Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки новых и совершенствования имеющихся подходов антикризисного управления на предприятии.
Развитие рыночных отношений создает условия для развития и формирования конкурентной среды. Воздействие внешней среды и формы проявления конкуренции становятся более агрессивными, что само по себе является дестабилизирующим фактором в жизни организации, способным, вывести ее из равновесия.
Мировой финансовый кризис, экономическая нестабильность и замедление темпов экономического роста ставят перед предприятием сферы услуг множество задач по совершенствованию системы управления предприятием, направленной на стабильное и устойчивое его развитие.
Структура рынка подвергается постоянным изменениям, а экономическая ситуация остается непростой. Как следствие – предприятия работают нестабильно, и зачастую это заканчивается их ликвидацией. Чтобы решить управленческие задачи в кризисный период или в условиях неустойчивой экономики, компании используют антикризисное управление, представляющее собой особую систему мер.
Разработка антикризисных мероприятий способна обеспечить устойчивое и стабильное развитие предприятий в условиях новых экономических реалий.
Цель работы – изучить разработку антикризисной стратегии предприятия на примере ООО «Вода Узольская».
Задачи работы:
- изучить теоретические основы разработки стратегии антикризисного управления организацией:
- изучить сущность и основы управления антикризисного управления на предприятии;
- изучить основные механизмы и подходы к стратегии антикризисного управления;
- изучить этапы разработки антикризисной стратегии на предприятии.
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Вода Узольская»;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- провести анализ антикризисной стратегии на предприятии;
- провести разработку стратегии антикризисного управления в ООО «Вода Узольская»;
- изучить выбор направлений стратегии антикризисного управления предприятия;
- провести диагностирование кризиса неплатежеспособности предприятия;
- провести разработку мероприятий по выводу предприятия из кризиса;
- провести расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий.
Объект исследования – деятельность предприятия ООО «Вода Узольская.
Предмет исследования - стратегия антикризисного управления предприятия.
Исследование выбранной темы работы опиралось на труды отечественных авторов, посвященных проблеме антикризисного управления предприятиями. Особый вклад в углубление теоретических представлений и осмысление практики использования методов антикризисного управления предприятий внесли научные труды таких ученых, как Гогина Г.Н., Никифорова Е.В, Шиянова С.Л., Шнайдер О.В., Пласкова Н.С., Протасов В.Ф. и др.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы исследования: системный анализ, метод дедукции и индукции, диалектический метод, документальный анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников
Глава 1 Теоретические основы разработки стратегии антикризисного управления организацией
1.1 Сущность и основы антикризисного управления на предприятии
Антикризисное управление – это управление, при котором вполне реально проанализировать основные симптомы наступления кризиса, предвидеть потери от него и предпринять полезные действия. К таким мерам следует прибегнуть, чтобы снизить отрицательные последствия сложной финансовой ситуации и использовать факторы антикризисного управления для дальнейшего развития фирмы [5].
Факторы, способные вызвать кризис, условно делятся на внешние и внутренние. Внешние факторы - это рост инфляции и безработицы, нестабильности налоговой системы и законодательства РФ, снижении уровня реальных доходов граждан, понижении емкости внутреннего рынка, усилении монополии в рыночном пространстве, нестабильности валюты, постоянно меняющейся политической обстановке, стихийных бедствиях и т. д.
Внутренние – это высокий уровень финансового риска, неэффективный менеджмент, некачественное управление производственными издержками, негибкое управление, неразвитая система бухучета и отчетности, низкая производительность труда, высокие энергозатраты, низкая конкурентоспособность продукции, а также зависимость от ограниченного круга потребителей и поставщиков.
Прежде всего, необходимость начать процесс антикризисного управления обусловлена человеческим фактором, различным поведением людей в кризис. Человек приходит к каким-либо важным решениям, как правило, опираясь на опыт предшественников. Правильно оценив социально-экономическую систему, можно предугадать наступление кризиса и заранее сделать все возможное, чтобы избежать его. При этом наиболее опасным кризисом всегда является тот, который нельзя спрогнозировать.
Чтобы преодолеть наступивший кризис или смягчить его последствия осуществляется антикризисное управление на предприятии. Именно эти задачи необходимо решать и руководителю, и всему предприятию в целом. Чтобы добиться максимального эффекта, следует использовать основные механизмы антикризисного управления для обеспечения защиты организации. Требуется также непрерывное совершенствование механизма по предотвращению критических ситуаций.
Цели антикризисного управления:
- Разработать и реализовать меры по нейтрализации наиболее опасных путей, способных привести к кризису [12].
- Избежать банкротства.
- Вывести компанию из кризиса.
