Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что для нашей страны проблема государственного управления в настоящее время является одной из самых актуальных. Эффективность системы государственного и муниципального управления в современных условиях зависит от грамотной организации взаимодействия всех ее элементов.
Одним из важных вопросов реформирования государственного управления является оптимизация структуры органов исполнительной власти. Система и структура органов исполнительной власти на федеральном уровне за последние два десятилетия изменялась неоднократно, с периодичностью один раз в 2 - 4 года. Происходил процесс интенсивного изменения системы и структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, их деятельность и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, разграничение полномочий и предметов ведения между ними.
В нашем государстве был сделан акцент на устранение жестких подходов к организации управления: отказ от его излишней централизации, от администрирования, приветствовалась самостоятельность субъектов Российской Федерации и инициативность со стороны исполнительных органов местного управления и самоуправления. Затем последовало признание очевидного факта, что резкий отказ от применения административных методов привел к негативным последствиям - по существу, к разрушению государственного управления. В последнее время речь идет о поиске баланса в использовании принципа централизации и децентрализации, а также в сочетании публичного и частных интересов, то есть признания необходимости как в целом государственного управления в ключевых сферах жизнедеятельности (обеспечения обороны и безопасности, в социальной области и т.д.), так и государственного регулирования в отдельных сферах экономики.
Использование особенных форм и методов государственного управления объясняется необходимостью своевременного реагирования на возникающие угрозы. Применение обычных, повседневных правовых механизмов органами исполнительной власти в рассматриваемых условиях не всегда оказывается достаточным.
Всё выше сказанное подтверждает актуальность темы исследования на сегодняшний день.
Цель работы – рассмотреть современное состояние методов государственного управления и их виды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность методов государственного управления;
- рассмотреть классификацию методов государственного управления;
- проанализировать административно-правовые методы государственного управления;
- исследовать иные методы государственного управления.
Объектом работы являются правовые нормы, в которых нашло свое отражение правовое регулирование методов государственного управления.
Предмет курсовой работы – правоотношения, возникающие в процессе регулирования методов государственного управления.
При раскрытии темы курсовой работы применены как общенаучные методы - диалектический, исторический, так и частно- научный и сравнительно-правовой.
В работе использованы нормативные источники, учебная и монографическая литература.
1 Теоретические аспекты методов государственного управления
1.1 Понятие и сущность методов государственного управления
Важнейшей категорией, характеризующей государственное управление, как объект анализа со стороны науки административного права является теоретическая категория метода государственного управления.
Метод (от др.-греч. - путь исследования или познания) - совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определенной задачи или достижение определенной цели .
Понятие метода государственного управления в теории государственного управления призвано продемонстрировать, с помощью каких основных приемов осуществляется государственное управление.
Ю.Н. Старилов определяет метод государственного управления как правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности .
Такое определение, как, впрочем, и всякое определение метода государственного управления, страдает некоторой нечеткостью, размытостью категорий. Дело в том, что метод, в отличие от формы, не поддается непосредственной идентификации, не может быть однозначно определен в силу абстрактности категории. Так, И.М. Машаров определяет метод государственного управления как характер волеизъявления одного участника деятельности в отношении другого участника, подчеркивая, вполне справедливо, что определение метода как способа деятельности, решения задач ничего не объясняет, поскольку вызывает дополнительный вопрос о природе способа .
Между тем, именно тот или иной набор методов государственного управления в наибольшей степени отражается на внешнем характере государственного управления, обозначая степень его жесткости или лояльности, определяя меру и характер государственного вмешательства в регулируемые общественные процессы. Преобладание в структуре методов государственного управления той или иной сферой общественной жизнедеятельности методов принудительного воздействия, обозначает для внешних наблюдателей усиление государственного вмешательства, ужесточение управленческого воздействия, подчеркивает остроту существующих в управляемой сфере проблем. Напротив, применение мягких методов убеждения характеризует слабость государственного управления в соответствующей области, определяет некоторую второстепенность государственного участия в процессах регуляции общественных отношений в данной сфере.
Можно сделать вывод, что методы государственного управления представляют собой способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
Выделим основные черты методов государственного управления:
1) реализуются в процессе управленческой деятельности;
2) органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;
3) выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;
4) выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;
5) адресованы конкретному объекту управления;
6) связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;
7) являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
8) нуждаются в правовом опосредовании;
9) имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.
Рыночные отношения чрезвычайно обострили проблему соотношения различных методов в государственном управлении. Связано это с признанием хозяйственной самостоятельности большинства субъектов гражданского оборота, либерализацией общественной жизни, минимизацией государственного контроля в сферах частной жизни. Однако, изменение соотношения властных методов в структуре государственного управления отнюдь не означает уменьшения роли самого явления . Государственное управление - это постоянное явление в государственно организованном обществе, без него немыслимо существование государственного механизма.
