Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная задача актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности, и занимается административное право.
Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом.
В связи с этим в настоящей работе будет рассмотрено административное право в системе права России и его назначение.
С этой целью в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть административное право как отрасль российского права
- раскрыть понятие административного права;
- определить предмет и методы административного права;
- изучить систему административного права;
- выявить назначение административного права;
- проанализировать взаимодействие административного права с другими отраслями российского права;
- показать значение принципов административного права;
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией государственной администрации, ее функционированием и реализацией исполнительно-распорядительных полномочий в процессе государственного управления.
Предмет исследования – общественные отношения, регулируемые юридическими нормами.
При написании работы применялись следующие методы исследования: аналитический, логический и системный.
В работе использованы труды Бельского К.С., доктора юридических наук, профессора Российской академии правосудия; Хаманевой Н.Ю., доктора юридических наук, профессора; Бахраха Д.Н., заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора.
Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти подпунктов, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматривается понятие административного права, предмет, система и методы правового регулирования административного права. Во второй главе рассматривается взаимодействие административного права с другими отраслями российского права, а также значение принципов административного права.
1. Административное право как отрасль российского права
1.1 Понятие административного права
Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его регулирующего воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов .
Эта деятельность непосредственно связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление обществом. Отсюда, как в России, так и за рубежом, административное право нередко называют "правом исполнительной власти", "управленческим правом", "правом государственного управления".
В XIX в. оно называлось также "полицейским правом", поскольку под полицией понималось "внутреннее управление" государством. В качестве объекта этого управления рассматривалось "общественное благоустройство и благочиние" - внутренний порядок и безопасность страны, значительная часть экономики, финансы, торговля, общественная нравственность.
Решение основных задач исполнительной власти по непосредственной реализации целей и приоритетов государственного управления обществом возложено на государственную администрацию, которая представляет государство в повседневных отношениях с частными лицами.
Государственная администрация являет собой систему государственных органов (с их персоналом в лице государственных служащих), осуществляющих "администрирование", т.е. организаторскую, управленческую деятельность путем реализации закрепленных в правовых нормах функций и исполнительно-распорядительных полномочий1.
Отсюда совокупность норм, регулирующая отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственной администрации, получила обозначение "административное право".
Государственная администрация уполномочена непосредственно устанавливать и поддерживать соответствующие отношения между государством и частными лицами в тех областях общественной жизни, в которых государственное вмешательство представляется важным и необходимым. Она представляет собой часть публичной администрации, в состав которой входит также администрация муниципальных образований. Отношения с участием муниципальной администрации касаются вопросов местного самоуправления и регулируются муниципальным правом.
Деятельность государственной администрации затрагивает интересы и ценности всего общества в противовес хотя и общественным, но в определенной степени корпоративным интересам партий, профсоюзов и иных общественных объединений. По целям своей деятельности она отличается также от администрации частных, коммерческих организаций, деятельность которой регулируется гражданским правом. Основная цель государственной администрации - удовлетворение общественных интересов. Выгоду от эффективного управления получает не сама государственная администрация, а государство, его граждане.
Государственная администрация призвана обеспечивать общественное благо. Ее представители не имеют права во взаимоотношениях с частными лицами выступать от своего лица, в своих непосредственных или косвенных интересах. Они должны действовать в интересах общества. Отсюда необходимы правовые нормы, обеспечивающие четкую компетенцию ее органов и служащих, действенность и законность принимаемых ею мер.
Административное право призвано обеспечить эффективность и правовую силу государственной администрации в процессе управления делами государства. Оно наделяет ее прерогативами государственной власти, которыми не располагают частные лица. Эти прерогативы придают отношениям, регулируемым административным правом, характер неравноправных отношений "власть-подчинение".
Не имея легитимных властных полномочий, государственная администрация вряд ли могла бы обеспечивать верховенство общественных интересов, принуждать к их соблюдению в случае конфликта с частными интересами, пренебрегающими общественным благом.
Однако властные прерогативы государственной администрации не беспредельны. Во имя подчинения общему благу они должны быть ограничены правом, устанавливающим рамки для свободы административных действий в отношении прав и законных интересов частных лиц.
Такие ограничения устанавливает административное право, определяя правовые процедуры осуществления исполнительной власти и гарантии прав и законных интересов частных лиц. Оно не позволяет государственной администрации при осуществлении властных прерогатив проявлять пристрастность и произвол, ограничивать законные рамки свободы действий, предоставленной частному лицу в сфере исполнительной власти.