- Разработать и реализовать финансовые и управленческие механизмы, которые позволили бы «вытащить» компанию из кризиса.
- Ограничить ущерб, который кризис может нанести предприятию.
Антикризисное управление имеет свои особенности, затрагивающие технологии и процессы в компании. Речь идет о мобильности и динамичности в применении ресурсов, изменениях, внедрении новых программ и инновационных методов работы, осуществлении программно-целевых подходов в технологиях по разработке и реализации решений в сферах управления, повышенной чувствительности к временному фактору в управленческих процессах, выполнении своевременных действий по динамике ситуаций.
Более пристальное внимание к предварительной и последующей оценкам решений в вопросах управления, выборе альтернатив в поведении и осуществлении деятельности, использовании антикризисного критерия качества решений в ходе их разработки и использования.
Одним из основных показателей определения антикризисного состояния на предприятии является финансовая устойчивость.
Финансовая устойчивость организации в исследованиях И.Я. Лукачевича определяется как «разница реального собственного капитала и уставного капитала» [17].
Наиболее полно понятие «финансовая устойчивость организации», раскрывает Л.Т. Гиляровская, по мнению которой это способность хозяйствующего субъекта выполнять основные виды деятельности в условиях влияния предпринимательского риска и изменяющейся бизнес-среды, чтобы максимизировать благосостояние собственников, укрепить конкурентные преимущества предприятия в интересах общества и государства. Данная трактовка финансовой устойчивости наиболее точно раскрывает современные условия функционирования хозяйствующих субъектов и цели собственников организации. Достижение поставленных целей с учетом влияния факторов внешней среды и предпринимательских рисков позволяет организации сохранить либо повысить уровень своей финансовой устойчивости [21].
В число правовых механизмов антикризисного управления включают:
- Наблюдение. Оно необходимо, чтобы проанализировать финансовое состояние должника и обеспечить сохранность его имущественных ценностей. При этой деятельности в обязанности временного управляющего входит следующее: принятие мер по обеспечению сохранности имущественных ценностей должника, анализ его финансового состояния, выявление кредиторов, ведение реестра требований кредиторов (исключения составляют случаи, о которых сказано в Федеральном законе), уведомление кредиторов о наблюдении, созыв и проведение первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление. Основываясь на решении собрания кредиторов, арбитражный суд вводит финансовое оздоровление. Административного управляющего также назначает арбитражный суд. В определении о введении данной меры должно быть упоминание о сроке, в течение которого будет проходить финансовое оздоровление, а также содержаться график погашения задолженностей, утвержденный судом. Судебное определение о финансовом оздоровлении требует немедленного исполнения. При этом осуществление полномочий управленческих органов ведется с ограничениями [26].
- Внешнее управление. Основная задача, которую ставит перед собой внешнее управление – достичь финансового оздоровления должника за счет продажи его имущественной части. Различные экономические и организационные мероприятия также помогают достичь цели. Конкурсное производство. Конкурсное производство имеет свой срок, который не может превышать один год. У суда есть возможность продлить этот период еще на полгода. Открывая конкурсное производство, арбитражный суд имеет все полномочия назначить конкурсного управляющего в соответствии с порядком назначения внешнего управленца.
- Мировое соглашение. Обязательное условие мирового соглашения – погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди. Заключение этого соглашения ведется на одинаковых для всех кредиторов условиях. Обязательно письменное оформление документа. Текст соглашения должен содержать информацию о порядке, размерах, сроках выполнения обязательств должника. В нем также может быть обозначено, что у должника больше нет обязательств, благодаря отступному, новации обязательства, прощению долга или какому-либо другому способу, не противоречащему российскому законодательству.
В зависимости от экономического и финансового состояния структуры предприятия с целью обеспечения ее устойчивого развития могут применяться различные стратегии антикризисного управления:
1) Стратегия восстановления заключается в ликвидации последствий кризиса и обеспечении возврата структуры предприятия к предкризисному состоянию в части ее деловой активности, экономической и финансовой устойчивости. Антикризисная стратегия восстановления основывается на учете и рациональном использовании комплекса факторов:
Внешнего окружения:
– характер проявления кризиса;
– структура рынка отрасли; – стабильность цен;
– сегменты спроса;
– наличие вертикальной интеграции.
Внутренних факторов:
– позиция хозяйственных менеджеров;
– положение с затратами в отрасли;
– доля рынка;
– патенты и лицензии.
2) Стратегия поворота обусловлено тем, что кризис обостряет наиболее слабые стороны деятельности организации и нередко вызывает необходимость коренных изменений в содержании ее миссии, структуры, технологии, вплоть до смены ее отраслевой принадлежности и масштабов деятельности.
