ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН
1.1. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на политические права и свободы граждан
1.2. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на трудовые права граждан
1.3. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на семейные права граждан
1.4. Ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан на собрания и митинги
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан
2.2. Общая характеристика правонарушений в сфере незаконного обращения наркотических веществ
2.3. Характеристика составов и квалификация правонарушений, посягающих на общественную нравственность
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ
3.1. Объективная сторона административных правонарушений в области охраны сосбственности
3.2. Субъективная сторона правонарушений в области охраны собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. За последнее время в области правового регулирования административной ответственности в Российской Федерации накопилось достаточно много проблем. Практика нередко необоснованного и существенного увеличения количества составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, негативно сказывается на развитии российского законодательства, формирует у населения искаженное представление об административно-деликтной политике как исключительно репрессивном государственно-правовом явлении. Возникновение новых административных запретов на федеральном уровне происходит без учета их регулирующего воздействия на социальную и экономическую сферы отдельных субъектов Российской Федерации (далее - субъектов РФ), которые отличаются существенной спецификой, своеобразием и индивидуальностью.
Общие проблемы административной ответственности, вопросы кодификации законодательства об административных правонарушениях и производства по делам об административных правонарушениях рассматривали такие ученые-административисты, как: А.Б. Агапов, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, И.А. Галаган, Л.А. Калинина, Л.В. Коваль, Ю.М. Козлов, Г.А. Кузьмичева, В.М. Манохин, Л.Л. Попов, П.П. Серков, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, С.А. Старостин, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, С.Д. Хазанов и другие.
Особое внимание при проведении исследования уделялось анализу проблем правового регулирования административной ответственности в субъектах Российской Федерации, представленных в трудах таких известных представителей науки административного права, как: М.Я. Масленников, О.С. Рогачева, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, А.П. Шергин.
Таким образом, можно утверждать, что наука административного права довольно основательно исследовала проблемы правового регулирования административной ответственности.
Объектом исследования являются административные правоотношения, которые возникают при привлечении к ответственности за нарушение прав граждан, здоровья населения и в области охраны собственности.
Предметом исследования являются нормы права, предусматривающие ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и в области охраны собственности.
Цель исследования – изучить и проанализировать административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и в области охраны собственности.
Вышеуказанная цель определила ряд задач исследования:
1. Изучить административные правонарушения, посягающие на права граждан;
2. Проанализировать административные правонарушения, посягающие на здоровье населения;
3. Охарактеризовать административные правонарушения в области охраны собственности.
Для написания исследования использованы следующие методы: общенаучные (первый уровень методологии) – диалектический (диалектико-материалистический), абстрагирования (восхождение от конкретного к абстрактному); специальные и частнонаучные (второй уровень методологии) – формально-юридический метод (традиционный для юридической науки), правила юридической техники, сравнительного правоведения, статистический и другие.
Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН
1.1. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на политические права и свободы граждан
Правонарушения в КоАП РФ систематизированы по объекту посягательства, исходя из чего законодатель распределил их по главам Кодекса. Рассмотрим, какие родовые объекты посягательства предусмотрены в главе 5 КоАП РФ . Анализ составов правонарушений в этих главах позволяет сделать вывод, что таковыми являются права граждан .
При квалификации правонарушений, приведенных в главе 5 КоАП РФ, следует учитывать такую их особенность, как бланкетный (отсылочный) характер, что, в свою очередь, предопределяет необходимость изучения других нормативных актов, определяющих содержание и масштаб должного или возможного поведения, конкретизирующих диспозицию правовой нормы. Хорошим примером в данной ситуации является анализ правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, предусмотренные ст. 5.1—5.25 КоАП РФ. Для их квалификации необходимо ориентироваться на ст. 44—60 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 62-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» .
Общим признаком всех административных правонарушений является родовой объект посягательства – общественные отношения, обеспечивающие конституционные права и свободы человека и гражданина.
Родовым объектом административных правонарушений, содержащихся в главе 5 Кодекса, являются общественные отношения, реализация которых обеспечивает политические, социальные и иные права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» , других федеральных законах, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
По видовому объекту, как основанию классификации, указанные административные правонарушения можно подразделить на следующие группы:
1) посягающие на политические права и свободы граждан (ст. 5.1 – 5.25; 5. 5.45 – 5.52; 5.56 – избирательные права и свободы граждан и участников референдума, 5.38 – право проведения публичных мероприятий);
2) посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него (ст. 5.26);
3) посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст. 5.27-5.34, 5.42, 5.44);
4) посягающие на социальную защиту, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 – 5.37);
5) посягающие на иные социальные права: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39); непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение (ст. 5.41); нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств для инвалидов (ст. 5.43); незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53); неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете); непредоставление кредитного отчета (ст. 5.55).
