). – Ст. 4338.
10. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 03.08.2018 № 289–ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собр. законодательства РФ. – 2018. – № 32 (часть I). – Ст. 5082.
11. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федеральный закон от 08.12.2003 № 164–ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 50 – Ст. 4850.
12. О Правительстве Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2–ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собр. законодательства РФ. – 1997. – № 51. – ст. 5712.
13. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федеральный закон от 27.11.2010 № 311–ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собр. законодательства РФ. – 2010. – № 48. – ст. 6252.
14. Об утверждении критериев отбора резидентов свободного порта Владивосток : Постановление Правительства РФ от 20.10.2015 № 1123 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.03.2020).
15. О внесении изменений в состав наблюдательного совета СПВ : Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1917–р от 11.09.18 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://erdc.ru/upload/1917–p.pdf (дата обращения 05.05.2020).
16. Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2018 № 56–АД18–11 // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.05.2020).
17. Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны : приказ Минфина России от 22.04.2016 N 53н (ред. от 12.07.2017) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти . – 2016. – № 27.
18. Устав Приморского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.primorsky.ru/administratsiya/ustav–primorskogo–kraya/ (дата обращения 05.05.2020).
19. Артемова, И.С. Правовое регулирование режима свободного порта владивосток и его зарубежные аналоги (Китай, Франция) / И.С. Артемова // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2019. – № 2. – С. 104–116.
20. Бородина, О.Б. Роль и место свободных экономических зон и особых экономических зон в развитии экономики России / О.Б. Бородина // Московский экономический журнал. – 2018. – № 5–3. – С. 1.
21. Васильев, А.Н. Сравнительный анализ эффективности деятельности СЭЗ в России / А.Н. Васильев, А.Я. Щукина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2019. – Т. 2. – № 1. – С. 5–13.
22. Гараджаева, С.М. Свободный порт Владивосток: преимущества и проблемы / С.М. Гараджаева, А.Е. Сморчкова // NovaUm.Ru. – 2019. – № 19. – С. 200–203.
23. Гарбар, А.С. Свободный порт Владивосток: проблемы и перспективы развития / А.С. Гарбар, Н.А. Майзнер // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2018. – № 2 (54). – С. 15.
24. Григорьев, К.Н. Свободный порт владивосток, влияние льготных налоговых режимов на экономические показатели региона (на примере Хабаровского края) / К.Н. Григорьев, Т.А. Морозова // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики : сборник материалов международной студенческой научно–практической конференции (Хабаровск, 26 марта 2018 г.). – Хабаровск, 2018. – С. 361–364.
25. Громова, Е.А. Экологизация законодательства о территориях с особым режимом экономической деятельности / Е.А. Громова // Вестник Южно–Уральского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 23–28.
26. Дудова, Е.С. Свободный порт Владивосток: особенности проведения государственного контроля / Е.С. Дудова // Аллея науки. – 2019. – № 6 (33). – С. 406–412.
27. Исакова, А.Р. Территории с особым экономическим статусом в Российской Федерации / А.Р. Исакова // Аллея науки. – 2020. – № 1 (40). – С. 652–656.
28. Карпов, Д.И. Роль особых экономических зон в развитии экономики Российской Федерации / Д.И. Карпов // Наука в современном мире: приоритеты развития. – 2019. – № 1 (5). – С. 114–117.
29. Киселева, П.И. Исторические, геополитические и экономические предпосылки создания свободного порта Владивосток / П.И. Киселева // Аллея науки. – 2018. – Т. 3. – № 5 (21). – С. 179–182.
30. Ниязова, М.В. Влияние особых правовых режимов предпринимательства на экономику Дальнего Востока России / М.В. Ниязова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2019. – № 48. – С. 83–100.
31. Паршин, П.А. Свободный порт Владивосток: проблемы, перспективы развития / П.А. Паршин, М.А. Салтыков // Наука сегодня: вызовы и решения : материалы международной научно–практической конференции (Вологда, 31 января 2018 г.). Вологда, 2018. – С. 140–142.
32. Реестр резидентов свободного порта Владивосток [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://erdc.ru/upload/reestr–spv.pdf (дата обращения 05.05.2020).
33. Серобян, Г.А. Правовой режим Свободного порта Владивосток / Г.А. Серобян // Теология. Философия. Право. – 2018. – № 2 (6). – С. 111–126.
34. Синенко, О.А. Особые экономические зоны России: практика применения налоговых льгот и оценка эффективности / О.А. Синенко, Т.Д. Цыганова // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2018. – № 1. – С. 166–191.
35. Харькова, О.М. Финансирование реализации проектов на региональном уровне / О.М. Харькова // Оренбургские горизонты: прошлое настоящее, будущее : сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 275–летию Оренбургской губернии и 85–летию Оренбургской области (Оренбург, 21–22 ноября 2019 г.). Оренбург, 2019. – С. 85–88.
36. Тугушев, А.К. Совершенствование таможенной процедуры свободной таможенной зоны в территориях опережающего развития и свободном порту Владивосток (правовой аспект) / А.К. Тугушев // Административное и муниципальное право. – 2018. – № 1 (121). – С. 14–22.