Антикризисная стратегия поворота состоит из совокупности следующих частных стратегий:
– сокращения расходов;
– изменения ценообразования;
– переориентации;
– разработки нового товара;
– рационализации ассортимента товаров;
– сосредоточения на продажах и рекламе.
Таким образом, структура рынка подвергается постоянным изменениям, а экономическая ситуация остается непростой. Как следствие – предприятия работают нестабильно, и зачастую это заканчивается их ликвидацией. Чтобы решить управленческие задачи в кризисный период или в условиях неустойчивой экономики, компании используют антикризисное управление, представляющее собой особую систему мер.
1.2 Основные механизмы и подходы к стратегии антикризисного управления
В условиях современного рынка с кризисом может столкнуться любое предприятие. Это может произойти не только из-за не эффективного управления, но и в результате определенного развития экономики в целом.
Антикризисное управление становится неотъемлемой частью управления современным предприятием. Каждый менеджер должен стать в той или иной мере антикризисным управляющим [9].
Эффективность антикризисного управления зависит от специалистов, которые занимаются этой деятельностью. Менеджеры должны уметь оперативно анализировать сложившуюся ситуацию, делать верные выводы и предвидеть наступление кризиса. Предвидеть наступление кризисной ситуации становится одной из важнейших способностей современного управленца. Это дает возможность подготовиться к ней и постараться предотвратить ее воздействие на предприятие, своевременно приняв необходимые меры. Чтобы избежать серьезных последствий для предприятия, необходимо создавать механизмы антикризисного управления.
Задача антикризисного управления состоит в обращение кризисных явлений в положительный опыт, который пригодится в будущем. Для того следует предпринять ряд определенных экономических действий. Этим должен владеть руководитель предприятия или антикризисный менеджер. Это умение складывается из теоретической базы и изучения практического опыта.
Менеджерам необходимо постоянно накапливать опыт в сфере борьбы с кризисами, искать выходы из сложившейся ситуации, приспосабливаться к новым экономическим условиям. Поэтому именно действия людей способны обеспечить эффективность антикризисного управления. Компании не должны экономить на специалистах в сфере антикризисного менеджмента. Отсутствие грамотных специалистов существенно отразится на состоянии предприятия. Это приведет к увеличению количества кризисов, более серьезными будут их последствия, ухудшится характер их протекания.
На сегодняшний день антикризисное управление присутствует
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1,2,3 и 4. Текст с изменениями и дополнениями на 10 июля 2015 г. /Ред. Т. Дегтярева. – М.: Эксмо. – 2015. – 864 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. / Текст с изменениями и дополнениями на 15 января 2015 года. - М.: Эксмо. - 2015. 1120 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. По состоянию на 10 октября 2015 г. С учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 13 июля 2015 г. №233 –ФЗ, 237-ФЗ, 242-ФЗ. – М.: Кодекс. – 2015. – 256 с.
4. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник / С.Р. Богомолец, Г.И. Алексеева, Т.П. Алавердова; Под ред. С.Р. Богомолец. - М.: МФПУ Синергия, 2014. – 720 с.
5. Антикризисное управление. Учеб. пособие для технических вузов / Под ред. Э.С. Минаева, В.И. Лапенкова. М., 2014. - 432 с.
6. Ансофф И. Стратегическое управление / И.Ансофф. – М.: Экономика, 2014. – 519 с.
7. Анурова Н. Как создать профессиональную команду,- М.: Современные розничные и ресторанные технологии, 2014. - 216 с.
8. Ахмадеева О. А., Идрисова А. И. Тенденции развития рынка производственных предприятий // Молодой ученый. - 2016. - №8. -— С. 483-486.
9. Багриновский К.А. О методах адаптивного управления в переходной экономике // Экон. наука соврем. России. - 2016. - № 2. - С. 30-39.
10. Балабанов В.С., Лясников Н.В., Шеметов В.В. Исследование систем управления: учебное пособие. М.: РАП, 2014. – 144 с.
11. Бандурин В.В. Управление федеральной собственностью в условиях пеореходной экономики / В.В. Бандурин, В.Ю. Кузнецов. М.: Наука и экономика, 2014. - 185 с.
12. Бараненко С.П., Лясников Н.В., Шеметов В.В. Эффективность менеджмента как необходимое условие стратегической устойчивости предприятия // Надежность. 2014. – 315 с.
13. Белоусова С.Н. Организация производства на предприятии. //Феникс, 2014. - 352 с.
14. Бобков В.И. Влияние кризиса на уровень и качество жизни / В. Бобков // Экономист. 2016. - № 4. - С. 66-78.