Таким образом, при всей абстрактности данного понятия категория метод государственного управления занимает ключевое место в системе характеристик государственного управления в целом. В теории административного права выделяются следующие характерные особенности методов государственного управления:
- методы государственного управления применяются органами исполнительной власти и связаны с существованием соответствующей ветви государственной власти;
- целью использования метода государственного управления является обеспечение государственного управления, управленческой деятельности субъектов государственного управления;
- использование методов осуществляется в процессе управленческой деятельности соответствующих субъектов;
- методы государственного управления отражают характер связи, взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом государственного управления, а также характер применяемых в отношении объекта управления правомочий властного субъекта административного права;
- методы государственного управления являются средством осуществления субъектами государственного управления их компетенции;
- методы государственного управления в каждом конкретном случае подбираются в зависимости от специфики объекта управления, ситуации и других подобного рода существенных обстоятельств;
- методы управления имеют организующее предназначение, упорядочивая происходящие в системе управления процессы;
- применение методов государственного управления часто зависит от субъективных факторов, в том числе политического характера;
- методам государственного управления присущ динамизм;
- порядок применения методов управления устанавливается законодательством;
- методы государственного управления неразрывно связаны с формами государственного управления, поскольку зачастую сама форма определяет применяемый метод управления, и наоборот: необходимость применения определенного метода диктует необходимость использования конкретной формы.
Следовательно, метод государственного управления - выраженный в определенной форме комплекс средств, способов властного воздействия органов государственной власти на общественные отношения с целью обеспечения эффективного урегулирования, охраны и защиты соответствующих общественных отношений.
Итак, констатируем, что методом государственного управления является определенный прием властного воздействия субъекта на объект управления, посредством которого реализуется государственное управление.
I.Нормативные и правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Российская газета, № 49, 11.03.2015.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Российская газета, № 162, 31.07.2004.
II. Учебная литература
7. Чуряев А.В. Административное право с точки зрения инструментального правопонимания // Административное право и процесс. 2016. № 9. С. 12 - 20.
8. Административно–деликтное право: учебное пособие / Ю. Б. Аникеенко, В. М. Бозров, В. М. Новоселова. – Москва: Юрлитинформ, 2016. – 213 с.
9. Административное право: учебно–методический комплекс / Т. В. Телятицкая, А. П. Куракова. – Минск: Издательство МИУ, 2017. – 300 с.
10. Административное право: учебник / Э. Г. Липатов и др. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 452 с.
11. Административная деятельность органов внутренних дел: Альбом схем / Под ред. В. Е. Помаскина. М.: МЮИ МВД России; Щит-М, 2016. – 123 с.
12. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2016. – 456 с.
13. Административное право в схемах: Учеб. пособие для вузов / В. В. Власенков, Б. В. Российский, Н. Д. Эриашвили и др.; Под ред. А. М. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА– Закон и право, 2018. – 345 с.
14. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров. – Москва: Юрайт, 2017. – 519 с.
15. Административное право Российской Федерации: учебник / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев. – Москва: Проспект, 2018. – 563 с.
16. Административное право Российской Федерации: учебник / А. В. Мелехин и др. – Москва: Юстиция, 2016. – 615 с.
17. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – Москва: Норма: Инфра–М, 2018. – 575 с.
18. Административное право: учебник / Л. В. Акопов, М. Б. Смоленский. – Москва: Дашков и Кº: Академцентр, 2018. – 351 с.
19. Административное право и процесс: практикум / Г. А. Василевич, С. М. Забелов, Д. Е. Тагунов. – Москва: Право и экономика, 2018. – 230 с.
20. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / Н. М. Конин. – Москва: Проспект, 2017. – 256 с.
21. Копытов, Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. – Москва: Юрайт, 2018. – 645 с.
22. Бахрах, Д.Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2019 – 807с.
23. Ивашкина, А.В. К вопросу о классификации мер административного принуждения / А.В. Ивашкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2019. Т. 22. № 4. С. 218-221.
24. Конин, Н.М. Административное право России. – М.: Проспект, 2017. – 508с.
25. Кравец, Ю.А. Административно – правовое регулирование в области науки / Ю.А. Кравец // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 1. С. 167-169.
26. Бельский К.С. О системе специальных методов полицейской деятельности / К.С. Бельский, Б.П. Елисеев, И.И. Кучеров // Государство и право. 2018. № 4.
27. Беляева Г.С. Правовой режим: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Курск, 2013. – 284 с.
28. Матузов Н.И. Правовые режимы: вопросы теории и практики / Н.И. Матузов, А.В. Малько // Правоведение. 2016. № 1.
29. Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования. М., 2019. – 433 с.
30. Юсупов В.А. Административное право. В 10 т. Т. 1. Философия и общая теория административного права. М., 2018. – 203 с.