Объектом административных правонарушений в сфере избирательного права являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан и правом на участие в референдуме. Право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме зафиксировано в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" конкретизирует содержание данных конституционных прав граждан и устанавливает гарантии их соблюдения и реализации .
К таким правонарушениям относятся, в частности, следующие: - Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума - Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума - Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума - Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов - Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации - Статья 5.7.
Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме и ряд других. Объективную сторону указанных правонарушений составляют действия и бездействия. Так, например, объективная сторона правонарушения по ст. 5.7 выражается в действии (бездействии) работодателя (руководителя администрации), который получил заявление от указанного лица с просьбой о предоставлении отпуска и в письменной или устной форме отказал в этом или оставил данное заявление без рассмотрения.
Объективная сторона правонарушения по ст. 5.10 (Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах) заключается в действиях по проведению агитации с нарушением правил относительно времени или места ее проведения, т.е. проведение агитации вне агитационного периода (с ноля часов по местному времени за сутки до дня голосования и в день голосования), а также проведение агитации в запрещенных местах - в воинских частях или воинских организациях, в помещении избирательных комиссий и т.д.
Объективная сторона правонарушения по ст. (5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации) заключается в бездействии организаций, осуществляющих телерадиовещание, периодических печатных изданий или их должностных лиц, которое заключается в непредоставлении зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) в тех же СМИ опровержение либо иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации. Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица, а также юридические лица .
Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
Раздел I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.2004. N 27, ст. 2710.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002., N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ.2002. N 24. ст. 2253.
5. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства РФ.1997. N 39, ст. 4465.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.10.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Раздел II. Литература
7. Грищенко, А.Н. К вопросу об охране и защите прав и свобод граждан в деятельности полиции / А.Н. Гращенко // Современное право. - 2017. - N 8.- С. 29 - 34.
8. Зырянов, С.М. Еще раз об общественной опасности административного правонарушения / С.М. Зырянов // Административное право и процесс.- 2017. - N 6.- С. 43 - 46.
9. Канищев, Д. Предупреждение, штраф, конфискация / Д. Канищев // ЭЖ-Юрист. - 2013. - № 13. - С. 14.
10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. - М., 2017. – 853 с.
11. Конин, Н.М. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.М. Конин. - М.: Проспект, 2018. - 448 с.
12. Пешин, Н.Л. Особенности муниципального публично-властного контроля // Конституционное и муниципальное право.- 2019.- N 7. - С. 55 - 62.
13. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая / Р.В. Амелин, А.В. Колоколов, М.Д. Колоколова и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. - 1343 с.
14. Ражков, Р.А., Морозова, Н.А. О конституционности положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о сроке давности привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере антимонопольного законодательства / Р.А. рыжков, Н.А. Морозова // Арбитражный и гражданский процесс. - 2013. - N 12. - С. 42 - 49.
15. Рогачева, О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / О.С. Рогачева. - Воронеж, 2012. – 184 с.
16. Серков, П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы / П.П. Серков. - М., 2017. – 262 с.
17. Скляров, И.А. Институт административной ответственности и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: проблемы и перспективы / И.А. Скляров // Административное право и процесс. - 2018. - N 4. - С. 5 - 12.
18. Уваров, М.А. Актуальные проблемы профилактики органами внутренних дел административных правонарушений в сфере охраны собственности / М.А. Уваров // Российский следователь.- 2015. - N 23. - С. 37 - 41.
19. Цуканов, Н.Н. К вопросу об общественной опасности административного правонарушения (на основании предложений Ю.П. Соловья по модернизации концепции административной ответственности) / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. - 2018.- N 7. - С. 53 - 57.
20. Шевцов, А.В. К вопросу о соответствии составов административных правонарушений административно-юрисдикционным полномочиям должностных лиц органов внутренних дел / А.В. Щевцов // Административное право и процесс.- 2019. - N 4. - С. 6 - 13.
Раздел III. Судебная практика
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 8. - Ст. 868.
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2005. - № 6.
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2009. - № 4.
24. Постановление Шарыповского городского суда Красноярского края от 05.06.2018 по делу № 2-22/2018 // https://rospravosudie.com (дата доступа 28.10.2019).
25. Решение Великолукского городского суда Псковской области от 04.08.2018 по делу № 12-62/2018 // /https://rospravosudie.com (дата доступа 28.10.2015
26. 9).
27. Дело № 2-2936/2012 // Архив Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга // http://smolninsky.spb.sudrf.ru (дата доступа 28.03.2015).