Административное право, следовательно, выступает одновременно как средство реализации государственной воли в отношениях "исполнительная власть - частное лицо" и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации. В его задачу входит обеспечить справедливый баланс интересов в повседневных отношениях "государство - частное лицо", в том числе в тех из них, которые приобретают конфликтную форму .
Государственная администрация осуществляет различные виды деятельности, в том числе не имеющие властного характера. Например, она может совершать сделки купли-продажи, сдавать в аренду или арендовать и т.д. В этом случае она выступает как обычный субъект частного права.
Административное право регулирует только те отношения, в которые государственная администрация вступает в связи с реализацией исполнительной власти. Оно устанавливает определенные формы и процедуры реализации властной административной деятельности и способы защиты прав граждан от неправомерных действий государственной администрации.
Тем самым оно придает административной деятельности юридический характер. Это означает, что исполнительная власть облекается в правовую форму и осуществляется под эгидой закона, порождающего права и обязанности как для самой государственной администрации, так и для частных лиц.
Таким образом, административное право - это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.
В этом определении выделяются три основных аспекта, выражающих сущность административного права:
административное право - это отрасль публичного права, которое регулирует отношения неравноправных сторон и отличается от частного права, основанного на равноправии его субъектов. В публичном праве властный субъект может предписывать определенные варианты поведения другим его субъектам, требовать от них точного соблюдения предписаний правовых норм и применять к нарушителям меры юридической ответственности;
административное право устанавливает порядок формирования органов исполнительной власти, структуру, компетенцию этих органов, способы их взаимодействия между собой, формы и методы их функционирования, процедуры правоприменительной и правоохранительной деятельности и т.д.;
административное право определяет порядок отношений государственной администрации с частными лицами, их взаимные права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей и нарушение запретов, способы защиты нарушенных прав и гарантии беспристрастного и справедливого осуществления исполнительной власти в процессе государственного управления .
Социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно упорядочивает административные взаимоотношения в сфере государственного управления, подчиняет деятельность государственной администрации закону и гарантирует защиту прав частных лиц от административного произвола.
1.2 Предмет и методы административного права
Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения.
В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления. Административное право регулирует не все отношения в этой сфере, а лишь наиболее принципиальные, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Предмет административного права имеет свою структуру, которая включает определенные составные части.
Среди них можно выделить:
1) общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М., 2010.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Официальный текст. Часть первая. – М., 2010.
3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) - с учетом изменений на 11.03.2012 г. [Электронный ресурс] http://kodeks.systecs.ru/koap_rf/
4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская Газета Федеральный выпуск № 2868
5. Федеральный закон Российской Федерации от 01 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская Газета Федеральный выпуск № 5518 http://www.rg.ru/2011/07/02/tehosmotr-site-dok.html).
6. Федеральный закон № 47-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская Газета Федеральный 7 апреля 2010 года (http://www.rg.ru/2010/04/07/adm-dok.html).
7. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М., 2019.
8. Административная ответственность: вопросы теории и практики // под ред. Хаманевой Н.Ю. – М.: ИГП РАН. 2018.
9. Административное право. Особенная часть // под ред. Э.Г.Липатова и С.Е. Чаннова. – М.: Ось-89. 2019.
10.Административно-процессуальное право. Курс лекций // под ред. И.Ш. Килясханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2019.
11.Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право: учебник. – М., 2018.
12.Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная ответственность в Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Ось-89. 2019.
13.Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2018.
14.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. – М.: НОРМА. 2009;с.173.
15.Бельский К.С. Феноменология административного права. – Смоленск, 2017.
16.Головистикова А.Н. Административное право России в таблицах и схемах: учебное пособие. – М.: Эксмо. 2018.
17.Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ // под ред. П.П. Серкова. – М.: НОРМА. 2019.
18.Ноздрачев А.Ф. Административное право: фундаментальный курс. – М., 2017.
19.Россинский Б.В. Административные правонарушения. Энциклопедический словарь. – М.: НОРМА. 2018.
20.Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. – 2019. – № 1.
21.Пономарев С. Кодекс или основы законодательства об административных правонарушениях? // Российская юстиция. – 2019. – № 11.
22.Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство и право. – 2019. – № 5.
23.Студеникина М. Административная юстиция: какой путь избрать в России? // Российская юстиция. – 2019. – №6.