15. Болдырев Ю. К диагностике кризиса и оценке дееспособности «властной вертикали» / Ю. Болдырев // Российский экономический журнал. -2016.- №9. - С. 17-24.
16. Букреев A.M. Кризис-менеджмент в акционерных обществах / A.M. Букреев, И.В. Рощупкина. Воронеж, ВГУ, 2014. - 323 с.
17. Букреев A.M. Организационно-экономические основы антикризисного управления предприятием / A.M. Букреев. Воронеж: ВГТУ, 2015. -108 с.
18. Веретенникова О.Б., Лаенко О.А. Оценка эффективности использования оборотного капитала хозяйствующих субъектов // Управленец. – 2016. - № 11-12. – С. 52 - 55.
19. Веретенникова О.Б., Лаенко О.А. Сущность оборотного капитала предприятия и его классификация // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2017. - № 2. – С. 178 – 183.
20. Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса / А. Виленский // Вопросы экономики. 2015. - № 6. -С. 149-155.
21. Вишневская О. Механизмы антикризисного управления предприятием / О.В. Вишневская // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. - №3. -С. 105-112.
22. Внедрение сбалансированной системы показателей // Horvath & Partners; Пер. с нем. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 478 с.
23. Гибсон Дж.Л. Организации: поведение, структура, процессы / Пер. с англ. // Дж.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х.- мл. Доннелли. М.: ИНФРА-М, 2014. - 662 с.
24. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 2014. - C. 187-211.
25. Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов / С. Глазьев // Вопросы экономики. 2016. - № 3. -С. 26-38.
26. Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса (по результатам опросов руководителей малых предприятий) / Ф. Глисин // Экономист. 2015. - № 7. - С. 28-42.
27. Гогина Г.Н., Никифорова Е.В, Шиянова С.Л., Шнайдер О.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ГИОРД, 2015. – 192 с
28. Головко Е. В. Дефиниции устойчивости экономической системы // Молодой ученый. - 2015. - №5. - С. 283-285.
29. Гринберг Р. О глобальном кризисе / Р. Гринберг // Российский экономический журнал. 2014. - № 9-10. - С. 11-14
30. Давыдова Л. В., Федорова О. А., Коршунова Г. В.. Финансы. Изд-во «Рид Групп», 2015. – 328 с.
31. Дзарасов С. Российский кризис: истоки и уроки / С. Дзарасов // Вопросы экономики. 2017. - № 5. - С. 69-85.
32. Ковалев В.В., О. Н. Волкова Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - М.: Проспект, 2014.-389 с.
33. Коваленок Т.П. Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги. – СПб.: ПГУПС, 2014. – 367 с.
34. Колесникова Т.Г., Лямин Б.М. Экономические показатели как инструмент оценки и управления деятельности предприятия // Инновационные технологии управления и права. – 2016. - №2. – С. 31-35.
35. Комплексный экономический анализ предприятия / Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. – СПб.: Питер, 2014. – 576 с.
36. Корнейчук Б. Экономисты о причинах кризисов / Б. Корнейчук // Экономист. 2016. - № 5. - С. 19-25.
37. Коротков Э. М. Антикризисное управление: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 129 с.
38. Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент / А.Б. Крутик, А.И. Муравьев. СПб: Питер, 2015. - 432 с.
39. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию / А. Кудрин // Вопросы экономики. 2015. - № 1. - С. 9-27.
40. Лутченко В. Кризисное состояние предприятия. Как преодолеть и не допустить его / В. Лутченко, В. Соколов // Содействие. 2017. - № 3-4. -С. 61-65.
41. Лякина М.А. Финансы предприятий железнодорожного транспорта. – СПб.: ПГУПС.:, 2015. – 456 с.
42. Маркова И.Д., Наконечная Ю.А., Стенюшкина С.Г. // Комплекс маркетинга. Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 38. – С. 33-34.
43. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. сангл. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.И. Евенко. М.: НФПК Дело, 2014. – 689 с.
44. Пласкова Н.С. Экономический анализ. – М.: Эксмо, 2014. – 704 с.
45. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 536 с.
46. Чибугаева С.Г., Андрианова Н.В. Ценовая политика предприятия. // Молодой ученый. - 2015. - № 12. - С. 521-523.
47. Широва Т.А., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. К вопросу обеспечения конкурентоспособности продукции. // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 6. – С. 14-18.
48. Финансы и кредит. Учебное пособие. Москва, ИНФРА-М, 2014. - 447 с.
49. Финансы : учеб. / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 496 с.
50. Янова П.Г. Организация управления на предприятии. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2015. – 189 с.